11RS0020-01-2021-002261-15 |
2а-977/2021 |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с.Айкино |
15 ноября 2021 г. |
Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Ермакова А.Е., при секретаре Злобине Р.Е., с участием административного истца Рябова М.С., представителя административных ответчиков Коротаевой В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Рябова Максима Сергеевича к Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония №31 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми" о признании условий содержания ненадлежащими, присуждении компенсации за нарушение установленных условий содержания в исправительном учреждении,
установил:
Рябов М.С. обратился в суд с иском к ФКУ ИК?31 УФСИН России по Республике Коми (далее – ИК-31) о признании условий содержания ненадлежащими, выразившихся в отсутствии горячего водоснабжения в камерах и присуждении компенсации за нарушение установленных условий содержания в исправительном учреждении в размере 20000 руб.
В обоснование указал, что в период с ноября 2020 по май 2021 отбывал наказание в виде лишения свободы в едином помещении камерного типа ИК-31 (далее – ЕПКТ), где условия содержания не соответствуют установленным требованиям, являются бесчеловечными.
Судом к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена Российская Федерация в лице ФСИН России, в качестве заинтересованного лица привлечено УФСИН России по Республике Коми.
Возражая против удовлетворения иска, административный ответчик ИК-31 в письменном отзыве указал, что условия содержания административного истца соответствовали нормативным требованиям, нарушения прав истца в период его содержания в ЕПКТ не допущено.
Участвующий в судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи Рябов М.С. административный иск поддержал.
Представитель административного ответчика ИК?31, одновременно представляющая интересы ФСИН России, в судебном заседании иск не признала, поддержав доводы, изложенные в письменных возражениях.
Заслушав участников, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.2 ст.10 УИК РФ при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, процесс отбывания осужденными наказания в виде лишения свободы законодательно урегулирован и осуществляется на основании уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, которым регламентированы условия содержания, права и обязанности лиц, отбывающих наказание, а также права и обязанности лиц, ответственных за их содержание.
Отбывание осужденным наказания в местах лишения свободы, соответствующих законодательно установленным нормативам, заведомо не может нарушать прав осужденных, поскольку такие нормативы создавались именно с целью обеспечить не только содержание в местах лишения свободы, но и обеспечить при этом соблюдение прав лиц, оказавшихся в них вследствие реализации механизма государственного принуждения.
Как отмечается в абзацах 1 и 8 пункта 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 №47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений (далее - режим мест принудительного содержания) реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых и санитарных условий.
В свою очередь существенные отклонения от требований, установленных уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, с учетом режима места принудительного содержания, должны рассматриваться в качестве нарушений условий содержания лишенных свободы лиц (абз.1 п.14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 №47).
Установлено, что Рябов М.С. приговором Воркутинского городского суда Республики Коми от 30.10.2019 признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст.159 УК РФ (3 преступления), с учетом положений ч.2 ст.69, ст.70 УК подвергнут наказанию в виде лишения свободы на срок 2 года 10 мес., с отбыванием наказания в ИК строгого режима.
По сведениям ИК-31 Рябов М.С. неоднократно признавался злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, в связи с чем, переводился в ЕПКТ, где содержался с 17.11.2020 по 25.02.2021, с 12.03.2021 по настоящее время.
По общему правилу, установленному ч.1.1 ст.219 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании бездействия организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.
Поскольку Рябов М.С. продолжает содержаться в ИК-31, постольку срок для обращения в суд с настоящим административным иском не пропущен.
Основные положения материально-бытового обеспечения осужденных регламентируются ст.99 УИК РФ.
В соответствии с п.3 ст.101 УИК РФ администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
Согласно ч.3 ст.82 УИК РФ в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
Пунктом 21 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 16.12.2016 №295 предусмотрено, что помывка осужденных должна обеспечиваться не менее двух раз в семь дней с еженедельной сменой нательного и постельного белья.
По информации, предоставленной ФКУ ИК-31, истец обеспечивался помывкой в душевом помещении, оборудованном системами горячего и холодного водоснабжения, два раза в неделю в соответствии с установленным в ЕПКТ распорядком дня. Данный факт истцом не оспаривается.
Начиная с 21.04.2018, введен в действие "СП 308.1325800.2017. Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", утвержденный приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 20.10.2017 №1454/пр.
В силу положений п.19.2.1 Свода правил, здания ИУ должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводами, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками. Подводку холодной и горячей воды следует предусматривать к санитарно-техническим приборам, требующим обеспечения холодной и горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.); ко всем зданиям ИУ, требующим обеспечения холодной и горячей водой, в зависимости от выбранной конструктивной схемы теплоснабжения учреждения (п.19.2.5 Свода правил).
Ранее действовавшей Инструкцией по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной Приказом Минюста РФ от 02.06.2003 №130-дсп было определено, что здания ИУ должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводом, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям, в том числе СНиП 2.04.01-85 "Внутренний водопровод и канализация зданий " (п.20.1 Инструкции).
Согласно п.20.5 данной Инструкции подводку холодной и горячей воды в жилой (режимной, лечебной) зоне следует предусматривать, в том числе к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях.
Как отмечается в абз.2 п.14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 №47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, может свидетельствовать о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц.
Из материалов дела следует, что здание ЕПКТ введено в эксплуатацию в 1984 году, при этом в ЕПКТ подводка горячей воды не была предусмотрена. Холодное водоснабжение в камерах ЕПКТ обеспечено круглосуточно.
Решением Усть-Вымского районного суда от 01.07.2019 на ФКУ ИК-31 УФСИН России по РК возложена обязанность в течение одного года со дня вступления решения в законную силу обеспечить горячим водоснабжением камеры ШИЗО и ЕПКТ в здании ЕПКТ ИК-31. Решение суда вступило в законную силу 18.05.2020.
Система горячего водоснабжения во всех камерах ЕПКТ была введена в эксплуатацию 18.05.2021, что подтверждается соответствующими актами допуска.
Таким образом, в камерах ЕПКТ, где содержался административный истец в период с 17.11.2020 по 25.02.2021, с 17.11.2020 по 18.05.2021 отсутствовало горячее водоснабжение, что является нарушением условий его содержания в исправительном учреждении, при этом в настоящем случае, суд усматривает отклонение от стандартного, неизбежного уровня страданий, при отбывании наказания административным истцом, поскольку отсутствие горячего водоснабжения предоставляло неудобства при осуществлении мероприятий по личной гигиене, в связи с чем требования административного истца подлежат удовлетворению.
При определении размера компенсации за нарушение условий содержания осужденного, суд учитывает продолжительность нарушения составляющую пять с половиной месяцев, а также требования разумности и справедливости, суд полагает возможным определить размер компенсации за нарушение условий содержания административного истца в ИУ в сумме 6000 руб.
С учетом положений ч.4 ст.227.1 КАС РФ и пп.6 п.7 Положения о Федеральной службе исполнения наказания, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 №1314, указанная компенсация за нарушение условий содержания Рябова М.С. в исправительном учреждении подлежит взысканию с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказания.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227, 227.1 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск Рябова Максима Сергеевича – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Федерального казенного учреждения "Исправительная колония №31 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми" выразившееся в необеспечении Рябова Максима Сергеевича в периоды с 17 ноября 2020 г. по 25 февраля 2021 г., с 12 марта 2021 г. по 18 мая 2021 г. горячим водоснабжением в камере, где осужденный отбывает наказание.
Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет казны Российской Федерации в пользу Рябова Максима Сергеевича компенсацию за нарушение установленных условий содержания в исправительном учреждении, выразившихся в отсутствии горячего водоснабжения в камере, где осужденный отбывает наказание в размере 6000 (Шесть тысяч) руб. 00 коп.
Решение суда в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Усть-Вымский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий |
|
|
||||
|
|
|||
|
|
|||