дело № 12-1-8/2019
РЕШЕНИЕ
г. Козьмодемьянск 25 января 2019 года
Судья Горномарийского районного суда Республики Марий Эл Малышев И.М., рассмотрев жалобу администрации муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» на постановление начальника отдела - старшего судебного пристава Горномарийского районного отдела судебных приставов УФССП России по РМЭ ФИО1 о наложении административного штрафа по делу №-АП от ДД.ММ.ГГГГ, которым
администрация муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей,
установил:
постановлением начальника отдела - старшего судебного пристава Горномарийского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл (далее - Постановление) от 10 декабря 2018 г. администрация муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» (далее- Администрация г.Козьмодемьянска) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с принятым решением, первый заместитель главы администрации г.Козьмодемьянска обратился с жалобой в Горномарийский районный суд, при этом указал, что 31.08.2018 было возбуждено исполнительное производство № по исполнительному листу по делу от 21.08.2018 в отношении должника администрации муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» в пользу взыскателя ФИО2 о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
06.11.2018 Администрация г.Козьмодемьянска выставила требование в срок до 06.12.2018 исполнить требование исполнительного документа. В то же время исполнить данное требование Администрацией г.Козьмодемьянска не представляется возможным.
Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации и возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта РФ (ч. 3 ст. 49 ЖК РФ).
В материалах исполнительного производства имеются сведения о том, что Администрацией г.Козьмодемьянска - должником принимались меры по исполнению решений суда и урегулированию отношений с органами исполнительной власти Республики Марий Эл, о чем свидетельствуют письма, направленные в адрес Министерства образования РМЭ о выделении денежных средств. Изложенное свидетельствует о том, что Администрация г.Козьмодемьянска своевременно обращалась в Министерство образования РМЭ, в связи с чем отсутствует её вина.
В силу положений ч. 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
На основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ заявитель просит производство по делу о признании должника - Администрации МО «Городской округ «Город Козьмодемьянск» о признании виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ и назначении административного штрафа в размере 30 000 рублей прекратить.
Мэр города Козьмодемьянска ФИО3 письменным заявлением просил о рассмотрении дела без участия представителя администрации, указав, что доводы, изложенные в жалобе, поддерживает в полном объеме, просит жалобу удовлетворить.
Старший судебный пристав Горномарийского РОСП УФССП России по РМЭ ФИО4 и заместитель начальника отдела - старшего судебного пристава пристав-исполнитель ГлунцоваМ.В. просили о рассмотрении дела в их отсутствие, жалобу оставить без удовлетворения.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив и проверив материалы дела в полном объеме, судья приходит к следующему.
Согласно части 8 статьи 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом. В соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.Ответственность по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора: влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с ч. 2 статьи 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.Статьей 5 Федерального закона от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - ФЗ «Об исполнительном производстве») определено, что принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
В силу ст. 6 ФЗ «Об исполнительном производстве» требования судебного пристава-исполнителя по исполнению судебных актов обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на всей территории Российской Федерации.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных ФЗ «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В ч. 1 и 2 ст. 105 ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что в случае неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель применяет к должнику штраф, предусмотренный ст. 17.15 КоАП РФ, и устанавливает новый срок для исполнения.
Согласно ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Решением Горномарийского районного суда Республики Марий Эл по делу № 2-1-427/2018 установлено, что согласно части 1 статьи 2 Закона Республики Марий Эл от 10 декабря 2012 г. № 79-З «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» специализированные жилые помещения однократно предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия по месту их жительства в границе соответствующего населенного пункта Республики Марий Эл общей площадью не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Специализированные жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, общей площадью не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (часть 7 статьи 3 Закона Республики Марий Эл от 10 декабря 2012 г. № 79-З). Исходя из содержания приведенных выше законоположений, предоставление истцу жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения относится к полномочиям администрации Городского округа «Город Козьмодемьянск» ввиду нахождения места жительства ФИО2 на территории города Козьмодемьянска и включения ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещения специализированного жилого фонда МО «Городской округ «Город Козьмодемьянск». При этом предоставление истцу специализированного жилого помещения вопреки доводам ответчика не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия у органа местного самоуправления денежных средств на приобретение жилых помещений.
Как следует из материалов дела, на исполнении Горномарийского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл (далее - Горномарийский РОСП) находится исполнительное производство №-ИП, возбужденное 31 августа 2018 года на основании исполнительного листа Горномарийского районного суда РМЭ от 18.07.2018 об обязании должника Администрации г.Козьмодемьянска предоставить по договору социального найма ФИО2 предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Должнику с момента возбуждения исполнительного производства (постановление о возбуждении исполнительного производства от 31.08.2018) установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления (копия получена должностным лицом должника 03.09.2018). Постановлением от 24.09.2018 с должника Администрации г.Козьмодемьянска взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей. В качестве основания для взыскания исполнительского сбора указано, что исполнительный документ должником в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен. Доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, должником не представлено. Должником надлежащим образом не подтверждено, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения.
Постановлением от 24.09.2018, в связи с тем, что исполнительный документ должником в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен без уважительной причины, на должника Администрацию г.Козьмодемьянска возложена обязанность в срок до 10.10.2018 исполнить решение суда по делу № 2-1-427/2018 от 18.07.2018 о предоставлении ФИО6 благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Представитель должника - руководитель 24.09.2018 письменно предупрежден об ответственности по ст. 315 УК РФ.
Согласно письменному ответу Мэра города Козьмодемьянска ФИО3 от 10.10.2018 в жилищном фонде муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» отсутствуют жилые помещения, включенные в специализированный жилищный фонд, относящиеся к жилым помещениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с п. 1 ст. 5 Закона Республики Марий Эл «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Марий Эл по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» № 13-З от 28.04.2014 финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органами местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из республиканского бюджета Республики Марий Эл. Для выделения денежных средств на исполнение решения суда по делу № 2-1-427/2018 от 21.08.2018 в адрес Министерства образования и науки Республики Марий Эл было направлено письмо от 10.09.2018, до настоящего времени ответа не поступало.
Таким образом, в рамках исполнительного производства должнику предъявлено требование об исполнении в срок до 10.10.2018 решения суда по делу № 2-1-427/2018 от 18.07.2018 о предоставлении ФИО2 благоустроенного жилого помещения. В установленный срок требования судебного пристава-исполнителя не исполнены.
Должник 06.11.2018 получил извещение судебного пристава-исполнителя о необходимости явки для дачи объяснения и участия при составлении протокола на 06.12.2018 к 14.00 часам, но к указанному времени к судебному приставу-исполнителю его представитель не явился, об уважительной причине неявки не сообщено, в связи с чем протокол был составлен без участия представителя должника.
Должник 06.11.2018 получил извещение судебного пристава-исполнителя о необходимости явки для рассмотрения протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, на 10.12.2018 в 14.00 часов, но к указанному времени к судебному приставу-исполнителю его представитель не явился, об уважительной причине неявки не сообщено.
Постановлением начальника отдела - старшего судебного пристава Горномарийского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл (далее - Постановление) от 10 декабря 2018 г. администрация муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» (далее- Администрация г.Козьмодемьянска) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
При рассмотрении дела на основании статьи 26.1 КоАП РФ должностным лицом установлены все обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, дана правильная оценка представленным доказательствам в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ. Правовых оснований для переоценки доказательств по делу не имеется.
Виновность юридического лица в совершении административного правонарушения подтверждается исследованными материалами дела.
Доводы жалобы не относятся к обстоятельствам, исключающим вину должника в неисполнении в течение длительного времени судебного решения.
Как видно из материалов дела об административном правонарушении и не отрицается заявителем, решение суда не исполнено.
Довод жалобы о невозможности исполнения судебного решения о предоставлении жилого помещения из-за наличия очередности не основан на действующем законе и противоречит законодательству об исполнительном производстве.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Отсутствие у администрации г.Козьмодемьянска имущественной и финансовой возможности для исполнения требования исполнительного документа, на что со ссылкой на заявку о включении в бюджет г.Козьмодемьянска денежных средств на приобретения жилья, о выделении дополнительного финансирования, имеется указание в жалобе, само по себе не свидетельствует о том, что в бездействии заявителя не имеется состава административного правонарушения, и, следовательно, не является основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении.
Утверждение об отсутствии вины Администрации г.Козьмодемьянска, поскольку неисполнение решения суда имеет место в связи с отсутствием бюджетного финансирования и принятии ею мер к получению денежных средств, не может являться основанием для признания постановления незаконными, так как вопросы формирования доходной и расходной частей бюджета относятся к компетенции органов местного самоуправления.
Поэтому в силу ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ неисполнение этих вопросов свидетельствует о вине Администрации города Козьмодемьянск как юридического лица.
Доказательств того, что нарушение установленных сроков исполнения вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа, Администрация г.Козьмодемьянска не представила.
Ссылка в жалобе на применение ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ, согласно которой, в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом органа местного самоуправления, руководителем муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа местного самоуправления, выполнение муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные средства на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц подлежит прекращению, является несостоятельной.
Совершенное администрацией г.Козьмодемьянск административное правонарушение свидетельствует о несоблюдении установленного ч.1 ст. 6 Федерального конституционного закона от 3 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" принципа обязательности исполнения судебных постановлений и связано с умалением гарантированных взыскателю статьей 46 Конституции Российской Федерации права на судебную защиту (включая исполнение судебного акта в разумный срок), а поэтому не может быть признано малозначительным.
Судом установлено и материалами дела подтверждено невыполнение администрацией г.Козьмодемьянска содержащегося в исполнительном документе требования неимущественного характера в полном объеме в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
При назначении наказания по ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, его имущественное, финансовое положение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями п. 2 ч. 1 ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ, суд решил:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ №-░░ ░░ 10 ░░░░░░░ 2018 ░., ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 1 ░░. 17.15 ░░░░ ░░, ░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 30000 ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░3 ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░