Дело №2а-435/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 декабря 2016 года р.п. Ржакса Тамбовской области
Ржаксинский районный суд Тамбовской области в составе:
председательствующего судьи Нечаева С.Е.,
при секретаре Макеевой М.Ю.,
с участием прокурора Пугачёва И.М., представителя административного истца Худякова Р.И. –Москалёва С.Ю., представителей административного ответчика участковой избирательной комиссии № – Марюшкиной Н.Н. и Елисеевой Н.М., представителя заинтересованного лица избирательной комиссии Тамбовской области - Моисеева С.А., представителя заинтересованного лица территориальной избирательной комиссии Ржаксинского района Тамбовской области - Сёмочкина И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-435/2016 по административному исковому заявлению Худякова Р.И. об отмене решения участковой избирательной комиссии избирательного участка № об итогах голосования по одномандатному избирательному округу №178 «Тамбовская область - Рассказовский одномандатный избирательный округ», и принятии решения о повторном подсчете голосов избирателей,
УСТАНОВИЛ:
Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2016 года №291 на 18 сентября 2016 года были назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва.
Постановлением окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №178 «Тамбовская область - Рассказовский одномандатный избирательный округ» по выборам депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва от 1 августа 2016 года №12/26 Худяков Р.И. был зарегистрирован кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №178 «Тамбовская область - Рассказовский одномандатный избирательный округ».
18 сентября 2016 года состоялось голосование на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва.
Итоги голосования по одномандатному избирательному округу №178 «Тамбовская область Рассказовский одномандатный избирательный округ» при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва на избирательном участке № были установлены участковой избирательной комиссией избирательного участка № и оформлены протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ об итогах голосования (далее Протокол №).
Не согласившись с решением участковой избирательной комиссии избирательного участка №, Худяков Р.И., действуя через представителя по доверенности Косенкова М.Ю., обратился в суд с административным исковым заявлением к участковой избирательной комиссии избирательного участка № Ржаксинского района Тамбовской области, в котором просит отменить решение участковой избирательной комиссии избирательного участка №, оформленное протоколом № об итогах голосования по одномандатному избирательному округу №178 «Тамбовская область - Рассказовский одномандатный избирательный округ», и принять решение о повторном подсчете голосов избирателей.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что участковой избирательной комиссией избирательного участка № были допущены нарушения порядка подсчета голосов избирателей и составления протокола об итогах голосования, которые не позволили с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей на данном избирательном участке, а в последующем, повлияли на определение результатов выборов депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №178 «Тамбовская область Рассказовский одномандатный избирательный округ» в целом. А именно, что в нарушение ст. 68 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» участковой избирательной комиссией полистной подсчет неиспользованных избирательных бюллетеней в присутствии всех членов комиссии, наблюдателей и иных лиц не проводился, в связи с чем, другие члены избирательной комиссии, наблюдатели и иные лица были лишены возможности убедиться в достоверности производимых с неиспользованными бюллетенями действиями; рассортированные по пачкам отдельно по каждому кандидату бюллетени подсчитывались одновременно всеми членами участковой избирательной комиссии. При этом подсчет ими производился не путем перекладывания бюллетеней по одному из одной части пачки в другую, как это указано в законе, а путем загибания уголков избирательных бюллетеней, что недопустимо. При данном порядке подсчета голосов присутствовавшие лица не могли видеть отметку избирателя в каждом избирательном бюллетене, равно как у них не было возможности визуально наблюдать правильность подсчета голосов. Данные нарушения закона являются существенными и не позволяют выявить действительную волю избирателей.
В качестве доказательств, подтверждающих указанные нарушения административный истец называет показания свидетеля Б.
Таким образом, было нарушено его конституционное право быть избранным депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №178 «Тамбовская область - Рассказовский одномандатный избирательный округ», предусмотренное ч. 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации, а также п.27 ст.2 п.1 ст.4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12.06.2002 №67-ФЗ.
На основании изложенного и в соответствии со ст.77, п.1, 3 ст.78 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12.06.2002 №67-ФЗ просил суд отменить решение участковой избирательной комиссии об итогах голосования одномандатному избирательному округу №178 «Тамбовская область - Рассказовский одномандатный избирательный округ», и принять решение о повторном подсчёте голосов избирателей.
