Судья: Петренко А.М.
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе по делу об административном правонарушении
1 ноября 2022 года г. Чебоксары
Судья Верховного Суда Чувашской Республики Максимова И.А., рассмотрев жалобу Иванова Ивана Геннадьевича на постановление городской административной комиссии г. Чебоксары № от 8 июля 2022 года и решение судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 30 августа 2022 года по делу об административном правонарушении,предусмотренном частью 1 статьи 10.5 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике», в отношенииИванова Ивана Геннадьевича,
установил:
постановлением городской административной комиссии г. Чебоксары № от 8 июля 2022 года Иванов И.Г. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10.5 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике», и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.
Решением судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 30 августа 2022 года постановление административного органа отменено, производство по делу прекращено на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения с объявлением устного замечания.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, Иванов И.Г. просит отменить постановление административного органа и решение судьи районного суда, производство по делу прекратить.
В обоснование жалобы указывает, что в соответствии с Положением о порядке создания и использования парковок (парковочных мест) на платной основе, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения на территории муниципального образования города Чебоксары оператор обязан организовать стоянку транспортных средств на парковке (парковочном месте) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации, в том числе Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей». Судом не был учтен тот факт, что по пути движения установлен дорожный знак 6.4 со стрелкой, указывающей место расположение парковки (справа на фотографии 3), таблички 8.8 «Платные услуги» не имеется; следовав, по указанному маршруту на парковку заявитель воспользовался единственно возможным въездом и разместил на ней свой автомобиль, по пути следования знаков, обозначающих платную парковку, не имелось. Также указывает, что, по мнению суда, гражданин должен руководствоваться не знаками дорожного движения, установленными в соответствии с нормативно-правовыми актами, а самостоятельно добывать, анализировать и проверять достоверность из различных косвенных источников сведения об условиях пользования парковкой.
В судебном заседании защитник Веселов Н.А. жалобу поддержал, пояснил, что автомобиль Иванова И.Г. был припаркован в месте, где отсутствовали какие-либо знаки или таблички, свидетельствующие о платности парковки. Знак, обозначающий бесплатную парковку 6.4 (со стрелкой влево) имеется на дороге при движении в сторону Московской набережной. Иванов И.Г., как водитель, руководствовался знаками дорожного движения. На набережной осуществлялся ремонт, из-за чего возможность заезда на парковку возможен только с <адрес>, где по ходу движения дорожные знаки отсутствуют. Знака 5.29 на парковке не имеется, заехать на парковку согласно схеме дислокации дорожных знаков невозможно из-за ремонтных работ.
Рассмотрев жалобу, проверив дело в полном объеме, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 10.5 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике» предусмотрена административная ответственность за невнесение платы за пользование на платной основе муниципальными парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, что влечет административное наказание в виде предупреждение или наложения административного штрафа на граждан в размере одной тысячи рублей.
Согласно пункту 1.3.2 Постановления администрации г. Чебоксары Чувашской Республики от 1 июля 2014 года № 2240 «Об утверждении Положения о порядке создания и использования парковок (парковочных мест) на платной основе, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения на территории муниципального образования города Чебоксары» городская парковка - объект благоустройства города Чебоксары, представляющий собой специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги общего пользования местного значения и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, находящихся в собственности города Чебоксары, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы, в случаях установленных правовыми актами администрации города Чебоксары (далее по тексту - парковка).
Согласно пункту 1.3.3 Положения о парковках парковочное место - часть парковки, выделенная соответствующей разметкой и предназначенная для размещения одного легкового транспортного средства без прицепа.
Согласно пункту 3.3 Положения о парковках парковки (парковочные места) обозначаются путем установки соответствующих дорожных знаков и информационных указателей, а также нанесения необходимой дорожной разметки в соответствии с проектом для каждой парковки.
В силу п. 3.4 Положения эксплуатация парковок (парковочных мест) приостанавливается на основании правового акта администрации города Чебоксары в случаях производства работ по ремонту (реконструкции) проезжей части улично-дорожной сети, других инженерных коммуникаций. (п. 3.4.1).
В соответствии с постановлением администрации г. Чебоксары Чувашской Республики от 18 декабря 2017 года № 2928 «Об утверждении Перечня размещения парковок (парковочных мест) на платной основе, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения города Чебоксары» (в редакции постановления администрации г.Чебоксары № 2085 от 24 ноября 2021 года) парковка, расположенная по ул.Сеспеля, д. 8, является зоной платной парковки круглосуточно (при нахождении транспортного средства на платной парковке (парковочном месте) более 15 минут) (парковочная зона 304).
Согласно п. 3.4 постановления администрации г. Чебоксары № 2240 от 18 декабря 2014 года эксплуатация парковок (парковочных мест) приостанавливается на основании правового акта администрации г.Чебоксары в случае производства работ по ремонту (реконструкции) проезжей части улично-дорожной сети, других инженерных коммуникаций.
Из материалов дела следует, что 27 мая 2022 года с 13 час. 56 мин. до 14 час. 17 мин. собственник транспортного средства <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, Иванов И.Г, находясь на платной муниципальной парковке по адресу: г. Чебоксары, ул. Сеспеля, д. 8, не осуществил уплату за размещение данного транспортного средства на парковке (парковочном месте), расположенной на автомобильной дороге общего пользования местного значения по указанному адресу и используемой в соответствии с постановлением администрации г. Чебоксары от 18 декабря 2017 года № 2928 «Об утверждении Перечня размещения парковок (парковочных мест) на платной основе, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения города Чебоксары» на платной основе, чем нарушила пункт 4.6 «Положения о порядке создания и использования парковок (парковочных мест) на платной основе, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения на территории муниципального образования города Чебоксары», утвержденного Постановлением Администрации г. Чебоксары Чувашской Республики от 1 июля 2014 года № 2240 «Об утверждении Положения о порядке создания и использования парковок (парковочных мест) на платной основе, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения на территории муниципального образования города Чебоксары».
Постановление городской административной комиссии г. Чебоксары вынесено в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 28.6 КоАП РФ, по результатам рассмотрения материалов фотосъемки, изготовленных при помощи работающего в автоматическом режиме специального технического средства Страж, идентификатор С20-074, свидетельство о поверке №, действительное до 7 ноября 2023 года.
Судья районного суда согласился с обоснованностью привлечения Иванова И.Г. к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 10.5 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике, однако с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, отсутствия каких-либо тяжких последствий, не представляющих существенного нарушения охраняемых общественных правоотношениях прекратил производство по делу на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения с объявлением устного замечания.
Вместе с тем имеются основания для отмены вынесенных по делу актов и прекращения производства по делу об административном правонарушении.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. При этом статьей 26.1 названного Кодекса к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Вышеприведенные положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях во взаимосвязи со статьей 2.1 названного Кодекса, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправности и виновности, и статьей 26.11 данного Кодекса о законодательно установленной обязанности судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, направлены на обеспечение вытекающих из Конституции Российской Федерации общепризнанных принципов юридической ответственности и имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц) при отсутствии их вины.
Согласно части 5 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2017 года № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» территория, на которой организована платная парковка, должна быть обозначена дорожными знаками и дорожной разметкой, оборудована автоматизированной системой оплаты в наличной или безналичной форме в соответствии с проектом организации дорожного движения.
В силу примечания к ст. 10.5 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике» под муниципальной парковкой в настоящей статье следует понимать объект благоустройства поселения, муниципального округа, городского округа, представляющий собой специально обозначенное, в том числе путем установки соответствующих дорожных знаков и информационных указателей, а также нанесения необходимой дорожной разметки в соответствии с проектом для каждой парковки, и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги общего пользования местного значения и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, находящихся в собственности поселения, муниципального округа, городского округа, и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы в случаях, установленных правовыми актами органа местного самоуправления поселения, муниципального округа, городского округа.
Платная парковка обозначается дорожным знаком 6.4 «Парковка (парковочное место)» и знаком дополнительной информации (табличкой) 8.8 «Платные услуги» Приложения № 1 к Правилам дорожного движения, парковочные места на ней обозначаются дорожной разметкой 1.1 Приложения № 2 к Правилам дорожного движения.
Табличку 8.8 «Платные услуги» применяют со знаком 6.4, установленным у парковки, за пользование которой взимается плата, а также с другими знаками для информирования о взимании платы за проезд или какие-либо услуги (п. 5.9.13 ГОСТ Р 52289-2019).
Как следует из представленных материалов, Иванову И.Г. вменяется в вину размещение транспортного средства <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, собственником (владельцем) которого он является, на платной парковке без осуществления оплаты.
В соответствии с фотоматериалом, полученным с применением работающего в автоматическом режиме специального технического средства, фиксации правонарушений Страж, идентификатор С20-074, свидетельство о поверке № №, водителем размещено указанное выше транспортное средство по адресу: город Чебоксары, улица Сеспеля, дом 8.
Однако из данного фотоматериала с очевидностью не следует, что вышеназванное транспортное средство расположено на платной парковке в зоне специально обозначенных мест с информационным знаком 6.4 «Парковка (парковочное место)», знаком дополнительной информации (табличкой) 8.8 «Платные услуги» Приложения № 1 к Правилам дорожного движения. Отсутствие соответствующих дорожных знаков подтверждается также схемой дислокации технических средств организации дорожного движения (л.д. 11,14).
При этом координаты места совершения административного правонарушения, указанные в постановлении административной комиссии, на конкретное парковочное место, где находилось транспортное средство Иванова И.Г., не указывают (л.д. 11, оборот).
Отклоняя доводы жалобы Иванова И.Г., судья районного суда указал, что, изучив схему дислокации технических средств организации дорожного движения, предоставленную представителем городской административной комиссии, видит, что все необходимые знаки на месте имеются. Так, согласно схеме вблизи д. <адрес> (л.д. 14), перед единственным организованным въездом на парковку, расположенную по ул. Сеспеля, д. 8, по ходу движения на одной стойке установлен знак 5.29 «Зона регулируемой стоянки», обозначающей место, с которого начинается территории (участок дороги), где стоянка разрешена и регулируется с помощью табличек и разметки, с табличкой «Платные услуги», указывающей, что услуги предоставляются только за плату, на обороте которой имеется знак 5.30 «Конец зоны регулируемой стоянки». Дорожный знак 5.29 с табличкой обращен лицевой стороной на въезд, а дорожный знак 5.30 на выезд с организованной платной парковки и просматривается со всей зоны платной парковки, где установлены знаки 6.4.17д «Парковка для инвалидов». Наличие на платной муниципальной парковке (зона 304) информационных щитов об оказываемых услугах, предусмотренных п. 4.15 Положения, усматривается из детальных и обзорных фотоснимков, сформированных специальным техническим средством.
Между тем с указанными выводами согласиться нельзя.
Из схемы дислокации технических средств организации дорожного движения вблизи д. <адрес>» следует, что перед въездом на парковку, расположенную напротив д. 8 по ул. Сеспеля г. Чебоксары, установлен дорожный знак 5.29 «Зона регулируемой стоянки».
Дорожный знак 5.29 обозначает место, с которого начинается территория (участок дороги), где стоянка разрешена и регулируется с помощью табличек и разметки.
Согласно схеме на парковке имеется дорожная разметка, а также знак 6.4.17д «Парковка для инвалидов» (4 места).
Таблички 8.8 «Платные услуги» либо дорожного знака 6.4.2д «Зона платной парковки» Приложения № 1 к Правилам дорожного движения, указывающие, что в данной зоне предоставляются платные услуги, указанная схема не содержит.
Из фотоматериалов следует, что вопреки схеме, на ул. Сеспеля, д. 8 г.Чебоксары фактически отсутствует дорожная разметка, разделяющая парковочные места.
Знак 5.29 «Зона регулируемой стоянки» не означает, что парковка является платной, поскольку знаков дополнительной информации не имеет. Следовательно, вывод судьи о том, что знак 5.29 «Зона регулируемой стоянки» имеет табличку «Платные услуги» противоречит материалам дела.
Наличие Информационных щитов с информацией о предоставляемых услугах в отсутствие специальных дорожных знаков и табличек, не свидетельствует о том, что на указанном участке оказываются платные услуги парковки.
Размещение транспортного средства вне специально обозначенного парковочного места на платной парковке не образует состав административного правонарушения, выразившегося в неуплате за размещение транспортного средства на платной городской парковке.
Таким образом, доказательств, свидетельствующих о том, что транспортное средство размещено Ивановым И.Г. в зоне платной городской парковки, не имеется.
При этом сведений о нарушении Ивановым И.Г А.И. иных требований, предписанных соответствующими дорожными знаками и (или) разметкой в материалах дела не усматривается.
В связи с изложенным, в действиях Иванова И.Г. состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10.5 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике», отсутствует.
Кроме того, судьей районного суда допущены нарушения процессуальных требований КоАП РФ.
В решении судьи районного суда отмечено, что Иванов И.Г. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом (л.д. 32).
Вместе с тем в деле отсутствуют сведения о надлежащем извещении названного лица о судебном заседании в районном суде.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда «Судебное», утвержденных приказом ФГУП «Почта России» от 31.08.2005 № 343.
Из материалов дела усматривается, что о месте и времени рассмотрения дела, назначенного на 30 августа 2022 года, Иванов А.Г. извещался путем направления 15 августа 2022 года соответствующего извещения заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу: <адрес> (л.д. 25).
Заказное письмо, направленное Иванову А.Г., возвращено в районный суд 3 сентября 2022 года (поступило 5 сентября 2022 года), то есть уже после состоявшегося в районном суде рассмотрения дела (л.д 38).
Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором № почтовое отправление принято в отделение связи 26 августа 2022 года, в этот же день прибыло в место вручения, 29 августа 2022 года состоялась неудачная попытка его вручения (л.д. 26).
Таким образом, на момент рассмотрения судьей районного суда дела (30 августа 2022 года) сведений об извещении лица, привлекаемого к административной ответственности, у судьи не имелось, оснований считать лицо, в отношении которого ведется производство по делу, извещенным о времени и месте рассмотрения дела не имелось.
В данном случае порядок рассмотрения дела об административном правонарушении судьей не соблюден, дело рассмотрено без участия Иванова И.Г. в отсутствие сведений о том, что он извещен о месте и времени его рассмотрения надлежащим образом.
Участие в рассмотрении дела защитника Веселова Н.А., на основании общей доверенности, не свидетельствует о соблюдении судьей права Иванова И.Г. на защиту, поскольку, исходя из положений части 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в их нормативном единстве с частью 5 статьи 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, извещение защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении не освобождает суд, рассматривающий дело от обязанности извещения лица, в отношении которого ведется производство по данному делу об административном правонарушении.
Кроме того, при рассмотрении жалобы судьей не были учтены сроки и порядок вручения корреспонденции, в том числе сроки хранения почтовой корреспонденции в органе почтовой связи после прибытия корреспонденции к месту назначения.
Согласно пункту 11.2 Приказа АО «Почта России» от 21 июня 2022 года № 230-п «Об утверждении Порядка приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений» регистрируемое почтовое отправление (далее – РПО) разряда «Судебное» при невозможности их вручения адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 7 (семи) календарных дней.
При исчислении срока хранения отправлений разряда «Судебное» день поступления и возврата почтового отправления, а также нерабочие праздничные дни, установленные трудовым законодательством РФ, не учитываются.
Срок хранения почтовых отправлений исчисляется со следующего рабочего дня ОПС/УКД после поступления почтового отправления в объект почтовой связи места назначения.
Если последний день хранения РПО, в том числе разряда «Судебное» выпадает на нерабочий день ОПС/УКД, то он переносится на первый рабочий день ОПС/УКД, следующий за выходным/нерабочим днем ОПС/УКД. Возврат РПО должен быть произведен во второй рабочий день ОПС/УКД, следующий за выходным/нерабочим днем ОПС/УКД.
Таким образом, на момент рассмотрения судьей жалобы 30 августа 2022 года, установленный указанным Порядком семидневный срок вручения почтового отправления разряда «Судебное» не истек, данные о вручении почтового отправления у судьи отсутствовали.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, при наличии которого производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
При таких обстоятельствах, решение судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 30 августа 2022 года о прекращении производства по делу на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и постановление городской административной комиссии г. Чебоксары № от 8 июля 2022 года подлежат отмене.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 10.5 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике», в отношении Иванова И.Г. подлежит прекращению в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление городской административной комиссии г. Чебоксары № от 8 июля 2022 года и решение судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 30 августа 2022 года по делу об административном правонарушении,предусмотренном частью 1 статьи 10.5 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике», в отношенииИванова Ивана Геннадьевича отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики И.А. Максимова