Дело № 5-57/2022
УИД 75RS0019-01-2022-000155-49
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
16 февраля 2022 года г. Сретенск
Судья Сретенского районного суда Забайкальского края Козырин М.В., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора Муниципального общеобразовательного учреждения «<данные изъяты> средняя общеобразовательная школа №» Григорьевой С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>,
установил:
В Сретенский районный суд Забайкальского края поступил протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), составленный 14.01.2022 специалистом-экспертом территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю в городе Нерчинске М.Н.М. в отношении директора Муниципального общеобразовательного учреждения «<данные изъяты> средняя общеобразовательная школа № 57» Григорьевой С.В.
Из указанного протокола следует, что в ходе проведения внеплановой выездной проверки в период времени с 9 часов 00 минут 17.12.2021 до 18 часов 00 минут 30.12.2021 по адресу: <адрес>, осуществленной на основании решения начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю в г. Нерчинске Т.Е.В. №, в действиях директора МОУ «<данные изъяты> средняя общеобразовательная школа №» (далее - МОУ «<данные изъяты> СОШ №») Григорьевой С.В. выявлены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившиеся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, предоставляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного представления (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
В результате проверки выявлены следующие нарушения:
- заболевший учитель <данные изъяты> (Б.Д.А.) обследован по контакту с заболевшим учащимся <данные изъяты> класса методом ПЦР, выявлен положительный результат эпид. № от 03.12.2021, не был привит против COVID-19 по эпидемическим показаниям при угрозе возникновения инфекционных болезней;
- не привитый учитель <данные изъяты> (Б.Д.А.) не был отстранен от занимаемой должности директором с 01.09.2021 и допущен к новому учебному году, что является нарушением обязательных требований п ст. 5 Федерального закона № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»;
- 08.09.2021 проводилось собрание, на котором присутствовало 11 человек (родители), 29.09.2021 – 17 человек (родители), в том числе сотрудники Управления образованием администрации МР «<данные изъяты> район», 20.10.2021 – 14 человек (родители), что является нарушением обязательных требований п. 2.1 гл. 2 СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID 19)».
Григорьева С.В., которая в соответствии с приказом начальника Управления образованием Администрации муниципального района «<данные изъяты> район» Забайкальского края № от 08.11.2021 назначена директором МОУ «<данные изъяты> СОШ №», в условиях действующего режима повышенной готовности, введенного в целях предотвращения угрозы распространения на территории Забайкальского края новой коронавирусной инфекции, имела возможность и должна была соблюдать и исполнять вышеуказанные санитарные правила и гигиенические нормативы, пользуясь для этих целей правами, предоставленными действующим законодательством, но не приняла всех зависящих от нее мер по их соблюдению, нарушив тем самым законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В протоколе указанное правонарушение квалифицировано по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
В судебном заседании директор МОУ «<данные изъяты> СОШ №» Григорьева С.В. пояснила, что действительно данные нарушения имели место, однако, но они произошли до её назначения на должность директора. Собрания, на которых присутствовали родители учащихся, проводились в сентябре и октябре 2021 года, поэтому в этом ее вины нет. Учитель <данные изъяты> был ознакомлен ею о необходимости вакцинации в срок до 08.12.2021 под роспись, однако, прививку не поставил, от работы отстранен не был.
Представитель территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю в городе Нерчинске в судебное заседание не явился, государственный орган извещен о времени и месте надлежащим образом, от представителя М.Н.М. поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителей Управления.
Выслушав лицо, участвующее в деле, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.
В соответствии ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенное в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц – от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Коронавирусная инфекция (2019-nCov) включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 715 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 N 66).
Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, поручено обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в том числе определить в границах соответствующего субъекта Российской Федерации территории, на которых предусматривается реализация комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе в условиях введения режима повышенной готовности, чрезвычайной ситуации.
Постановлением Губернатора Забайкальского края от 08.04.2020 № 30 определено, что в границах территории Забайкальского края с 00 часов 00 минут 19 марта 2020 года действует режим повышенной готовности, и утвержден комплекс ограничительных и иных мероприятий по предотвращению угрозы распространения на территории Забайкальского края новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV).
Режим повышенной готовности означает угрозу чрезвычайной ситуации (ст. 4.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
В силу ч. 1 и 3 ст. 39 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии) на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно ч. 1 ст. 29 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 № 16 (ред. от 02.11.2021) утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), согласно п. 2.1. которого запрещается проведение массовых мероприятий с участием различных групп лиц (групповых ячеек, классов, отрядов и иных), а также массовых мероприятий с привлечением лиц из иных организаций.
Согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", отсутствие профилактических прививок влечет: отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 N 825 (ред. от 24.12.2014) "Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок" утвержден перечень работ, в который включены работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (п. 12).
Из представленных суду доказательств установлено следующее.
Согласно приказу начальника Управления образованием Администрации муниципального района «<данные изъяты> район» Забайкальского края № от 08.11.2021 Григорьева С.В. назначена директором МОУ «<данные изъяты> СОШ №».
В соответствии с решением начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю в г. Нерчинске Т.Е.В. № о проведении внеплановой выездной проверки в МОУ «<данные изъяты> СОШ №» целью указанной проверки являлась проверка соблюдения обязательных требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в части недопущения распространения новой коронавирусной инфекции, а задачами – проверки исполнения обязательных требований, установленных, в том числе, законами о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, о профилактике коронавирусной инфекции, СП 3.1./-2.4.3598-20.
В решении указано, что для достижения целей и задач проведения проверки проверяемое лицо обязано представить следующие документы: по-фамильный список сотрудников учреждения с указанием даты рождения, должности, даты принятия на работу, сведений о вакцинации против COVID-19 (дата V1 и V2), наименование вакцины- с учетом сверки по данным сертификатов о вакцинации сотрудников), о медицинском отводе от вакцинации (дата оформленного решения медицинской организацией, срок медицинского отвода), даты перенесения COVID-19; приказ руководителя (иной распорядительный документ), которым определяются ответственные за направление сотрудников на прививку; сведения о принимаемых со стороны руководителя мерах в отношении работников, у которых отсутствуют сведения о вакцинации и ревакцинации в условиях рисков заболевания COVID-19 (отстранение от работы, перевод на дистанционную форму работы, предоставление отпуска и др. до окончания эпидемиологического неблагополучия) с подтверждающими документами; организационно-распорядительные документы учреждения, утвержденные в установленном порядке, регламентирующие порядок соблюдения противоэпидемиологического режима в учреждении (журналы проведения утренних фильтров для персонала, сведения о запасах СИЗ, дезинфицирующих средств, графики, журналы и другие документы, регламентирующие особый режим работы учреждения в условиях распространения новой коронавирусной инфекции); должностные инструкции и объяснения должностных лиц.
Директор МОУ «<данные изъяты> СОШ №» Григорьева С.В. ознакомлена с решением о проведении проверки 15.12.2021, о чем свидетельствует ее подпись на копии решения.
Согласно указанному акту в ходе проверки установлено: заболевший учитель <данные изъяты> Б. обследован по контакту с заболевшим учащимся <данные изъяты> класса, методом ПЦР, выявлен положительный результат эпид. № от 03.12.2021, не был привит против COVID-19; не привитый учитель <данные изъяты> Б. не был отстранен от занимаемой должности директором с 01.09.2021 и был допущен к новому учебному году; 08.09.2021 проводилось собрание, на котором присутствовало 11 человек (родители), 29.09.2021 – 17 человек (родители), в том числе сотрудники Управления образованием администрации МР «<данные изъяты> район», 20.10.2021 – 14 человек (родители).
По итогам проверки в адрес МОУ «<данные изъяты> СОШ №» Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю в городе Нерчинске внесено предписание № 39 от 30.12.2021 об устранении выявленных нарушений, со сроком исполнения – до 11.01.2022.
Как следует из протокола об административном правонарушении, выявленные в ходе проверки факты свидетельствуют о нарушениях требований статей 10, 29, 35 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии», п. 2 ст. 5, п. 1 ст. 10 Федерального закона № 157-ФЗ от 17.09.1998 «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», пункта 2.1 СП 3.1/2.4.3598-20.
С учетом обстоятельств, установленных из представленных документов, прихожу к выводу, что из объема вменяемых Григорьевой С.В. нарушений подлежит исключению указание на то, что не привитый учитель <данные изъяты> не был отстранен от занимаемой должности директором с 01.09.2021 и был допущен к новому учебному году, а также то, что 08.09.2021 проводилось собрание, на котором присутствовало 11 человек (родители), 29.09.2021 – 17 человек (родители), в том числе сотрудники Управления образованием администрации МР «<данные изъяты> район», 20.10.2021 – 14 человек (родители), поскольку это имело место до назначения Григорьевой С.В. на должность директора (назначена только с 08.11.2021).
Вместе с тем, после назначения на должность директора, Григорьева С.В. была обязана контролировать исполнение п. 2 ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", отсутствие профилактических прививок влечет: отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, учитывая то, что работа в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, включена в перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок (п. 12 Постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 N 825 (ред. от 24.12.2014) "Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок") и в силу своих должностных полномочий была обязана отстранить от работы не привитого учителя физкультуры. С момента назначения на должность, до вручения уведомления об отстранении от работы Б. (не привитого учителя) прошло значительное время, что свидетельствует о наличии у директора школы Григорьевой вменённых нарушений указанного Закона.
При составлении протокола об административном правонарушении Григорьева С.В. присутствовала, указала в протоколе, что выявленные нарушения имели место, с протоколом согласна.
Таким образом, из представленных суду доказательств (протокола об административном правонарушении, решения о проведении проверки, акта проверки, предписания, приказа о назначении директора) следует, что директором МОУ «<данные изъяты> СОШ №» Григорьевой С.В., при угрозе распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, допущено нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении санитарных правил.
Исследованные доказательства согласуются между собой и являются достаточными для установления вины Григорьевой С.В. в совершении административного правонарушения.
Протокол об административном правонарушении правомерно составлен уполномоченным на это должностным лицом и оформлен в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в протоколе отражены.
При таких обстоятельствах деяния Григорьевой С.В. следует квалифицировать по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ как нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, совершенное при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих.
В качестве смягчающего административную ответственность обстоятельства суд учитывает совершение административного правонарушения впервые, фактическое признание вины, принятие мер по устранению выявленных нарушений.
Отягчающих административную ответственность обстоятельств не установлено.
В силу ст. 4.1. КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц – не менее пятидесяти тысяч рублей (ч. 2.2).
При назначении административного наказания в соответствии с ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ.
Принимая во внимание характер совершенного административного правонарушения, принятие мер по устранению выявленных нарушений, имущественное положение лица, привлекаемого к административной ответственности, личность правонарушителя, судья считает правомерным применить по рассматриваемому делу положения ч. 2.2 и ч. 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ и назначает наказание в виде административного штрафа в размере ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 29.9 КоАП РФ, судья
постановил:
Признать директора Муниципального общеобразовательного учреждения «<данные изъяты> средняя общеобразовательная школа №» Григорьеву С.В. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 25 000 (двадцати пяти тысяч) рублей.
Разъяснить, что в соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ.
Документы, подтверждающие исполнение постановления, необходимо представить в суд.
Реквизиты для уплаты штрафа:
Единый казначейский счет (корр. счет) 40102810945370000063, расчетный счет получателя 03100643000000019100 УФК по Забайкальскому краю (Управление Роспотребнадзора по Забайкальскому краю лицевой счет 04911788340), ИНН 7536059217, КПП 753601001, БИК 017601329, Отделение Чита Банка России// УФК по Забайкальскому краю г. Чита, КБК 141 1 16 01061 01 0003 140 (Денежные взыскания (штрафы) за нарушение действующего законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия человека), ОКТМО 76628101, УИН 14104750004500150543.
Постановление может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления в Забайкальский краевой суд путем подачи жалобы через Сретенский районный суд Забайкальского края.
Судья М.В. Козырин