29RS0023-01-2024-002236-14
Решение
именем Российской Федерации
г. Северодвинск 21 октября 2024 г.
Северодвинский городской суд Архангельской области в составе: председательствующего судьи Ноздрина В.В., при секретаре Смирновой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда города Северодвинска гражданское дело по иску Вдовиной Ирины Васильевны к Администрации муниципального образования «Северодвинск» о взыскании ущерба, компенсации морального вреда,
установил:
истец Вдовина Ирина Васильевна обратилась в суд с иском к Администрации муниципального образования «Северодвинск» о взыскании ущерба, компенсации морального вреда. В обоснование требований указано, что 18 сентября 2023 г. около 07 часов 30 минут истец оставила свой автомобиль «Форд Фокус», государственный регистрационный знак ....., на неохраняемой стоянке, расположенной у дома ..... по проспекту <адрес> в городе Северодвинске. Около 17 часов 30 марта 18 сентября 2023 г. обнаружила, что на припаркованный автомобиль упали ветви дерева, которые причинили автомобилю механические повреждения. Стоимость восстановительного ремонта составила 163000 руб. Расходы по оценке восстановительного ремонта составили 10000 руб. Просит взыскать с ответчика причиненный ущерб в размере 163000 руб., расходы по оценке в размере 10000 руб., компенсацию морального вреда в размере 10000 руб.
Представитель истца Орлов Е.В. в судебном заседании на исковых требованиях настаивал.
Представитель ответчика Администрации МО «Северодвинск» Ропотан С.А. в суде в удовлетворении исковых требований просила отказать.
Представитель третьего лица Киселева А.В. – Максимов Д.М. в суде пояснил, что упавшее дерево произрастало за территорией, находящейся в собственности Киселева А.В. и Киселева С.В.
Иные лица в суд не явились, извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело при данной явке.
Выслушав пояснение представителей сторон, рассмотрев материалы гражданского дела, представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что истец является собственником транспортного средства (далее – ТС) «Форд Фокус», государственный регистрационный знак ......
18 сентября 2023 г. около 07 часов 30 минут Вдовина И.В. оставила свой автомобиль «Форд Фокус», государственный регистрационный знак ....., на неохраняемой стоянке, расположенной у дома ..... по проспекту <адрес> в городе Северодвинске. Около 17 часов 30 марта 18 сентября 2023 г. обнаружила, что на припаркованный автомобиль упали ветви дерева, которые причинили автомобилю механические повреждения.
Согласно экспертному заключению ООО «Экспресс Оценка» стоимость восстановительного ремонта составила 163000 руб. Вдовина И.В. понесла расходы по оценке восстановительного ремонта составили 10000 руб.
В ходе рассмотрения дела установлено, что упавшее дерево, которым поврежден автомобиль истца, произрастало вне территории, находящейся в собственности Киселева А.В., Киселева С.В., а на территории общего пользования.
Указанное обстоятельство подтверждается фотографиями с места происшествия, объяснениями сторон, которые выходили на место происшествия, сопоставляя место расположения автомобиля и место произрастания дерева.
В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
В силу ст. 2 ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту – Базовый закон) благоустройство территории поселения (городского округа) - комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.
В соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 16 Базового закона к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
Порядок проведения мер по защите и восстановлению зелёных насаждений предусмотрен Правилами создания, охраны и содержания зелёных насаждений в городах Российской Федерации, утверждённым приказом Госстроя РФ от 15.12.1999 № 15, согласно которым оценку состояния озелененных территорий осуществляют организации, предприятия и др., в ведении которых находятся эти территории, с последующим экспертным заключением по материалам обследования квалифицированными специалистами (п. 5.3).
Оценка состояния озеленённых территорий осуществляется: долгосрочная оценка - один раз в 10 лет; ежегодная (плановая) оценка - два раза в год; оперативная оценка - по специальному распоряжению (п. 5.4).
Ежегодный плановый осмотр проводится в течение всего вегетационного периода (весной и осенью - обязательно). При этом обследование охватывает все элементы зелёных насаждений и благоустройства (п. 5.7).
По данным ежегодных плановых весеннего и осеннего осмотров составляется ведомость дефектов и перечень мероприятий, необходимых для подготовки объекта к эксплуатации в летний период и по подготовке к содержанию в зимних условиях. По окончании осмотра составляется акт в двух экземплярах. Материалы всех видов ежегодной оценки обобщаются и оформляются по прилагаемой форме (п. 5.9).
Согласно п. 9.6 Правил благоустройства территории муниципального образования «Северодвинск» (утв. решением Совета депутатов Северодвинска от 14 декабря 2017 года № 40) субъекты благоустройства, на земельных участках которых имеются зеленые насаждения, обязаны осуществлять уход за зелеными насаждениями; осуществлять обрезку, пересадку деревьев и кустарников; осуществлять ликвидацию сухостойных и аварийных деревьев.
Поскольку судом установлено, что упавшее дерево произрастало на территории общего пользования, не закрепленной за конкретным субъектом благоустройства, то ответственность за причиненный истцу ущерб должна нести Администрация Северодвинска.
Совокупность представленных истцом доказательств, не оспаривание данных доказательств ответчиком, позволяет суду прийти к выводу о том, что ущерб автомобилю истца причинен по причине падения на него веток дерева.
При этом доказательств того, что ответчик осуществлял уход за зелеными насаждениями, осуществлял обрезку, ликвидацию сухостойных и аварийных деревьев, а также того, что упавшее дерево не являлось сухостойным и аварийным, в суд представлено не было.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о доказанности вины ответчика в ненадлежащем исполнении обязательств, приведших к причинению ущерба имуществу истца, что является основанием для взыскания убытков.
Какого-либо чрезвычайного происшествия в виде ураганного ветра на территории города Северодвинска 18 сентября 2023 г. не наблюдалось, стороны на данное обстоятельство не ссылались.
Причинение вреда имуществу истца при наличии сильного ветра, само по себе не свидетельствует о том, что ущерб причинен при форс-мажорных обстоятельствах.
При таких обстоятельствах суд взыскивает с ответчика в пользу истца причиненный ущерб в размере 163000 руб., на основании ст. 98 ГПК РФ - расходы по оценке восстановительного ремонта в размере 10000 руб.
Отсутствуют основания для взыскания с ответчика компенсации морального вреда, так как Вдовиной И.В. не представлено доказательств нарушения ее неимущественных прав. Возникшие отношения не регулируются Законом о защите прав потребителей.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Вдовиной Ирины Васильевны к Администрации муниципального образования «Северодвинск» о взыскании ущерба, компенсации морального вреда, удовлетворить частично.
Взыскать с Администрации муниципального образования «Северодвинск» (ИНН 2902018137) в пользу Вдовиной Ирины Васильевны (паспорт .....) причиненный ущерб в размере 163000 руб., расходы по оценке в размере 10000 руб., всего 173000 (сто семьдесят три тысячи) руб.
В удовлетворении требования о взыскании компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Северодвинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 02 ноября 2024 г.
Председательствующий В.В. Ноздрин