Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 декабря 2021 года п. Новонукутский
Нукутский районный суд Иркутской области в составе председательствующего Пихаевой А.А., при секретаре Очирове А.Б., с участием ответчика Пак Т.А., представителя ответчика – адвоката Хилтунова М.Г. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-260/2021 по исковому заявлению Министерства сельского хозяйства Иркутской области к Пак Татьяне Анатольевне о взыскании социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности,
установил:
Министерство сельского хозяйства Иркутской области обратилось с иском к Пак Т.А. о взыскании полученной социальной выплаты. В обоснование иска указал, что в соответствии с Порядком предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности на территории Иркутской области, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 07.04.2014 № 188-пп (в редакции постановления Правительства Иркутской области от 24.11.2016 № 760-пп) (далее - Порядок) Пак Татьяне Анатольевне (далее - Получатель) предоставлены средства на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере <данные изъяты> рублей (средства федерального бюджета в размере <данные изъяты> рублей, средства бюджета Иркутской области в размере <данные изъяты> рублей). Факт перечисления денежных средств подтверждается платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно абзацам первому, третьему пункта 60 Порядка и на основании пунктов 2.2.2, 2.2.3, 2.2.4 договора № № от ДД.ММ.ГГГГ об обеспечении молодых семей, молодых специалистов, проживающих и работающих (осуществляющих индивидуальную предпринимательскую деятельность) на селе либо изъявивших желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность на территории Иркутской области и работать там (осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность), жильем с использованием на эти цели социальной выплаты на строительство жилого дома (далее - Договор), заключенного между министерством и ответчиком, Получатель обязуется построить жилой дом по адресу: <адрес> площадью 72 м2 и в течение одного месяца со дня ввода жилого дома в эксплуатацию, но не более чем в течение двух лет со дня выдачи свидетельства, оформить в общую собственность ответчика и всех членов семьи, указанных в свидетельстве: П.С. ДД.ММ.ГГГГ г.р.; П.Л. ДД.ММ.ГГГГ г.р.; П.Д. ДД.ММ.ГГГГ г.р, в течение одного месяца со дня ввода жилого дома в эксплуатацию, но не более чем в течение двух лет со дня выдачи свидетельства. Свидетельство № № выдано ДД.ММ.ГГГГ.
В подтверждение исполнения обязательства, предусмотренного пунктом 2.2.3 Договора, Получатель вправе предоставить в орган исполнительной власти копию свидетельства (свидетельств) о государственной регистрации права собственности на жилой дом всех лиц, указанных в свидетельстве, в течение одного месяца с момента получения указанного документа. Копия свидетельства (свидетельств) о государственной регистрации права собственности на жилой дом представляется вместе с оригиналом для удостоверения её идентичности либо заверенная в установленном порядке. В случае непредставления свидетельства (свидетельств) о государственной регистрации права собственности на жилой дом получатель обязан проинформировать орган исполнительной власти о получении свидетельства (свидетельств) о государственной регистрации права собственности на жилой дом в течение одного месяца со дня получения указанного документа. В таком случае министерство самостоятельно запрашивает соответствующие сведения в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> зарегистрировано право собственности П.С. в размере 1/2 доли, а также Пак Татьяны Анатольевны. Таким образом обязанности, предусмотренные пунктом 2.2.3 Договора, ответчиком исполнены не были.
Министерством Получателю было направлено требование о возврате социальной выплаты от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - требование), в связи с несоблюдением указанного в пункте 2.2.3 Договора обязательства. Доказательством направления указанного требования является возврат почтового отправления. Также ранее ответчику направлялось требование о соблюдении условий Договора от ДД.ММ.ГГГГ №. Данное требование получено ответчиком 07.06.2019, что подтверждается уведомлением о вручении.
На основании изложенного, просит взыскать с Пак Татьяны Анатольевны в пользу Министерства сельского хозяйства Иркутской области социальную выплату на строительство жилья в сельской местности в размере 1 068 480,00 (один миллион шестьдесят восемь тысяч четыреста восемьдесят) рублей.
Представитель истца Министерства сельского хозяйства Иркутской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, в адрес суда направил ходатайство с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя истца.
Суд, с учетом мнения ответчика и представителя ответчика полагал возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя истца.
Ответчик Пак Т.А. и представитель Хилтунов М.Г. исковые требования не признали, просили суд отказать в их удовлетворении.
Ответчик Пак Т.А. также пояснила, что она действительно не исполнила вовремя п.2.2.3 договора, касающийся регистрации права собственности объекта на детей, но данный срок был ею нарушен по уважительной причине. В связи с тем, что её супруг имел, 1/2 долю в праве общей долевой собственности на жилое помещение, он по уважительной причине не мог выделить доли своим детям, так как постоянно работает с 2018 года по настоящее время, вахтовым методом с выездом за пределы района в <адрес> в качестве дробильщика в <данные изъяты> без него оформить документы выделить доли на детей было невозможно, но работать было нужно, так как необходимо было содержать детей, так как она сама долгое время находилась в декретном отпуске по уходу за детьми. Выделенные деньги органами исполнительной власти были потрачены по целевому назначению, дом построен, она, её супруг и дети получили равные доли в построенном доме, взыскание с неё большей суммы негативно скажется на финансовом положении её семьи.
Заслушав участников процесса, исследовав и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года N 598 утверждена федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года».
Постановлением Правительства Иркутской области от 9 декабря 2013 года N 568-пп., утверждена и действует областная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2014-2020 годы. Данная Программа предусматривает предоставление социальных выплат на строительство жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам на улучшение жилищных условий.
Постановлением Правительства Иркутской области от 07.04.2014 N 188-пп (в редакции постановления Правительства Иркутской области от 24.11.2016 № 760-пп) установлен Порядок предоставления данных социальных выплат на строительство (приобретение) жилья на территории Иркутской области.
Согласно п. 12 участник программы может использовать социальную выплату на определенные цели, в частности построить жилой дом, т.е. предоставленные денежные средства носят строго целевой характер.
В случае предоставления молодой семье (молодому специалисту) социальной выплаты министерством, член молодой семьи (молодой специалист) и работодатель заключают трехсторонний договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты (п.68).
Жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, в случае строительства жилого дома - в течение 1 месяца со дня ввода жилого дома в эксплуатацию, но не более чем в течение 2 лет со дня выдачи свидетельства (п.60).
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между истцом, ответчиком Пак Т.А. и ИП Глава КФХ П.А. был заключен договор № об обеспечении жильем молодой семьи Пак Т.А. с использованием на эти цели социальной выплаты, в соответствии с которым получатель социальной выплаты Пак Т.А. обязалась построить жилой дом площадью 72 кв. метра по адресу: <адрес>, д. Татхал-Онгой, <адрес>А в течение 2 лет со дня выдачи свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство жилья оформить построенное жилое помещение в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, а также работать у работодателя по трудовому договору не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты (п. п. 2.2.1 и 2.2.3, 2.2.5 Договора). Согласно п. 2.2.8 она же обязалась вернуть средства социальной выплаты, полученные на строительство жилья в областной бюджет в случае нарушения вышеуказанных пунктов.
Свидетельство о предоставлении социальной выплаты в размере <данные изъяты> рублей было выдано ДД.ММ.ГГГГ, в свидетельстве о предоставлении социальной выплаты указан численный состав семьи Пак Т.А. - 4 человека, членами семьи указаны: муж П.С., сын П.Д., дочь П.Л..
Согласно платежному поручению № от ДД.ММ.ГГГГ, денежные средства перечислены.
Данные обстоятельства находят свое подтверждение в соответствующих письменных доказательствах и не оспариваются ответчиком.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, жилой дом по адресу: <адрес>, площадью 109,1 кв.м., зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ в общую долевую собственность в равных долях по 1/4 доли в праве за: П.Л., П.Д., П.С., ФИО2.
Таким образом, обязательство по строительству дома ответчиком было исполнено, проектная площадь дома - 72 кв. метра, фактическая площадь – 109,1 кв. метра, факт постройки жилого дома истцом не оспаривается.
Основанием иска послужило утверждение истца о неисполнении ответчиком обязательства по оформлению построенного жилого дома в общую собственность всех указанных членов семьи.
Вместе с тем, из представленных по судебному запросу сведений из Росреестра по Иркутской области - выписки из Единого государственного реестра недвижимости следует, что жилой дом по адресу: <адрес>, находится в долевой собственности 4 лиц: Пак Т.А., П.С., П.Д., П.Л. в равных долях по 1/4 доли в праве.
Об этом же ответчиком даны соответствующие объяснения.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что ответчиком были исполнены взятые на себя и предусмотренные п. 2.2.3. обязательства по договору № от ДД.ММ.ГГГГ.
Правильность данного вывода, по мнению суда, не умаляет и то обстоятельство, что первоначально право собственности на жилой дом было зарегистрировано только за Пак Т.А и П.С., а также то, что право собственности за ними было зарегистрировано только ДД.ММ.ГГГГ, а за другими членами его семьи – ДД.ММ.ГГГГ.
Просрочку в оформлении прав на жилой дом с учетом времени завершения строительства и ввода его в эксплуатацию суд находит несущественной, в связи с чем, у суда нет оснований связывать истечение двухгодичного срока, установленного п. 60 Порядка предоставления социальных выплат, с квалификацией всего обязательства, предусмотренного п. 2.2.3 договора, неисполненным.
Условием договора также являлось обязательство получателя работать у работодателя по трудовому договору (осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в муниципальном образовании) не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты (п. 2.2.5).
Согласно трудовой книжке ТК-V №, Пак Т.А. в ДД.ММ.ГГГГ принята на работу в ИП Глава КФХ П.А., ДД.ММ.ГГГГ была уволена по собственному желанию, однако ДД.ММ.ГГГГ вновь принята на работу в ИП Глава КФХ П.А., где работает по настоящее время.
С учетом п.2.2.6 договора о том, что в случае досрочного расторжения трудового договора (прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности) право получателя на социальную выплату сохраняется, если получатель в срок, не превышающий 6 месяцев, заключил трудовой договор с другим работодателем или организовал иную индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности, у суда также нет оснований считать, что право на социальную выплату за ответчиком не сохраняется.
Таким образом, суд приходит к выводу, что одно лишь отсутствие регистрации права собственности на жилое помещение за другими членами семьи по истечении определенного срока не может быть основанием для удовлетворения исковых требований, поскольку это означало бы сугубо формальный подход к отправлению правосудия и судебной защите прав граждан и вступало бы в противоречие с ч.1 ст. 46 Конституции РФ.
В связи с чем, оснований для удовлетворения исковых требований Министерства сельского хозяйства Иркутской области к Пак Татьяне Анатольевне о взыскании социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении искового заявления Министерства сельского хозяйства Иркутской области к Пак Татьяне Анатольевне о взыскании социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности – отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Иркутского областного суда через Нукутский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 14 декабря 2021 года.
Председательствующий