Решение по делу № 2-6944/2022 от 21.02.2022

Копия

Дело № 2-6944/2022

24RS0048-01-2022-002726-28

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 декабря 2022 года                                 г. Красноярск

Советский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Чудаевой О.О.,

при секретаре Гуляевой Ю.В.,

с участием:

помощника прокурора Советского района г. Красноярска Каримовой Е.А.,

представителя ответчиков (истцов) Чащиной Е.С., действующей на основании доверенности от 24.08.2022 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску МО г. Красноярск в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска к Коломийцевой Наталье Владимировне, Коломийцеву Евгению Дмитриевичу, Докиной Нине Даниловне об изъятии жилого помещения, прекращении права собственности, выселении, признании права собственности,

иску Коломийцевой Натальи Владимировны, Коломийцева Евгения Дмитриевича к МО г. Красноярск в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска о предоставлении в собственность жилого помещения взамен изымаемого,

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное образование город Красноярск в лице департамента градостроительства администрации города Красноярска обратилось в суд с иском к Коломийцевой Н.В., Коломийцеву Е.Д., Докиной Н.Д. об изъятии для муниципальных нужд квартиры по ул. <адрес>, определив размер возмещения в сумме 982000 рублей, о выселении и снятии с регистрационного учета ответчиков с указанной квартиры, прекращении права собственности ответчиков Коломийцевых и признании право собственности на квартиру по ул. <адрес> за муниципальным образованием город Красноярск.

Мотивировав свои требования тем, что собственником квартиры 23 по ул. Никитина, д. 4 г. Красноярска является Коломийцева Н.В., Коломийцев Е.Д. МКД № <адрес> признан аварийным, подлежащим сносу и расселению в рамках реализации региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае». Собственникам спорной квартиры направлялось требование о сносе дома. На основании распоряжения администрации г. Красноярска от 12.05.2021 земельный участок, на котором расположен МКД № 4 по ул. Никитина, а также жилые помещения в данном доме признаны подлежащими изъятию для муниципальных нужд. Согласно отчета от 12.07.2021 размер возмещения за изымаемое жилое помещение составляет 982000 рублей, которое включает в себя рыночную стоимость квартиры, рыночную долю в праве общей долевой собственности на общее имущество в МКД, в том числе и на рыночную долю в праве общей долевой собственности на земельный участок, стоимость убытков, причиненных собственнику при изъятии жилого помещения. От заключения соглашения о выплате возмещения ответчики отказались. В связи, с чем истец вынужден обратиться в суд.

Коломийцева Н.В., Коломийцев Е.Д. обратились с иском к МО г. Красноярск в лице департамента градостроительства о возложении обязанности предоставить жилое помещение взамен изымаемого, признанного аварийным и подлежащим сносу, равнозначного, благоустроенного жилого помещения на территории МО г. Красноярск. Предложенная сумма, по мнению Коломийцевых является заниженной и неравнозначной стоимости изымаемого жилого помещения.

Определением Советского районного суда от 16.11.2022 указанные дела объединены в одно производство.

В судебном заседании представитель ответчиков (истцов) Чащина Е.С. (по доверенности) исковые требования в части изъятия и прекращения права собственности полагала подлежащими удовлетворению, в части определения размера возмещения за изымаемое помещение не признала, просила отказать, встречные исковые требования поддержала в полном объеме, по доводам изложенных в иске, просила их удовлетворить.

Представитель истца (ответчика по встречному иску) департамента градостроительства администрации г. Красноярска, третьего лица МКУ г. Красноярска «Управление капитального строительства» Сидорова К.А. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, представила письменное ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие. Ранее представила письменные возражения на исковые требования Коломийцевых, в которых просила в иске отказать в полном объеме.

Ответчики (истцы) Коломийцева Н.В., Коломийцев Е.Д., Докина Н.Д. в судебное заседание не явились, о дате и времени слушания дела извещены своевременно и надлежащим образом, доверили представлять свои интересы в суде представителю Чащиной Е.С.

Третье лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю своего представителя в судебное заседание не направило, извещено надлежащим образом, направило в суд отзыв на исковое заявление.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав участвующих в деле лиц, изучив доказательства, представленные сторонами, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым обязать МО г. Красноярск в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска предоставить ответчикам жилое помещение, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Согласно ч. 7 ст. 32 ЖК РФ при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учётом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причинённые собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несёт в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в ч. 6 ст. 32 ЖК РФ) соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

В п. 8 ст. 32 ЖК РФ указано, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачётом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

Из ч. 9 ст. 32 ЖК РФ следует, что если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда.

Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд.

Исходя из ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.

В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном ч. 1 – ч. 3, ч. 5 – ч. 9 ст. 32 ЖК РФ.

Согласно правовым позициям, изложенным в п. 20, п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 г. № 14 у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путём выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачётом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.

Правоотношения по переселению граждан из аварийного жилищного фонда так же регулируются Федеральным законом от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее «ФЗ от 21.07.2007 г. № 185»), устанавливающим правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на переселение граждан.

В п. 3 ст. 2 ФЗ от 21.07.2007 г. № 185 указано, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст. 32, ст. 86, ч. 2 и ч. 3 ст. 88 ЖК РФ.

В соответствии с п. 3 ст. 16 ФЗ от 21.07.2007 г. № 185 переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населённого пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населённого пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

При этом отказы, в том числе неоднократные отказы, граждан от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населённого пункта не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в целях переселения из аварийного жилищного фонда в границах населённого пункта по месту их жительства или в границах другого населённого пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

Из правовой позиции, изложенной в разделе № 2 Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014 г.), следует, что если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включён в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 ФЗ 21.07.2007 г. № 185-ФЗ имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Постановлением Правительства Красноярского края от 29.03.2019 г. № 144-п утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на 2019 – 2025 годы», задачами которой являются строительство, в том числе участие в долевом строительстве многоквартирных домов, для последующего предоставления жилых помещений гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда, в том числе строительство, а также участие в долевом строительстве домов, перечисленных в п. 2 ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, для последующего предоставления жилых помещений гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда; приобретение у застройщиков жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц), для последующего предоставления жилых помещений гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда; приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, в том числе у лиц, не являющихся застройщиками домов, для последующего предоставления жилых помещений гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда; выплата лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии со ст. 32 ЖК РФ.

Как указано в п. 5.1 данной региональной адресной программы гражданам, переселяемым из занимаемого по договорам социального найма аварийного жилищного фонда, предоставляются жилые помещения, построенные и приобретённые в рамках программы, в соответствии со ст. 86, ст. 87, ст. 89 ЖК РФ.

Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населённого пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населённого пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

Собственникам жилья за изымаемое жилое помещение выплачивается возмещение в соответствии со ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, при достижении соглашения с собственником жилого помещения в соответствии с ч. 8 ст. 32 ЖК РФ предоставляется другое жилое помещение.

В случае если размер общей площади жилого помещения, предоставляемого собственнику с его согласия взамен изымаемого, превышает максимальный размер, указанный в п. 1 ст. 3 Закона Красноярского края от 09.07.2020 г. № 9-4060 «О дополнительной мере поддержки собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции» (далее «Закон от 09.07.2020 г. № 9-4060), собственник осуществляет доплату разницы в стоимости предоставляемого жилого помещения и жилого помещения, общая площадь которого соответствует максимальному размеру, указанному в Законе от 09.07.2020 г. № 9-4060.

Федеральным законом от 27.12.2019 г. № 473-ФЗ «О внесении изменений в ЖК РФ и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда ст. 32 ЖК РФ дополнена ч. 8.1, действующей с 28.12.2019 г. и предусматривающей, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительные меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями при условии, что на дату признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции у них отсутствуют иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, находящиеся в их собственности либо занимаемые на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования.

Судом установлено, что Коломийцева Н.В., Коломийцев Е.Д. являются собственниками жилого помещения по адресу: г. Красноярск, ул. <данные изъяты> кв.м., что подтверждается выпиской из ЕГРН.

Согласно выписки из домовой книги ООО УК «ЖСК» на регистрационном учете в спорной квартире состоят Коломийцева Н.В., Коломийцев Е.Д., Докина Н.Д.

Заключением межведомственной комиссии № 501 от 12.05.2015 дом по адресу: г. Красноярск, ул. <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.

29.03.2019 постановлением Правительства Красноярского края № 144-п названный жилой дом включён в перечень домов, подлежащих сносу в рамках реализации региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на 2019 – 2025 годы.

12.05.2021 администрация г. Красноярска приняла распоряжение № 72-арх об изъятии для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером №24:50:0400116:700, на котором расположен вышеуказанный жилой дом, направив уведомления ответчику о принятии решения об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и объектов недвижимости в целях сноса вышеуказанного многоквартирного дома.

Согласно отчету об оценке ООО «Паритет» от 12.07.2021, составленного по заказу МКУ г. Красноярска «Управление капитального строительства», рыночная стоимость квартиры № <адрес> составляет 982000 рублей с учётом доли в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, стоимости доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, убытков, причинённых собственнику в связи с изъятием жилого помещения.

Ответчики отказались подписывать соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд путем выплаты возмещения.

В ходе рассмотрения дела по ходатайству ответчиков на основании определения суда была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено ООО «Инновация».

Согласно заключению судебной экспертизы № 1254-НД/22, выполненного ООО «Инновация» от 22.09.2022 года, рыночная стоимость квартиры № <адрес> кв.м. определена в размере 1019700 руб., размер убытков, причиненных собственнику жилого помещения – 155700 руб.

Суд соглашается с заключением эксперта ООО «Инновация» об оценке рыночной стоимости изымаемых объектов недвижимого имущества, поскольку экспертами дана надлежащая оценка объектов оценки с приложением обширного и подробного фотоматериала, имеется ряд таблиц. При проведении данной оценки использовался сравнительный метод, а именно метод сравнения продаж (способы оценки типичного участка, жилого помещения и единицы сравнения). В отчете содержится вся необходимая информация и приведена мотивация расчетов, при которых учитывались сведения по рынку продаж аналогичных объектов с учетом местоположения, физических характеристик, объемно - планировочных характеристик. Отчет составлен специалистами, имеющими право на проведение такого рода оценки, специалисты предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Разрешая требования по существу, суд приходит к выводу, что поскольку жилой дом по адресу: г. Красноярск, ул. Никитина, д. 4, признан аварийным и подлежащим сносу в установленном законом порядке, а собственники жилых помещений в разумный срок не приняли мер к его сносу, является правомерным решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен вышеуказанный дом вместе с находящимися в нем помещениями. При этом процедура изъятия, регламентированная положениями ст. 32 ЖК РФ, полностью соблюдена.

Участвующими в деле лицами не оспаривалось право муниципального образования на изъятие жилого помещения, существо споров, вытекающих из обоих исков, состоит в способе и размере возмещения за изымаемое жилое помещение. Оценивая доводы сторон в данной части, суд учитывает также следующее.

Законодательством Российской Федерации кроме общего порядка изъятия аварийного жилого помещения, предусмотренного Жилищным кодексом Российской Федерации, предусмотрен также специальный порядок расселения многоквартирных аварийных домов, предусмотренный Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Согласно п. 3 ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. При этом отказы, в том числе неоднократные отказы, граждан от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в целях переселения из аварийного жилищного фонда в границах населенного пункта по месту их жительства или в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

Пунктом 6 данной статьи также предусмотрено, что полученные за счет средств Фонда средства бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средства местных бюджетов могут расходоваться, в том числе, на: 1) приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, и строительство таких домов, в том числе для целей последующего предоставления гражданам жилых помещений по договору мены с собственником жилого помещения аварийного жилищного фонда; 2) выплату гражданам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии с частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В п. 3 ст. 2 Федерального закона № 185-ФЗ установлено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 ЖК РФ.

Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2012, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2012, обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ.

Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу статьей 16, пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (статья 32 ЖК РФ). При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Аналогичные разъяснения приведены в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014: собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Дополнение статьи 32 ЖК РФ частью 8.1 не сопровождалось внесением изменений в Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ, толкование норм которого дано Верховным судом Российской Федерации.

Многоквартирный дом по адресу: г. Красноярск, ул. Никитина, д. 4, включен в Региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на 2019 - 2025 годы», утв. Постановлением Правительства Красноярского края от 29.03.2019 № 144-п с планируемой датой окончания переселения – 01.09.2025.

В Разделе 5 Региональной адресной программы определено, что собственникам жилья за изымаемое жилое помещение выплачивается возмещение в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, при достижении соглашения с собственником жилого помещения в соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляется другое жилое помещение.

Суд приходит к выводу, что поскольку многоквартирный по адресу: г. Красноярск, ул. Никитина, д. 4, в котором находится изымаемое жилое помещение собственников, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в силу статьей 16, пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ имеет право на предоставление другого жилого помещения, при этом у него имеется право выбора любого из предусмотренных законом способов обеспечения его жилищных прав.

Доводы представителя Департамента градостроительства администрации г. Красноярска о том, что обеспечение жилищных прав собственников жилых помещений при расселении аварийных домов осуществляется только путем выплаты возмещения за изымаемое жилое помещение, а предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого допускается только по соглашению сторон и при отсутствии такого соглашения орган местного самоуправления не может быть обязан судом предоставить жилое помещение взамен изымаемого, отклоняются в связи с неверным толкованием норм материального права.

Поскольку право на получение другого жилого помещения взамен изымаемого представляет собой самостоятельный способ реализации жилищного права, право выбора которого принадлежит собственнику изымаемого жилого помещения, и Коломийцевыми такое право выбора реализовано путем предъявления самостоятельного иска, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований Коломийцевой Н.В., Коломийцева Е.Д. и считает необходимым возложить на муниципальное образование г. Красноярск в лице департамента градостроительства администрации города Красноярска обязанность предоставить им в собственность взамен изымаемого жилого помещения, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. <адрес>, равнозначное жилое помещение общей площадью не менее 16 кв.м. на территории муниципального образования город Красноярск, благоустроенное применительно к условиям города Красноярска.

При этом суд считает возможным согласиться с требованиями Коломийцевой Н.В., Коломийцева Е.Д. о возложении на ответчика обязанности предоставить помещение, равнозначное по площади, принимая во внимание следующее.

Законом Красноярского края от 09.07.2020 № 9-4060 «О дополнительной мере поддержки собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции» предусмотрены дополнительные меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции и включенных в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае». В силу п. 1 ст. 2 названного Закона право на предоставление дополнительной меры поддержки имеют собственники, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме до признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, заключившие соглашение об изъятии недвижимости для муниципальных нужд и предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения, при условии, что на дату признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции у них отсутствуют иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, находящиеся в их собственности либо занимаемые на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования.

Согласно ч.ч. 1-2 ст. 3 данного Закона Красноярского края, к мерам поддержки собственников жилых помещений относится обеспечение собственника с его согласия жилым помещением, площадь которого не более площади, установленной данным пунктом, без уплаты разницы между рыночной стоимостью жилого помещения, предоставляемого взамен изымаемого жилого помещения, и размером возмещения за изымаемое жилое помещение, определенного соглашением с собственником.

В случае изъятия жилого помещения площадью более 20 квадратных метров, без взимания разницы предоставляется равнозначное жилое помещение или жилое помещение общей площадью, превышающей размер общей площади изымаемого жилого помещения, но не более чем на 13 квадратных метров. Собственнику взамен изъятого жилого помещения предоставляется жилое помещение в соответствии с пунктом 1 статьи независимо от количества членов семьи собственника, совместно проживающих с ним и не являющихся собственниками изымаемого жилого помещения.

Таким образом, действующим правовым актом в рассматриваемой сфере предусматривается возможность предоставления гражданину жилого помещения, характеристики которого определяются в зависимости от площади изымаемого жилого помещения, при этом нормативный акт определяет минимальные и максимальные значения площади предоставляемого помещения, порядок его предоставления, предусматривает компенсационные механизмы, и может быть применен в рассматриваемом деле.

Несмотря на несоответствие требований Коломийцевой Н.В., Коломийцева Е.Д. критериям, установленным п. 1 ст. 2 названного Закона Красноярского края, суд учитывает, что его исковые требования удовлетворены не в рамках реализации дополнительных мер поддержки в порядке ч. 8.1 ст. 32 ЖК РФ, а в рамках реализации Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ. В данном случае порядок определения площади жилого помещения, установленный Законом Красноярского края от 09.07.2020 № 9-4060, следует рассматривать как механизм реализации имеющегося у собственника права, который в данном Федеральном законе детально не описан.

В связи с удовлетворением требований Коломийцевой Н.В., Коломийцева Е.Д. о предоставлении равнозначного жилого помещения взамен изымаемого требования МО г. Красноярск в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска об определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение, равного 1175400 (1019700 + 155700) руб. не подлежат удовлетворению.

Вместе с тем, удовлетворяемое судом требование Коломийцевой Н.В., Коломийцева Е.Д. о предоставлении жилого помещения является способом реализации права собственника изымаемого помещения, альтернативным его изъятию с выплатой возмещения. Следовательно, поскольку суд удовлетворяет требование о предоставлении жилого помещения, подлежат удовлетворению и требования МО г. Красноярск в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска об изъятии принадлежащего Коломийцевой Н.В., Коломийцеву Е.Д. жилого помещения, о прекращении права собственности ответчиков на него и о признании права собственности МО г. Красноярск на квартиру – с даты предоставления Коломийцевой Н.В., Коломийцеву Е.Д. иного жилого помещения в собственность.

В силу ч. 1 ст. 35 ЖК РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным ЖК РФ, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда. В соответствии с п.п. «е» п. 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713, снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением – на основании вступившего в законную силу решения суда.

Поскольку суд удовлетворяет требования МО г. Красноярск об изъятии жилого помещения и прекращении права собственности Коломийцевой Н.В., Коломийцева Е.Д. на него, подлежат удовлетворению и производные требования о выселении ответчиков из жилого помещения, что является основанием для снятия Коломийцевой Н.В., Коломийцева Е.Д., Докиной Н.Д. с регистрационного учета органом, осуществляющим регистрацию граждан по месту жительства (с даты государственной регистрации права собственности МО г. Красноярск на квартиру по адресу: г. Красноярск, ул. <адрес>).

В соответствии со ст.98,100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

В судебном заседании установлено, что для восстановления своего нарушенного права, Коломийцева Н.В., Коломийцев Е.Д. были вынуждены воспользоваться юридической помощью, стоимость услуг составила 20000 руб., что подтверждается чеком от 05.12.2022, договором оказания юридических услуг от 24.08.2022.

С учетом ст. 100 ГПК РФ, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы на оплату услуг представителя в размере 17000 руб., которые включают в себя участие представителя в судебных заседаниях, оформление искового заявления, иных процессуальных документов.

Кроме того, с ответчика МО г. Красноярск в пользу истцов подлежат взысканию судебные издержки по оплате государственной пошлины в сумме 300 руб.

Таким образом, всего с ответчика МО г. Красноярск в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска в пользу Коломийцевой Н.В., Коломийцева Е.Д. подлежат взысканию судебные расходы на сумму 17300 руб. 00 коп. (17000 + 300) по 8650 руб. в пользу каждого из истцов (1/2 доля).

Кроме того, из материалов дела следует, что стоимость по проведению судебной экспертизы ООО «Инновация» в размере 8000 рублей сторонами не оплачена, в связи с чем указанная сумма в силу ст. 94 ГПК РФ, учитывая что требования Коломийцевых удовлетворены, подлежит взысканию с МО г. Красноярск в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска в пользу ООО «Инновация».

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования муниципального образования г. Красноярск в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска к Коломийцевой Наталье Владимировне, Коломийцеву Евгению Дмитриевичу, Докиной Нине Даниловне об изъятии жилого помещения, прекращении права собственности, выселении, признании права собственности – удовлетворить частично.

Изъять для муниципальных нужд у Коломийцевой Натальи Владимировны, Коломийцева Евгения Дмитриевича, - квартиру № <адрес>

Прекратить право собственности Коломийцевой Натальи Владимировны, Коломийцева Евгения Дмитриевича на жилое помещение - квартиру № <адрес> после предоставления Коломийцевой Наталье Владимировне, Коломийцеву Евгению Дмитриевичу равнозначного жилого помещения, предусмотренного настоящим решением суда.

Признать за муниципальным образованием г. Красноярск право собственности на квартиру № <адрес> после предоставления Коломийцевой Наталье Владимировне, Коломийцеву Евгению Дмитриевичу равнозначного жилого помещения, предусмотренного настоящим решением суда.

Выселить Коломийцеву Наталью Владимировну <данные изъяты>), Коломийцева Евгения Дмитриевича (<данные изъяты>), Докину Нину Даниловну, <данные изъяты>) из жилого помещения – квартиры № <адрес> после государственной регистрации права собственности муниципального образования г. Красноярск на данное жилое помещение.

Решение суда является основанием для снятия ответчиков с регистрационного учета по адресу: г. Красноярск, ул. Никитина, дом № 4, квартира № 23.

В удовлетворении иска муниципального образования г. Красноярск в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска к Коломийцевой Наталье Владимировне, Коломийцеву Евгению Дмитриевичу, Докиной Нине Даниловне об определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение – отказать.

Исковые требования Коломийцевой Натальи Владимировны, Коломийцева Евгения Дмитриевича к муниципальному образованию г. Красноярск в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска - удовлетворить.

Возложить на муниципальное образование г. Красноярск в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска обязанность предоставить в собственность Коломийцевой Натальи Владимировны, Коломийцева Евгения Дмитриевича взамен изымаемого жилого помещения, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. <адрес> равнозначное жилое помещение общей площадью <данные изъяты> кв.м. на территории муниципального образования г. Красноярск, благоустроенное применительно к условиям г. Красноярск.

Взыскать с муниципального образования г. Красноярск в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска в пользу Коломийцевой Натальи Владимировны (<данные изъяты>), Коломийцева Евгения Дмитриевича (<данные изъяты>) судебные расходы в размере 17300 руб., по 8650 руб. в пользу каждого из истцов (ответчиков) (1/2 доля).

Взыскать с муниципального образования г. Красноярск в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска в пользу ООО «Инновация» (ИНН <данные изъяты>) расходы на проведение судебной экспертизы в размере 8000 руб.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в срок один месяц со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий О.О. Чудаева

Мотивированное решение составлено 14.12.2022 года.

2-6944/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
ДЕПАРТАМЕНТ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА АДМИНИСТРАЦИИ КРАСНОЯРСКА
Коломийцева Наталья Владимировна, Коломийцев Евгений Дмитриевич
Прокуратура Советского района
Ответчики
Коломийцева Наталья Владимировна
ДЕПАРТАМЕНТ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА АДМИНИСТРАЦИИ КРАСНОЯРСКА
Коломийцев Евгений Дмитриевич
Докина Нина Даниловна
Другие
Белобородов Олег Анатольевич
МКУ Г. КРАСНОЯРСКА УКС
Чащина Екатерина Сергеевна
Управление Росреестра по Красноярскому краю
Суд
Советский районный суд г. Красноярск
Судья
Чудаева Олеся Олеговна
Дело на странице суда
sovet.krk.sudrf.ru
21.02.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.02.2022Передача материалов судье
25.02.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.02.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.02.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
31.05.2022Предварительное судебное заседание
02.06.2022Предварительное судебное заседание
17.10.2022Производство по делу возобновлено
17.10.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.12.2022Судебное заседание
14.12.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.12.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее