Решение по делу № 8а-8027/2020 [88а-9999/2020] от 27.02.2020

ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88а-9999/2020

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 июля 2020 года г. Москва

Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Склярука С.А., судей Смирновой Е.Д., Сорокина С.В. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Второго кассационного суда общей юрисдикции кассационную жалобу представителя ПАО «Славнефть-ЯНОС» Королькова О.Н. на решение Ярославского областного суда от 5 сентября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 28 ноября 2019 года, вынесенные по административному делу по административному исковому заявлению Публичного акционерного общества «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез» к Ярославской областной Думе, губернатору Ярославской области об оспаривании Закона Ярославской области в части (присвоенный судом первой инстанции номер дела: № 3а-267/2019).

Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д., заключение прокурора Бобылевой О.А., судебная коллегия

установила:

26 марта 2019 года Ярославской областной Думой принят Закон Ярославской области № 21-з «О квотировании рабочих мест для трудоустройства несовершеннолетних граждан в Ярославской области» (далее – Закон № 21-з), подписан исполняющим обязанности губернатора Ярославской области 2 апреля 2019 года и опубликован 5 апреля 2019 года в газете «Документ-регион» № 27, а также 9 апреля 2019 года размещен на официальном Интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

Статья 3 данного Закона устанавливает квоту для приема на работу несовершеннолетних граждан.

В соответствии с частью 1 указанной статьи Закона квота для приема на работу несовершеннолетних граждан устанавливается для юридических лиц независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и индивидуальных предпринимателей (работодатели), осуществляющих деятельность на территории Ярославской области и имеющих среднесписочную численность работников не менее чем 50 человек, в размере 1 процента от среднесписочной численности работников, за исключением работодателей, указанных в части 5 настоящей статьи.

Частью 5 статьи 3 Закона предусмотрен перечень лиц, на которые квота для трудоустройства несовершеннолетних не устанавливается.

Так, квота не устанавливается для:

1) юридических лиц, находящихся в стадии банкротства, ликвидации или реорганизации, индивидуальных предпринимателей, находящихся в стадии банкротства;

2) общественных объединений инвалидов и образованных ими организаций, в том числе хозяйственных товариществ и обществ, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов;

3) религиозных организаций;

4) органов государственной власти, государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений.

ПАО «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез» обратилось в суд с административным иском о признании недействующим части 5 статьи 3 Закона Ярославской области № 21-з «О квотировании рабочих мест для трудоустройства несовершеннолетних граждан в Ярославской области» в части не включения объектов топливно-энергетического комплекса в перечень организаций, для которых квота для приема несовершеннолетних граждан не устанавливается.

Требование мотивировано тем, что в нарушение Конвенции Международной организации труда № 155 «О безопасности и гигиене труда в производственной сфере», принятой 22 июня 1981 года (ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 11 апреля 1998 года № 58-ФЗ), Конвенции Международной организации труда № 182 «О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда», принятой 17 июня 1999 года (ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 8 февраля 2003 года № 23-ФЗ), статьи 37 Конституции РФ, статьи 256 Трудового кодекса РФ в названный перечень лиц, для которых квота для приема несовершеннолетних граждан не устанавливается, не включены предприятия топливно-энергетического комплекса, деятельность которых связана с опасными и вредными факторами. Так, деятельность ПАО «Славнефть-ЯНОС» связана с производством нефтепродуктов, предприятие имеет в своем ведении 16 опасных производственных объектов, включенных в государственный реестр опасных производственных объектов, работа на предприятии с учетом специфики производства предусматривает различные опасные и вредные факторы, значимые опасности и риски, которые могут оказать существенное вредное воздействие на жизнь и здоровье несовершеннолетних.

Решением Ярославского областного суда от 5 сентября 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 28 ноября 2019 года, административное исковое заявление ПАО «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез» к Ярославской областной Думе, Губернатору Ярославской области об оспаривании в части Закона Ярославской области № 21-з «О квотировании рабочих мест для трудоустройства несовершеннолетних граждан в Ярославской области» оставлено без удовлетворения.

В кассационной жалобе представителя ПАО «Славнефть-ЯНОС» Королькова О.Н. ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений по мотивам незаконности и необоснованности.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы (часть 3 статьи 37 Конституции РФ).

Статьей 72 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: социальная защита (пункт «ж»), трудовое законодательство (пункт «к»).

В силу статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 1).

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5).

Согласно части 1 статьи 265 Трудового кодекса РФ запрещается применение труда лиц в возрасте до восемнадцати лет на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и иными токсическими препаратами, материалами эротического содержания).

Разрешая заявленное требование и отказывая в его удовлетворении, суды первой и апелляционной инстанций, исходили из того, что процедура принятия и вступления нормативного правового акта в силу административными ответчиками соблюдена, нормативный правовой акт принят в пределах полномочий органа государственной власти Ярославской области.

Проанализировав оспариваемое положение Закона № 21-з в совокупности и во взаимосвязи с другими положениями того же Закона применительно к действующему законодательству, регулирующему аналогичные отношения и имеющему большую силу, в том числе Конвенции Международной организации труда № 182 «О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда» (статьи 3, 6), Трудовому кодексу РФ (статья 265), Постановления Правительства РФ от 25 февраля 2000 года № 162 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет», СанПиН 2.4.6.2553-09 «Санитарно-эпидемиологические требования к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста», утвержденному Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 сентября 2009 года № 58 (пункты 1.2, 1.3, 2.2, суды пришли к выводу о том, что оспариваемая норма ему не противоречит.

Судебная коллегия кассационного суда находит выводы судов мотивированными, обоснованными и правильными.

В кассационной жалобе представитель административного истца продолжает настаивать, что поскольку в силу части 5 статьи 3 Закона № 21-з работодатели, не относящиеся к соответствующим категориям, обязаны устанавливать квоты для трудоустройства несовершеннолетних, то работодатели также обязаны обеспечивать трудоустройство указанной категории работников согласно установленной квоте, в то время, когда в соответствии с частью 1 статьи 265 Трудового кодекса РФ, с пунктом 2.2 СанПиН 2.4.6.2553-09 запрещается привлекать к труду несовершеннолетних лиц при наличии условий, при которых может быть причинен вред здоровью несовершеннолетних лиц.

Указывает, что при обстоятельствах, когда ПАО «Славнефть-ЯНОС» является объектом нефтеперерабатывающей промышленности (топливно-энергетического комплекса), на территории которого находятся 16 опасных производственных объектов, включенных в государственный реестр опасных производственных объектов, является взрывопожароопасным предприятием, работа в Обществе с учетом специфики производства предусматривает различные опасные и вредные производственные факторы, значимые опасности и риски, которые могут оказать существенное вредное воздействие на жизнь и здоровье работников, особенно несовершеннолетних, в частности: пожары и взрывы (получение термического ожога), повышенная загазованность воздуха рабочей зоны (отравление), движущиеся машины и механизмы, подвижные части производственного оборудования (травмирование оборудованием и механизмами), повышенная температура поверхностей оборудования (термический ожог), повышенный уровень электромагнитных излучений.

Приведенные доводы судебная коллегия не находит влекущими отмену обжалуемых судебных постановлений.

Так, в силу части 2 статьи 3 Закона № 21-з среднесписочная численность работников определяется в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики. При исчислении квоты в среднесписочную численность не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам специальной оценки условий труда, а также работники, выполняющие работы, на которых запрещается применение труда лиц в возрасте до 18 лет.

Работодатели обязаны соблюдать особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет, установленные федеральным законодательством (часть 4 статьи 4 Закона № 21-з).

Таким образом, по смыслу упомянутых выше норм Закона № 21-з отсутствие предприятий топливно-энергетического комплекса в предусмотренном в части 5 статьи 3 Закона № 21-з перечне лиц, в котором квота для трудоустройства несовершеннолетних не устанавливается, не свидетельствует об обязанности работодателей устанавливать квоты для трудоустройства несовершеннолетних на работах, связанных с опасными и вредными производственными факторами, значимыми опасностями и рисками, которые могут оказать существенное вредное воздействие на жизнь и здоровье работников.

Положениями части 2 статьи 3, части 4 статьи 4 Закона № 21-з прямо предусмотрено, что работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам специальной оценки условий труда, а также работники, выполняющие работы, на которых запрещается применение труда лиц в возрасте до 18 лет, не включаются в среднесписочную численность при исчислении квоты для трудоустройства несовершеннолетних граждан, что, вопреки доводам кассационной жалобы, препятствует установлению квот для трудоустройства несовершеннолетних на работы с вредными и (или) опасными условиями труда на указанном предприятии.

В целом доводы кассационной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования нижестоящих судов, направлены на переоценку доказательств и выводов судебных постановлений, в связи с чем не могут служить основанием к их отмене в кассационном порядке.

Учитывая изложенное, кассационная жалоба представителя административного истца оставляется без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ярославского областного суда от 5 сентября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 28 ноября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя ПАО «Славнефть-ЯНОС» Королькова О.Н. – без удовлетворения.

Председательствующий С.А. Склярук

Судьи: Е.Д. Смирнова

С.В. Сорокин

8а-8027/2020 [88а-9999/2020]

Категория:
Гражданские
Статус:
Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
Истцы
ПАО "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез"
Ответчики
Губернатор Ярославской области
Ярославская областная Дума
Другие
Прокуратура Ярославской области
Суд
Второй кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Смирнова Елена Дмитриевна
Дело на сайте суда
2kas.sudrf.ru
24.04.2020Судебное заседание
15.07.2020Судебное заседание
15.07.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее