Дело № (УИД 50RS0№-08)
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Шатура Московской области 18 января 2024 г.
Шатурский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Грошевой Н.А.,
при секретаре Спирячиной Д.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Завалина Николая Андреевича к филиалу № 3 Отделения Фонда пенсионного и социального страхования по г. Москве и Московской области, Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области о взыскании компенсации стоимости за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации,
установил:
Завалин Н.А. обратился в суд с указанным иском к филиалу № 3 Отделения Фонда пенсионного и социального страхования по г. Москве и Московской области, в обоснование заявленных требований с учетом принятых к рассмотрению уточнений ссылаясь на следующее.
<данные изъяты>.
30.08.2023 им в адрес ответчика были поданы документы, подтверждающие факт самостоятельного приобретения технических средств реабилитации, необходимых ему в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, всего на сумму 506400 руб.
Ему была выплачена компенсация в общей сумме 314727,77 руб. Размер недоплаченной компенсации составляет 191672,23 руб.
30.09.2023 он обратился к ответчику с заявлением о компенсации самостоятельно приобретенных технических средств реабилитации, необходимых ему в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, на сумму 334000 руб.
Указанная сумма была компенсирована частично в размере 156094,24 руб. и 44000 руб.
Просит взыскать с ответчика компенсацию стоимости самостоятельно приобретенных технических средств реабилитации в размере 325577,99 руб., судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 25000 руб.
Истец Завалин Н.А. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного слушания извещен надлежащим образом, его представители Завалина М.Н., действующая на основании доверенности, Горюнов А.Н., допущенный к участию в деле на основании ч. 6 ст. 53 ГПК РФ, поддержали изложенное в исковом заявлении, просили заявленные требования удовлетворить.
Представитель ответчиков филиала № 3 Отделения Фонда пенсионного и социального страхования по г. Москве и Московской области, Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области по доверенности Турутова Е.В. просила в удовлетворении иска отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление.
Выслушав объяснения сторон, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Статьями 19 и 20 Конвенции о правах инвалидов, заключенной в г. Нью-Йорке 13.12.2006, предусмотрены права всех инвалидов жить в обычных местах проживания, при равных с другими людьми вариантах выбора. Государство приняло на себя обязанность по принятию эффективных и надлежащих мер для того, чтобы содействовать полной реализации инвалидами этого права и их полному включению и вовлечению в местное сообщество.
Также государства - участники Конвенции обязались принимать эффективные меры для обеспечения индивидуальной мобильности инвалидов с максимально возможной степенью их самостоятельности, в том числе путем содействия индивидуальной мобильности инвалидов избираемым ими способом, в выбираемое ими время и по доступной цене; облегчения доступа инвалидов к качественным средствам, облегчающим мобильность, устройствам, ассистивным технологиям и услугам помощников и посредников, в том числе за счет их предоставления по доступной цене.
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Российской Федерации, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ).
Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 статьи 9 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации.
Согласно ст. 10 названного Закона государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
В силу положений ч. ч. 1 и 2 ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Частью 14 ст. 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ установлено, что технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Во исполнение указанной нормы закона Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила).
По смыслу п. п. 2 и 3 названных Правил обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
Согласно абз. 1 п. 4 Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования РФ по месту жительства инвалида (ветерана).
В силу положений п. 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). При наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями) (далее - организация, в которую выдано направление). В направлении уполномоченным органом указывается срок его действия, который устанавливается в пределах срока действия государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) и составляет не менее половины срока действия указанного контракта.
Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней.
В пункте 15 (1) Правил определено, что в случае если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) и (или) услуга по его ремонту не могут быть предоставлены инвалиду (ветерану) либо если инвалид (ветеран) приобрел соответствующее техническое средство (изделие) или оплатил указанную услугу за собственный счет, то инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия) и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с Правилами.
Из приведенных норм следует, что обеспечение инвалидов средствами технической реабилитации осуществляется территориальным отделением Фонда социального страхования РФ в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, на основании контрактов, заключенных с организациями, отобранными на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 5.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Судом установлено, что Завалин Николай Андреевич, <данные изъяты>
Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида № к протоколу проведения медико-социальной экспертизы гражданина № от 15.06.2021 Завалин Н.А. нуждается в обеспечении техническими средствами реабилитации (л.д. 53-60).
30.08.2023 Завалин Н.А. обратился к ответчику с заявлением о компенсации самостоятельно приобретенных технических средств реабилитации, необходимых ему в соответствии с индивидуальной программой реабилитации: <данные изъяты>
Ему была выплачена компенсация в общей сумме 314727,77 руб. Размер недоплаченной компенсации составляет 191672,23 руб.
30.09.2023 он обратился к ответчику с заявлением о компенсации самостоятельно приобретенных технических средств реабилитации, необходимых ему в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, на сумму 334000 руб., а именно: <данные изъяты>
Указанная сумма была компенсирована частично в размере 156094,24 руб. и 44000 руб. (л.д. 29, 35).
В обоснование возражений на исковое заявление представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области указывает на то, что размер компенсации определяется исходя из сведений, размещенных на сайте www.zakupki.gov.ru. Информация о ТСР и их стоимости, размещенная на сайте www.sfr.gov.ru, является общедоступной и не применяется при определении размера компенсации за самостоятельно приобретенные ТСР. Полагает, что размер компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации определен Завалину Н.А. правильно, в соответствии с последним исполненным государственным контрактом по обеспечению ТСР <данные изъяты> Московской области на дату подачи заявлений Завалиным Н.А. и его ИПРА от 15.06.2021 № (2).
