ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
дело № 2-3553/2023
8г-19675/2024
УИД 92RS0003-01-2023-003914-75
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Краснодар | 1 августа 2024 года |
Резолютивная часть определения объявлена 1 августа 2024 года.
Определение в полном объеме изготовлено 8 августа 2024 года.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе:
председательствующего Харитонова А.С.,
судей Грымзиной Е.В., Самойловой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Министерства обороны Российской Федерации и ФКУ «Управление Черноморского флота» на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 25 декабря 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 8 апреля 2024 года по исковым заявлениям заместителя военного прокурора 309 военной прокуратуры гарнизона к ФКУ «Управление Черноморского флота», ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ, Министерству обороны РФ, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Департамент строительства Министерства обороны РФ, Департамент финансового обеспечения Министерства обороны РФ, о понуждении к совершению определенных действий, по исковому заявлению заместителя военного прокурора – войсковая часть № 90935 к ФКУ «Управление Черноморского флота», ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ, филиалу «Крымский» ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ, Министерству обороны РФ о понуждении к совершению определенных действий, заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Харитонова А.С., объяснения представителя Генеральной прокуратуры Российской Федерации – прокурора Шаповаловой О.Ю. (удостоверение), возражавшей против доводов кассационной жалобы,
установил:
заместитель военного прокурора 309 военной прокуратуры гарнизона (далее – прокурор) обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковыми заявлениями к ФКУ «Управление Черноморского флота», ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ, Министерству обороны РФ (далее – ответчики) о признании незаконным бездействия ФКУ «Управление Черноморского флота», ФГАУ «Росжилкомплекс» и Министерства обороны Российской Федерации, выразившегося в непринятии мер, направленных на проведение капитального ремонта, соблюдение санитарно-эпидемиологических норм и требований противопожарной безопасности в многоквартирных домах по адресу: <адрес>; возложении на ФКУ «Управление Черноморского флота», ФГАУ «Росжилкомплекс» и Министерство обороны Российской Федерации обязанности организовать проведение капитального ремонта всех конструктивных элементов и инженерных сетей в указанных домах в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; возложении на ФКУ «Управление Черноморского флота», ФГАУ «Росжилкомплекс» и Министерство обороны Российской Федерации обязанности устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологических норм в указанных домах, изложенные в акте проверки 637 Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства обороны Российской Федерации от 11 сентября 2023 года № 123; запретить ФКУ «Управление Черноморского флота» и ФГАУ «Росжилкомплекс» эксплуатацию указанных домов до проведения капитального ремонта, устранения нарушений санитарно-эпидемиологических норм и требований противопожарной безопасности; запретить ФГАУ «Росжилкомплекс» распределение жилых помещений военнослужащим и членам их семей в указанных домах до проведения капитального ремонта, устранения нарушений санитарно-эпидемиологических норм и требований противопожарной безопасности; обязании ФГАУ «Росжилкомплекс» и Министерство обороны Российской Федерации произвести расселение военнослужащих Минобороны России и членов их семей из указанных домов до проведения капитального ремонта, устранения нарушений санитарно-эпидемиологических норм и требований противопожарной безопасности в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Заместитель военного прокурора – войсковая часть № 90935 обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском, в котором просил признать незаконным бездействие ФКУ «Управление Черноморского флота», ФГАУ «Росжилкомплекс», филиала «Крымский» ФГАУ «Росжилкомплекс» и Министерства обороны Российской Федерации, выразившееся в непринятии мер, направленных на проведение капитального ремонта, соблюдение санитарно-эпидемиологических норм и требований противопожарной безопасности в многоквартирных домах по адресу: <адрес>; возложить на ФКУ «Управление Черноморского флота», ФГАУ «Росжилкомплекс», филиал «Крымский» ФГАУ «Росжилкомплекс» и Министерство обороны Российской Федерации обязанность организовать проведение капитального ремонта всех конструктивных элементов и инженерных сетей в указанных домах в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; возложить на ФКУ «Управление Черноморского флота», ФГАУ «Росжилкомплекс», филиал «Крымский» ФГАУ «Росжилкомплекс» и Министерство обороны Российской Федерации обязанность устранить нарушения требований противопожарной безопасности и санитарно-эпидемиологических нор в указанных домах в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Определением Ленинского районного суда города Севастополя от 30 ноября 2023 года гражданские дела по указанным искам объединены в одно производство.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 25 декабря 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 8 апреля 2024 года, исковые заявления заместителя военного прокурора 309 военной прокуратуры гарнизона и заместителя военного прокурора – войсковой части № 90935 удовлетворены. Признано незаконным бездействие ФКУ «Управление Черноморского флота», ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ, филиала «Крымский» ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ, Министерства обороны Российской Федерации, выразившееся в непринятии мер, направленных на проведение капитального ремонта, соблюдение санитарно-эпидемиологических норм и требований противопожарной безопасности в многоквартирных домах по адресам: <адрес>. На ФКУ «Управление Черноморского флота», ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ, филиал «Крымский» ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ и Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение капитального ремонта всех конструктивных элементов и инженерных сетей в домах по адресам: <адрес> На ФКУ «Управление Черноморского флота», ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ, филиал «Крымский» ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ и Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований противопожарной безопасности и санитарно-эпидемиологических норм в домах по адресам: <адрес>, в том числе изложенные в акте проверки 637 Центра государственного санитарно- эпидемиологического надзора Министерства обороны Российской Федерации от 11.09.2023 № 123. ФКУ «Управление Черноморского флота» и ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ запрещена эксплуатация домов по адресам: <адрес>, до проведения капитального ремонта, устранения нарушений санитарно-эпидемиологических норм и требований противопожарной безопасности. ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ запрещено распределение жилых помещений военнослужащим и членам их семей в домах по адресам: Республика <адрес> до проведения капитального ремонта, устранения нарушений санитарно-эпидемиологических норм и требований противопожарной безопасности. На ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ и Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность произвести расселение военнослужащих Минобороны России и членов их семей из домов по адресам: Республика <адрес> до проведения капитального ремонта, устранения нарушений санитарно-эпидемиологических норм и требований противопожарной безопасности в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Министерство обороны Российской Федерации и ФКУ «Управление Черноморского флота» обратились в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции с кассационными жалобами.
В кассационной жалобе Министерство обороны Российской Федерации просит решение и апелляционное определение отменить, направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд, либо, не передавая дело на новое рассмотрение принять новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований заместителя военного прокурора 309 военной прокуратуры гарнизона и заместителя военного прокурора – войсковая часть 90935 к Министерству обороны Российской Федерации отказать. По мнению министерства судебные акты приняты с нарушением либо при неправильном применении норм материального права или норм процессуального права. Надлежащим ответчиком по настоящим требованиям является ФГАУ «Росжилкомплекс», а не министерство. Иск не отвечает требованиям Закона о прокуратуре. Необходимость проведения капитального ремонта спорного объекта надлежащими доказательствами не подтверждена. Вывод суда о понуждении ответчика к проведению капитального ремонта является бездоказательным. Какого-либо бездействия Министерства обороны Российской Федерации, выразившемся в непринятии мер по спорному вопросу не установлено. Правовых оснований для установления запрета на эксплуатацию спорного объекта жилого фонда и распределение жилых помещений военнослужащим и членам их семей в спорном многоквартирном доме, а также для возложения обязанности произвести расселение военнослужащих Министерства обороны Российской Федерации и членов их семей из указанного дома, не имелось, в том числе в силу их преждевременности. До Министерства обороны Российской Федерации решение о проведении проверки, её основаниях, предмете и сроке проведения проверки не доводилось, к участию в проверке министерство не привлекалось. Военным прокурором не представлено доказательств, свидетельствующих о нарушении ответчиком каких-либо охраняемых законом прав граждан, неопределенного круга лиц.
В кассационной жалобе ФКУ «Управление Черноморского флота» просит решение и апелляционное определением отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований к ФКУ «Управление Черноморского флота» отказать, ссылаясь на незаконность вынесенных решений. Спорные объекты жилого фонда находятся в собственности Российской Федерации и установленным порядком закреплены на праве оперативного управления за федеральным государственном автономным учреждением «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации (ФГАУ «Росжилкомплекс»). Содержание и ремонт спорного объекта организует и выполняет ФГАУ «Росжилкомплекс» самостоятельно, согласно целям его создания и возложенных на него полномочий. ФКУ «Управление Черноморского флота» является ненадлежащим ответчиком по делу, и удовлетворение судом требований в данной части является неправомерным.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явились.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, кассационный суд общей юрисдикции пришел к выводу, что оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, проведенной с привлечением специалистов филиала «Крымский» ФГАУ «Росжилкомплекс» (далее – Филиал), 637 Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства обороны Российской Федерации (далее – 637 ЦГСЭН), отдела (государственного пожарного надзора, г. Севастополь) инспекции государственного пожарного надзора по Южному военному округу проверкой в многоквартирных домах по адресу: <адрес> установлено, что они находятся в неудовлетворительном техническом состоянии, требуют капитального ремонта всех конструктивных элементов и инженерных сетей, установлены нарушения требований санитарном-эпидемиологических норм и правил, а также противопожарной безопасности.
Согласно выводам актов общего сезонного весеннего осмотра объектов жилищного фонда от 26 апреля 2023 года, составленным филиалом «Крымский» ФГАУ «Росжилкомплекс», а также акту комиссионного осмотра от 8 сентября 2023 года здания <адрес> находятся в неудовлетворительном состоянии, имеют признаки аварийности, подлежат консервации, требуют проведения капитального ремонта всех конструктивных элементов и инженерных сетей, здание ГП 65 требует проведения капитального ремонта, после которого пригодно к проживанию. Акты от 26 апреля 2023 содержат описание дефектов и причин их возникновения.
Из акта проверки 637 ЦГСЭН от 11 сентября 2023 года № 123 и информационного сообщения 637 ЦГСЭН о фактах нарушения санитарного законодательства от 11 сентября 2023 года № 39 следует, что в указанных зданиях имеет место нарушение санитарно-эпидемиологических требований к жилым помещениям и требований к эксплуатации общественных помещений, зданий, касаемо обеспечения безопасных и безвредных условий проживания, нарушение пункта 1 статьи 23 и пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 30 марта 1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Приведены конкретные нарушения.
Согласно письму отдела (государственного пожарного надзора, город Севастополь) инспекции государственного пожарного надзора по Южному военному округу от 11 сентября 2023 года в зданиях выявлены нарушения требований нормативных правовых актов Российской Федерации по пожарной безопасности. Приведены конкретные нарушения.
Обстоятельства выявления проведенной прокуратурой проверкой нахождения поименованным домов в неудовлетворительном техническом состоянии, требующим капитального ремонта всех конструктивных элементов и инженерных сетей, нарушения требований санитарно-эпидемиологических норм и правил, а также противопожарной безопасности явились основанием обращения прокурора в суд в интересах неопределенного круга лиц.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 210, 214, 294 296 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), статьи 17 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» № 5487-1 от 22 июля 1993 года и исходил из того, что обязанность по несению бремени содержания поименованных спорных зданий возложена на ответчиков.
Судом принято во внимание, что в силу подпункта 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года № 1082, Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции полномочия собственника имущества Вооруженных Сил Российской Федерации.
Приказом Минобороны России от 4 апреля 2020 года № 175 «О создании федерального государственного автономного учреждения «Центральное жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» создано указанное учреждение.
В соответствии с Уставом ФГАУ «Росжилкомплекс», утвержденным приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 29 мая 2020 года № 976, основной целью деятельности названного учреждения является выполнение работ, оказание услуг для обеспечении реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны Российской Федерации полномочий Министерства обороны Российской Федерации в сфере социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, иных граждан, членов их семей в части реализации их жилищных прав, в том числе при предоставлении жилых помещений и проживании в жилищном фонде, создания условий их жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе.
Согласно подпункту 20.4 и 20.5 Устава ФГАУ «Росжилкомплекс» осуществляет деятельность заказчика-застройщика, организацию работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов недвижимого имущества, в том числе жилых и нежилых помещений, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, а также осуществляет техническое обслуживание, содержание, текущий и капитальный ремонт жилищного фонда.
В соответствии с приказом директора Департамента военного имущества Минобороны России от 19 марта 2021 года № 783 и актом приема-передачи федерального имущества в оперативное управление от 20 апреля 2021 года ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России передало, а ФГАУ «Росжилкомплекс» приняло в оперативное управление помимо прочего приведенные здания.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости квартиры в спорных зданиях закреплены на праве оперативного управления за ФГАУ «Росжилкомплекс».
Кроме того, в соответствии с решением заместителя Минобороны России от 4 октября 2019 года на основании протокола заседания Коллегии Минобороны России от 20 ноября 2019 года № 25 полномочия по заключению государственных контрактов по капитальному ремонту объектов материально-технической базы военных городков, расположенных на территории Республики Крым и в городе Севастополе переданы командующему Черноморским флотом.
Жилые дома используются ФКУ «Управление Черноморского флота» для размещения военнослужащих воинских частей и иных воинских формировании Черноморского флота, дислоцированных на территории Севастопольского территориального гарнизона.
Вместе с тем, Минобороны России и ФГАУ «Росжилкомплекс» каких- либо мер, направленных на проведение текущего и капитального ремонта и устранения нарушений санитарно-эпидемиологических норм и требований противопожарной безопасности зданий, не принято; ФКУ «Управление Черноморского флота» действенных мер, направленных на проведение капитального ремонта и устранения нарушений санитарно-эпидемиологических норм и требований противопожарной безопасности общежития, также не принято.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 ГПК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу о ненадлежащем исполнении ответчиками возложенной на них обязанности несения бремени содержания закрепленного за ними имущества, а также обеспечении сохранности жизни и здоровья военнослужащих, членов их семей и иных граждан, создании реальной угрозы жизни и здоровью граждан, проживающих в указанных домах, и лиц, находящихся в непосредственной близости к ним, в связи с чем суд считает требования исков законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Рассматривая дело повторно, суд апелляционной инстанции отраженные в решении выводы поддержал.
Отклоняя доводы апелляционных жалоб, апелляционная коллегия судей отметила, что согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года N 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ и долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции и доли в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности (далее – имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций).
На основании указанного суд второй инстанции заключил, что спорные общежития являются собственностью Российской Федерации, что подтверждает отнесение зданий к имуществу обороны, закрепленному на праве оперативного управления за ФГАУ «Росжилкомплекс», соответственно, Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве оперативного управления.
В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 7 ноября 2018 года № 621 «Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросу жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации», Положением о Департаменте жилищного обеспечения Минобороны России, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 декабря 2010 года № 1888 (с изменениями и дополнениями), вопросы жилищного обеспечения, в том числе организация обеспечения жилыми помещениями военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей, осуществление работы по признанию военнослужащих и членов их семей нуждающимися в получении жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма либо специализированного жилищного фонда, ведение учета военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, организация предоставления жилых помещений по договорам социального найма либо специализированного жилищного фонда военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей, перспективное и текущее планирование формирования специализированного жилищного фонда и его учет, возложены на ФГАУ «Росжилкомплекс».
Приняв во внимание, что в силу подпункта 2 пункта 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения в общежитиях относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, соответственно, должны отвечать требованиям, предъявляемым законом к жилым помещениям; в соответствии с пунктом 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения должны быть пригодны для постоянного проживания граждан, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства апелляционный суд признал, что в целях соблюдения прав и законных интересов проживающих в многоквартирных домах по адресу: Республика Крым, Бахчисарайский район, с. Плодовое, военный городок № 499, ГП 34, ГП 34а, ГП 36, ГП 36а, ГП 63, ГП 64, ГП 65 до устранения нарушений противопожарной безопасности и санитарно-эпидемиологических норм суд обосновано удовлетворил требования истцов о наложении запрета на распределение жилых помещений в указанных многоквартирных жилых домах и возложении обязанности произвести расселение военнослужащих Министерства обороны Российской Федерации и членов их семей из домов по адресам: Республика Крым, Бахчисарайский район, с. Плодовое, военный городок № 499, ГП 34, ГП 34а, ГП 36, ГП 36а, ГП 63, ГП 64, до проведения капитального ремонта, устранения нарушений санитарно-эпидемиологических норм и требований противопожарной безопасности.
