Решение по делу № 2а-840/2021 от 26.02.2021

24RS0033-01-2021-000735-87

дело №2а-840/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

    

07 апреля 2021 года город Лесосибирск

Лесосибирский городской суд Красноярского края в составе

председательствующего Пупковой Е.С.,

при секретаре Шабалиной О.В.,

с участием представителя административного истца Рубаненко О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-840/2021 по административному исковому заявлению Администрации города Лесосибирска к судебному приставу-исполнителю МОСП по ИНХ по г. Красноярску Маркевич Г.А., МОСП по ИНХ по г. Красноярску ГУФССП России по Красноярскому краю, ГУФССП России по Красноярскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Администрация города Лесосибирска обратилась с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю МОСП по ИНХ по г. Красноярску Маркевич Г.А., МОСП по ИНХ по г. Красноярску ГУФССП России по Красноярскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора в сумме 50000 рублей по постановлению от 22 января 2021 года.

Мотивируя тем, что 23 декабря 2020 года Администрацией г. Лесосибирска получено постановление о возбуждении исполнительного производства от 13 ноября 2020 года №20609/20/24097-ИП.

25 декабря 2020 года Администрация города Лесосибирска обратилась с заявлением об отсрочке исполнения решения. Определением от 18 января 2021 года предоставлена отсрочка до 31 декабря 2021 года. 18 января 2021 года Администрацией города Лесосибирска получено постановление о взыскании исполнительского сбора от 29 сентября 2020 года.

Исполнение подобной категории решений суда связано с необходимостью совершения администрацией города Лесосибирска комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, поскольку законодательством предусмотрена особая процедура исполнения данной категории дел.

Обеспечение категории лиц, указанных в решении суда, жильем осуществляется в пределах, выделенных на это средств субвенций из вышестоящего бюджета.

Администрация города Лесосибирска после вступления в законную силу решения суда обратилась в Министерство образования Красноярского края о выделении финансирования для покупки жилья.

Жилые помещения для детей-сирот приобретаются по соглашению, утвержденному в Министерстве образования Красноярского края в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», процедура проведения торгов и заключения контракта требует значительных временных затрат.

Определением суда от 09 марта 2021 года в соответствии с частью 5 статьи 41 КАС РФ, к участию в деле соответчиком привлечено ГУФССП России по Красноярскому краю.

Представитель административного истца Администрации г. Лесосибирска Рубаненко О.Н., действующая на основании доверенности №64 от 24 июля 2020 года (сроком действия один год), копия диплома в материалы дела представлена (л.д.13), на исковых требованиях настаивала, доводы, изложенные в административном исковом заявлении, подтвердила. Дополнительно пояснила, что Министерством образования Красноярского края направлено обращение в Правительство Красноярского края о выделении дополнительного финансирования. Кроме того, в список детей из данной категории лиц на 2020 -2021 годы, Баранова В.А. не включена.

Административные ответчики судебный пристав-исполнитель МОСП по ИНХ по г. Красноярску ГУФССП России по Красноярскому краю Маркевич Г.А., представители административных ответчиков ГУФССП России по Красноярскому краю, МОСП по ИНХ по г. Красноярску, надлежащим образом извещены о времени и месте слушания дела (л.д. 23-25), уважительных причин неявки не сообщили.

С учетом обстоятельств дела, характера действующих ограничений, отсутствия ходатайств участников производства по делу от отложении судебного заседания в силу каких-либо объективных причин, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежаще извещенных о дате, времени и месте судебного заседания, в соответствии со статьёй 150 КАС РФ.

Заслушав представителя административного истца Рубаненко О.Н., исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.

Согласно частям 1, 2 статьи 6 ФЗ «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Согласно части 11 статьи 30 ФЗ «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с частью 2.1 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12 статьи 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

Положениями части 1 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (часть 2 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

В соответствии с частью 3 статьи 112 указанно ФЗ в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей с должника-организации.

В соответствии со статьей 105 вышеуказанного Закона в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Исходя из буквального толкования приведенной нормы, поводом для взыскания исполнительного сбора является наличие одновременно двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения.

