Дело №2а-420/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Куртамышский районный суд Курганской области
в составе председательствующего судьи Олейниковой Е.Н.,
при секретаре судебного заседания Кочегиной И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Куртамыше 21 июня 2021 года дело по административному исковому заявлению ИФНС №6 по Курганской области к Дмитриеву Анатолию Николаевичу о взыскании задолженности по страховым взносам, пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России №6 по Курганской области обратилась в суд с административным иском к Дмитриеву А.Н. о взыскании задолженности по страховым взносам и пени в сумме 60 866,01руб., из них страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии с 01.01.2017: 23 400руб. - за 2017 год, 26 545руб.- за 2018 год, 2 446,16руб. – за 2019 год, 5 048,93руб.- пени за период с 10.01.2018 по 22.07.2020, 3 331,39руб. -пени за период с 10.01.2019 по 22.07.2020, 94,53руб.- пени за период с 01.01.2020 по 22.07.2020, всего пеней на общую сумму 8 474,85руб.
Административный истец мотивировал требования тем, что Дмитриев А.Н. согласно выписке из ЕГРИП от 18.02.2021 являлся главой крестьянского (фермерского) хозяйства в период с 08.06.2015 по 30.01.2019, являлся плательщиком страховых взносов. В установленный срок страховые взносы уплачены не были. Налоговым органом налогоплательщику были направлены требования №20431 по состоянию на 23.07.2020 об уплате задолженности по страховым взносам и пени на общую сумму 60 866,01руб., которые налогоплательщиком не исполнены. Налоговым органом в срок, установленный ч.2 ст.48 НК РФ, было подано заявление о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по страховым взносам, 24.09.2020 мировым судьей судебного участка №14 Куртамышского судебного района Курганской области был вынесен соответствующий приказ, который отменен 04.12.2020 в связи с поступившими от должника возражениями.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России №6 по Курганской области на рассмотрение дела не явился, извещен надлежащим образом судебной повесткой, о чем в деле имеется почтовое уведомление.
Ответчик Дмитриев А.Н., извещенный надлежащим образом, на рассмотрение дела не явился. Согласно телефонограмме, просил дело рассмотреть в его отсутствие, с иском согласился, предъявленную налоговым органом задолженность не оспаривает, которую не оплатил своевременно по причине финансовых затруднений, в связи с чем образовались пени. В дальнейшем обязуется оплатить образовавшуюся задолженность.
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со статьями 23, 45 НК РФ для плательщиков страховых взносов установлена обязанность по своевременной и в полном объеме уплате страховых взносов.
Согласно пункту 2 статьи 432 НК РФ суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно пункту 5 статьи 430 НК РФ, если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, или адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающиеся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, сняты с учета в налоговых органах.
В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов (пункт 5 статьи 432 НК РФ).
Пунктами 1 и 2 статьи 45 НК РФ налогоплательщик предписано самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Так, неисполнение, как и ненадлежащее исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога, предусмотренной пунктом 1 статьи 45 НК РФ, является основанием для направления в порядке статей 69 и 70 НК РФ налоговым органом такому налогоплательщику требования об уплате налога, которое в соответствии с пунктом 1 статьи 70 НК РФ должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
Требование об уплате налога подлежит исполнению в течение восьми дней с даты его получения, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (абзац 4 пункта 4 статьи 69 НК РФ).
В силу пункта 6 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Как следует из выписки Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей Дмитриев А.Н. в период с 08.06.2015 по 30.01.2019 являлся индивидуальным предпринимателем (л.д.5-7).
Возложенные на ответчика Дмитриев А.Н. законом обязанности по уплате страховых взносов за 2017, 2018, 2019 годы им не исполнены.
23.07.2020 Межрайонной ИФНС России №6 по Курганской области в адрес Дмитриева А.Н. направлено требование № по состоянию на 23.07.2020 об уплате задолженности по страховым взносам и пени в сумме 60 866,01руб., из них 23 400руб. - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 за 2017 год, 26 545руб.- за 2018 год, 2 446,16руб. – за 2019 год, 5 048,93руб.- пени за период с 10.01.2018 по 22.07.2020, 3 331,39руб. -пени за период с 10.01.2019 по 22.07.2020, 94,53руб.- пени за период с 01.01.2020 по 22.07.2020, всего пеней на общую сумму 8 474,85руб. в срок до 20.08.2020 (л.д. 11-12).
Доказательств отсутствия недоимки административным ответчиком не предоставлено.
В соответствии со ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов являются организации, индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями;
Согласно ч. 2 ст. 432 НК РФ суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закон от 03.07.2016 № 243-ФЗ (ред. от 30.11.2016) "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные НК РФ, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье – физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей.
Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов.
Налоговым органом в срок, установленный ч. 2 ст. 48 НК РФ, было подано заявление о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по страховым взносам, налогу на доходы физических лиц, налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы.
Как следует из определения мирового судьи судебного участка №14 Куртамышского судебного района Курганской области от ДД.ММ.ГГГГ, судебным приказом от ДД.ММ.ГГГГ с Дмитриева А.Н. взыскана задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года налог за 2017, 2018, 2019 годы в размере 52 391,16руб., пени 8 474,85руб. за период с 10.01.2019 по 22.07.2019, страховые взносы на обязательное медицинское страхование, работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ОМС за расчетный период с 10.01.2019 по 22.07.2019, всего – 73 615,15руб., госпошлина 200 руб.
Данный судебный приказ был отменен определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления должника (л.д. 8).
С исковым заявлением налоговая инспекция обратилась в суд 12.05.2021, что свидетельствует о соблюдении шестимесячного срока по требованиям для обращения в суд, с момента отмены судебного приказа.
Административный истец просит взыскать задолженность с Дмитриева А.Н. по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии за 2017, 2018, 2019 годы в размере 52 391,16руб.
Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, юней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Суд считает, что административный истец обратился в суд с административным иском в пределах установленных законом сроков.
Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (пункт 1).
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (пункт 2).
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (пункт 3).
Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога (пункт 4). Процентная ставка пени принимается равной для физических лиц - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (абзац 1, пункт 4).
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5).
Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 настоящего Кодекса (пункт 6).
Таким образом, начисление пеней непосредственно связано в несвоевременной уплатой налогов в бюджет, поскольку пунктом 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал (Постановление от 17 декабря 1996 года N 20-П, Определение от 08 февраля 2007 года N 381-О-П), что по смыслу статьи 57 Конституции Российской Федерации налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом; неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога; поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок.
Поскольку принудительное взыскание налога с физического лица по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ), как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 17 февраля 2015 года N 422-О оспариваемые законоположения, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом не утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.
Законодатель связывает возможность взыскания пени как совместно с недоимкой, так и после уплаты взысканной недоимки.
При этом обязанность по уплате пени является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате основной недоимки. Пени подлежат принудительному взысканию в том же порядке, что и задолженность, на которую они начислены. Разграничение процедуры взыскания самой недоимки и процедуры взыскания пеней недопустимо, поскольку дополнительное обязательство не может существовать отдельно от главного.
Согласно части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Вместе с тем в силу части 4 статьи 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
В установленные в требованиях сроки Дмитриев А.Н. задолженность по уплате страховых взносов не погасила.
Расчет недоимки по налогам, страховым взносам и пени за 2017, 2018, 2019 годы представлен истцом и произведен верно (л.д. 9-10,19-23).
Административный ответчик доказательств в обоснование своих возражений с иском и иного расчета страховых взносов, налогов и пени в суд не представил.
По состоянию на 18.02.2021 сумма задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с 01.01.2017:
23 400руб. - за 2017 год, 26 545руб.- за 2018 год, 2 446,16руб. – за 2019 год, итого 52 391,16руб.- задолженность по страховым взносам, 5 048,93руб.- пени за период с 10.01.2018 по 22.07.2020, 3 331,39руб. -пени за период с 10.01.2019 по 22.07.2020, 94,53руб.- пени за период с 01.01.2020 по 22.07.2020, всего пеней на общую сумму 8 474,85руб.
Административным ответчиком не представлены доказательства уплаты указанной задолженности по страховым взносам и пени.
На основании изложенного, суд удовлетворяет административные исковые требования в полном объеме.
С административного ответчика взыскивается госпошлина в соответствии с пп.1 п.1 ст.333.19 Налогового кодекса РФ в следующих размерах: от 20 001 рубля до 100 000 рублей - 800 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 20 000 рублей, итого в сумме 1177,33руб.
В соответствии со ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход федерального бюджета.
Исходя из разъяснений, данных в абз. 2 п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», а также п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации суммы государственной пошлины по административным делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, зачисляются в местный бюджет.
На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ №6 ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ № 6 ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░ ░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ 01.01.2017 ░░░░░ 60 866 (░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░ 01 ░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ 23 400░░░. - ░░ 2017 ░░░, 26 545░░░.- ░░ 2018 ░░░, 2 446,16░░░. – ░░ 2019 ░░░, ░░░░░ 52 391,16░░░.- ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░ 8 474,85░░░, ░ ░░░ ░░░░░ 5 048,93░░░.- ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 10.01.2018 ░░ 22.07.2020, 3 331,39░░░. -░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 10.01.2019 ░░ 22.07.2020, 94,53░░░.- ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 01.01.2020 ░░ 22.07.2020.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2026 (░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 24.06.2021.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░