Дело № 6.2-19/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
пгт Мостовской 16 ноября 2018 года
Мостовской районный суд Краснодарского края в составе:
Председательствующего судьи Ермолов В.В.,
при секретаре Черной Л.В.,
с участием: представителя истца УПФ РФ в Мостовском районе Шиняевой Н.Н.,
ответчика Сухомлиновой Е.В., ее представителя Лазаренко С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Сухомлиновой Елены Владимировны на решение мирового судьи судебного участка № 178 Мостовского района Краснодарского края от 02.08.2018 по делу №2-743/2018 по иску ГУ УПФ РФ в Мостовском районе к Сухомлиновой Елене Владимировне о взыскании незаконно полученной компенсационной выплаты,
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мостовском районе (далее - Управление) обратилось в суд с иском к Сухомлиновой Е.В. о взыскании суммы излишне полученной ежемесячной компенсационной выплаты лицу, осуществляющему уход за нетрудоспособным гражданином за период с 01.01.2016 по 31.05.2017 в размере 20 200 рублей, а также взыскании государственной пошлины в размере 806 рублей.
Исковые требования мотивированы тем, что 02.10.2014 ответчица обратилась в УПФ РФ в Мостовском районе с заявлением о назначении компенсационной выплаты неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за нетрудоспособным пенсионером – инвалидом 1 группы <Р.А.Б.>. Ответчица была предупреждена об условиях, при которых назначается и прекращается компенсационная выплата, однако ответчица не сообщила, что с 17.12.2015 по 31.05.2017 осуществляла трудовую деятельность (выписка из индивидуального лицевого счета застрахованного лица), чем нарушила требования п. 10 Правил от 04.06.2007 №343 - лицо, осуществляющее уход, обязано известить орган осуществляющий выплату пенсии (компенсации) о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления компенсационных выплат.
За период осуществления трудовой деятельности ответчицы с 01.01.2016 по 31.05.2017 образовалась переплата компенсационной выплаты в размере 20 400 рублей, о чем была извещена ответчица и ею была погашена часть переплаты в размере 200 рублей.
Заочным решением мирового судьи судебного участка №178 Мостовского района Краснодарского края Косякова Н.И. от 02.08.2018 исковые требования Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Мостовском районе к Сухомлиновой Елене Владимировне о взыскании незаконно полученной компенсационной выплаты удовлетворены.
С Сухомлиновой Е.В. в пользу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Мостовском районе взыскана излишне полученная ежемесячная компенсационная выплата лицу, осуществляющему уход за нетрудоспособным гражданином за период с 01.01.2016 по 31.05.2017 в размере 20200 рублей и расходы по уплате государственной пошлины в размере 806 рублей, а всего взыскано 21 006 (двадцать одна тысяча шесть) рублей.
Указанное заочное решение обжаловала Сухомлинова Е.В. по мотивам незаконности и необоснованности. В апелляционной жалобе содержится просьба об отмене заочного решения мирового судьи и принятии по делу нового решения. В качестве оснований для отмены указано, что никаких компенсационной выплаты ей не производились. Выплаты истцом производились <Р.А.Б.>., который после получения данных выплат передавал ей 200 рублей. Таким образом, за период с 01.01.2016 по 31.05.2017 она получила от <Р.А.Б.> 3400 рублей. Данные обстоятельства может подтвердить <Р.А.Б.>., а также могут быть доказаны финансовыми документами, находящимися у истца, в которых получателем компенсационных выплат значится <Р.А.Б.>
В своем возражении на апелляционную жалобу истицы Сухомлиновой Е.А., УПФ РФ в Мостовском районе возражало против ее удовлетворения, считая заочное решение мирового судьи законным и обоснованным, поскольку им правильно определены и исследованным все имеющие значение для дела обстоятельства, изложенные выводы основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств.
Суд правильно определил характер правоотношений и применил нормы нрава, регулирующие данные отношения. Каких-либо процессуальных нарушений, которые повлияли или могли повлиять на правильность постановленного, по делу решения судом первой инстанции не допущено.
В судебном заседании Сухомлинова Е.В. и ее представитель по ордеру Лазаренко С.Н. поддерживали апелляционную жалобу и просили ее удовлетворить по основаниям, указанным в ней. Дополнительно Сухомлинова Е.В. пояснила, что она действительно осуществляла уход за инвалидом 1 группы <Р.А.Б.> Компенсационную выплату получал вместе с пенсией <Р.А.Б.>., который ей передавал только 200 рублей в месяц. Она знала о том, что о своем трудоустройстве обязана сообщить в Пенсионный фонд, так как это является основанием для прекращения выплаты. Но когда она устроилась на работу, в Пенсионный фонд об этом не сообщила, и выплаты начислялись <Р.А.Б.> Полагает, что обязана возвратить Пенсионному фонду 3400 рублей, исходя из той суммы, которую получала от <Р.А.Б.> за период с 01.01.2016 по 31.05.2017, то есть с даты ее трудоустройства до даты получения последней выплаты. Поэтому заявленные Пенсионным фондом требования признает частично, в сумме 3400 рублей, полагает, что заочным решением мирового судьи вся сумма компенсационной выплаты взыскана с нее необоснованно.
Представитель истца УПФ РФ в Мостовском районе Шиняева Н.Н., действующая по доверенности, возражала против удовлетворения апелляционной жалобы Сухомлиновой Е.В., полагала, что заочное решение мирового судьи обосновано и отмене не подлежит.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав участников судебного заседания, допросив в судебном заседании свидетеля <Р.А.Б.>., изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции находит заочное решение мирового судьи подлежащим отмене с вынесением нового решения по делу, по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
В силу пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
В целях усиления социальной защищенности нетрудоспособных граждан Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами" (далее - Указ) установлены ежемесячные компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе, либо достигшим возраста 80 лет.
В соответствии с пунктом 3 Указа источники финансирования предусмотренных в пункте 1 Указа компенсационных выплат и порядок их осуществления определяются Правительством Российской Федерации.
Порядок осуществления компенсационных выплат определен Правилами осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июня 2007 года N 343 (далее - Правила).
Согласно пунктам 2, 3 Правил ежемесячная компенсационная выплата назначается проживающим на территории Российской Федерации лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет (далее - нетрудоспособные граждане).
Компенсационная выплата устанавливается лицу, осуществляющему уход, в отношении каждого нетрудоспособного гражданина на период осуществления ухода за ним.
Указанная выплата производится к назначенной нетрудоспособному гражданину пенсии и осуществляется в течение этого периода в порядке, установленном для выплаты соответствующей пенсии.
Подпунктом "д" пункта 9 Правил, которым предусмотрены случаи прекращения выплаты, установлено, что осуществление компенсационных выплат прекращается помимо прочего при назначении лицу, осуществляющему уход, пенсии независимо от ее вида и размера.
При этом в соответствии с требованиями пункта 10 Правил лицо, осуществляющее уход, обязано в течение 5 дней известить орган, осуществляющий выплату пенсии, о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты.
Таким образом, из содержания вышеприведенных норм следует, что компенсационная выплата устанавливается лицу, осуществляющему уход, и именно на него возложена обязанность уведомить пенсионный орган о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты.
Как следует из материалов дела и установлено мировым судьёй, 02.10.2014 Сухомлинова Е.В. обратилась в УПФ РФ в Мостовском районе с заявлением о назначении компенсационной выплаты неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за нетрудоспособным инвалидом 1 группы <Р.А.Б.> При этом Сухомлинова Е.В. обязалась сообщить в 5-дневный срок в Пенсионный фонд об обстоятельствах, влекущих прекращение выплаты денежной компенсации.
Решением о назначении ежемесячной компенсационной выпалиты от 10.03.2014 №705220/14, УПФ РФ в Мостовском районе рассмотрело заявление Сухомлиновой Е.В. неработающего трудоспособного лица, осуществляющего уход за нетрудоспособным гражданином и приняло решение о назначении ей ежемесячной компенсационной выплаты в соответствии с Указом Президента РФ от 26.12.2006 №1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами», за осуществляемый уход за <Р.А.Б.> в размере 1200 рублей с 01.10.2014 на период осуществления ухода.
Согласно сведениям о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица, с 17.12.2015 по 31.05.2017 Сухомлинова Е.В. осуществляла трудовую деятельность.
Таким образом, трудоустройство Сухомлиновой Е.В. влекло прекращение компенсационных выплат. Однако в нарушение п. 10 Правил обязанность известить орган, осуществляющий выплату пенсии, о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты, ответчицей исполнена не была.
Пунктом 10 Правил предусмотрено, что лицо, осуществляющее уход, обязано в течение 5 дней известить орган, осуществляющий выплату пенсии, о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты. Извещение о наступлении указанных обстоятельств может быть представлено в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.06.2012 N 646). Выплата прекращается с первого числа месяца, следующего за тем, в котором наступили вышеперечисленные обстоятельства.
Согласно протоколу о выявлении излишне выплаченных пенсионеру сумм пенсии от 09.06.2017 №194, УПФ РФ в Мостовском районе выявлен факт излишней выплаты <Р.А.Б.> компенсационной выплаты, лицу занятому уходом за период с 01.01.2016 по 31.05.2017 в сумме 20 400 рублей в связи с получением компенсационной выплаты, в период осуществления работы ухаживающим лицом.
Согласно ст. ст. 50, 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, и суд оценивает имеющиеся в деле доказательства.
Сухомлинова Е.В. не оспаривая того, что с 01.01.2016 утратила право на получение компенсационной выплаты, не согласна с размером неосновательного обогащения, подлежащим взысканию с нее, указывая на то, что за период с 01.01.2016 по 31.05.2017 получила от <Р.А.Б.> только 3600 рублей. Обстоятельства, на которые ссылается Сухомлинова Е.В., подтверждаются пояснениями свидетеля <Р.А.Б.> данные им в судебном заседании апелляционной инстанции. Свидетель <Р.А.Б.> пояснил, что Сухомлинову Е.В. знает, так как она живет рядом с ним. В 2014 году по его инициативе, ответчица обратилась в Пенсионный фонд с заявлением о назначении компенсационной выплаты неработающему трудоспособному лицу, т.е. Сухомлиновой Е.В., осуществляющей уход за ним, так как он является инвалидом первой группы. После того, как Сухомлинова Е.В. стала осуществлять за ним уход, то ему к пенсии ежемесячно доплачивалось 1200 рублей. С 01.01.2016 по 31.05.2017 он ежемесячно выплачивал ответчицы 200 рублей, а всего он выплатил 3400 рублей (200 рублей х 17 месяцев =3400 рублей).
Суд соглашается с выводами мирового судьи о том, что переплата компенсационных выплат образовалась в связи с несообщением Сухомлиновой Е.В. п.10 правил.
Однако, суд не может согласиться с выводами мирового судьи о взыскании суммы излишне полученной ежемесячной компенсационной выплаты лицу, осуществляющему уход за нетрудоспособным гражданином за период с 01.01.2016 по 31.05.2017 в размере 20 200 рублей, государственной пошлины в размере 806 рублей, а всего 21 006 рублей, поскольку как установлено в судебном заседании, ежемесячную компенсационную выплату лицу, осуществляющему уход за нетрудоспособным гражданином в размере 1200 рублей получал <Р.А.Б.>, что и не оспаривал представитель УПФ РФ в Мостовском районе. Из этой суммы <Р.А.Б.> оплачивал Сухомлиновой Е.В. - 200 рублей в месяц.
Таким образом, Сухомлинова Е.В. получила ежемесячную компенсационную выплату лицу, осуществляющему уход за нетрудоспособным гражданином за период с 01.01.2016 по 31.05.2017 в размере 3400 рублей из расчета: 200 х 17 месяцев = 3400 рублей. В связи с чем, суд находит, что оснований для взыскания с Сухомлиновой Е.В. излишне выплаченной за период с 01.01.2016 по 31.05.2017 компенсационной выплаты в размере 16800 рублей не имеется.
При таких обстоятельствах, суд считает, что в судебном заседании нашел подтверждение, допустимыми и относимыми доказательствами, факт наличия обогащения Сухомлиновой Е.В. за счет истца, и как следствие истец имеет право требовать от ответчика возвратить ему неосновательно приобретенные 3400 рублей.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отмене заочного решения мирового судьи и принимает новое решение суда о частичном удовлетворении исковых требований УПФ РФ в Мостовском районе о взыскании с Сухомлиновой Е.В. суммы излишне полученной ежемесячной компенсационной выплаты лицу, осуществляющему уход за нетрудоспособным гражданином за период с 01.01.2016 по 31.05.2017 в размере 3400 рублей, и расходов по уплате государственной пошлины в размере 400 рублей.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, суд
определил:
апелляционную жалобу Сухомлиновой Елены Владимировны на заочное решение мирового судьи судебного участка № 178 Мостовского района Краснодарского края от 02.08.2018 по делу №2-743/2018 по иску ГУ УПФ РФ в Мостовском районе к Сухомлиновой Елене Владимировне о взыскании незаконно полученной компенсационной выплаты - удовлетворить.
Отменить решение мирового судьи судебного участка № 178 Мостовского района Краснодарского края от 02.08.2018.
Принять новое решение, которым исковые требования ГУ УПФ РФ в Мостовском районе к Сухомлиновой Елене Владимировне о взыскании незаконно полученной компенсационной выплаты удовлетворить частично.
Взыскать с Сухомлиновой Елены Владимировны, <личные данные> в пользу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Мостовском районе сумму излишне полученной ежемесячной компенсационной выплаты лицу, осуществляющему уход за нетрудоспособным гражданином за период с 01.01.2016 по 31.05.2017 в размере 3400 рублей, государственную пошлину в размере 400 рублей, а всего взыскать 3800(три тысячи восемьсот) рублей.
Председательствующий
судья В.В. Ермолов