В ходе судебного разбирательства в заявлении об изменении оснований иска представитель административного истца Косенков М.Ю. также указал, что принципы избирательного права, закрепленные в международных нормах, являются составной частью правой системы РФ, признаются и гарантируются РФ в качестве конституционных прав и свобод. Непосредственно избирательные правоотношения, являющиеся предметом судебного разбирательства по настоящему делу, регулируются Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие граждан в референдуме РФ №67-ФЗ, а также Федеральным законом "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 22.02.2014 №20-ФЗ. Указанными нормативными актами установлены условия, правила и процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав граждан.
При этом, обращает внимание суда, что в соблюдении указанных условий, правил и процедур, и заключаются гарантии избирательных прав граждан. Однако, согласно информации, имеющейся у административного истца, административным ответчиком допущены существенные нарушения условий, правил и процедур, обеспечивающих реализацию избирательных прав граждан.
Согласно п.3ст.68 Закона №67-ФЗ, в день голосования после окончания времени голосования члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса в присутствии наблюдателей, иных лиц, указанных в п.3ст.30 Федерального закона подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол неиспользованные бюллетени, затем оглашают и вносят число погашенных неиспользованных бюллетеней, а также бюллетеней, испорченных избирателями, участниками референдума при проведении голосования, в строку 6 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы, находящейся в помещении для голосования.
Подсчет (также как и дальнейшее погашение) неиспользованных бюллетеней имеет важное значение для обеспечения достоверного установления результатов волеизъявления избирателей и предполагает определение точного их количества в последовательном порядке в присутствии наблюдателей и иных лиц, указанных в п.3ст.30 Закона №67-ФЗ, что исключает возможность подмены использованных бюллетеней с отметкой избирателей за определенного кандидата неиспользованными бюллетенями с проставленными в них отметками за другого кандидата, когда предусмотренные законом контрольные соотношения данных могут выполняться за счет того, что установленный заранее (предполагаемый) эквивалент неиспользованных бюллетеней одной сформированной пачки (1 пачка = 50 бюллетеней, 1 пачка = 100 бюллетеней) в этом случае может не соответствовать действительности, в связи с отсутствием в каждой или одной такой пачке неиспользованных бюллетеней, которыми подменены использованные и впоследствии уничтоженные бюллетени.
Осуществление подсчета неиспользованных бюллетеней таким способом, при котором происходит подсчет неоткрытых сформированных пачек бюллетеней, пересчитанных накануне выборов с тем условием, что предполагается наличие в каждой такой пачке определенного количества бюллетеней, и одновременное осуществление полистного подсчета только открытых пачек неиспользованных бюллетеней, противоречит основополагающему принципу подсчета участковой комиссией голосов избирателей - открытости и гласности подсчета (п.1ст.68 Закона) и исходя из взаимосвязанных положений п.20 ст.63 и п.3ст.68 Закона №67- ФЗ фактически лишает других членов избирательной комиссии, наблюдателей и иных лиц возможности убедиться в достоверности производимой с неиспользованными бюллетенями операции.
Вывод о необходимости полистного подсчета неиспользованных бюллетеней подтверждается и тем, что при использовании технических средств подсчета голосов, что предусмотрено п.3 ст.68 Федерального закона, такой порядок подсчета неиспользованных бюллетеней (когда они подсчитываются пачками), становится невозможным.
Вместе с тем, согласно сведениям, полученным от гр. Б., члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса считали неиспользованные избирательные бюллетени не полистно, перекладывая по одному листу из одной части стопки в другую, а посредством загибания уголков бюллетеней. Визуальный контроль бюллетеней был невозможен.
Таким образом, при процедуре подсчета и погашения неиспользованных избирательных бюллетеней административным ответчиком нарушены условия открытости и гласности, установленные п.1ст.68 Закона №67-ФЗ, 4.1 ст.85 Закона №20-ФЗ, а также процедура, предусмотренная п.Зст.68 Закона №67-ФЗ.
В соответствии с п. 18. ст.68 Закона №67-ФЗ подсчет рассортированных бюллетеней установленной формы проводится в каждой пачке отдельно по каждому кандидату (списку кандидатов). При этом бюллетени подсчитываются путем перекладывания их по одному из одной части пачки в другую таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчете, могли увидеть отметку избирателя, в каждом бюллетене. Одновременный подсчет бюллетеней из разных пачек не допускается.
Тем не менее, согласно сведениям, полученным от гр. Б., подсчет рассортированных бюллетеней производился не полистно, перекладывая по одному листу из одной части стопки в другую, а посредством загибания уголков бюллетеней.
Таким образом, при подсчете избирательных бюллетеней по голосам, поданным за каждого из кандидатов (каждый список кандидатов) административным ответчиком нарушена процедура, установленная п.18 ст.68 Закона №67-ФЗ.
В соответствии с официальной правовой позицией Центральной избирательной Комиссии Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 16 ноября 2016г. №65/622-7. существенными нарушениями установленных законом условий, правил и процедур, гарантирующих избирательные права граждан, являются следующие:
подсчет бюллетеней без перекладывания их из одной пачки в другую и (или) одновременный подсчет бюллетеней из разных пачек;
иные способы подсчета, не позволяющие обеспечить визуальное наблюдение за подсчетом (п. 14, 18 ст.68 Федерального закона №67-ФЗ);
несоблюдение установленной законом последовательности подсчета голосов;
несоблюдение требования о своевременном внесении данных в увеличенную форму протокола об установлении итогов голосования;
отсутствие подсчета бюллетеней из переносных урн для голосования (п.12ст.68 закона 67-ФЗ).
В соответствии с п.1.2 ст.77 Закона №67-ФЗ в случае нарушения порядка голосования и установления итогов голосования (пп.«б»), воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей (пп.«в»), других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах (пп.«д»), если указанные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей суд может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования. Аналогичные основании для отмены решения избирательной комиссии установлены и ч.3ст.100 Закона №20-ФЗ. При этом, в соответствии с п.4 указанной статьи суд соответствующего уровня, отменив решение комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, может принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей, если при проведении голосования или установлении его итогов были допущены нарушения данного Федерального закона.
В возражениях на административный иск председатель участковой избирательной избирательного участка № Марюшкина Н.Н. полагала, что он не подлежит удовлетворению. При этом, в частности, указала, что приведенные Худяковым Р.И. в административном исковом заявлении обстоятельства не соответствуют действительности. Членами участковой избирательной комиссии действия по подсчету и погашению неиспользованных избирательных бюллетеней были осуществлены в точном соответствии с положениями пункта 3 статьи 68 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее Федерального закона). При этом каких-либо жалоб и обращений по вопросу несоответствия закону действий членов участковой избирательной комиссии избирательного участка № по подсчету и погашению неиспользованных избирательных бюллетеней от лиц, присутствующих при подведении итогов голосования на избирательном участке, не поступало.
Действия по сортировке и подсчету избирательных бюллетеней были осуществлены членами участковой избирательной комиссии избирательного участка № в точном соответствии с пунктами 14 и 18 ст.68 указанного Федерального закона. При этом каких-либо жалоб и обращений по вопросу несоответствия закону действий членов участковой избирательной комиссии избирательного участка № по сортировке и подсчету избирательных бюллетеней от лиц, присутствующих при подведении итогов голосования на избирательном участке №, также не поступало.
Каких-либо иных доводов, которые могли бы поставить под сомнение законность оспариваемого протокола № об итогах голосования на избирательном участке №, в административном исковом заявлении Худякова Р.И. не приводится.
При этом необходимо отметить, что в течение дня голосования 18 сентября 2016 года и при подведении итогов голосования на избирательном участке № каких-либо жалоб о возможных нарушениях избирательного законодательства ни в участковую избирательную комиссию избирательного участка №, ни в вышестоящие избирательные комиссии, ни в судебные органы не поступало.
На основании вышеизложенного и в соответствии со статьей 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации участковая избирательная комиссия избирательного участка № просит отказать в удовлетворении административного иска Худякова Р.И. об отмене протокола № участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу №178 «Тамбовская область - Рассказовский одномандатный избирательный округ» при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва на избирательном участке №.