В судебном заседании установлено, что решением Лесосибирского городского суда от 24 марта 2020 года на Администрацию города Лесосибирска была возложена обязанность предоставить Барановой В.А. по договору найма специализированного жилого помещения изолированное, благоустроенное, применительно к условиям г. Лесосибирска, жилое помещение специализированного жилищного фонда, исходя из общей площади 33 кв.м, с допусками установленными пунктом 14 статьи 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка».

Данное решение суда вступило в законную силу 25 апреля 2020 года.

13 ноября 2020 года судебным приставом-исполнителем МОСП по ИНХ по г. Красноярску возбуждено исполнительное производство №20609/20/24097-ИП. В постановлении должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном листе, с момента получения должником копии настоящего постановления. Копия указанного постановления получена Администрацией города Лесосибирска 23 декабря 2020 года (л.д.5).

21 мая 2020 года в адрес Министерства образования Красноярского края Администрацией города Лесосибирска было направлено ходатайство о финансировании расходов по приобретению жилого помещения для предоставления Барановой В.А. (л.д.8).

Из ответа Министерства образования Красноярского края от 13 июля 2020 года на обращение следует, что в настоящее время средства, выделенные в 2020 году на приобретение жилых помещений детям-сиротам по решениям суда, распределены Министерством в полном объеме. Министерством направлено письмо в министерство финансов Красноярского края с просьбой о выделении дополнительных средств на исполнение решений суда администрацией города Лесосибирска по приобретению жилых помещений указанным гражданам. О выделении средств на исполнение решений Министерство проинформирует дополнительно, указано на необходимость обратиться в судебные органы с заявлениями о предоставлении отсрочки исполнения данных судебных решений (л.д.9).

25 декабря 2020 года Администрация города Лесосибирска обратилась в Лесосибирский городской суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда сроком до 31 декабря 2021 года (л.д.6-7).

Определением Лесосибирского городского суда от 18 января 2021 года Администрации города Лесосибирска была предоставлена отсрочка исполнения решения суда сроком до 31 декабря 2021 года (л.д.10-11).

18 января 2021 года судебным приставом-исполнителем МОСП по ИНХ по г. Красноярску Маркевич Г.А. вынесено требование, в котором должнику установлен срок до 12 марта 2021 года исполнить решение суда.

22 января 2021 года судебным приставом-исполнителем МОСП по ИНХ по г. Красноярску Маркевич Г.А. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с администрации в размере 50000 рублей ввиду неисполнения требований исполнительного документа в установленный срок, установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа. Копия указанного постановления получена Администрацией г. Лесосибирска 29 января 2021 года (л.д.12).

12 февраля 2021 года Администрация г. Лесосибирска в адрес судебного пристава-исполнителя Маркевич Г.А. направлен ответ на требование о невозможности исполнения решения в установленный срок до 12 марта 2021 года.

Суд исходит из того, что Администрация города Лесосибирска по факту не исполнила требования исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок, при этом, должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельства, неисполнение судебного акта влечет нарушение прав взыскателя, что противоречит целям и задачам исполнительного производства и является недопустимым. Должник был предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор. В связи с неисполнением в срок требований исполнительного документа судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 рублей.

Постановление о взыскании исполнительского сбора от 22 января 2021 года соответствует требованиям законодательства, принято судебным приставом-исполнителем в пределах предоставленных ему законом полномочий по окончании срока, установленного для добровольного исполнения исполнительного документа и в отсутствие доказательств невозможности исполнения решения, все необходимые действия выполнены последним с целью исполнения исполнительного документа и прав заявителя не нарушают.

Суд также учитывает, что 25 декабря 2020 года Администрация города Лесосибирска обратилась в Лесосибирский городской суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, 18 января 2021 года получила такую отсрочку сроком до 31 декабря 2021 года.

Основанием предоставления отсрочки явилось то, что в силу законодательства Российской Федерации обеспечение жильем детей-сирот относится к расходным обязательствам краевого бюджета, и финансирование исполнения данных обязательств осуществляется в рамках реализации Закона Красноярского края от 24.12.2009 № 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». При этом Администрация г. Лесосибирска обратилась в Министерство образования Красноярского края (уполномоченный орган исполнительной власти Красноярского края в области образования по реализации переданных государственных полномочий) для рассмотрения вопроса о выделении Администрации города денежных средств на приобретение жилого помещения Барановой В.А..

Между тем согласно постановлению о возбуждении исполнительного производства от 13 ноября 2020 года должнику было предложено в срок, установленный для добровольного исполнения решения суда уведомить судебного пристава-исполнителя о чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельствах и других непредвиденных и непреодолимых препятствиях, могущим сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа.

Со стороны администрации г. Лесосибирска данных действий выполнено не было, истец не сообщил судебному приставу-исполнителю ни о причинах невозможности исполнения требований исполнительного документа, ни о факте обращения в Лесосибирский городской суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда (данные доказательства суду не представлены). При таких обстоятельствах у судебного пристава-исполнителя не было оснований не выносить постановление о взыскании исполнительского сбора.

Кроме того, учитываю, что отсутствие у муниципального образования денежных средств на приобретение жилья, само по себе, не относится к обстоятельствам непреодолимой силы, или чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельствам, которые дают основания судебному приставу - исполнителю в случае сообщения ему об этом, чего, как следует из материалов дела сделано не было, освободить должника от обязанности по взысканию исполнительского сбора.

Между тем, исполнительский сбор, по своей сути, является штрафной санкцией, в связи с чем, должен взыскиваться исключительно при наличии виновного поведения должника.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 74 Постановления Пленума Верховного суда от 17 ноября 2015 года №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств, уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Федерального закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора. Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года №13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).

При применении положений пункта 7 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (п. 3 ст. 401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Исходя из положений действующего законодательства, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора, уменьшение его размера должно быть связано с отсутствием или незначительной степенью его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Из представленных материалов следует, что должником принимались все возможные меры для надлежащего исполнения решения Лесосибирского городского суда от 24 марта 2020 года, вместе с тем, исполнительный документ исполнить в установленный срок невозможно вследствие того, что бюджет города Лесосибирска является дефицитным, дотационным. Кроме того, непосредственно сразу после получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства Администрация города Лесосибирска обратилась в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, что свидетельствует о добросовестном отношении истца к исполнению содержащихся в решении суда требований.

По смыслу приведенных выше норм, оценив представленные в материалы дела доказательства, принимая во внимание фактически сложившиеся обстоятельства в рамках данного дела, наличие объективной невозможности на текущий момент исполнить требования исполнительного документа, предпринятые Администрацией города Лесосибирска меры, суд приходит к выводу о том, что Администрация города Лесосибирска в порядке пункта 7 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» может быть освобождена от взыскания исполнительского сбора.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Администрации города Лесосибирска удовлетворить.

В соответствии с пунктом 7 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» освободить Администрацию города Лесосибирска от взыскания исполнительского сбора в сумме 50000 (пятьдесят тысяч) рублей по постановлению о взыскании исполнительского сбора от 22 января 2021 года в рамках исполнительного производства №20609/20/24097-ИП.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Красноярский краевой суд путем подачи жалобы через Лесосибирский городской суд.

Председательствующий Е.С. Пупкова

Мотивированное решение составлено 12 апреля 2021 года.

2а-840/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация г. Лесосибирска
Ответчики
СПИ МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску Маркевич Галина Александровна
МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску
Другие
Рубаненко Ольга Николаевна
Суд
Лесосибирский городской суд Красноярского края
Судья
Пупкова Е.С.
Дело на странице суда
lesosib.krk.sudrf.ru
26.02.2021Регистрация административного искового заявления
26.02.2021Передача материалов судье
26.02.2021Решение вопроса о принятии к производству
09.03.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
09.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.03.2021Рассмотрение дела начато с начала
09.03.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.04.2021Судебное заседание
12.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.07.2021Дело оформлено
07.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее