ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88а-9999/2020
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 июля 2020 года г. Москва
Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Склярука С.А., судей Смирновой Е.Д., Сорокина С.В. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Второго кассационного суда общей юрисдикции кассационную жалобу представителя ПАО «Славнефть-ЯНОС» Королькова О.Н. на решение Ярославского областного суда от 5 сентября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 28 ноября 2019 года, вынесенные по административному делу по административному исковому заявлению Публичного акционерного общества «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез» к Ярославской областной Думе, губернатору Ярославской области об оспаривании Закона Ярославской области в части (присвоенный судом первой инстанции номер дела: № 3а-267/2019).
Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д., заключение прокурора Бобылевой О.А., судебная коллегия
установила:
26 марта 2019 года Ярославской областной Думой принят Закон Ярославской области № 21-з «О квотировании рабочих мест для трудоустройства несовершеннолетних граждан в Ярославской области» (далее – Закон № 21-з), подписан исполняющим обязанности губернатора Ярославской области 2 апреля 2019 года и опубликован 5 апреля 2019 года в газете «Документ-регион» № 27, а также 9 апреля 2019 года размещен на официальном Интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
Статья 3 данного Закона устанавливает квоту для приема на работу несовершеннолетних граждан.
В соответствии с частью 1 указанной статьи Закона квота для приема на работу несовершеннолетних граждан устанавливается для юридических лиц независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и индивидуальных предпринимателей (работодатели), осуществляющих деятельность на территории Ярославской области и имеющих среднесписочную численность работников не менее чем 50 человек, в размере 1 процента от среднесписочной численности работников, за исключением работодателей, указанных в части 5 настоящей статьи.
Частью 5 статьи 3 Закона предусмотрен перечень лиц, на которые квота для трудоустройства несовершеннолетних не устанавливается.
Так, квота не устанавливается для:
1) юридических лиц, находящихся в стадии банкротства, ликвидации или реорганизации, индивидуальных предпринимателей, находящихся в стадии банкротства;
2) общественных объединений инвалидов и образованных ими организаций, в том числе хозяйственных товариществ и обществ, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов;
3) религиозных организаций;
4) органов государственной власти, государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений.
ПАО «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез» обратилось в суд с административным иском о признании недействующим части 5 статьи 3 Закона Ярославской области № 21-з «О квотировании рабочих мест для трудоустройства несовершеннолетних граждан в Ярославской области» в части не включения объектов топливно-энергетического комплекса в перечень организаций, для которых квота для приема несовершеннолетних граждан не устанавливается.
Требование мотивировано тем, что в нарушение Конвенции Международной организации труда № 155 «О безопасности и гигиене труда в производственной сфере», принятой 22 июня 1981 года (ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 11 апреля 1998 года № 58-ФЗ), Конвенции Международной организации труда № 182 «О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда», принятой 17 июня 1999 года (ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 8 февраля 2003 года № 23-ФЗ), статьи 37 Конституции РФ, статьи 256 Трудового кодекса РФ в названный перечень лиц, для которых квота для приема несовершеннолетних граждан не устанавливается, не включены предприятия топливно-энергетического комплекса, деятельность которых связана с опасными и вредными факторами. Так, деятельность ПАО «Славнефть-ЯНОС» связана с производством нефтепродуктов, предприятие имеет в своем ведении 16 опасных производственных объектов, включенных в государственный реестр опасных производственных объектов, работа на предприятии с учетом специфики производства предусматривает различные опасные и вредные факторы, значимые опасности и риски, которые могут оказать существенное вредное воздействие на жизнь и здоровье несовершеннолетних.
Решением Ярославского областного суда от 5 сентября 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 28 ноября 2019 года, административное исковое заявление ПАО «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез» к Ярославской областной Думе, Губернатору Ярославской области об оспаривании в части Закона Ярославской области № 21-з «О квотировании рабочих мест для трудоустройства несовершеннолетних граждан в Ярославской области» оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе представителя ПАО «Славнефть-ЯНОС» Королькова О.Н. ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений по мотивам незаконности и необоснованности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы (часть 3 статьи 37 Конституции РФ).
Статьей 72 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: социальная защита (пункт «ж»), трудовое законодательство (пункт «к»).
В силу статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 1).
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5).
Согласно части 1 статьи 265 Трудового кодекса РФ запрещается применение труда лиц в возрасте до восемнадцати лет на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и иными токсическими препаратами, материалами эротического содержания).
Разрешая заявленное требование и отказывая в его удовлетворении, суды первой и апелляционной инстанций, исходили из того, что процедура принятия и вступления нормативного правового акта в силу административными ответчиками соблюдена, нормативный правовой акт принят в пределах полномочий органа государственной власти Ярославской области.
Проанализировав оспариваемое положение Закона № 21-з в совокупности и во взаимосвязи с другими положениями того же Закона применительно к действующему законодательству, регулирующему аналогичные отношения и имеющему большую силу, в том числе Конвенции Международной организации труда № 182 «О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда» (статьи 3, 6), Трудовому кодексу РФ (статья 265), Постановления Правительства РФ от 25 февраля 2000 года № 162 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет», СанПиН 2.4.6.2553-09 «Санитарно-эпидемиологические требования к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста», утвержденному Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 сентября 2009 года № 58 (пункты 1.2, 1.3, 2.2, суды пришли к выводу о том, что оспариваемая норма ему не противоречит.
Судебная коллегия кассационного суда находит выводы судов мотивированными, обоснованными и правильными.
В кассационной жалобе представитель административного истца продолжает настаивать, что поскольку в силу части 5 статьи 3 Закона № 21-з работодатели, не относящиеся к соответствующим категориям, обязаны устанавливать квоты для трудоустройства несовершеннолетних, то работодатели также обязаны обеспечивать трудоустройство указанной категории работников согласно установленной квоте, в то время, когда в соответствии с частью 1 статьи 265 Трудового кодекса РФ, с пунктом 2.2 СанПиН 2.4.6.2553-09 запрещается привлекать к труду несовершеннолетних лиц при наличии условий, при которых может быть причинен вред здоровью несовершеннолетних лиц.
Указывает, что при обстоятельствах, когда ПАО «Славнефть-ЯНОС» является объектом нефтеперерабатывающей промышленности (топливно-энергетического комплекса), на территории которого находятся 16 опасных производственных объектов, включенных в государственный реестр опасных производственных объектов, является взрывопожароопасным предприятием, работа в Обществе с учетом специфики производства предусматривает различные опасные и вредные производственные факторы, значимые опасности и риски, которые могут оказать существенное вредное воздействие на жизнь и здоровье работников, особенно несовершеннолетних, в частности: пожары и взрывы (получение термического ожога), повышенная загазованность воздуха рабочей зоны (отравление), движущиеся машины и механизмы, подвижные части производственного оборудования (травмирование оборудованием и механизмами), повышенная температура поверхностей оборудования (термический ожог), повышенный уровень электромагнитных излучений.
Приведенные доводы судебная коллегия не находит влекущими отмену обжалуемых судебных постановлений.
Так, в силу части 2 статьи 3 Закона № 21-з среднесписочная численность работников определяется в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики. При исчислении квоты в среднесписочную численность не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам специальной оценки условий труда, а также работники, выполняющие работы, на которых запрещается применение труда лиц в возрасте до 18 лет.
Работодатели обязаны соблюдать особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет, установленные федеральным законодательством (часть 4 статьи 4 Закона № 21-з).
Таким образом, по смыслу упомянутых выше норм Закона № 21-з отсутствие предприятий топливно-энергетического комплекса в предусмотренном в части 5 статьи 3 Закона № 21-з перечне лиц, в котором квота для трудоустройства несовершеннолетних не устанавливается, не свидетельствует об обязанности работодателей устанавливать квоты для трудоустройства несовершеннолетних на работах, связанных с опасными и вредными производственными факторами, значимыми опасностями и рисками, которые могут оказать существенное вредное воздействие на жизнь и здоровье работников.
Положениями части 2 статьи 3, части 4 статьи 4 Закона № 21-з прямо предусмотрено, что работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам специальной оценки условий труда, а также работники, выполняющие работы, на которых запрещается применение труда лиц в возрасте до 18 лет, не включаются в среднесписочную численность при исчислении квоты для трудоустройства несовершеннолетних граждан, что, вопреки доводам кассационной жалобы, препятствует установлению квот для трудоустройства несовершеннолетних на работы с вредными и (или) опасными условиями труда на указанном предприятии.
В целом доводы кассационной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования нижестоящих судов, направлены на переоценку доказательств и выводов судебных постановлений, в связи с чем не могут служить основанием к их отмене в кассационном порядке.
Учитывая изложенное, кассационная жалоба представителя административного истца оставляется без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ярославского областного суда от 5 сентября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 28 ноября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя ПАО «Славнефть-ЯНОС» Королькова О.Н. – без удовлетворения.
Председательствующий С.А. Склярук
Судьи: Е.Д. Смирнова
С.В. Сорокин