Административный истец Худяков Р.И. в судебное заседание не явился по неизвестной причине, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель административного истца – Москалёв С.Ю., действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании поддержал административные исковые требования Худякова Р.И. по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представители административного ответчика — председатель участковой избирательной комиссии № Марюшкина Н.Н. и Елисеева Н.М., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, каждая в отдельности, в судебном заседании просили оставить административные исковые требования Худякова Р.И. без удовлетворения, мотивируя тем, что приведенные им в административном исковом заявлении доводы не соответствуют действительности. Членами участковой избирательной комиссии избирательного участка № действия по подсчету и погашению неиспользованных избирательных бюллетеней, а также действия по сортировке и подсчету избирательных бюллетеней были осуществлены в точном соответствии с положениями Федерального закона. Никаких препятствий для визуального наблюдения за подсчетом голосов ни членам избирательной комиссии, ни наблюдателям на избирательном участке не чинилось. Жалоб и обращений по вопросу несоответствия закону действий членов участковой избирательной комиссии избирательного участка № по подсчету и погашению неиспользованных избирательных бюллетеней не поступило. Решение участковой избирательной комиссии об итогах голосования, оформленное протоколом №, было принято легитимным органом в пределах его компетенции с соблюдением установленного порядка. В связи с чем просили суд административный иск Худякова Р.И. оставить без удовлетворения.
Представитель заинтересованного лица территориальной избирательной комиссии Ржаксинского района Тамбовской области Семочкин И.В. в судебном заседании просил суд административному истцу Худякову Р.И. в иске отказать, пояснив, что в единый день голосования 18 сентября 2016 года при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва на участке № нарушений при подсчете и погашении неиспользованных избирательных бюллетеней, а также при сортировке и подсчете избирательных бюллетеней установлено не было.
Представитель заинтересованного лица избирательной комиссии Тамбовской области Моисеев С.А., просил оставить административное исковое заявление Худякова Р.И., без удовлетворения, указав, что оснований для отмены оспариваемого решения участковой избирательной комиссии не имеется.
Прокурор Пугачев И.М. просил оставить административное исковое заявление Худякова Р.И., без удовлетворения, указав, что основанием для отмены оспариваемого решения участковой избирательной комиссии могут служить только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей. В ходе судебного разбирательства таких нарушений при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва на участке №, при подсчете и погашении неиспользованных избирательных бюллетеней, а также при сортировке и подсчете избирательных бюллетеней, установлено не было. Как в период проведения выборов, так и после проведения выборов, жалоб и заявлений о допущенных нарушениях в прокуратуру Ржаксинского района не поступало. Изложенные административным истцом и его представителем доводы о наличии оснований для отмены решения участковой избирательной комиссии избирательного участка №, не нашли своего подтверждения в суде.
Выслушав мнения участников судебного разбирательства, показания свидетелей и исследовав материалы дела в их совокупности, суд приходит к выводу, что административные исковые требования Худякова Р.И. не подлежат удовлетворению.
Согласно п.15 ст.239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума могут обратиться гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата, избирательное объединение, участвовавшее в выборах и выдвинувшее кандидата или список кандидатов на выборные должности, инициативная группа по проведению референдума и (или) ее уполномоченные представители, в установленных законом случаях прокурор.
Статьей 32 Конституции Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации каждому гражданину принадлежит право и возможность голосовать и быть избранным на периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей без необоснованных ограничений (пункт 3 статьи 21 Всеобщей декларации прав человека, статья 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, статья 3 Европейской хартии местного самоуправления, статья 3 Протокола № к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств).
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч.3 ст.100 Федерального закона от 22 февраля 2014 года №20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (далее Федеральный закон №20-ФЗ), суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования в случае:
нарушения правил составления списков избирателей, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей;
нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей;
воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчетом голосов избирателей, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей;
нарушения порядка формирования избирательной комиссии, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;
других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах депутатов Государственной Думы, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.
В соответствии с п. 1.2 ст. 77 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме» суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае:
а) нарушения правил составления списков избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
б) нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
в) воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
г) нарушения порядка формирования избирательной комиссии, комиссии референдума, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей, участников референдума;
д) других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.
Суд соответствующего уровня по заявлению избирателя, участника референдума об оспаривании итогов голосования на избирательном участке, участке референдума, на котором этот избиратель, участник референдума принял участие в выборах, референдуме, может отменить решение участковой комиссии об итогах голосования на избирательном участке, участке референдума в случаях, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1.2 настоящей статьи (п. 1.3 ст. 77 Федерального закона №67-ФЗ).Отмена судом решения комиссии об итогах голосования в связи с тем, что допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума (выявить действительную волю избирателей, участников референдума), влечет признание соответствующей комиссией этих итогов голосования недействительными (п. 1.4 ст. 77).