Суд не может согласиться с доводами ответчика ввиду следующего.
Согласно части 6 статьи 11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 названного Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
В соответствии с Порядком выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, от 31.01.2011 № 57н, компенсация выплачивается территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации либо исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида.
В соответствии с п. 3 Порядка компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.
Компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
В соответствии с п. 4 Порядка размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки однородного технического средства реабилитации и (или) оказания однородной услуги, информация о которой размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), проведенной уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Последней по времени осуществления закупкой однородного технического средства реабилитации и (или) оказания однородной услуги считается последняя завершенная процедура осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги (заключенный уполномоченным органом государственный контракт на закупку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг, обязательства по которому на дату подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги исполнены сторонами контракта в полном объеме).
Согласно п. 5 Порядка компенсация инвалиду выплачивается на основании заявления инвалида либо лица, представляющего его интересы, о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги и документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги инвалидом за собственный счет, а также предъявления им следующих документов: документа, удостоверяющего личность; индивидуальной программы реабилитации инвалида; страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, содержащего страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС).
Выплата инвалиду компенсации осуществляется уполномоченным органом в месячный срок с даты принятия соответствующего решения, путем почтового перевода или перечисления средств на счет, открытый инвалидом в кредитной организации.
Согласно п. 6 Порядка решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом в течение 30 дней со дня принятия уполномоченным органом заявления о выплате компенсации.
В соответствии с п. 7 Порядка определение размера компенсации уполномоченным органом осуществляется на основании индивидуальной программы реабилитации инвалида, документов, подтверждающих расходы по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги.
Из приведенных нормативных положений следует, что гарантированное государством право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, осуществляется путем предоставления этих средств в натуре или посредством выплаты денежной компенсации, если данные средства не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации за собственный счет, то есть механизм реализации указанного права регламентирован. При этом действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в натуре за прошлый период в случае их непредоставления инвалиду уполномоченным органом по какой-либо причине. В такой ситуации право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования техническими средствами реабилитации осуществляется путем выплаты инвалиду денежной компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации в порядке, установленном Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.01.2011 № 57н.
Расчет стоимости приобретенных истцом технических средств реабилитации представлен в материалы дела и не оспаривался ответчиком.
Учитывая, что компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости однородного технического средства реабилитации и (или) однородной услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, принимая во внимание, установленные по делу обстоятельства, учитывая, что стоимость приобретенных истцом в магазине «Медтехника» средств реабилитации составила 840400 руб. (л.д. 20-28, 30-33), ответчик произвел выплату компенсации в размере 514822,01 руб., в связи с чем требования истца о взыскании с ответчика денежных средств в счет невыплаченной суммы компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации в размере 325577,99 руб. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Разрешая требования о взыскании судебных расходов, суд приходит к следующему.
Согласно статье 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
В силу части 1 статьи 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии со ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в частности, расходы на оплату услуг представителя.
Согласно договору оказания юридической помощи от 10.10.2023, заключенному между Завалиным Н.А. и Горюновым А.Н., последний оказывал юридическую помощь заказчику, связанную с подготовкой и предъявлением в суд искового заявления о признании действий и решений Социального фонда России незаконными по обращениям от 30.08.2023 и 30.09.2023; участием в судебных заседаниях Шатурского городского суда для поддержания правовой позиции заказчика (л.д. 39-40).
Стоимость услуг в силу п. 3.1 договора составила 25000 руб. (л.д. 41).
Из разъяснений, содержащихся в пунктах 11 и 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», следует, что разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов (ч. 3 ст. 111 АПК РФ, ч. 4 ст. 1 ГПК РФ, ч. 4 ст. 2 КАС РФ).
Вместе с тем, в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (ст. ст. 2, 35 ГПК РФ, ст. ст. 3, 45 КАС РФ, ст. ст. 2, 41 АПК РФ) суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе, расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.
Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.
Из толкования положений ст. 100 ГПК РФ, Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» следует, что разумность пределов определяется судом с учетом особенностей конкретного дела.
При оценке разумности заявленных расходов суд учитывает сложность, характер рассматриваемого спора, категорию дела, продолжительность подготовки к рассмотрению дела, объем доказательственной базы по данному делу, количество судебных заседаний с участием представителя.
Учитывая сложность и характер рассматриваемого спора, категорию дела, объем доказательной базы по данному делу, характер и объем оказанной представителем правовой помощи, степень участия представителя в разрешении спора, с учетом принципов разумности и справедливости, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в указанной части в заявленном размере.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Завалина Николая Андреевича удовлетворить частично.
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области (ИНН №, ОГРН №) в пользу Завалина Николая Андреевича (СНИЛС № 61) компенсацию стоимости за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации в размере 325577 (триста двадцать пять тысяч пятьсот семьдесят семь) рублей 99 коп., судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 25000 (двадцать пять тысяч) рублей.
В удовлетворении требований к филиалу № 3 Отделения Фонда пенсионного и социального страхования по г. Москве и Московской области отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Шатурский городской суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательном виде.
Судья Н.А. Грошева
Мотивированное решение изготовлено 26.01.2024
Судья Н.А. Грошева