Судья Макоед Ю.И. Дело № 2-2181/2023
(первая инстанция)
№ 33-1851/2024
(апелляционная инстанция)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Севастополь 17 июня 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего, судьи - Козуб Е.В.,
судей - Ваулиной А.В., Григоровой Ж.В.,
при секретаре - Шевченко Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Козуб Е.В. апелляционную жалобу третьего лица Федерального государственного унитарного предприятия «Крымская железная дорога» на решение Нахимовского районного суда города Севастополя от 16 ноября 2023 года по гражданскому делу по исковому заявлению Севастопольского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Крым и городе Севастополе, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора Федеральное государственное унитарное предприятие «Крымская железная дорога», Общество с ограниченной ответственностью «Авал» о возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛА:
20 июня 2023 года Севастопольский транспортный прокурор Южной транспортной прокуратуры обратился в суд с исковыми требованиями к ответчику Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Крым и городе Севастополе, просил обязать ответчика принять в собственность Российской федерации подземный пешеходный переход, расположенный на железнодорожной станции Мекензиевы горы ФГУП «Крымская железная дорога» на 1522 км ПК 8 Севастопольского участка пути, передать указанный подземный переход в хозяйственное ведение ФГУП «Крымская железная дорога» в течение 3-х месяцев с момента вступления в законную силу решения суда, мотивируя исковые требования тем, что Севастопольской транспортной прокуратурой во исполнение поручения Южной транспортной прокуратуры проведена проверка исполнения требований законодательства при обеспечении безопасности граждан на объектах железнодорожной инфраструктуры в деятельности СП «Симферопольская дистанция пути» ОП «Дирекция инфраструктуры» ФГУП «Крымская железная дорога», по результатам которой выявлены нарушения закона, требующие принятия мер реагирования. Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 25.10.2018 № 362 создано Межрегиональное территориальное управление Росимущества по Республике Крым и городу Севастополю и утверждено Положение о данном территориальном федеральном органе исполнительной власти. В соответствии с п. 4 вышеуказанного Положения к полномочиям МТУ Росимущества в РК и г. Севастополю относится осуществление функций собственника имущества федеральных государственных унитарных предприятий, зарегистрированных на территориях Республики Крым и города Севастополя. Полномочия МТУ Росимущества по РК и г. Севастополю по принятию в собственность Российской Федерации имущества, определены п. 4.1.4 Положения о территориальном федеральном органе исполнительной власти. Приказом Федерального агентства железнодорожного транспорта от 14.01.2016 № 14 ГУП Республики Крым «Крымская железная дорога» переименовано во ФГУП «Крымская железная дорога», утвержден Устав ФГУП «Крымская железная дорога», в соответствии с положениями которого имущество предприятия находится в федеральной собственности, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия, принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения и отражается на его самостоятельном балансе. Согласно п. 3.5 Устава ФГУП «Крымская железная дорога» одним из источников формирования имущества предприятия является имущество, переданное предприятию по решению уполномоченного федерального органа исполнительной власти. Ранее проведенная Севастопольской транспортной прокуратурой проверка показала, что согласно ведомости пешеходных тоннелей, пересекающих железнодорожные пути ОП «Дирекция инфраструктуры» ФГУП «Крымская железная дорога» на железнодорожной станции Мекензиевы горы ФГУП «Крымская железная дорога» на 1522 км ПК 8 Севастопольского участка пути имеется подземный пешеходный переход под железнодорожными путями, обладающий признаками бесхозяйного имущества. Указанный подземный пешеходный переход на балансе ФГУП «Крымская железная дорога» не значится и соответствующим структурным подразделением не обслуживается, проход неопределенного круга лиц через него не ограничен, что противоречит п. п. 12, 13 раздела III, п. 41 раздела IV ПТЭ. Данный объект инфраструктуры расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 91:00:0000000:48, находящегося в собственности Российской Федерации, с видом разрешенного использования «для обслуживания железнодорожных путей от границы г. Севастополя в районе с. Верхнесадовое до г. Инкерман в районе переезда через р. Черная, обслуживания зданий и сооружений». Согласно сведений ГКУ города Севастополя «Фонд государственного имущества» от 18.11.2022 № 10-06-022269 вышеуказанный пешеходный переход не является бесхозяйным имуществом и принадлежит собственнику земельного участка с кадастровым номером 91:00:0000000:48 на основании п. 5 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации. С целью устранения выявленных нарушений прокуратурой 17.02.2023 года в адрес ОП «Дирекция инфраструктуры» ФГУП «Крымская железная дорога» внесено представление с требованием к владельцу железнодорожной инфраструктуры принятия мер, направленных на постановку подземного пешеходного перехода на баланс ФГУП «Крымская железная дорога». Указанное представление рассмотрено уполномоченными должностными лицами ОП «Дирекция инфраструктуры» ФГУП «Крымская железная дорога» в установленном порядке и удовлетворено, при этом фактически, выявленные нарушения закона не устранены.
18 октября 2023 года Нахимовским районным судом города Севастополя протокольно к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Общество с ограниченной ответственностью «Авал».
Решением Нахимовского районного суда города Севастополя от 16 ноября 2023 года исковые требования Севастопольского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Крым и городе Севастополе, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора Федеральное государственное унитарное предприятие «Крымская железная дорога», Общество с ограниченной ответственностью «Авал» о возложении обязанности совершить определенные действия удовлетворены. На Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Крым и городе Севастополе возложена обязанность принять в собственность Российской Федерации подземный пешеходный переход, расположенный на железнодорожной станции Мекензиевы горы ФГУП «КЖД» на 1522 км ПК 8 Севастопольского участка пути, передать в хозяйственное ведение ФГУП «Крымская железная дорога» подземный пешеходный переход, расположенный на железнодорожной станции Мекензиевы горы ФГУП «КЖД» на 1522 км ПК 8 Севастопольского участка пути в течение 3-х месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
Третьим лицом ФГУП «Крымская железная дорога» подана апелляционная жалоба, просит решение районного суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований в части передачи подземного пешеходного перехода в хозяйственное ведение ФГУП «Крымская железная дорога» отказать. Указывает, что суд неверно установил обстоятельства, имеющие значение для дела. Указанный подземный переход не состоит на балансе ФГУП «Крымская железная дорога» и не участвует в перевозочном процессе, для пересечения железнодорожных путей имеется автодорожный переезд, совмещенный с наземным пешеходным переходом, оборудован пешеходный переход. Также, указывает, что не сможет надлежащим образом содержать и обслуживать подземный пешеходный переход, так как на сооружении отсутствует разрешительная, проектная и строительно-техническая документация. Обследование и подготовка технической документации потребует дополнительных финансовых средств, данные расходы необходимо согласовывать с распорядителем и получателем средств из федерального бюджета и собственником имущества. Ссылается на экономическую нецелесообразность содержания данного пешеходного перехода, а также на то, что данный подземный переход не может находиться в хозяйственном ведении ФГУП «Крымская железная дорога», так как по целевому назначению не соответствует основной деятельности железной дороги и не задействован в реализации производственных процессов данного предприятия. Земельный участок, на котором расположен спорный подземный переход, передан в федеральную собственность только в 2020 году, до этого он находился в собственности города Севастополя. Функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере железнодорожного транспорта, в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере, а также полномочия собственника в отношении федерального имущества возложены на Федеральное агентство железнодорожного транспорта, между тем вопрос о привлечении его к участию в деле в качестве третьего лица судом не рассматривался, правовая позиция относительно принятия подземного перехода на баланс ФГУП «Крымская железная дорога» у собственника имущества не затребована, в связи с чем полагает, что судом был разрешен вопрос о правах и обязанностях Федерального агентства железнодорожного транспорта без привлечения его к участию в деле.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель третьего лица Федерального государственного унитарного предприятия «Крымская железная дорога» Ланцова Т.А. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила отменить решение районного суда, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска в части передачи подземного пешеходного перехода в хозяйственное ведение ФГУП «Крымская железная дорога».
Прокурор Адаменко Д.А. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта районного суда.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель ответчика Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Крым и городе Севастополе, представитель третьего лица ООО «Авал» не явились, о дате, времени и месте судебного заседания по рассмотрению апелляционной жалобы истца извещены надлежащим образом, в соответствии с правилами ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, о причинах неявки суду апелляционной инстанции не сообщили.
Судебная коллегия, заслушав доклад судьи Козуб Е.В., доводы представителя третьего лица Федерального государственного унитарного предприятия «Крымская железная дорога» Ланцовой Т.А., возражения прокурора Адаменко Д.А., обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы гражданского дела, проверив законность и обоснованность судебного акта районного суда, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения районного суда.
В соответствии с частью 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с частью 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.
Судебным разбирательством установлено, что приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 25.10.2018 № 362 создано Межрегиональное территориальное управление Росимущества по Республике Крым и городу Севастополю и утверждено Положение о данном территориальном федеральном органе исполнительной власти.
В соответствии с п. 4 вышеуказанного Положения, к полномочиям МТУ Росимущества в РК и г. Севастополю относится осуществление функций собственника имущества федеральных государственных унитарных предприятий, зарегистрированных на территориях Республики Крым и города Севастополя.
Полномочия МТУ Росимущества по РК и г. Севастополю по принятию в собственность Российской Федерации имущества, определены п. 4.1.4 Положения о территориальном федеральном органе исполнительной власти.
Распоряжением Совета министров Республики Крым от 23.12.2014 № 1457-р создано Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Крымская железная дорога» путем преобразования Государственного предприятия «Крымская железная дорога».
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 №2729-р Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Крымская железная дорога» передано как имущественный комплекс в федеральную собственность и отнесено к ведению Федерального агентства железнодорожного транспорта.
Приказом Федерального агентства железнодорожного транспорта от 14.01.2016 № 14 ГУП Республики Крым «Крымская железная дорога» переименовано во ФГУП «Крымская железная дорога», а также утвержден Устав ФГУП «Крымская железная дорога», в соответствии с положениями которого имущество Предприятия находится в федеральной собственности, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками Предприятия, принадлежит Предприятию на праве хозяйственного ведения и отражается на его самостоятельном балансе.
Согласно п. 3.5 Устава ФГУП «Крымская железная дорога», одним из источников формирования имущества Предприятия является имущество, переданное Предприятию по решению уполномоченного федерального органа исполнительной власти.
19.10.2009 года между Нахимовским районным в г. Севастополе советом, Благотворительной организацией «Благотворительный Фонд Нахимовский», ООО «СУ-528» и ЗАО «Стивидорная компания «Авлита», выступающая основным инвестором строительства, заключен договор о сотрудничестве № 429, согласно которому, предметом договора является строительство поземного пешеходного туннеля в районе Мекензиевы горы, Нахимовского района, города Севастополя, в соответствие с проектно-сметной документацией.
Согласно ответу Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 14.11.2022 года № 17981/01-10-04-13/02/22, данный объект инфраструктуры с кадастровым номером № расположен в границах земельного участка по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования «размещение зданий и сооружений, в том числе, железнодорожных вокзалов и станций, а также устройств и объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта; размещение погрузочно-разгрузочных площадок, прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов, не предназначенных непосредственно для обеспечения железнодорожных перевозок) и иных объектов при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами». Согласно сведений Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии на данный земельный участок зарегистрировано право федеральной собственности Российской Федерации.
Согласно ответу ГКУ города Севастополя «Фонд государственного имущества» от 18.11.2022 года № 10-06-022269, вышеуказанный пешеходный переход не является бесхозяйным имуществом и принадлежит собственнику земельного участка с кадастровым номером № на основании п. 5 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Севастопольской транспортной прокуратурой во исполнение поручения Южной транспортной прокуратуры проведена проверка исполнения требований законодательства при обеспечении безопасности граждан на объектах железнодорожной инфраструктуры в деятельности СП «Симферопольская дистанция пути» ОП «Дирекция инфраструктуры» ФГУП «Крымская железная дорога», по результатам которой выявлены нарушения. Установлено, что на железнодорожной станции Бахчисарай отсутствуют оборудованные в соответствии с нормативными требованиями пешеходные переходы, условия для безопасного перехода граждан через железнодорожные пути фактически не обеспечены. Также, установлено, что на железнодорожной станции Мекензиевы горы имеется подземный пешеходный переход под железнодорожными путями, обладающий признаками бесхозяйного имущества. Данный подземный пешеходный переход на балансе ФГУП «Крымская железная дорога» не значится и соответствующим структурным подразделением не обслуживается, проход неопределенного круга лиц через него не ограничен. Вместе с тем, владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта меры, направленные на вовлечение вышеуказанного имущества в гражданский оборот не принимаются, взаимодействие с Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя по постановке на учет данного пешеходного перехода не организовано.
17.02.2023 года Севастопольской транспортной прокуратурой в отношении Обособленного подразделения «Дирекция инфраструктуры» ФГУП «Крымская железная дорога» внесено представление об устранении нарушений законодательства о железнодорожном транспорте, причин и условий им способствующих, с требованием рассмотреть представление с участием представителей Севастопольской транспортной прокуратуры и принять меры к устранению выявленных нарушений законодательства о железнодорожном транспорте и о защите прав пассажиров, недопущению впредь подобных и иных нарушений действующего законодательства, а также причин и условий, им способствующих, однако до настоящего времени нарушения не устранены.
Из ответа ООО «Авал» от 14.11.2023 года № 472 на запрос Севастопольской транспортной прокуратуры, следует, что ООО «Авал» не является собственником или владельцем пешеходного перехода, расположенного на железнодорожной станции Мекензиевы горы ФГУП «Крымская железная дорога» на 1522 км ПК 8 Севастопольского участка пути, в связи с чем регистрация права собственности объекта не проводилась. Объект на балансе ООО «Авал», а также Севастопольского филиала ООО «Авал» не стоит. ООО «Авал» правопреемником ЗАО СК «Авлита» не является.
Разрешая спор по существу в данном деле, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, исходя из того, что непринятие уполномоченными органами и организациями мер, направленных на вовлечение указанного имущества в гражданский оборот нарушает права Российской Федерации в сфере управления и распоряжения государственным имуществом, создает угрозу нарушения прав граждан на жизнь и здоровье, закрепленных в ст. ст. 20, 41 Конституции Российской Федерации, при нахождении на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта.
С выводом суда первой инстанции соглашается судебная коллегия, и, отклоняя доводы апелляционной жалобы третьего лица ФГУП «Крымская железная дорога», исходит из следующего.
В соответствии с положениями статьи 212 Гражданского кодекса Российской Федерации в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому, все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон о государственных и муниципальных унитарных предприятиях), унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона, имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления.
Согласно части 2 статьи 11 Закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях право на имущество, закрепляемое за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества, возникает с момента передачи такого имущества унитарному предприятию.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Закон № 17-ФЗ) безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта определяется, как состояние защищенности процесса движения железнодорожного подвижного состава и самого железнодорожного подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц. Обеспечение безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта - как система экономических, организационно-правовых, технических и иных мер, предпринимаемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями железнодорожного транспорта, иными юридическими лицами, а также физическими лицами и направленных на предотвращение транспортных происшествий и снижение риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц.
Согласно части 1 статьи 15 Закона № 17-ФЗ, железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, документов по стандартизации, правил и техническим нормам.
В силу части 2 статьи 20 Закона № 17-ФЗ, владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают: безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда; безопасность перевозок грузов, багажа и грузобагажа; безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта; экологическую безопасность.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона № 17-ФЗ, железнодорожные пути общего пользования и железнодорожные пути необщего пользования, железнодорожные станции, пассажирские платформы, а также другие связанные с движением поездов и маневровой работой объекты железнодорожного транспорта являются зонами повышенной опасности и при необходимости могут быть огорожены за счет средств владельцев инфраструктур (владельцев железнодорожных путей необщего пользования).
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08 февраля 2007 года N 18 утверждены Правила нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути.
Пунктом 5 указанных Правил установлено, что с целью предупреждения случаев травмирования граждан при их нахождении в зонах повышенной опасности и недопущения гражданами действий, указанных в пунктах 10 и 12 данных Правил, владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта предусматривается проведение работ, в том числе по обеспечению содержания пассажирских платформ, пешеходных переходов, тоннелей, мостов и других объектов инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожных путей всеобщего пользования в исправном техническом и безопасном для движения и (или) нахождения граждан состоянии.
В соответствии с пунктами 6, 7 указанных Правил, проезд и переход граждан через железнодорожные пути допускается только в установленных и оборудованных для этого местах. При проезде и переходе через железнодорожные пути гражданам необходимо пользоваться специально оборудованными для этого пешеходными переходами, тоннелями, мостами, железнодорожными переездами, путепроводами, а также другими местами, обозначенными соответствующими знаками (при этом внимательно следить за сигналами, подаваемыми техническими средствами и (или) работниками железнодорожного транспорта).
Согласно Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 23 июня 2022 г. N 250 (далее - Правила № 250), указанные Правила устанавливают систему организации движения поездов, требования к технической эксплуатации сооружений и устройств инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожных путей необщего пользования, железнодорожного подвижного состава и определяют обязанности работников железнодорожного транспорта общего и необщего пользования.
Согласно п. 12 Правил № 250, владелец инфраструктуры (владелец железнодорожных путей необщего пользования) должен обеспечивать безопасную эксплуатацию сооружений, устройств и объектов железнодорожного транспорта.
Владелец инфраструктуры (владелец железнодорожных путей необщего пользования) обязан содержать все элементы железнодорожного пути, железнодорожного электроснабжения, железнодорожной автоматики и телемеханики, железнодорожной технологической электросвязи, станционные здания, сооружения <88> и устройства инфраструктуры, железнодорожных путей необщего пользования в исправном и (или) работоспособном техническом состоянии, обеспечивающем безопасное движение поездов и маневровой работы, выполнение заданных размеров движения поездов с установленными скоростями в соответствии с графиком движения поездов, требования по охране труда, промышленной и транспортной безопасности, санитарно-эпидемиологических норм в соответствии с проектной, ремонтной или эксплуатационной документацией (п. 41 Правил N 250).
Соглашаясь с выводами районного суда и отклоняя доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из того, указанный подземный пешеходный переход находится на железнодорожной станции Мекензиевы горы ФГУП «Крымская железная дорога», которая действует для перевозки военных грузов, относящихся к грузам повышенной опасности, расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 91:00:0000000:48, находящегося в собственности Российской Федерации, учитывая, что соответствующим структурным подразделением он не обслуживается и через него проходит неопределенный круг лиц, непринятие надлежащих мер по его содержанию может повлиять на обеспечение безопасности движения поездов, повлечь за собой тяжкие последствия, в том числе, создать угрозу жизни и здоровья людей.
Доводы апелляционной жалобы о том, что указанный подземный переход не состоит на балансе ФГУП «Крымская железная дорога», что ФГУП «Крымская железная дорога» не сможет надлежащим образом содержать и обслуживать подземный переход, отклоняются судебной коллегией, как несостоятельные.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования - транспортная инфраструктура, включающая в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы, систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование инфраструктуры здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.
Владельцем инфраструктуры является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие инфраструктуру на праве собственности или ином праве и оказывающие услуги по ее использованию на основании договора.
Статьей 6 Федерального закона от 27 февраля 2003 г. N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" установлено, что ФГУП «Крымская железная дорога» как единый хозяйствующий субъект осуществляет эксплуатацию, содержание и ремонт объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
Поскольку действующим законодательством предусмотрена обязанность ФГУП «Крымская железная дорога» по содержанию объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, к числу которых, относится подземный пешеходный переход, расположенный на железнодорожной станции Мекензиевы горы ФГУП «Крымская железная дорога», суд перовой инстанции пришел к правильному выводу о передаче в хозяйственное ведение ФГУП «Крымская железная дорога» указанного подземного пешеходного перехода.
Доводы апелляционной жалобы о процессуальных нарушениях, выражающихся в том, что суд первой инстанции не привлек к участию в деле Федеральное агентство железнодорожного транспорта, отклоняются судебной коллегией. В рассматриваемом случае суд не принял решение о каких-либо правах указанного лица и не возложил на него какие-либо обязанности.
Руководствуясь ст. 327, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу третьего лица Федерального государственного унитарного предприятия «Крымская железная дорога» на решение Нахимовского районного суда города Севастополя от 16 ноября 2023 года оставить без удовлетворения.
Решение Нахимовского районного суда города Севастополя от 16 ноября 2023 года оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий, судья: Е.В.Козуб
Судьи: А.В.Ваулина
Ж.В.Григорова