№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 ноября 2020 г. г. Улан-Удэ
Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Рабдановой Г.Г., при секретаре Хаймчиковой Т.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шаглаевой С. А. к ГКУ "Центр занятости населения города Улан-Удэ" о взыскании денежных средств, процентов за пользование чужими денежными средствами,
У С Т А Н О В И Л:
Обращаясь в суд, Шаглаева С.А. просит взыскать с ответчика перерасчет пенсии по безработице на сумму 52 020 рублей 67 копеек, проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 627 рублей 48 копеек, судебные расходы в сумме 10 000 рублей.
Исковые требования мотивированы тем, что в ДД.ММ.ГГГГ г. Шаглаева С.А. через портал Госуслуг подала заявление о постановке на учет в качестве безработной и начислении пособия по безработице. Приказом ГКУ «Центр занятости населения г. Улан-Удэ» от ДД.ММ.ГГГГ № была признана безработной. Дополнительных сведений ответчик не запрашивал, попасть на личный прием было невозможно ввиду ограничений по короновирусу. ДД.ММ.ГГГГ истица уведомила о своем трудоустройстве и отмене выплат. Поскольку пособие по безработице было выплачено не в полном размере, без учета несовершеннолетнего ребенка, в адрес ответчика ДД.ММ.ГГГГ была направлена претензия. ДД.ММ.ГГГГ ответчик потребовал произвести возврат выплаченных сумм пособия, поскольку выплату должен был производить ГКУ «Центр занятости населения Иволгинского района».
Истица Шаглаева С.А. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель ответчика ГКУ "Центр занятости населения города Улан-Удэ" Замолотских Е.А. исковые требования не признала. Пояснила, что истицей были предоставлены недостоверные сведения относительно места жительства. Исходя из регистрации Шаглаевой С.А. на территории <адрес> РБ, основания для выплаты пособия по безработице ГКУ "Центр занятости населения города Улан-Удэ" отсутствовали. Полагает, что исковые требования подлежат отклонению.
Представитель третьего лица ГКУ «Центр занятости населения Иволгинского района» Шойдорова Е.Ю. полагает, что иск заявлен необоснованно. Пояснила суду, что истец должен был указать место регистрации, поскольку решение о признании гражданина безработным и выплате ему пособия принимается органом службы занятости по месту регистрации последнего. Просила в иске отказать.
Выслушав стороны, исследовав представленные материалы, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в части.
Судом установлено, что Шаглаева С.А. фактически проживает по адресу <адрес>. Зарегистрирована по адресу <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Шаглаева С.А. обратилась ГКУ "Центр занятости населения города Улан-Удэ" с заявлением о предоставлении ей государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы дистанционно через портал «Работа в России».
Приказом ГКУ «Центр занятости населения г. Улан-Удэ» от ДД.ММ.ГГГГ № Шаглаева С.А. была признана безработной с ДД.ММ.ГГГГ, назначено пособие в размере 1 800 рублей.
За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Шаглаевой С.А. было начислено и выплачено пособие по безработице в размере 18 787 рублей 73 копейки.
ДД.ММ.ГГГГ Шаглаева С.А. уведомила ГКУ "Центр занятости населения города Улан-Удэ" о своем трудоустройстве и отмене выплат.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика Шаглаевой С.А. была направлена претензия о перерасчете суммы пособия.
ДД.ММ.ГГГГ ГКУ "Центр занятости населения города Улан-Удэ" потребовал произвести возврат выплаченных сумм пособия по безработице в связи с предоставлением недостоверных сведений о месте жительства, указав, что выплата должна была быть произведена ГКУ «Центр занятости населения Иволгинского района» по месту регистрации истицы.
В силу п. 1 ст. 3 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
Согласно п. 1, 2 ст. 31 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1032-1 пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным.
Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации (абзац 2 пункт 1 статьи 3).
В условиях распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) Правительством Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ утверждены «Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными» №.
Согласно п.1 Временных правил в целях поиска подходящей работы граждане обращаются в государственные учреждения службы занятости населения в дистанционной форме в период действия на территории субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.
Регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации. Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России" либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (пункт 2 Временных правил).
Истица Шаглаева С.А., в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), введенных ограничений по личному приему обратилась в ГКУ "Центр занятости населения города Улан-Удэ" дистанционно, заполнив заявление по утвержденной форме.
Из письменных пояснений истицы следует, что заявление о предоставлении государственной услуги было направлено ею через портал Госуслуг ДД.ММ.ГГГГ На данном портале при выборе услуги «Получение пособия по безработице и постановка на учет в центре занятости» открывается страница, содержащая описание как получить услугу и единственная стрелка напротив «Заявление о предоставлении гражданину государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы» - «Получить услугу», по которой осуществляется переход в бланк заявления. В указанном бланке автоматически заполняются ФИО, дата рождения, СНИЛС, гражданство, ИНН, серия, номер, дата выдачи и кем выдан паспорт, номер телефона, адрес электронной почты, адрес места жительства, адрес постоянной регистрации указывается автоматически (<адрес>), регион обращения. После чего были заполнены только недостающие сведения – выбран центр занятости - ГКУ "Центр занятости населения города Улан-Удэ", сведения об образовании, данные о несовершеннолетних детях, сведения о работодателе по последнему месту работы, способ получения пособия. В тот же день на портал «Работа в России» в ЦЗН было подано резюме с указанием на населенный пункт- <адрес>, поскольку поиск работы был именно в городе Улан-Удэ.
Представитель ответчика ссылается на заявление истицы, поступившее ДД.ММ.ГГГГ дистанционно через портал "Работа в России", в котором отсутствовали сведения о регистрации Шаглаевой С.А. по месту жительства в <адрес>.
В соответствии с Правилами формирования, ведения и модернизации информационно-аналитической системы "Общероссийская база вакансий "Работа в России", утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 885 "Об информационно-аналитической системе Общероссийская база вакансий "Работа в России" данная система создана в целях оказания в электронном виде государственных услуг в сфере занятости населения, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".
Таким образом, обращение гражданина посредством подачи заявления на портал "Работа в России" подразумевает использование федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" – Портала Госуслуги (www.gosuslugi.ru), в котором все сведения Шаглаевой С.А., в том числе по месту ее регистрации, отражены автоматически.
Согласно п. 4 Временных Правил центры занятости населения запрашивают с использованием информационно-аналитической системы через единую систему межведомственного электронного взаимодействия у Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о заработке (доходе) гражданина, заполнившего заявление в электронной форме, на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за 3 месяца, предшествующих календарному кварталу перед месяцем подачи заявления в электронной форме в информационно-аналитической системе, о страховом стаже, последнем месте работы, а также другие сведения, необходимые для предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, назначения и начисления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, находящиеся в распоряжении Пенсионного фонда Российской Федерации.
Данной норме корреспондируют положения п. 4 ст. 15 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации", согласно которой органы службы занятости запрашивают сведения, необходимые для предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением документов, включенных в определенный Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов, если заявитель не представил указанные сведения по собственной инициативе, п. 6 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 891, в соответствии с которым государственные учреждения службы занятости населения вправе направлять запросы, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, с целью подтверждения достоверности сведений и подлинности документов, предъявленных зарегистрированными гражданами для признания их безработными, в органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения и организации.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ответчик, как государственное учреждение, наделенное публично-властными полномочиями в сфере занятости населения, имел возможность проверить представленные Шаглаевой С.А. сведения и узнать о наличии обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии у последней оснований для получения выплат за счет средств ГКУ "Центр занятости населения города Улан-Удэ", как путем обращения к сведениям портала Госуслуги, так и путем направления запросов в Пенсионный фонд либо иные государственный органы (МВД и т.д.).
То обстоятельство, что направление запросов в МВД РФ о регистрации гражданина, заполнившего заявление в электронной форме, по месту жительства, было введено постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 634 "О внесении изменений во Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными" только с ДД.ММ.ГГГГ не освобождало ГКУ "Центр занятости населения города Улан-Удэ" от обязанности проверить достоверность представленных сведений, исходя из полномочий, возложенных Законом РФ "О занятости населения в Российской Федерации".
Согласно п. 9 Временных Правил в случае подтверждения недостоверности сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, центр занятости населения отказывает гражданину в постановке его на регистрационный учет в качестве безработного и уведомляет о принятом решении в электронной форме с использованием информационно-аналитической системы либо единого портала.
В этой связи, ГКУ "Центр занятости населения города Улан-Удэ" после проверки сведений о наличии у Шаглаевой С.А. регистрации в Иволгинском районе Республики Бурятия, должен был принять соответствующее решение и уведомить о праве на обращение в службу занятости по месту регистрации.
По мнению суда, какого – либо злоупотребления правом истицей Шаглаевой С.А. не допущено. Само право последней на признание ее безработной и получение пособия по безработице ответчиком фактически не оспаривалось. Наличие регистрации на территории иного административного округа не должно нарушать права гражданина на получение пособия по безработице, правовую природу которого действующее правовое регулирование относит к разновидностям социального обеспечения, т.е. на получение гарантированной защиты со стороны государства.
Шаглаева С.А., заполняя заявления о получении государственной услуги, доступ к которому получила, зайдя через портал Госуслуг (www.gosuslugi.ru), добросовестно полагала, что сведения о регистрации по месту жительства находятся в автоматическом доступе государственного органа.
Суд также принимает во внимание, что в сложившихся на тот момент условиях распространения короновирусной инфекции (COVID-19) истица была объективно лишена права на получение государственной услуги по содействию в поиске работы путем личного обращения в органы занятости населения. Дистанционное обращение в условиях не предполагало предоставление копии паспорта с указанием места регистрации гражданина, в отличие от порядка, установленного Правилами регистрации безработных граждан, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 891, предполагающего обязательное предоставление паспорта гражданина.
В соответствии с абзацем шестым пункта 2 статьи 5 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" государственная политика в области содействия занятости населения направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Поскольку признание гражданина безработным, постановка его на учет в качестве такового и выплата причитающегося пособия носит заявительный характер, Шаглаева С.А. в настоящее время лишена права на обращение с соответствующим заявлением за прошедший период в ГКУ «Центр занятости населения Иволгинского района».
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 346 "О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице в 2020 году" размер максимальной величины пособия по безработице на 2020 год установлен в размере 12 130 рублей. Гражданам, уволенным и признанным в установленном порядке безработными начиная с ДД.ММ.ГГГГ и имеющим детей в возрасте до 18 лет, размер пособия по безработице в апреле - июне 2020 г. увеличивается пропорционально количеству таких детей из расчета 3000 рублей за каждого ребенка одному из родителей, приемных родителей, усыновителей, а также опекуну (попечителю).
Исходя из указанного, размер пособия по безработице Шаглаевой С.А., имеющей несовершеннолетнего ребенка Шаглаеву А. В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ определяется судом в размере 63 013 рублей 30 копеек (апрель – 8 248 рублей 40 копеек, май – 14 556 рублей, июнь – 17 556 рублей, июль – 17 556 рублей, август – 5 096 рублей 90 копеек. Итого 63 013 рублей 30 копеек).
При этом в части установленной доплаты на ребенка в размере 3 000 рублей районный коэффициент не начисляется, он подлежит применению только величину самого пособия по безработице.
Шаглаева С.А., заявляя требования о взыскании средств по перерасчету на сумму 52 020 рублей 67 копеек, в представленном расчете отражает 20% надбавку районного коэффициента на доплату на несовершеннолетнего ребенка, что является неверным.
В этой связи, требования истицы подлежат удовлетворению в части. Суд определяет подлежащим взысканию в пользу Шаглаевой С.А. пособие по безработице в сумме 44 225 рублей 57 копеек (63 013 рублей 30 копеек-18 787 рублей 73 копейки = 44 225 рублей 57 копеек).
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 7.1 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" к полномочию Российской Федерации, переданному для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относится осуществление социальной выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в виде пособия по безработице.
Таким образом, принимая во внимание, что выплата пособия по безработице является расходным обязательством Российской Федерации, учитывая что обращение за указанной выплатой в ГКУ «Центр занятости населения Иволгинского района» за прошедший период невозможно, указанное пособие подлежит взысканию с ГКУ "Центр занятости населения города Улан-Удэ", приказом которого последняя была признака безработной.
В части заявленных требований о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами иск подлежит отклонению, поскольку рассматриваемый спор вытекает из социальных правоотношений, не являющихся по смыслу ст. 1 и 2 ГК РФ гражданско-правовыми. Применение положений ст. 395 ГК РФ в конкретных спорах зависит от того, являются ли спорные имущественные правоотношения гражданско-правовыми, а нарушенное обязательство - денежным, а если не являются, то имеется ли указание законодателя о возможности их применения к этим правоотношениям.
Указанная позиция согласуется с выводами Конституционного Суда РФ, изложенными в определении от ДД.ММ.ГГГГ N 1665-О, согласно которому в силу природы гражданско-правовых отношений сама по себе возможность применения санкции, предусмотренной п. 1 ст. 395 ГК РФ, направлена на защиту имущественных интересов лица, чьи денежные средства незаконно удерживались. При этом применение положений ст. 395 ГК РФ в конкретных спорах зависит от того, являются ли спорные имущественные правоотношения гражданско-правовыми, а нарушенное обязательство - денежным, а если не являются, то имеется ли указание законодателя о возможности их применения к этим правоотношениям.
Также судом отклоняются требования о возмещении судебных расходов на оплату услуг представителя ввиду отсутствия их подтверждения. Представитель в судебных заседаниях участия не принимал.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Шаглаевой С. А. к ГКУ "Центр занятости населения города Улан-Удэ" о взыскании денежных средств, процентов за пользование чужими денежными средствами удовлетворить частично.
Взыскать с ГКУ "Центр занятости населения города Улан-Удэ" в пользу Шаглаевой С. А. 44 225 рублей 57 копеек.
В остальной части требования оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г.Улан-Удэ в течение одного месяца со дня вынесения решения судом в окончательной форме.
Судья Г.Г. Рабданова