Утверждение апеллянтов о том, что какой-либо проверки, в ходе которой установлены нарушения, в том числе, требований противопожарной безопасности, и необходимости проведения капитального ремонта, не проводилось, признаны Севастопольским городским судом не соответствующими материалам дела со ссылками на составленные филиалом «Крымский» ФГАУ «Росжилкомплекс» акты общего сезонного весеннего осмотра объектов жилищного фонда от 26 апреля 2023 года, акт комиссионного осмотра от 8 сентября 2023 года, акт проверки 637 ЦГСЭН от 11 сентября 2023 года № 123 и информационное сообщение 637 ЦГСЭН о фактах нарушения санитарного законодательства от 11 сентября 2023 года № 39.
Апелляционная судебная инстанция признала, что ответчиками не опровергнута необходимость проведения капитального ремонта спорных зданий, а также несоответствие его требованиям санитарных норм и противопожарной безопасности; кроме того, ходатайство о назначении по делу строительно-технической экспертизы ответчики не заявляли, основания для проведения по делу строительно-технической экспертизы у суда отсутствовали.
Судом второй инстанции принято во внимание отсутствие обоснованных доводов о том, что установленный судом первой инстанции для исполнения решения суда срок, является неразумным и невыполнимым; отмечено, что при наличии к тому достаточных оснований ответчики могут обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы об отсутствии у прокурора права обращения с заявленными требованиями, судебная коллегия указала, что согласно части 2 статьи 4, части 1 статьи 45 ГПК РФ, пункту 4 статьи 27, пункту 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор может обратиться в суд не только в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга, но и интересов государства. Спорные здания являются собственностью государства, не выполняя обязанности по их содержанию и проведению ремонта, ответчики причиняют ущерб государству, так как ненадлежащее содержание переданного в оперативное управление государственного имущества приводит его в непригодное для использования по назначению состояние. В соответствии с нормами действующего законодательства прокурор вправе проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона, обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц и государства.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции приходит к выводу, что оснований для отмены принятых судебных актов применительно к аргументам, приведенным в кассационных жалобах, не имеется, так как они являлись предметом рассмотрения судебных инстанций, получили соответствующую правовую оценку, по существу направлены на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела, не подтверждают существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела.
Отмена или изменение судебного постановления допустимы лишь в случае, если без устранения судебной ошибки, имевшей место в ходе предшествующего разбирательства и повлиявшей на исход дела, невозможны восстановление и защита существенно нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защищаемых законом публичных интересов.
Принцип правовой определённости предполагает, что суд не вправе пересматривать вступившее в законную силу постановление только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления. Иная точка зрения суда вышестоящей инстанции на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения судебного постановления нижестоящего суда.
Пересмотр судебных актов, вступивших в законную силу, возможен лишь как дополнительная гарантия законности таких актов и предполагает установление особых оснований и процедур производства в данной стадии процесса, соответствующих её правовой природе и предназначению. Акт суда, который уже вступил в законную силу, может быть изменён или отменён лишь в исключительных случаях, когда в результате ошибки, допущенной в ходе предыдущего разбирательства и предопределившей исход дела, существенно нарушены права и законные интересы, защищаемые в судебном порядке, которые не могут быть восстановлены без устранения или изменения ошибочного судебного акта.
В кассационных жалобах не приведено таких исключительных обстоятельств, которые могут послужить основанием для отмены вступившего в законную силу судебного акта, достаточных для отступления от принципа правовой определённости и стабильности судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 379.7 ГПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, руководствуясь статьями 379.5, 379.7, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определил:
решение Ленинского районного суда города Севастополя от 25 декабря 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 8 апреля 2024 года оставить без изменения, кассационные жалобы – без удовлетворения.
Председательствующий А.С. Харитонов
Судьи Е.В. Грымзина
Е.В. Самойлова