Решение по делу № 33-3248/2020 от 01.10.2020

    ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

УИД 04RS0007-01-2019-004213-35

судья Баторова Д.А.

дело № 33-3248/2020                                                                                                                                         поступило <...> года

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 ноября 2020 года                                                    город Улан-Удэ

    Верховный Суд Республики Бурятия в составе судьи Ивановой В.А., при секретаре Абзаевой В.И., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мушаковой А.Г. к Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия об обязании обеспечить жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения по частной жалобе заинтересованного лица Мушаковой А.Г. на определение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 8 сентября 2020 года, которым Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия предоставлена отсрочка исполнения решения Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от <...> года до <...> года,

    УСТАНОВИЛ:

Решением Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от <...> года удовлетворены исковые требования Мушаковой А.Г. к Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия. Постановлено обязать Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия предоставить Мушаковой А.Г. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления жилого помещения по договору социального найма на территории муниципального образования «Баргузинский район» Республики Бурятия.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от <...> года решение Железнодорожного районного суда г.Улан-Удэ от <...> года оставлено без изменения.

<...> года взыскателю Мушаковой А.Г. выдан исполнительный лист серии ФС №<...>.

<...> года судебным приставом-исполнителем <...> в отношении должника Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия возбуждено исполнительное производство №<...>.

<...> года в суд поступило заявление от представителя Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия по доверенности Энкеевой Д.Б., в котором просили предоставить отсрочку исполнения вышеуказанного решения суда в связи с отсутствием возможности предоставить жилое помещение Мушаковой А.Г., так как специализированный жилищный фонд в настоящее время проходит стадию формирования.

В судебное заседание представитель заявителя Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия не явился, просил о рассмотрении заявления без его участия.

Заинтересованное лицо Мушакова А.Г. в судебном заседании возражала относительно заявленных требований об отсрочке исполнения решения, представив письменные возражения.

Судом первой инстанции постановлено указанное выше определение.

В частной жалобе заинтересованное лицо Мушакова А.Г. просит определение суда отменить, принять новое решение об отказе в предоставлении отсрочки исполнения решения суда, ссылаясь на то, что принятое судом первой инстанции определение незаконно и нарушает прав и интересы истца. Указывает на то, что ответчик не доказал объективный характер запрашиваемого срока отсрочки, не привел ни одного доказательства в обоснование указанного срока. По мнению апеллянта, предполагаемый срок отсрочки не основан на объективных данных, немотивирован. Все действия по предоставлению жилого помещения истцу ответчик должен был совершить ранее, после включения истца в список сирот на получение жилого помещения. Истец почти год ожидает получение жилья. Отсутствие сформированного специализированного жилищного фонда является показателем ненадлежащей работы самого ответчика по обеспечению сирот жилыми помещениями. Ссылаясь на Определения Верховного Суда РФ от 12.08.2014 г. №86-КГПР-14-7 и от 22.04.2014 г. №7-КГ-14-2, письмо Министерства образования и науки РФ от 08.10.2012 г. №ИР-864/07 список сирот на получение жилых помещений не должен предполагать никаких дополнительных условий, например, сроков предоставления. Длительное ожидание истцом предоставления жилого помещения противоречит смыслу и содержанию статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159.

Частная жалоба в соответствии с частями 3, 4 статьи 333 Гражданского процессуального кодекса РФ рассмотрена без извещения лиц, участвующих в деле, единолично судьей.

Изучив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, проверив законность и обоснованность определения суда исходя из доводов, изложенных в частной жалобе, прихожу к следующему.

Вступившие в законную силу акты федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, согласно частям 1 и 2 статьи 6 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации; неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.

В силу статьи 434 Гражданского процессуального кодекса РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм. Такие заявление сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном статьями 203 и 208 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Аналогичная норма содержится и в статье 37 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Согласно статье 203 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя, исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств, вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

Несмотря на то, что отсрочка исполнения решения суда предполагает наступление в будущем обстоятельств, способствующих исполнению судебного решения, она отдаляет реальную защиту нарушенных прав или охраняемых законом интересов взыскателя, часто - на неопределенный срок.

Таким образом, основания для отсрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 18 апреля 2006г. №104-О, основания для отсрочки (рассрочки) исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий. Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу статьей 15 (часть 4), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (части 1 и 3) Конституции РФ и исходя из общеправового принципа справедливости, исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников, возможная же отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.

В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», по смыслу положений статьи 37 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», статьи 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для предоставления отсрочки либо рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок. Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки.

При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.

При этом бремя доказывания наличия оснований предоставления рассрочки исполнения судебного акта в силу статьи 203, части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, лежит на обязанном по решению суда и заявившем указанное требование лице.

Согласно части 1 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи, разъяснений Пленума Верховного Суда РФ по их применению следует, что по заявлению лиц, участвующих в деле, суд вправе решить вопрос о рассрочке исполнения решения при наличии установленных законом оснований и исходя из совокупности представленных сторонами доказательств с учетом принципов равноправия и состязательности сторон, а также принципа справедливости судебного разбирательства. Основанием для рассрочки исполнения решения являются неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, которые носят исключительный характер, свидетельствуют о невозможности или крайней затруднительности исполнения решения суда. Суд при рассмотрении заявлений о рассрочке исполнения решения суда в каждом конкретном случае должен установить наличие или отсутствие таких обстоятельств, препятствующих исполнению должником исполнительного документа в установленный срок.

Таким образом, вопрос о предоставлении рассрочки исполнения решения суда разрешается судом не произвольно, а с учетом необходимости обеспечения баланса прав и законных интересов взыскателей и должников, соблюдения гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, требований справедливости и соразмерности.

Суд первой инстанции, предоставляя отсрочку исполнения решения суда на срок до <...> года, исходил из того, что заявителем предпринимаются меры по исполнению решения суда, ранее заявителю отсрочка не предоставлялась.

