Мировой судья: Г.
апелляционное производство № 11-35/2024
63MS0058-01-2024-000436-67
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 июня 2024 г. г. Жигулёвск
Жигулевский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего – судьи Семеновой Н.Ю.,
при секретаре Диденко Л.А.,
с участием представителя заявителя жалобы Миннигула Р.А. – Миннигул С.Н., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Миннигула Р. А. на решение мирового судьи судебного участка № судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № по иску ООО «ЭкоСтройРесурс» к Миннигулу Р. А. о взыскании задолженности за предоставленные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами,
У С Т А Н О В И Л:
Обжалуемым решением мирового судьи судебного участка № судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования ООО «ЭкоСтройРесурс» удовлетворены. С Миннигула Р.А. в пользу ООО «ЭкоСтройРесурс» взыскана задолженность за предоставленные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по жилому дому № по <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 30 414 руб. 30 коп., а также возмещение расходов по оплате государственной пошлины в размере 1 112 рублей, а всего 31 526 руб. 30 коп..
Обжалуя указанное решение в апелляционном порядке, ответчик Миннигул Р.А. просит решение мирового судьи отменить в части отказа в применении срока исковой давности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; в части отказа в перерасчете платы за обращение с твердыми коммунальными отходами согласно главы IX пункта 98 Постановления Правительства Российской Федерации №, а также отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме и прекратить судебное производство в связи с грубым нарушением статей 131 и 132 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также признать незаконным отказ мирового судьи в приостановлении производства по делу при наличии более раннего судебного производства, рассматриваемого в другом суде.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указано, что иск подан и принят судом с многочисленными процессуальными нарушениями, в частности:
- статей 131-132 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации: не указаны реквизиты имени и отчества, адрес и один из идентификаторов представителя истца; доверенность, подтверждающая полномочия представителя истца, не содержит реквизиты паспортных данных представителя, что делает её недействительной;
- в нарушение требований пункта 7 статьи 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации период задолженности в исковом заявлении не совпадает с периодом судебного приказа;
- в нарушение требований пункта 6 статьи 132 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчику не было направлено исковое заявление в бумажном виде с приложенными к нему документами, уведомление о его вручении отсутствует;
- в нарушение требований абзаца 4 статьи 215 и абзац 4 статьи 222 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации мировой судья необоснованно отказал в приостановлении рассмотрения дела до вступления в закону силу решения Советского районного суда г. Самары по делу № 2-2682/2023 между теми же сторонами о том же предмете по коллективному иску, предметом которого является неправильное применение формулы расчета платы за услугу по вывозу твердых коммунальных отходов со стороны регионального оператора, на основании которой был произведен расчет в исковом заявлении;
- мировой судья не вынес определение об отказе в рассмотрении заявления ответчика о возврате искового заявления или приостановлении судебного производства;
- мировой судья в решении суда ссылается на аннулированную лицензию регионального оператора, как на действующую;
- мировой судья необоснованно отказал в содействии ответчику в истребовании доказательств, в части оказания коммунальной услуги региональным оператором и не продлил срок судебного производства до получения ответа прокуратуры о наличии или отсутствии мест накопления;
- мировой судья принял доказательства, не отвечающие признакам допустимости, относимости, ограничившись подробным цитированием законодательств, без их анализа.
Также мировым судьей при принятии оспариваемого решения были нарушены нормы материального права. Судом было отклонено ходатайство ответчика о предоставлении истцом доказательств факта оказания услуги по вывозу твердых коммунальных отходов, поскольку истец не может их предоставить, что нарушает права ответчика. Истец не подтвердил фактическое оказание ответчику услуг по вывозу ТКО. Финансовый расчет произведен незаконно с общей площади здания зарегистрированной в Едином государственном реестре недвижимости, а не с общей площади жилого помещения, как того требует закон. Суд немотивированно отклонил письменное ходатайство ответчика о перерасчете платы по техническому паспорту за вычетом площади гаража и котельной, расположенных в полуподвальном помещении. Считает необоснованным начисление платы по обращению с ТКО, поскольку каких-либо соглашений на оказание услуг с ответчиком заключено не было.
Кроме того полагает, что истцом пропущен срок исковой давности по части заявленных требований, в связи с чем, сумма, предъявленная ко взысканию, рассчитана необоснованно.
Заявитель жалобы Миннигул Р.А. в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом.
Представитель заявителя Миннигул Р.А. - Миннигул С.Н. в судебном заседании требования и доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме, просила решение мирового судьи отменить. Также заявила ходатайство о приостановлении производства по рассмотрению апелляционной жалобы до рассмотрения апелляционной жалобы на решение Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № по коллективному иску, в том числе Миннигула Р.А. к ООО «ЭкоСтройРесурс» о признании незаконными действия по начислению платы за услугу по вывозу твердых коммунальных отходов, обязании произвести перерасчет.
Представитель истца - ООО «ЭкоСтройРесурс» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в представленных в дело письменных возражениях на апелляционную жалобу полагал, что решение мирового судьи является законным и обоснованным. Просил апелляционную жалобу рассмотреть без его участия и отказать в её удовлетворении. Также в письменных возражениях на доводы апелляционной жалобы указал, что доверенность, подтверждающая полномочия представителя истца Л.О.А., выдана в соответствии с нормами действующего законодательства. По сроку исковой давности указал, что заявление о вынесении судебного приказа о взыскании с ответчика задолженности за предоставленные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами направлено в суд ДД.ММ.ГГГГ. Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ определение о вынесении судебного приказа отменено. Исковое заявление направлено в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть до истечения шестимесячного срока. В адрес ответчика было направлено исковое заявление ДД.ММ.ГГГГ заказным письмом по адресу: <адрес>, которое ДД.ММ.ГГГГ доставлено и вручено адресату.
Императивно установленная обязанность оплачивать коммунальные услуги не зависит от типа помещений и правового статуса потребителя таких услуг, поскольку коммунальные услуги потребляются в процессе жизнедеятельности граждан. Из норм действующего законодательства следует обязанность потребителя, то есть фактически любого лица (учитывая презумпцию жизнедеятельности граждан, объективно приводящей к образованию ТКО), осуществлять обращение с ТКО исключительно посредством услуг регионального оператора. Следовательно, законодательство исходит из презумпции образования ТКО, в том числе при осуществлении жизнедеятельности граждан. В соответствии с разделом VI формы типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденной Постановлением Правительства РФ №, единственным надлежащим доказательством неоказания услуг по обращению с ТКО является акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору на оказание услуг по обращению с ТКО, составленный в соответствии с действующим законодательством. При отсутствии вышеназванного акта услуги по обращению с ТКО считаются оказанными надлежащим образом и подлежат оплате в полном объеме. Ответчиком не предоставлено ни одного акта, соответствующего требованиям действующего законодательства. Следовательно, услуги по обращению с ТКО региональным оператором оказывались своевременно, надлежащим образом и подлежат оплате с ДД.ММ.ГГГГ.
В Советский районный суд подан коллективный иск к ООО «ЭкоСтройРесурс» о признании незаконными действий по начислению платы за услугу по вывозу твердых коммунальных отходов, обязании произвести перерасчет. ДД.ММ.ГГГГ вынесено решение об отказе в удовлетворении исковых требований. На данный момент решение не отменено, не изменено.
С ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время региональный оператор имеет действующую лицензию серии 63 № ОТ-0155 от ДД.ММ.ГГГГ на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности (переоформлена приказом от ДД.ММ.ГГГГ №). Информация о действующей лицензии на осуществление деятельности по обращению с отходами производства и потребления, доступна и подтверждается сведениями единой государственной информационной системы учета отходов от использования товаров, а также выпиской Единого государственного юридических лиц. Иные виды деятельности, подлежащие лицензированию, региональный оператор не осуществляет.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы ответчика о процессуальных нарушениях фактически являются несогласием ответчика с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судом доказательств и основаны на ошибочном толковании норм материального и процессуального права, повторяют доводы, которые были предметом судебного исследования, данным доводам судом в решении дана соответствующая оценка, указаны мотивы и сделаны соответствующие выводы. Иная оценка ответчиком фактических обстоятельств дела, иное толкование положений законодательства не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Организация мест накопления твердых коммунальных отходов, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов не входит в зону ответственности регионального оператора и относится к компетенции органа местного. Ближайшие места сбора ТКО от домовладения ответчика, расположены по адресам: <адрес> А, <адрес>. Применяется централизованный способ накопление твердых коммунальных отходов. Данные контейнерные площадки внесены в территориальную схему, вывоз ТКО осуществляется ежедневно с 7.00 часов до 23.00 часов. Таким образом, доводы ответчика о том, что контейнерная площадка расположена от спорного жилого дома на расстоянии больше, предусмотренного СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 основанием для отказа в удовлетворении исковых требований являться не может. Расположение контейнерных площадок в нарушении санитарно-эпидемиологических требований не свидетельствует о том, что такие контейнерные площадки отсутствуют, и с них не производится сбор твердых коммунальных отходов, само по себе неисполнение органами местного самоуправления обязанности по оборудованию площадок для складирования крупногабаритных отходов не означает, что потребители не складируют такие отходы, в том числе на контейнерных площадках и, следовательно, не свидетельствует возможности исключения расстояний по маршрутам, предусматривающим сбор и вывоз крупногабаритных отходов.
Доводы ответчика по факту неоказания услуг по обращению в твердыми коммунальными отходами не могут быть приняты во внимание, поскольку пунктом 148(45) Правил № установлено, что при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом и нежилом помещении коммунальной услуги по обращению с ТКО ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающую установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении указанной коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги. В <адрес> по адресу: <адрес> имеется специально оборудованная (место) площадка для накопления ТКО, включенная в территориальную схему обращения с отходами <адрес>. Таким образом, у ответчика имелась возможность получения коммунальной услуги по обращению с ТКО посредством использования ближайшей к объекту недвижимости расположенному по адресу: <адрес> А, <адрес>, контейнерная площадка, расположенная на территории общего пользования. Перевозчик ООО ТП «ШМЕЛЬ». Миннигул Р.А., являющийся собственником помещения, расположенного по адресу: <адрес>, не был лишен возможности получения услуги по обращению с ТКО. Ответчиком не предоставлены доказательства, подтверждающие самостоятельное обращение с ТКО способами, не нарушающими законодательства в области обращения с отходами, санитарного законодательства, на основании которых можно сделать вывод о том, что собственник жилого дома не пользовался предоставляемой региональным оператором услугой по обращению с ТКО. У ответчика имелась возможность получения коммунальной услуги по обращению с ТКО посредством использования ближайшей к объекту недвижимости контейнерной площадки, расположенной на территории общего пользования, услуги по обращению с ТКО Региональным оператором оказывались своевременно, надлежащим образом и подлежат оплате с ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая надлежащее извещение сторон о времени и месте судебного разбирательства, в отсутствие сведений об объективных у них причинах невозможности явиться в суд, и в соответствии с частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции определил рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав пояснения представителя заявителя жалобы, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан.
Согласно части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям. Суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.
В силу статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основание и предмет иска определяет истец. Суд не обладает правом без согласия истца изменять основания или предмет исковых требований, заявленных истцом.
В соответствии со статьей 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом (пункт 1).
Собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей Жилищного Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (пункт 5).
Согласно части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение (часть 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Структура платы за коммунальные услуги в редакции действующего закона раскрыта в части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, в которую включена плата за обращение с твердыми коммунальными отходами.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (пункт 3 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 16 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, и захоронению твердых коммунальных отходов.
В целях реализации задач, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", а также в связи с изменением правового регулирования и необходимостью определения статуса регионального оператора Правительством Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ принято постановление N 1156 об утверждении Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, устанавливающими порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов на территории Российской Федерации. Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (пункт 3 раздел I). При этом, обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями (пункт 4 раздел I).
Согласно части 4 статьи 24.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
В силу части 20 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает со дня утверждения единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и заключения соглашения между органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, но не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
К правоотношениям, связанным с оказанием физическим лицам такой услуги, как сбор и вывоз ТКО применимы правила Гражданского кодекса Российской Федерации о публичном договоре.
Согласно пункту 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Из содержания п. 8 (17) раздела I (1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1156 следует, что потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пп. 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Таким образом, с учетом приведенных правил, если потребитель не направил региональному оператору заявку и документы, договор на оказание услуг считается заключенным и вступает в силу на 16-й рабочий день после публикации на официальном сайте регионального оператора.
ДД.ММ.ГГГГ между Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> и ООО «ЭкоСтройРесурс», наделенного по результатам конкурсного отбора статусом регионального оператора на территории <адрес>, заключено соглашение об осуществлении деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на всей территории <адрес>.
Согласно пункту 2.16 данного соглашения региональный оператор начинает осуществлять деятельность по обращению с ТКО с установленной даты применения утвержденного (принятого) уполномоченным органом исполнительной власти <адрес> в сфере регулирования тарифов единого тарифа на услуги регионального оператора, но не позднее чем с ДД.ММ.ГГГГ.
Предельный тариф на услуги регионального оператора на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ установлен приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 846 "Об установлении единого предельного тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО "ЭкоСтройРесурс". Приказ вступил в силу с ДД.ММ.ГГГГ, опубликован на официальном сайте <адрес> http://www.pravo.samregion.ru, ДД.ММ.ГГГГ, а также в газете "Волжская коммуна", N 343(30578), ДД.ММ.ГГГГ, действовал до ДД.ММ.ГГГГ.
На период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ предельный тариф на услуги регионального оператора установлен приказом департамента ценового и тарифного регулирования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 95 "Об установлении единого предельного тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО "ЭкоСтройРесурс". Приказ опубликован на официальном сайте <адрес> http://www.pravo.samregion.ru, ДД.ММ.ГГГГ, а также в газете "Волжская коммуна", N 48(30631), ДД.ММ.ГГГГ.
На период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ предельный тариф на услуги регионального оператора установлен приказом департамента ценового и тарифного регулирования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 781 "Об установлении единого предельного тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО "ЭкоСтройРесурс". Приказ опубликован на официальном сайте <адрес> http://www.pravo.samregion.ru, ДД.ММ.ГГГГ, а также в газете "Волжская коммуна", N 8(30792), ДД.ММ.ГГГГ.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ответчик по делу Миннигул Р.А. с ДД.ММ.ГГГГ является собственником жилого дома, площадью 223,5 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, г.о. Жигулевск, <адрес>.
За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ задолженность ответчика по оплате услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по указанному адресу составляла 30 414 руб. 30 коп..
Данная задолженность взыскана оспариваемым решением мирового судьи.
Суд признает решение мирового судьи верным и обоснованным по следующим мотивам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила предоставления коммунальных услуг от ДД.ММ.ГГГГ N 354), которыми регулируются отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливаются их права и обязанности, порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.Пунктом 148(30) Правил предоставления коммунальных услуг от ДД.ММ.ГГГГ N 354 установлено, что размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(1) приложения N 2 к настоящим Правилам (абзац один). В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(2) приложения N 2 к настоящим Правилам (абзац два).
Пунктом 4(1) Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 857 "Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения в соответствии с абзацем вторым пункта 148(30) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, принявшие указанное решение, вправе в любой момент принять решение о применении порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с абзацем первым пункта 148(30) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 269 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов" утверждены Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее - Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов от ДД.ММ.ГГГГ N 269), согласно которым нормативы устанавливаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченные органы).
Нормативы могут устанавливаться дифференцированно в отношении:
а) территорий субъекта Российской Федерации - муниципальных образований (групп муниципальных образований) и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами;
б) категорий потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц;
в) категорий объектов, на которых образуются отходы;
г) видов и групп отходов, а также групп однородных отходов.
Приказом министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1023 "Об утверждении и применении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории городских округов <адрес> на 1 кв. метр общей площади жилого помещения" утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории городских округов <адрес> на 1 кв. метр общей площади жилого помещении (0, 091 м3/год с 1 кв.м), которые применяются для городских округов <адрес>, утвержден перечень городских округов, для которых применяются данные нормативы. <адрес> Жигулевск включен в перечень городских округов, для которых применяются нормативы накопления твердых коммунальных отходов на 1 кв. метр общей площади жилого помещения, согласно приложению 2 к указанному Приказу.
В соответствии с пунктом 6 приказа от ДД.ММ.ГГГГ N 1023, приказ вступает в силу по истечении 10 дней с момента официального опубликования и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ.
Приказ министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1023 опубликован на официальном сайте <адрес> http://www.pravo.samregion.ru, ДД.ММ.ГГГГ, и в газете "Волжская коммуна", N 2(30585), от ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку органом исполнительной власти <адрес> принято решение по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО на территории городского округа Жигулевск исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов на 1 кв. метр общей площади жилого помещения, это в силу закона влечет начисление платежей по обращению с ТКО исходя из общей площади жилого помещения, оплачивать которые должны собственники помещения.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее – Закон № 218-ФЗ) Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит в том числе из реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости).
В силу части 1 статьи 8 Закона N 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машиномест, перепланировки помещений (часть 2 статьи 8 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
С ДД.ММ.ГГГГ сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости и не требующими дополнительного подтверждения (часть 6 статьи 72 Закона о регистрации недвижимости).
Таким образом, являясь собственником жилого дома, ответчик в силу закона обязан исполнять обязанность по оплате услуг по обращению с ТКО.
Применяемый при расчетах норматив (0,091 м3/год с 1 кв.м.) установлен уполномоченным органом исполнительной власти субъекта – министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> и подлежит применению, в том числе в спорный период (с июня 2020 года по ноябрь 2022 года).
Порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, а также их включения в территориальную схему обращения с отходами предусмотрен Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №. В соответствии с пунктом 3 указанных Правил места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Кроме того, в соответствии пунктом 6 постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 471"О признании утратившими силу постановлений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 449 "Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов, в том числе их раздельного накопления, на территории <адрес>" и от ДД.ММ.ГГГГ N 645 "О внесении изменения в постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 449 "Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов, в том числе их раздельного накопления, на территории <адрес>" и об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории <адрес>" создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО осуществляются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Таким образом, вопреки доводам ответчика, обязанность по созданию мест (площадок) по сбору ТКО возложена не на регионального оператора, а на орган местного самоуправления. Для создания мест накопления ТКО, а также для внесения их в территориальную схему обращения с отходами, заинтересованные лица вправе обратиться в органы местного самоуправления с соответствующей заявкой. Действующим законодательством не предусмотрена возможность освобождения от несения расходов по оплате услуг по вывозу ТКО в связи с отсутствием организации со стороны органов местного самоуправления контейнерных площадок, включенных в территориальную схему.
Из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «ЭкоСтройРесурс» следует, что Федеральной службой по надзору в сфере природопользования ООО «ЭкоСтройРесурс» выдана лицензия 63 № ОТ-0155 от ДД.ММ.ГГГГ на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности. Настоящая лицензия предоставлена на срок - бессрочно.
Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время ООО «ЭкоСтройРесурс» имеет действующую лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, что подтверждено представленными в дело доказательствами.
Таким образом, деятельность ООО «ЭкоСтроРесурс» в качестве регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории <адрес> осуществляется на основании лицензии 63 № ОТ-0155 от ДД.ММ.ГГГГ, сведений об аннулировании которой материалы дела не содержат.
Ссылки в апелляционной жалобе о допущенных судом первой инстанции нарушениях норм процессуального права, выразившихся в принятии искового заявления, не соответствующего требованиям статей 131 и 132 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку исковое заявление требованиям Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации соответствует, содержит мотивы и основания заявленных требований с указанием обстоятельств нарушения прав истца, связанных с неоплатой предоставленных истцом услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, содержит расчет суммы задолженности, подписано уполномоченным лицом.
Имеющаяся в материалах дела доверенность представителя истца Л.О.А. соответствует требованиям, предъявляемым статьей 53 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Ссылка Миннигула Р.А. в апелляционной жалобе на то, что при рассмотрении дела был нарушен принцип состязательности сторон, также не может быть принята судом апелляционной инстанции во внимание, поскольку какими-либо объективными доказательствами данные обстоятельства не подтверждены. Кроме того, Миннигул Р.А. в апелляционной жалобе не указывает на наличие каких-либо доказательств, которые он не имел возможности представить суду, и которые, исходя из обстоятельств дела и избранного способа защиты права, могли повлиять на существо оспариваемого решения.
Вопреки правовой позиции ответчика Миннигула Р.А. ходатайства о необходимости приостановления производства по делу, оставлении искового заявления без рассмотрения, рассмотрены судом первой инстанции по существу в полном объёме, что нашло свое отражение в описательно-мотивировочной части оспариваемого судебного акта.
В ходе рассмотрения дела ответчиком заявлено о применении последствий пропуска срока исковой давности.
Установив, что до предъявления требований в порядке искового производства ООО «ЭкоСтроРесурс» 15 мая 2023 г. почтой направляло мировому судье судебного участка № 58 судебного района г. Жигулевска Самарской области заявление о вынесении судебного приказа, такой судебный приказ вынесен 23 марта 2023 г. и отменен по заявлению должника 13 сентября 2023 г., настоящее исковое заявление подано в суд 03 февраля 2024 г., мировой судья пришел к выводу о том, что требования о взыскании задолженности за предоставленные услуги по обращению с ТКО заявлены в пределах срока исковой давности.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами мирового судьи, поскольку они мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам и требованиям законодательства, регулирующего возникшие между сторонами правоотношения.
Так, в соответствии со статьей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
В силу пункта 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
На основании пункта 1, пункта 2 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. По обязательствам с определенным сроком исполнения течение исковой давности начинается по окончании срока исполнения.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. № 43 " О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", течение срока давности по иску, вытекающему из нарушения одной стороной договора условия об оплате товара (работ, услуг) по частям, начинается в отношении каждой отдельной части со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Срок давности по искам о просроченных повременных платежах (проценты за пользование заемными средствами, арендная плата и т.п.) исчисляется отдельно по каждому просроченному платежу.
На основании пункта 1 статьи 204 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности не течет со дня обращения в суд в установленном порядке за защитой нарушенного права на протяжении всего времени, пока осуществляется судебная защита нарушенного права.
В пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. № 43 " О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" разъяснено, что в силу п. 1 ст. 204 ГК РФ срок исковой давности не течет с момента обращения за судебной защитой, в том числе со дня подачи заявления о вынесении судебного приказа либо обращения в третейский суд, если такое заявление было принято к производству.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 2 пункта 18 названного выше Постановления Пленума от 29 сентября 2015 г. № 43, в случае отмены судебного приказа, если не истекшая часть срока исковой давности составляет менее 6-ти месяцев, она удлиняется до 6-ти месяцев.
Судом установлено, что ранее ООО «ЭкоСтроРесурс» обращалось к мировому судье судебного участка № судебного района <адрес> с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Миннигула Р.А. задолженности за предоставленные услуги по обращению с ТКО за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 30 414 руб. 30 коп.. Определением мирового судьи судебного участка № судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ вынесен судебный приказ о взыскании с Миннигула Р.А. задолженности за предоставленные услуги по обращению с ТКО за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 30 414 руб. 30 коп.. Определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ отменен в связи с поступившими возражениями должника Миннигула Р.А..
С настоящим иском в суд ООО «ЭкоСтроРесурс» обратилось ДД.ММ.ГГГГ, то есть, в течение шести месяцев с даты отмены судебного приказа.
В данном случае срок исковой давности надлежит исчислять с даты обращения ООО «ЭкоСтроРесурс» за выдачей судебного приказа – ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, срок исковой давности истек для платежей со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ - даты, предшествующей трем годам до обращения за выдачей судебного приказа, поскольку истец обратился в суд с иском до истечения шести месяцев после отмены судебного приказа.
В связи с изложенным оснований для отказа в удовлетворении иска по мотиву пропуска срока исковой давности не имеется, поскольку срок исковой давности истцом не пропущен.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции представителем ответчика было заявлено ходатайство о прекращении производства по делу или приостановлении рассмотрения апелляционной жалобы до вынесения решения Самарским областным судом по апелляционной жалобе на решение Советского районного суда г. Самары по делу № 2-2682/2023 от 27 декабря 2023 г. по коллективному иску к ООО «ЭкоСтрой Ресурс» о признании незаконными действий по начислению платы за услугу по вывозу твердых коммунальных отходов, обязании произвести расчет, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
В соответствии со статьей 215 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан приостановить производство по делу в случае невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого в гражданском, административном или уголовном производстве.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 16.07.2015 N 1728-О, предусмотренное абзацем пятым статьи 215 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации положение является гарантией вынесения судом законного и обоснованного решения, не предполагает его произвольного применения судом. Вопрос о возможности рассмотрения гражданского дела до разрешения другого дела и, соответственно, о необходимости приостановления производства по этому делу разрешается судом в каждом конкретном случае на основе установления и исследования фактических обстоятельств в пределах предоставленной ему законом свободы усмотрения.
Вывод суда о невозможности рассмотрения дела до вступления в законную силу судебного акта по другому делу признается обоснованным, если судом будет установлена совокупность следующих обстоятельств: другое дело, рассматриваемое судом, должно быть возбуждено и принято к производству другого суда; другое дело должно быть связано с рассматриваемым делом по основаниям его возникновения и представленным в материалы дела доказательствам; круг лиц, участвующих в другом деле, должен совпадать с лицами, участвующими в рассматриваемом деле; рассмотрение судом дела до разрешения другого дела невозможно, если обстоятельства, исследуемые в другом деле, либо результат его рассмотрения имеют существенное значение для рассматриваемого дела; факты, установленные судом при рассмотрении другого дела, будут иметь преюдициальное значение для рассматриваемого дела, то есть по другому делу могут быть установлены фактические обстоятельства дела, которые имеют доказательственное значение для рассматриваемого дела; другое дело, рассматриваемое судом, имеет приоритет перед рассматриваемым делом, поскольку существует риск принятия противоречащих друг другу судебных постановлений.
При этом, обязанность приостановить производство по делу по основанию, установленному в абзаце 5 статьи 215 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, связана не с фактом наличия в производстве суда другого дела, а с невозможностью рассмотрения судом спора до принятия решения по другому делу. Предмет правового спора и правовые основания (юридические факты), рассматриваемые в ином гражданском, уголовном или административном производстве, должны иметь преюдициальное значение для данного гражданского дела.
Из материалов дела следует, что предметом рассмотрения гражданского дела № является оспаривание действий ООО «ЭкоСтройРесурс» по начислению платы за услугу по вывозу твердых коммунальных отходов, возложении обязанности произвести перерасчет платы за услугу по вывозу ТКО.
Между тем, данные о том, что результат рассмотрения гражданского дела № будет иметь существенное значение для настоящего гражданского дела, а факты, установленные судом при рассмотрении другого дела, будут иметь преюдициальное значение для судебного разбирательства по рассматриваемому делу, судом не установлены.
Поскольку обстоятельства, которые являются предметом доказывания по настоящему спору, хотя и связаны с делом находящимся в производстве Совестного районного суда <адрес>, но их установление не зависит напрямую от разрешения второго дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для приостановления производства по делу в силу отсутствия процессуальных препятствий к самостоятельному разрешению данного спора. Кроме того, ответчик не лишен возможности обращения в суд с заявлением о пересмотре решения суда по новым обстоятельствам.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на неверном толковании положений действующего законодательства и не содержат указаний на факты, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения. Выводы суда первой инстанции подробно мотивированы в судебном решении, соответствуют установленным по делу обстоятельствам, основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах, оцененных судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и оснований для признания их неправильными не имеется.
Суд апелляционной инстанции полагает, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены мировым судьей на основании полного и всестороннего исследования доказательств, основания для отмены принятого по делу судебного решения, предусмотренные статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Представителю Миннигула Р. А. – Миннигул С. Н. в удовлетворении ходатайства о приостановлении производства по рассмотрению настоящей апелляционной жалобы до рассмотрения апелляционной жалобы на решение Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № отказать.
Решение мирового судьи судебного участка № судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № по иску ООО «ЭкоСтройРесурс» к Миннигулу Р. А. о взыскании задолженности за предоставленные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами оставить без изменения, а апелляционную жалобу Миннигула Р. А. - без удовлетворения.
Определение вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в кассационном порядке в течение трех месяцев через суд первой инстанции.
Судья Жигулевского городского суда
Самарской области Н.Ю. Семенова
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 18 июня 2024 г.
Судья Жигулевского городского суда
Самарской области Н.Ю. Семенова