Исходя из положений пунктов 1.2, 9 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 г. 67-ФЗ в случае отмены решения комиссии об итогах голосования, результатов выборов, референдума суд вправе принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума, а если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума, - признать недействительными итоги голосования, результаты выборов, референдума. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколах об итогах голосования и (или) сводных таблицах об итогах голосования, возникновении сомнений в правильности составления протоколов и (или) сводных таблиц суд не вправе осуществлять подсчет голосов и определять результаты выборов, референдума, поскольку в силу положений пункта 1 статьи 70, пункта 11 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ решение этих вопросов относится к компетенции соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума. В этом случае в решении указывается на необходимость проведения комиссией повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума.
Согласно правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации, выраженным в Постановлении от 22.04.2013 года №8-П, судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права. Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории.
При этом Конституционный Суд РФ исходит из того, что итоги выборов не могут быть поставлены под сомнение неограниченным кругом лиц, и притом по любым основаниям, в том числе связанным лишь с предположениями о допущенных в ходе установления итогов голосования, определения результатов выборов нарушениях либо с субъективным намерением защитить определенным образом понимаемый общественно-политический интерес при отсутствии у обратившегося в суд лица достаточных оснований полагать, что соответствующие нарушения по своему характеру и масштабу не позволяют выявить действительную волю избирателей, и реальной возможности подтвердить свою позицию необходимыми доказательствами.
Данный вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 15.01.2002 года №1-П, согласно которой отмена результатов выборов возможна при наличии веских оснований полагать, что при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов волеизъявление избирателей было действительно искажено, и основаниями для удовлетворения требований об отмене решения об итогах голосования могут служить только доказательства наличия таких бесспорных нарушений, которые исключали бы возможность установления действительной воли избирателей.
Согласно разъяснениям, изложенным в п.39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года №5, основаниями для отмены судом решения соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума являются нарушения, перечисленные в подпунктах «б», «в», «г» пункта 2, пунктов 3 и 4 статьи 77 Федерального закона №67-ФЗ, при условии, что они не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума, а также нарушения, указанные в подпункте «а» пункта 2 статьи 77 данного Федерального закона.
Порядок подсчета голосов избирателей и составления протокола об итогах голосования участковой избирательной комиссией закреплен в ст. 85 Федерального закона №20-ФЗ и в ст. 68 Федерального закона №67-ФЗ, согласно которым подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и гласно, с оглашением и соответствующим внесением в увеличенные формы протоколов участковой избирательной комиссии об итогах голосования последовательно всех результатов осуществляемых действий по подсчету избирательных бюллетеней и голосов избирателей членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. При этом присутствующим лицам должна быть предоставлена возможность присутствовать при подсчете голосов избирателей и наблюдать за подсчетом.
После окончания времени голосования члены участковой комиссии с правом решающего голоса в присутствии наблюдателей, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 Федерального закона №67-ФЗ, подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные бюллетени, затем оглашают и вносят число погашенных неиспользованных бюллетеней, а также бюллетеней, испорченных избирателями, участниками референдума при проведении голосования, в строку 7 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы, находящейся в помещении для голосования.
Непосредственный подсчет голосов избирателей, участников референдума производится по находящимся в ящиках для голосования бюллетеням членами участковой комиссии с правом решающего голоса. При непосредственном подсчете голосов избирателей, участников референдума вправе присутствовать члены участковой комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели, иные лица, указанные в пункте 3 статьи 30 Федерального закона №67- ФЗ. Непосредственный подсчет голосов избирателей, участников референдума производится в специально отведенных местах, оборудованных таким образом, чтобы к ним был обеспечен доступ членов комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса.
Членам комиссии с правом решающего голоса, кроме председателя (заместителя председателя) и секретаря комиссии, запрещается при подсчете голосов пользоваться письменными принадлежностями, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 12, 16 и 17 настоящей статьи. Лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов, должен быть обеспечен полный обзор действий членов комиссии (ч.8-10).
Согласно п. п. 11-18 ст.68 указанного выше Федерального закона №67-ФЗ при сортировке бюллетеней участковая комиссия отделяет бюллетени неустановленной формы, то есть изготовленные неофициально либо не заверенные указанной комиссией или не содержащие специального знака (марки) в случае его использования. Бюллетени неустановленной формы при непосредственном подсчете голосов не учитываются. Такие бюллетени упаковываются отдельно и опечатываются. Стационарные ящики для голосования вскрываются после проверки неповрежденности печатей (пломб) на них. Производится подсчет рассортированных бюллетеней установленной формы в каждой пачке отдельно по каждому кандидату (списку кандидатов). При этом бюллетени подсчитываются путем перекладывания их по одному из одной части пачки в другую таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчете, могли увидеть отметку избирателя, участника референдума в каждом бюллетене. Одновременный подсчет бюллетеней из разных пачек не допускается. После этого с рассортированными бюллетенями под контролем членов участковой комиссии с правом решающего голоса вправе визуально ознакомиться наблюдатели, а члены участковой комиссии с правом совещательного голоса вправе убедиться в правильности проведенного подсчета. После ознакомления членов участковой комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателей с рассортированными бюллетенями проводится проверка контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования, в соответствии с приложением 11 к Федеральному закону №67-ФЗ (за исключением контрольного соотношения, проверка которого проводится в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи) с учетом нумерации строк протокола об итогах голосования, предусмотренной законом. После завершения подсчета рассортированные бюллетени упаковываются в отдельные пачки. После проведения всех необходимых действий и подсчетов участковая комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы (заявления) о нарушениях при голосовании и подсчете голосов избирателей, участников референдума, после чего подписывается протокол участковой комиссии об итогах голосования и выдаются копии протокола лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 Федерального закона №67-ФЗ. Протокол об итогах голосования заполняется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса, в нем проставляются дата и время (час с минутами) его подписания. Подписание протокола с нарушением этого порядка является основанием для признания этого протокола недействительным и проведения повторного подсчета голосов (пункт 26 ст. 68 Федерального закона №67-ФЗ).
В соответствии со ст. 67 Федерального закона №67-ФЗ участковая комиссия оформляет свое решение об итогах голосования протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке, содержание которого предусмотрено данной нормой закона.
Согласно ч. 1 ст. 84 Федерального закона №20-ФЗ участковая избирательная комиссия оформляет свои решения об итогах голосования на соответствующем избирательном участке двумя протоколами: протоколом №1 - об итогах голосования по одномандатному избирательному округу и протоколом №2 - об итогах голосования по федеральному избирательному округу.
В силу ч. 27 ст. 85 Федерального закона №20-ФЗ, по требованию члена участковой избирательной комиссии, иных лиц, указанных в ч. 5 ст. 32 данного Федерального закона, участковая избирательная комиссия немедленно после подписания протоколов участковой избирательной комиссии об итогах голосования обязана изготовить и выдать указанным лицам заверенные копии протоколов.
Из материалов дела следует, что на основании постановления территориальной избирательной комиссии Ржаксинского района Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О формировании участковых комиссий избирательных участков, участков референдума, образованных на территории Ржаксинского района Тамбовской области», были сформированы участковые избирательные комиссии избирательных участков, участков референдума, образованных на территории Ржаксинского района Тамбовской области, согласно приложениям №-№; назначены председатели участковых комиссий избирательных участков, референдума, образованных на территории Ржаксинского района Тамбовской области, согласно приложению №.
Согласно списку председателей участковых комиссий избирательных участков, участков референдума, образованных на территории Ржаксинского района Тамбовской области, являющегося приложением № к постановлению территориальной избирательной комиссии Ржаксинского района Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ № председателем участковой избирательной комиссии избирательного участка № назначена Марюшкина Н.Н..
Как видно из приложения № к постановлению территориальной избирательной комиссии Ржаксинского района Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ №, был сформирован состав участковой комиссии избирательного участка, участка референдума № (перечень членов участковой комиссии с правом решающего голоса).
Постановлениями территориальной избирательной комиссии Ржаксинского района Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О замене членов участковых избирательных комиссий Ржаксинского района», от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № «О замене членов участковых избирательных комиссий Ржаксинского района», была произведена замена членов основного состава участковых избирательных комиссий Ржаксинского района по выборам главы администрации Тамбовской области из резервного состава в том числе на избирательном участке №.
Согласно представленным в суд сведениям о членах участковой избирательной комиссии № с правом решающего голоса по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в состав комиссии входит: председатель комиссии – Марюшкина Н.Н., зам.председателя комиссии – Л., секретарь комиссии С., члены комиссии: Б., К., П., П., С., Т.
Таким образом, легитимность и компетентность участковой избирательной комиссии избирательного участка № при проведении выборов ДД.ММ.ГГГГ о подведении итогов голосования подтверждены в ходе судебного разбирательства, что при рассмотрении настоящего дела административным истцом не оспаривается.
Из протокола № участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу №178 «Тамбовская область – Рассказовский одномандатный избирательный округ» избирательного участка №, установлено, что в строке 1 число избирателей, внесенных в список избирателей на момент окончания голосования – 752, в строке 2 число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией – 700, в строке 3 число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно – 0, в строке 4 число избирательных бюллетеней, выданных участковой избирательной комиссией избирателям в помещении для голосования в день голосования – 304, в строке 5 число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования – 124, в строке 6 число погашенных избирательных бюллетеней – 272, в строке 7 число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования – 124, в строке 8 число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования – 304, в строке 9 число недействительных избирательных бюллетеней – 9, в строке 10 число действительных избирательных бюллетеней – 419, в строке 11 число открепительных удостоверений, полученных участковой избирательной комиссией – 7, в строке 12 число открепительных удостоверений, выданных участковой избирательной комиссией избирателям на избирательном участке до дня голосования – 7, в строке 13 число избирателей, проголосовавших по открепительным удостоверениям на избирательном участке – 4, в строке 14 число погашенных неиспользованных открепительных удостоверений – 0, в строке 15 число открепительных удостоверений, выданных избирателям территориальной избирательной комиссией – 1, в строке 16 число утраченных открепительных удостоверений – 0, в строке 17 число утраченных избирательных бюллетеней – 0, в строке 18 число избирательных бюллетеней, не учтенных при получении – 0, в строке 19 число голосов за кандидата А. – 29, в строке 20 число голосов за кандидата Ж. – 230, в строке 21 число голосов за кандидата П.. – 18, в строке 22 число голосов за кандидата П. – 33 в строке 23 число голосов за кандидата С. – 6, в строке 24 число голосов за кандидата Т. – 30, в строке 25 число голосов за кандидата Худякова Р.И. – 73. Сведения о количестве поступивших в участковую избирательную комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей жалоб (заявлений), прилагаемых к протоколу – 0. Данный протокол подписан председателем участковой избирательной комиссии Марюшкиной Н.Н., заместителем председателя комиссии Л., секретарем комиссии С., членами комиссии: Б., К., П., П., С., Т. ДД.ММ.ГГГГ в 1 час 35 минут.
Данным протоколом было оформлено решение участковой избирательной комиссии об итогах голосования, которое является предметом оспаривания административным истцом Худяковым Р.И. по настоящему административному делу.
Из реестра участковой избирательной комиссии избирательного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, усматривается, что в день голосования до окончания подсчета голосов избирателей жалоб (заявлений) на нарушения Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», не поступало.
Согласно списку участковой избирательной комиссии избирательного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, лицами, присутствовавшими при проведении голосования, подсчете голосов избирателей и составлении протокола УИК об итогах голосования в день голосования ДД.ММ.ГГГГ являлись: Б., Б., М., Б., П., Г., С., Т. и П.
Как следует из показания свидетелей С. - секретаря избирательной комиссии № участка, Г.- члена участковой избирательной комиссии № с правом совещательного голоса от партии «Единая Россия» и С. - наблюдателя от партии КПРФ на участке № в <адрес>, подсчет голосов избирателей осуществлялся на избирательном участке № открыто и гласно, с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней и голосов избирателей. Лицам, присутствовавшим в ходе работы участковой избирательной комиссии, была предоставлена возможность присутствовать при подсчете голосов избирателей, участников референдума и наблюдать за подсчетом.
После окончания времени голосования члены участковой комиссии с правом решающего голоса в присутствии наблюдателей, иных лиц, подсчитали и погасили, отрезая левый нижний угол, неиспользованные бюллетени, затем огласили и внесли число погашенных неиспользованных бюллетеней, а также бюллетеней, испорченных избирателями, в протокол об итогах голосования и его увеличенной формы, находящейся в помещении для голосования.
Подсчет неиспользованных бюллетеней находившихся на столе членов участковой комиссии осуществлялся полистно.
Непосредственный подсчет голосов избирателей производился в специально отведенном месте, оборудованном таким образом, чтобы к нему был обеспечен доступ членов комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса. При подсчете голосов избирателей присутствовали члены участковой комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели, иные лица, указанные в пункте 3 статьи 30 Федерального закона, которым был обеспечен полный обзор действий членов комиссии.
Перед подсчётом бюллетеней проверялась целостность пломб на переносных и стационарных урнах. Подсчет рассортированных бюллетеней по пачкам отдельно по каждому кандидату осуществлялся путем перекладывания их по одному из одной части пачки в другую таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчете, могли увидеть отметку избирателя, участника референдума в каждом бюллетене. Одновременный подсчет бюллетеней по каждому из кандидатов не производился. Каких-либо сомнений в правильности проведения подсчета ни у кого у присутствующих лиц не возникло.
Таким образом, из изложенного видно, что подсчет голосов избирателей осуществлялся на избирательном участке № открыто и гласно, с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней и голосов избирателей, с соблюдением необходимых условий, правил и процедуры подсчёта. Лицам, присутствовавшим в ходе работы участковой избирательной комиссии, была предоставлена возможность присутствовать при подсчете голосов избирателей, наблюдать за подсчетом и делать замечания в случае обнаружения каких-либо нарушений.
Каких-либо доказательств свидетельствующих об обратном, и подтверждающих доводы административного истца об имевшихся существенных нарушениях закона участковой комиссией избирательного участка №, суду представлено не было. Тогда как в соответствии со ст.62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Доводы административного истца о том, что подсчет неиспользованных бюллетеней полистно не производился, не нашёл своего подтверждения в ходе судебного разбирательства. Кроме того, в Федеральном законе от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» закреплена лишь обязанность подсчета неиспользованных бюллетеней без определения способа подсчёта.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований Худякову Р.И., суд исходит из того, что членами участковой избирательной комиссии избирательного участка № действия по подсчету и погашению неиспользованных избирательных бюллетеней, а также действия, связанные с сортировкой и подсчетом избирательных бюллетеней, были осуществлены в соответствии с положениями Федерального закона Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", при этом факта нарушения прав административного истца судом не установлено.
Согласно реестру территориальной избирательной комиссии Ржаксинского района, в день голосования 18 сентября 2016 года до окончания подсчета голосов избирателей жалоб (заявлений) на нарушения Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», не поступало.
Из сообщений из МО МВД РФ «Уваровский» ОП р.п. Ржакса, и из прокуратуры Ржаксинского района Тамбовской области следует, что в единый день голосования 18 сентября 2016 года, либо по окончании выборов жалоб или заявлений на действия (бездействия) территориальных избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающих избирательные права, а также на процедуру подсчета голосов в указанные правоохранительные органы не поступало.
Согласно сообщению избирательной комиссии Тамбовской области, обращений с требованием о проведении повторного подсчета голосов на избирательном участке № по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ седьмого созыва не было.
Оценив относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь всех доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу, что нарушений избирательного законодательства, не позволяющего с достоверностью определить действительную волю избирателей при определении результатов выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 18 сентября 2016 года участковой избирательной комиссией избирательного участка № допущено не было, в связи с чем решение участковой избирательной комиссии избирательного участка №, оформленное протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ об итогах голосования по одномандатному избирательному округу №178 «Тамбовская область - Рассказовский одномандатный избирательный округ», надлежит признать законным.
В силу ч. 2 ст. 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае, если суд установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) являются законными, суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и нрава на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 244 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Худякову Р.И. в удовлетворении административных исковых требований об отмене решения участковой избирательной комиссии избирательного участка №, оформленного протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ об итогах голосования по одномандатному избирательному округу №178 «Тамбовская область - Рассказовский одномандатный избирательный округ», и принятии решения о повторном подсчете голосов избирателей - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Тамбовского областного суда через Ржаксинский районный суд Тамбовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: С.Е. Нечаев
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья С.Е. Нечаев