Выводы суда надлежащим образом мотивированы, оснований не согласится с ними, суд не находит. При этом суд учел представленные должником доказательства наличия обстоятельств, препятствующих исполнению решения суда, баланс интересов сторон.

Так, постановлением Правительства Республики Бурятия от 31.03.2005 № 102 утверждено Положение о порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – Положение).

В соответствии с абзацем 3 пункта 3 Положения Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия формирует в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, сводный список детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Республики Бурятия, в хронологической последовательности по дате принятия актов о включении в список органами местного самоуправления (далее - сводный список). В случае если в списках, сформированных органами местного самоуправления, даты принятия актов о включении в список, даты принятия решений о включении в список при подаче заявления об исключении из списка иного субъекта Российской Федерации совпадают, сводный список формируется по дате рождения (убыванию возраста) детей-сирот, лиц из числа детей-сирот.

Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия ежегодно в срок до 15 февраля и 15 августа включает в сводный список по Республике Бурятия детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, включенных в списки, представленные органами местного самоуправления в соответствии с настоящим пунктом (пункт 5 Положения).

Специализированные жилые помещения лицам, указанным в пункте 1 настоящего Положения, по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в соответствии со сводным списком на основании заявления о предоставлении жилого помещения по месту их жительства в соответствующем населенном пункте (пункт 8 Положения).

Сведения о потребности в жилых помещениях для исполнения судебных решений о предоставлении жилого помещения в разрезе муниципальных образований и городских округов в Республике Бурятия, исходя из объема средств республиканского и федерального бюджетов и сведений о расчетной средней стоимости жилого помещения представляются до 15 числа последнего месяца квартала (пункт 9 Положения).

Процедура формирования специализированного жилищного фонда определена Технологическим регламентом («Дорожная карта) приобретения жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным распоряжением Правительства Республики Бурятия от 19.08.2020 №480-р и состоит из:

рассмотрения вопросов финансирования путем заключения соглашения между Министерством просвещения РФ и Правительством Республики Бурятия о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Бурятия на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений;

определения и направления в Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия потребности в жилых помещениях для предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, в том числе потребности в жилых помещениях для исполнения судебных решений о предоставлении иного жилого помещения взамен непригодного в разрезе муниципальных образований и городских округов в Республике Бурятия исходя из объема средств республиканского и федерального бюджета на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и сведений о расчетной средней стоимости жилого помещения;

заключения государственных контрактов на приобретение для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа жилых помещений: индивидуальных жилых домов, квартир в домах блокированной застройки, квартир в многоквартирных домах, а также приобретение жилых помещений для детей-сирот на основании судебных решений;

направления решения в Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия о включении жилых помещений, приобретенных в целях исполнения судебных решений, в специализированный жилищный фонд и закреплении их на праве оперативного управления за государственным бюджетным учреждением Республики Бурятия «Республиканский ресурсный центр «Семья» (далее - ГБУ РБ «Семья»);

утверждения списка лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в отношении которых имеется решение суда о предоставлении жилого помещения.

Из указанного следует, что для предоставления истцу жилого помещения по договору специализированного найма необходимо соблюдение не только процедуры, определенной Техническим регламентом, но и поступление денежных средств в виде субсидии из федерального бюджета в бюджет Республики Бурятия.

Из материалов дела следует, что 18 декабря 2019 года между Министерством просвещения РФ и Правительством РБ заключено соглашение №073-09-2020-467 о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Бурятия на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений Предметом указанного Соглашения является предоставление из федерального бюджета в 2020-2022 г. бюджету Республики Бурятия субсидии из федерального бюджета на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с лимитами бюджетных обязательств. Согласно Соглашению в 2020 году запланировано приобретение жилых помещений в РБ в количестве <...> шт. на общую сумму <...> руб.

Министерством социальной защиты населения РБ в конце 2019 года и первой половине 2020 года направлены обращения о потребности в жилых помещениях для детей-сирот в 2020 году, в том числе и на основании судебных решений.

Неисполнение судебного решения, по которому взыскателем является Мушакова А.Г., имеет место по уважительной причине.

Следовательно, с учетом вышеприведенных норм, обстоятельства, указанные заявителем, вопреки доводам частной жалобы, являются достаточными для удовлетворения ходатайства заявителя и предоставления отсрочки исполнения решения суда, поскольку необходимость в предоставлении отсрочки судебного решения вызвана объективными факторами, зависящими не только от действий должника, но и от поступления денежных средств в виде субсидии из федерального бюджета в бюджет Республики Бурятия.

Кроме того, следует отметить, что <...> года Мушакова обратилась в суд с заявлением об изменении порядка исполнения решения Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от <...> года.

Определением Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от <...> года изменен порядок исполнения решения Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от <...> года путем предоставления Мушаковой А.Г. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории г. <...>.

Также необходимо учесть, что отсрочка исполнения решения суда заявителю ранее не предоставлялась, а также срок, на который Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия предоставлена отсрочка - до <...> года.

При изложенных обстоятельствах оснований для отмены определения о предоставлении отсрочки не установлено, частная жалоба удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 334 Гражданского процессуального кодекса РФ,

ОПРЕДЕЛИЛ:

Определение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 8 сентября 2020 года оставить без изменения, частную жалобу – без удовлетворения.

Судья:

33-3248/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Мушакова Анастасия Геннадьевна
Ответчики
Министерство социальной защиты населения по Республике Бурятия
Суд
Верховный Суд Республики Бурятия
Судья
Иванова Виктория Александровна
Дело на странице суда
vs.bur.sudrf.ru
01.10.2020Передача дела судье
25.11.2020Судебное заседание
10.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.12.2020Передано в экспедицию
25.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее