Дело № 2-779/2024
УИД 74RS0010-01-2024-000732-16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 августа 2024 года село Кизильское
Агаповский районный суд Челябинской области постоянное судебное присутствие в с. Кизильском Кизильского района Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Землянской Ю.В.,
при секретаре Добрыниной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Лисовцовой Аллы Николаевны к Лисовцову Виктору Степановичу, Лисовцовой Анастасии Романовне о восстановлении пропущенного срока для принятия отказа от наследства,
установил:
Лисовцова Алла Николаевна обратилась в суд с иском к Лисовцову Виктору Степановичу, Лисовцовой Анастасии Романовне о восстановлении пропущенного срока для принятия отказа от наследства. В обоснование иска указала, что ДД.ММ.ГГГГ умер её супруг ФИО2, после его смерти открылось наследство состоящее из 1/2 доли в праве общей собственности на автомобиль Лада <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, регистрационный знак № и иного имущества наследодателя. Она не планировала вступать в наследство, но в последний день шестимесячного срока написала заявление о вступлении в наследство. Ответчики Лисовцов В.С. и Лисовцова А.Р. являются родителя ФИО2 и вступили в наследство после его смерти, поскольку умерший был зарегистрирован совместно с родителями по адресу <адрес>. Ответчики отказываются оформлять свою долю в наследственном имуществе, мотивируя тем, что им ничего не нужно. В связи с чем, она не может оформить автомобиль, пользоваться и распоряжаться им, при этом кредитные обязательства должны будут исполнять все наследники. Она готова отказаться от своей доли в наследстве, уменьшив возможность взыскания с нее задолженности по кредиту за автомобиль. При подачи заявления о вступлении в наследства в последний день шестимесячного срока она фактически лишилась возможности отказаться от него. Просит восстановить срок для принятия отказа от наследства после смерти ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Определением суда от 14 июня 2024 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено публичное акционерное общества Сбербанк (л.д.99).
Истец Лисовцова А.Н. и её представители Матушинский И.С. и Худякова Г.Н. принимали участие в судебном заседании посредством системы видеоконференц-связи, обеспеченной Саткинским городским судом Челябинской области, заявленные исковые требования поддержали в полном объеме.
Истец Лисовцова А.Н. в судебном заседании дополнительно указала, что с ДД.ММ.ГГГГ состояла в браке с ФИО2 по день его смерти. В период брака они проживали совместно в <адрес>, на день смерти ФИО2 также проживал в <адрес>, однако был зарегистрирован в <адрес>. После его смерти открылось наследство состоящее из автомобилей, а также квартиры, расположенной в <адрес>, в которой проживают родителя ФИО2 – ответчики Лисовцов В.С. и Лисовцова А.Р. Она намерена отказаться от наследства, в пользу ответчиков поскольку не может пользоваться и распоряжаться автомобилем из-за долей ответчиков в наследственном имуществе.
Представители истца Матушинский И.С. и Худякова Г.Н. в судебном заседании указали, что обращение Лисовцовой А.Н. к нотариусу в последний день шестимесячного срока принятия наследства, является уважительной причиной для восстановления срока отказа от наследства, поскольку обращаясь к нотариусу в последний день принятия наследства она была лишена возможности отказаться от наследства, при этом полагала, что ввиду неграмотности, что может отказаться от наследства позже. Истец Лисовцова А.Н. готова отказать от наследства в пользу ответчиков, поскольку основная часть наследственного имущества находится у них.
Ответчики Лисовцов В.С. и Лисовцова А.Р. в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены, их интересы в судебном заседании представлял Аминов Р.М., действующий на основании нотариально заверенной доверенности от 11 июня 2024 года, который с требованиями не согласился, просил в удовлетворении требований отказать, поскольку обращение истца в установленный законном срок к нотариусу с заявлением о принятии наследства после смерти супруга исключает возможность признания ее отказавшейся от наследства. Кроме того, истцом не представлено доказательств и сведений об уважительности причин пропуска срока для отказа от наследства.
Третье лицо нотариус нотариального округа Кизильского муниципального района Челябинской области ФИО11, представитель третьего лица публичного акционерного общества Сбербанк в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены. Третье лицо нотариус нотариального округа Кизильского муниципального района Челябинской области ФИО11 просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В соответствии с действующим законодательством, участвующие в деле лица по своему усмотрению распоряжаются принадлежащими им процессуальными правами, в том числе правом на участие в судебном заседании. Поскольку обязанность по извещению сторон судом исполнена, и при достаточности доказательств, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся третьих лиц.
Заслушав пояснения истца Лисовцовой А.Н., и её представителей Матушинского И.С., Худяковой Г.Н., представителя ответчиков Аминова Р.М., исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
В силу ст.1113 Гражданского кодекса Российской Федерации наследство открывается со смертью гражданина.
В соответствии со ст. 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять.
В силу п. 1 ст. 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства (п.2 ст.1153 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из разъяснений п.36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» следует, что под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу. В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 ГК РФ.
Таким образом, признается, что наследник принял наследство, когда он фактически вступил во владение наследственным имуществом или когда он подал нотариальному органу по месту открытия наследства заявление о принятии наследства.
В соответствии с п. 1 ст. 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Согласно п. 1 ст. 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии с разъяснениями в п.34 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 29.05.2012 года №9 «О судебной практике по делам о наследовании» наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (если такая регистрация предусмотрена законом).
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вступила в брак с ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, после заключения брака ей присвоена фамилия Лисовцова (л.д.10).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 умер (л.д.11), после его смерти в соответствии со ст. 1113 Гражданского кодекса Российской Федерации открылось наследство.
ДД.ММ.ГГГГ к нотариусу нотариального округа Кизильского муниципального района Челябинской области ФИО12 после смерти ФИО2, в установленный шестимесячный срок с заявлением о принятии наследства обратилась его супруга – истец Лисовцова А.Н. (л.д.47), по заявлению которой нотариусом нотариального округа Кизильского муниципального района Челябинской области ФИО12 и было заведено наследственное дело № (л.д.29).
Согласно полученным нотариусом (л.д.45-82) так и судом сведений (л.д.39,40,41-42,106) на момент смерти наследодателю ФИО2 на праве собственности принадлежала квартира, общей площадью 65,4 кв.м и земельный участок, площадью 1068 кв.м, расположенные по адресу <адрес>, право собственности на которые возникли у наследодателя ФИО2 как на основании договора на передачу и продажу квартиры, дома в собственность граждан № от ДД.ММ.ГГГГ, так и на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, также на имя ФИО2 на дату смерти были зарегистрированы транспортные средства: автомобиль <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, ДД.ММ.ГГГГ г.в. право собственности на который было зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ; автомобиль <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, ДД.ММ.ГГГГ г.в. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, право собственности было зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ; автомобиль <данные изъяты> государственный регистрационный знак №, ДД.ММ.ГГГГ г.в. право собственности на который было зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.
Свидетельство о праве на наследство по закону на указанное имущество наследникам не выдавалось.
В рамках наследственного дела, открытого после смерти ФИО2, к нотариусу обратился кредитор наследодателя ПАО Сбербанк с претензией, согласно которой, между ФИО2 и ПАО Сбербанк были заключены кредитные договора № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, обязательства по выплате задолженности по указанным кредитным договорам на момент смерти ФИО2 исполнены не были.
На момент смерти ФИО2 был зарегистрирован по месту жительства по адресу <адрес>, вместе с ним по данному адресу были зарегистрированы и проживали его родители отец Лисовцов Виктор Степанович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и мать Лисовцова Анастасия Романовна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Указанные обстоятельства подтверждаются свидетельством о заключении брака (л.д.10), свидетельством о смерти (л.д.11), актовой записью о смерти ФИО2 за №, составленной отделом ЗАГС администрации Саткинского муниципального района Челябинской области (л.д.37), копией наследственного дела №, представленного нотариусом по запросу суда (л.д.45-82), справкой формы №, представленной главой администрации Полоцкого сельского поселения Кизильского муниципального района (л.д.53,105), свидетельством о рождении (л.д.51), записью акта о рождении (л.д.50) и не оспаривались сторонами.
Таким образом, наследниками первой очереди наследодателя ФИО2 являются его супруга – Лисовцова А.Н., как подавшая заявление о принятии наследства, а также родители Лисовцов В.С. и Лисовцова А.Р., как фактически вступившие в наследство поскольку проживали в квартире принадлежащей наследодателю на праве собственности, сведений о том, что они представляли заявления нотариусу об отказе от причитающейся им доли в наследственном имуществе, а равно, сведений о признании их непринявшими наследство наследственное дело не содержит, иного судом не установлено, сторонами на момент рассмотрения настоящего спора не представлено.
Выражая волю на принятия наследства, истец приняла наследство в виде прав на долю в недвижимом и движимом имуществе наследодателя, а также приняла на себя, в пределах стоимости наследственного имущества, в том числе ответственность по долгам наследодателя, наряду с другими наследниками, что не оспаривалось сторонами в судебном заседании.
Обращаясь в суд с настоящими требованиями истец Лисовцова А.Н. указала, что родители умершего супруга – ответчики Лисовцов В.С. и Лисовцова А.Р. отказываются оформлять свою долю в наследственном имуществе, в связи с чем, она не может оформить свои права на автомобиль LADA PRIORA, пользоваться, распоряжаться им, также имеет намерение отказаться от наследства в их пользу, уменьшив возможность взыскания с нее задолженности по кредиту, но поскольку срок для отказа от наследства пропущен, просила его восстановить.
Наследник вправе отказаться от наследства в пользу других лиц (статья 1158) или без указания лиц, в пользу которых он отказывается от наследственного имущества (п.1 ст.1157 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу п. 2 ст. 1157 Гражданского кодекса Российской Федерации наследник вправе отказаться от наследства в течение срока, установленного для принятия наследства (статья 1154), в том числе в случае, когда он уже принял наследство. Если наследник совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства (пункт 2 статьи 1153), суд может по заявлению этого наследника признать его отказавшимся от наследства и по истечении установленного срока, если найдет причины пропуска срока уважительными.
Как следует из разъяснений, данных в пункте 43 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» по истечении указанного в абзаце первом пункта 2 статьи 1157 Гражданского кодекса Российской Федерации срока может быть признан отказавшимся от наследства лишь наследник, совершивший действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, при условии признания судом уважительными причин пропуска срока для отказа от наследства.
Истец в судебном заседании указала, что ФИО2 на момент смерти проживал с ней в <адрес>, при этом он был зарегистрирован по месту жительства в квартире по адресу <адрес>, находящейся в его собственности, в которой проживают его родители.
Соответственно на момент обращения к нотариусу с заявлением о принятия наследства истцу было достоверно известно, что помимо нее наследниками умершего супруга ФИО2 являются его родители – ответчики Лисовцов В.С. и Лисовцова А.Р., в связи с чем доводы истца, что из-за наличия доли ответчиков в наследством имуществе ей затруднительно пользоваться и распоряжаться наследственным имуществом, о чем ей стало известно после подачи заявления о принятии наследства, несостоятельны, и не являются уважительными причинами для восстановления срока для отказа от наследства.
Принимая во внимание приведенные нормы права и разъяснения, учитывая, что истец Лисовцова А.Н. приняла наследство после смерти супруга ФИО2 в установленный законом срок, обратившись к нотариусу с соответствующими заявлениями, от принятия наследства не отказалась в течение срока, установленного для принятия наследства, в настоящий момент она не правомочна отказаться от наследства в пользу Лисовцова В.С. и Лисовцовой А.Р., доводы представителя истца об обратном подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании норм права.
Учитывая способ принятия истцом наследства, принимая во внимание, что отказ от наследства по истечении указанного шестимесячного срока возможно при наличии уважительных причин пропуска срока, лишь в случае фактического принятия наследства, при том, что в ходе рассмотрения настоящего спора о фактическом принятии наследства истцом не заявлено, уважительных причин восстановления срока для отказа от наследства истцом не представлено, суд приходит к выводу, что правовых оснований для восстановления истцу срока для отказа от наследства не имеется, в удовлетворении требований истца следует отказать.
При этом доводы стороны истца о юридической неграмотности, и что отказаться от наследства в установленный законом срок она не могла, поскольку подала заявление о принятии наследства в последний день шестимесячного срока, не состоятельны, не являются уважительной причиной восстановления срока для отказа от наследства, из заявления Лисовцовой А.Н. нотариусу нотариального округа Кизильского муниципального района Челябинской области от 31 января 2024 года следует, что нотариус разъяснил ей, в том числе положения ст.ст. 1157,1112,1153 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающие право отказа от наследства, способы принятия наследства, в том числе и фактическое принятия наследства, а также предусматривающие ответственность наследника по долгам наследодателя, однако она своим правом на отказ от наследства в предусмотренный законом срок не воспользовалась.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░2, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░