Решение по делу № 2-274/2020 от 19.02.2020

Дело № 2-274/2020

29RS0001-01-2020-000272-24

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 августа 2020 года                                 город Вельск

Вельский районный суд Архангельской области

в составе: председательствующего Цаплина А.Н.,

при секретаре Пивневой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации муниципального образования «Усть-Шоношское» к отделению судебных приставов по Вельскому и Шенкурскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

установил:

администрация муниципального образования (далее – МО) «Усть-Шоношское» обратилась в суд с иском к отделению судебных приставов (далее – ОСП) по Вельскому и Шенкурскому районам УФССП России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – АО и НАО) и УФССП России по АО и НАО об освобождении от взыскания исполнительского сбора в сумме 50 000 рублей, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Вельскому и Шенкурскому районам УФССП России по АО и НАО от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству -ИП, обосновывая требования тем, что по исполнительному производству, возбужденному на основании решения Октябрьского районного суда г. Архангельска по делу № 2-125/2014 от 12 марта 2014 года, на администрацию МО «Усть-Шоношское» была возложена обязанность к принятию мер по постановке на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу бесхозяйственного скотомогильника, расположенного в 1,5 км, от <адрес> Архангельской области, площадью 550 кв.м., координаты: 61,3, долгота 41. ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление об окончании исполнительного производства. ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о взыскании исполнительного сбора в размере 50 000 рублей. Истец полагает, что администрация МО «Усть-Шоношское» подлежит освобождению от взыскания исполнительского сбора, поскольку исполнительное производство окончено в связи с исполнением возложенных обязанностей. Указанные обстоятельства, по мнению истца, в силу п. 7 ст. 112 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации являются основаниями для освобождения от взыскания исполнительного сбора.

Представитель истца администрации МО «Усть-Шоношское» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела истец извещен надлежащим образом. Согласно заявлению просит суд рассмотреть дело без его участия, на заявленных исковых требованиях настаивает.

Представители ОСП по Вельскому и Шенкурскому районам УФССП России по АО и НАО и УФССП России по АО и НАО на судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просят рассмотреть дело без участия представителей, с заявленными требованиями не согласны.

Из отзыва ОСП по Вельскому и Шенкурскому районам УФССП России по АО и НАО следует, что на исполнение к судебному приставу-исполнителю Ждановой М. Ш. поступил исполнительный документ – постановление судебного пристава-исполнителя -ИП от ДД.ММ.ГГГГ. На исполнение к судебному приставу-исполнителю Булгаз Ю. Е. поступил исполнительный документ – исполнительный лист от ДД.ММ.ГГГГ, выданный органом: Вельский районный суд Архангельской области по делу № 2-125/2014, вступившему в законную силу 12 марта 2014 года, предмет исполнения: обязать администрацию муниципального образования «Шоношское» в пределах полномочий органа местного самоуправления, определенных действующим законодательством Российской Федерации, в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры к постановке на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу бесхозяйственного скотомогильника, расположенного в 1,5 км, от <адрес> Архангельской области, площадью 550 м2, координаты: широта: 61,3, долгота 41, в отношении должника: Администрация МО «Шоношское», адрес должника: <адрес>, в пользу взыскателя: прокуратура Вельского района, адрес взыскателя: пл. Ленина, д. 29, г. Вельск, Архангельская обл., Россия, 165150. Рассмотрев исполнительный документ, судебный пристав-исполнитель ДД.ММ.ГГГГ вынес постановление о возбуждении исполнительного производства -ИП. Освобождение Администрации от исполнительского сбора было бы возможно только при отсутствии обстоятельств у данного лица, как должника, и наличии обстоятельств, с которыми закон связывает возможность освобождения от ответственности за неисполнении обязательств. Между тем, у Администрации на момент вынесения постановления судебным приставом-исполнителем имелись не исполненные обязательства в виде вступившего в законную силу судебного решения о восстановлении должником нарушенных прав граждан. В связи с неисполнением надлежащим образом в добровольном порядке требований исполнительного документа ДД.ММ.ГГГГ было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с должника Администрации МО «Усть-Шоношское» в размере 50 000 рублей. Считают, что ОСП по Вельскому району не может являться ответчиком по настоящему делу.

Иные лица, участвующие в деле, на судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом.

Суд рассматривает дело в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации без участия лиц, участвующих в деле.

Изучив и исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Порядок исполнения судебных постановлений регламентируется Федеральным законом от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон).

В соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя.

Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Законом.

Согласно п. 13 ч. 1 ст. 64 Закона в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав – исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор и налагать штрафы на должника и иных лиц в случаях и порядке, которые установлены настоящим Законом.

В соответствии со ст. 105 Закона в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав выносит постановление о взыскании исполнительского сбора.

Согласно ст. 112 Закона исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для его добровольного исполнения. Должник освобождается от уплаты исполнительского сбора в случае представления им доказательств того, что добровольное исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (части 1, 2 ст. 112 Закона).

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока на добровольное исполнение судебного акта (ч. 2 ст. 112 Закона). В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации в соответствии с ч. 3 указанной статьи устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей.

В ч. 6 ст. 112 Закона предусмотрено, что должник вправе в порядке, установленном данным Законом обратиться в суд с иском об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, содержащимся в Постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, исполнительский сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Данная мера является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Исполнительскому сбору как штрафной санкции присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное Федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет и во внебюджетный фонд, средства которых находятся в государственной собственности. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такому роду мерам юридической ответственности.

Судом установлено, что вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № 2-125/2014 удовлетворены исковые требования прокурора Вельского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц, на администрацию МО «Шоношское» возложена обязанность в пределах полномочий органа местного самоуправления, определенных действующим законодательством Российской Федерации, в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры к постановке на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу бесхозяйного скотомогильника, расположенного в 1,5 км от д.<адрес> Архангельской области, площадью 550 кв.м, координаты: широта 61,3, долгота 41.

Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Вельскому и Шенкурскому районам УФССП России по Архангельской области на основании выданного по данному делу исполнительного листа серия , выданного Октябрьским районным судом г. Архангельска 12 марта 2014 года по делу № 2-125/2014, вступившему в законную силу 12 марта 2014 года, возбуждено исполнительное производство -ИП в отношении должника администрации МО «Шоношское», должнику был установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. Копия постановления получена истцом.

Между тем, в установленный срок решение суда исполнено не было, что истцом не оспаривается, в связи с чем, судебный пристав-исполнитель ОСП по Вельскому и Шенкурскому районам УФССП России по Архангельской области и НАО ДД.ММ.ГГГГ вынес постановление о взыскании с должника – администрации МО «Шоношское» исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.

Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Вельскому и Шенкурскому районам УФССП России по АО и НАО от ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство -ИП окончено, в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа.

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости установлено, что сооружение животноводства – скотомогильник, площадью 550 кв.м., расположенный по адресу: Архангельская область, Вельский район, в 1,5 км от <адрес>, поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, присвоен кадастровый , правообладателем является МО «Усть-Шоношское», принят на учет как бесхозяйный объект ДД.ММ.ГГГГ, номер государственной регистрации права .

В соответствии с ч. 7 ст. 47 Закона одновременно с вынесением постановления об окончании основного исполнительного производства, за исключением окончания исполнительного производства по основаниям, установленным пунктом 3 или 4 части 1 статьи 46 настоящего Федерального закона либо пунктом 4, 6 или 7 части 1 настоящей статьи, судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по не исполненным полностью или частично постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа. Постановление о возбуждении такого исполнительного производства направляется вместе с постановлением об окончании основного исполнительного производства, за исключением окончания исполнительного производства по основаниям, установленным пунктом 3 или 4 части 1 статьи 46 настоящего Федерального закона либо пунктом 4, 6 или 7 части 1 настоящей статьи, должнику, а при необходимости и другим лицам.

Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Вельскому и Шенкурскому районам УФССП России по АО и НАО от ДД.ММ.ГГГГ, на основании вынесенного в рамках исполнительного производства -ИП постановления судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора, возбуждено исполнительное производство -ИП в отношении должника администрации МО «Усть-Шоношское» о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.

В соответствии с Областным законом № 311-19-ОЗ от 28 сентября 2015 года «О преобразовании муниципальных образований «Усть-Шоношское» и «Шоношское» Вельского муниципального района Архангельской области путем их объединения» путем слияния администрации МО «Усть-Шоношское» и МО «Шоношское» создана администрация МО «Усть-Шоношское» Архангельской области, зарегистрированная 01 марта 2017 года.

На момент рассмотрения дела исполнительский сбор, об освобождении от уплаты которого заявлены исковые требования, не уплачен.

В соответствии с ч. 7 ст. 112 Закона суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч. 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ) оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Основания ответственности за нарушение обязательства установлены ст. 401 ГК РФ. Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.

Заявляя требования об освобождении от взыскания исполнительского сбора, администрация МО «Усть-Шоношское» указывает на отсутствие вины и на то, что приняла меры по исполнению решения суда, поставила на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу бесхозяйный скотомогильник, расположенный в 1,5 км от <адрес> Архангельской области, площадью 550 кв.м, координаты: широта 61,3, долгота 41.

Таким образом, в настоящее время администрацией МО «Усть-Шоношское» решение суда исполнено в полном объеме, исполнительное производство -ИП окончено фактическим исполнением требований исполнительного документа.

Проанализировав все представленные истцом доказательства в обоснование заявленных исковых требований в совокупности с установленными по делу обстоятельствами, суд приходит к выводу о наличии в данном случае предусмотренных ст. 401 ГК РФ оснований для освобождения администрации МО «Усть-Шоношское» от взыскания исполнительского сбора, в связи с чем, исковые требования по отношению к УФССП России по Архангельской области и НАО подлежат удовлетворению.

Администрация МО «Усть-Шоношское» проявило ту степень заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру обязательств и условиям оборота, приняла соответствующие меры для организации исполнения обязательств и требований судебного постановления.

Изучив представленные доказательства невиновности должника в установленный для добровольного исполнения срок исполнить решение суда, суд приходит к выводу о наличии оснований для освобождения истца от уплаты исполнительского сбора, чем не нарушаются права иных лиц.

ОСП по Вельскому и Шенкурскому районам УФССП России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу не является юридическим лицом, поэтому в удовлетворении иска к нему как к ненадлежащему ответчику следует отказать.

В соответствии с ч. 8 ст. 112 Закона решение об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора подлежит немедленному исполнению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 211 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования администрации муниципального образования «Усть-Шоношское» к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу – удовлетворить.

Освободить администрацию муниципального образования «Усть-Шоношское» от уплаты исполнительского сбора в сумме 50 000 рублей, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Вельскому и Шенкурскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству -ИП, возбужденному ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа серии ВС , выданного по гражданскому делу (исполнительное производство -ИП, возбужденное ДД.ММ.ГГГГ).

Решение суда об освобождении от взыскания исполнительского сбора обратить к немедленному исполнению.

В удовлетворении исковых требований администрации муниципального образования «Усть-Шоношское» к отделению судебных приставов по Вельскому и Шенкурскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу – отказать.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Вельский районный суд Архангельской области.

Председательствующий                 А.Н. Цаплин

2-274/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Вельского района
администрация МО "Усть-Шоношское"
Ответчики
ОСП по Вельскому и Шенкурскому районам УФССП России по Архангельской области
УФССП России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу
Суд
Вельский районный суд Архангельской области
Судья
Цаплин Алексей Николаевич
Дело на странице суда
velsksud.arh.sudrf.ru
19.02.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.02.2020Передача материалов судье
27.02.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.03.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
10.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.03.2020Судебное заседание
23.08.2020Производство по делу возобновлено
23.08.2020Судебное заседание
27.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.02.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.04.2020Судебное заседание
21.08.2020Производство по делу возобновлено
21.08.2020Судебное заседание
21.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее