Дело № 2-3178/2024 10 июля 2024 года
77RS0002-02-2024-002054-35
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе
председательствующего судьи Каркавцевой А.А.,
при секретаре судебного заседания Крыловой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по иску Архангельского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства при эксплуатации пассажирской платформы,
установил:
Архангельский транспортный прокурор обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД») о возложении обязанности устранить нарушения законодательства при эксплуатации пассажирской платформы.
В обоснование заявленных требований указано, что Архангельской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства о социальной защите инвалидов в деятельности Северной дирекции пассажирских обустройств – структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств - филиала ОАО «РЖД», в ходе которой выявлены нарушения Федерального закона от 10 января 2003 года № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, утвержденного Федеральным законом от 10 января 2003 года № 18-ФЗ, Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 21 декабря 2010 года № 286, Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001 на остановочном пункте Смольный Буян. В связи с выявленными нарушениями 6 декабря 2023 года руководителю Северной дирекции пассажирских обустройств вынесено представление, однако по результатам его рассмотрения должных мер не принято.
В связи с изложенным истец просил в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов на остановочном пункте Смольный Буян, расположенном в Ломоносовском территориальном округе города Архангельска Архангельской области, путем организации работ:
- по устранению дефектов швов между бетонными плитами покрытия платформы согласно требованиям пункта 5.1.11 СП 59.13330.2020;
- по оборудованию площадок для отдыха между маршами лестницы согласно требованиям пункта 5.1.12 СП 59.13330.2020;
- по устранению дефектов завершающей части поручней нижнего марша лестницы согласно требованиям пункта 5.1.13 СП 59.13330.2020;
- по обеспечению информирования для инвалидов с нарушениями зрения о приближении их к зонам повышенной опасности (лестнице) устройством тактильно-контрастных наземных указателей по ГОСТ Р 52875 или изменением фактуры поверхности пешеходного пути с подобными характеристиками согласно требованиям пункта 5.1.10 СП 59.13330.2020;
- по оборудованию пандуса у лестницы, ведущей к платформе, согласно требованиям пункта 5.1.14 СП 59.13330.2020;
- по обеспечению дублирования визуальной и звуковой (речевой) информации на платформе согласно пунктам 6.5.4, 8.4.12 СП 59.13330.2020;
- по оборудованию границы опасной зоны у края платформы тактильно-контрастными указателями, выполняющими функцию предупреждения, согласно пунктам 5.4.7, 8.4.12 СП 59.13330.2020, ГОСТ Р 52875.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Птицына Ж.В. исковые требования поддержала.
Ответчик ОАО «РЖД», надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, своего представителя в суд не направил, мнения по иску не представил.
По определению суда дело рассмотрено при данной явке.
Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2).
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 10 января 2003 года № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (далее - Закон № 17-ФЗ) железнодорожные пути общего пользования и расположенные та них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных актов, стандартов, правил и техническим нормам. Обязанность по обеспечению безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в соответствии с пунктом 2 статьи 20 вышеуказанного Закона возложена на владельцев инфраструктуры и других участников перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции.
Согласно пункту 1 статьи 21 Закона № 17-ФЗ железнодорожные пути общего пользования и железнодорожные пути необщего пользования, железнодорожные станции, пассажирские платформы, а также другие связанные с движением поездов и маневровой работой объекты железнодорожного транспорта являются зонами повышенной опасности.
В соответствии со статьей 80 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, утвержденного Федеральным законом от 10 января 2003 года № 18-ФЗ (далее - Устав), перевозчики и владельцы инфраструктур должны обеспечивать безопасность перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа, качественное обслуживание пассажиров на железнодорожных станциях, железнодорожных вокзалах (далее в настоящей главе - вокзалы), пассажирских платформах и в поездах, сохранность перевозимых багажа, грузобагажа, движение пассажирских поездов в соответствии с расписанием, своевременную доставку багажа, грузобагажа.
Статьей 80.1 Устава предусмотрено, что перевозчик и владелец инфраструктуры в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов обеспечивают условия доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов железнодорожного транспорта и предоставляемых на вокзалах и в поездах услуг наравне с другими пассажирами.
Пассажирские вагоны, а также вокзалы и другие сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны содержаться в исправном техническом состоянии и соответствовать требованиям строительных и санитарных норм, правил, других нормативных документов.
В соответствии с пунктом 29 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 21 декабря 2010 года № 286, здания, платформы и другие сооружения и устройства, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны обеспечивать безопасное выполнение операций, связанных с перевозками и обслуживанием пассажиров и других лиц. Для прохода на пассажирские платформы в необходимых случаях должны быть пешеходные тоннели или мосты.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон № 181-ФЗ) федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):
1) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;
2) условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации);
3) возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;
4) сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур;
5) надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;
6) дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;
7) допуск на объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение и выдаваемого по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения;
8) оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.
Организации, осуществляющие производство транспортных средств, а также организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения (независимо от их организационно-правовых форм), обеспечивают оборудование указанных средств, вокзалов, аэропортов и других объектов транспортной инфраструктуры специальными приспособлениями и устройствами в целях обеспечения условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами.
В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме (часть 4 статьи 15 Закона № 181-ФЗ).
Федеральный закон от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Закон № 384-ФЗ) устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), в том числе требования: механической безопасности; пожарной безопасности; безопасности при опасных природных процессах и явлениях и (или) техногенных воздействиях; безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях; безопасности для пользователей зданиями и сооружениями; доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения; энергетической эффективности зданий и сооружений; безопасного уровня воздействия зданий и сооружений на окружающую среду.
Согласно части 1 статьи 12 Закона № 384-ФЗ жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. Объекты транспортной инфраструктуры должны быть оборудованы специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам и другим группам населения с ограниченными возможностями передвижения беспрепятственно пользоваться услугами, предоставляемыми на объектах транспортной инфраструктуры (часть 2 статьи 12 Закона № 384-ФЗ).
Названный Закон распространяется на все этапы жизненного цикла здания или сооружения (часть 2 статьи 3 Закона № 384- ФЗ).
Приказом Минстроя России от 30 декабря 2020 года № 904/пр утвержден СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001 (далее – СП 59.13330.2020).
Согласно пункту 4.1 СП 59.13330.2020 требования настоящего свода правил подлежат выполнению при проектировании новых, реконструкции существующих, подлежащих капитальному ремонту и приспособлению зданий и сооружений, а также территорий общего пользования. Они распространяются на функционально-планировочные элементы территорий общего пользования, зданий и сооружений, отведенные для них земельные участки, включая подходы к зданиям и сооружениям, входные узлы, внутренние коммуникации, пути эвакуации, помещения проживания и для предоставления услуг (обслуживания) и места приложения труда.
Требования распространяются также на информационное и инженерное обустройство территорий общего пользования, зданий, сооружений и земельных участков.
На основании изложенного действие СП 59.13330.2020 распространяется, в том числе на уже существующие объекты, которые приспосабливаются для нужд инвалидов и маломобильных групп населения.
Как следует из материалов дела и не оспаривается ответчиком, остановочный пункт Смольный Буян, расположенный в Ломоносовском территориальном округе города Архангельска Архангельской области, числится на балансе Северной дирекции пассажирских обустройств – структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств - филиала ОАО «РЖД».
Северная дирекция пассажирских обустройств планирует, организует, контролирует и осуществляет эксплуатацию, техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонт, реконструкцию и строительство платформ, вокзалов, павильонов и др.пассажирских обустройств, находящихся на балансе дирекции, оказывает услуги по предоставлению инфраструктуры пассажирского комплекса, в том числе для безопасной посадки/высадки пассажиров, а также предоставление площадей и помещений билетных касс и средств автоматизированного контроля пропуска пассажиров.
В ходе проведения проверки на указанном выше остановочном пункте выявлены следующие нарушения:
- в нарушение пункта 5.1.10 СП 59.13330.2020 не обеспечивается информирование для инвалидов с нарушениями зрения о приближении их к зонам повышенной опасности (лестнице) устройством тактильно-контрастных наземных указателей по ГОСТ Р 52875 или изменением фактуры поверхности пешеходного пути с подобными характеристиками согласно требованиям;
- в нарушение пункта 5.1.11 СП 59.13330.2020 покрытие платформы, выполненное из бетонных плит, имеет толщину швов более 0,01 метра (зафиксированы швы толщиной 0,04 метра, 0,07 метра);
- в нарушение пункта 5.1.12 СП 59.13330.2020 марш лестницы, ведущей к платформе, имеет более 15 ступеней на лестницах;
- в нарушение пункта 5.1.13 СП 59.13330.2020 форма завершающей части поручней нижнего марша лестницы не является травмобезопасной: с плавным завершением вниз, в сторону ограждения и т.п.;
- в нарушение пункта 5.1.14 СП 59.13330.2020 у лестницы, ведущей к платформе, отсутствуют пандусы;
- в нарушение пунктов 6.5.4, 8.4.12 СП 59.13330.2020 на платформе не предусмотрено дублирование визуальной и звуковой (речевой) информации текстовой информацией;
- в нарушение пунктов 5.4.7, 8.4.12 СП 59.13330.2020, ГОСТ Р 52875 граница опасной зоны у края платформы тактильно-контрастными указателями, выполняющими функцию предупреждения.
Данные обстоятельства подтверждаются актом проверки от 4 декабря 2023 года и представленными в материалы дела фотоснимками. Ответчиком доказательств обратного суду не представлено.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2021 года № 815 применение на обязательной основе указанных пунктов СП 59.13330.2020 обеспечивает соблюдение требований Закона № 384-ФЗ.
Таким образом, исходя из требований действующего законодательства, с учетом положений статьи 15 Закона № 181-ФЗ, обязанность по оснащению объектов транспортной инфраструктуры специальными приспособлениями для инвалидов с целью создания условий доступности на объекты транспортной инфраструктуры возложена на собственника объекта, то есть на ОАО «РЖД».
За неисполнение перечисленных выше требований федерального законодательства о социальной защите инвалидов по обеспечению беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями к объектам транспорта постановлением <№> государственного инспектора отдела надзора за опасными грузами, чрезвычайными ситуациями т пожарной безопасностью на подвижном составе Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Центральному федеральному округу от 28 декабря 2023 года ОАО «РЖД» привлечено к административной ответственности по статье 9.13 КоАП РФ.
В связи с выявленными нарушениями, прокуратурой в адрес начальника Северной дирекции пассажирских обустройств 6 декабря 2023 года внесено представление об устранении нарушений. Доказательств исполнения данного представления в какой-либо части ответчиком суду не представлено.
На основании изложенного, поскольку ОАО «РЖД» несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, включая обязанность по обеспечению доступности для лиц с инвалидностью к объектам транспортной инфраструктуры, на ответчике в силу приведенных выше правовых норм лежит обязанность оборудовать остановочный пункт Смольный Буян, через который осуществляется пассажиропоток граждан, в соответствии с требованиями нормативных актов в сфере защиты прав инвалидов.
Выявленные нарушения в деятельности ответчика нарушают права неопределенного круга лиц на обеспечение доступности объектов транспортной инфраструктуры, эксплуатируемых ОАО «РЖД», для инвалидов, на защиту их жизни и здоровья при использовании указанного остановочного пункта, в связи с чем исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
Принимая во внимание, что устранение выявленных выше нарушений требует определенных временных и финансовых затрат, суд, исходя из принципа разумности и учитывая, что решение суда должно быть исполнимо, полагает установить срок исполнения решения суда – 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В силу статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) и ст.333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в сумме 300 рублей, от уплаты которой истец был освобожден при обращении в суд.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Архангельского транспортного прокурора (ИНН 7838385841) в защиту интересов неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (ИНН 7708503727) о возложении обязанности устранить нарушения законодательства при эксплуатации пассажирской платформы удовлетворить.
Обязать открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов на остановочном пункте Смольный Буян, расположенном в Ломоносовском территориальном округе города Архангельска Архангельской области, путем организации работ:
- по устранению дефектов швов между бетонными плитами покрытия платформы согласно требованиям пункта 5.1.11 СП 59.13330.2020;
- по оборудованию площадок для отдыха между маршами лестницы согласно требованиям пункта 5.1.12 СП 59.13330.2020;
- по устранению дефектов завершающей части поручней нижнего марша лестницы согласно требованиям пункта 5.1.13 СП 59.13330.2020;
- по обеспечению информирования для инвалидов с нарушениями зрения о приближении их к зонам повышенной опасности (лестнице) устройством тактильно-контрастных наземных указателей по ГОСТ Р 52875 или изменением фактуры поверхности пешеходного пути с подобными характеристиками согласно требованиям пункта 5.1.10 СП 59.13330.2020;
- по оборудованию пандуса у лестницы, ведущей к платформе, согласно требованиям пункта 5.1.14 СП 59.13330.2020;
- по обеспечению дублирования визуальной и звуковой (речевой) информации на платформе согласно пунктам 6.5.4, 8.4.12 СП 59.13330.2020;
- по оборудованию границы опасной зоны у края платформы тактильно-контрастными указателями, выполняющими функцию предупреждения, согласно пунктам 5.4.7, 8.4.12 СП 59.13330.2020, ГОСТ Р 52875.
Взыскать с открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 300 (триста) рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий А.А. Каркавцева
Мотивированное решение изготовлено 17 июля 2024 года.
Председательствующий А.А. Каркавцева