Решение по делу № 33а-2210/2020 от 24.07.2020

Судья Милошенко Н.В.                                                            Дело № 33а-2210/2020

(номер дела в суде первой                                                                          Категория 020а

инстанции 2а-664/2020)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

01 сентября 2020 года                                                                         город Севастополь

Судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:

председательствующего судьи          Артамоновой Т.А.,

судей                                      Дудкиной Т.Н., Исаева С.Н.,

при секретаре                                   Дубровой А.В.,

помощнике судьи                            Лактионовой Ю.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску З.С. к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя о признании отказа и бездействия незаконными и возложении обязанности совершить определенные действия,

по апелляционной жалобе Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя на решение Балаклавского районного суда города Севастополя от 26 мая 2020 года, которым:

административный иск З.С. удовлетворен частично; признано незаконным бездействие Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя, выразившееся в не устранении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельного участка с кадастровым номером в части пересечения с границами земельного участка с кадастровым номером признан незаконным отказ Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя в государственной регистрации от 24.12.2019 ; на Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя возложена обязанность устранить реестровую ошибку и внести в Единый государственный реестр недвижимости изменения описания местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером в части пересечения с границами земельного участка с кадастровым номером в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка с кадастровым номером , содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, а также в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление З.С. о государственной регистрации от 23.04.2019 ; в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

Заслушав доклад судьи Артамоновой Т.А., пояснения представителя административного истца Р.С., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения, представителя административного ответчика В.Э., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

В апреле 2020 года представитель административного истца З.С. по доверенности – Р.С. обратился в Балаклавский районный суд г. Севастополя с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным бездействие Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя (далее – Севреестр, Управление), выразившееся в не исправлении реестровой (кадастровой) ошибки и в невнесении в ЕГРН изменения описания местоположения границ лесного земельного участка с кадастровым номером в части пересечения с границами нелесного земельного участка истца с кадастровым номером ; признать незаконным отказ Севреестра от 24.12.2019 ; обязать административного ответчика устранить реестровую ошибку и внести в ЕГРН изменения описания местоположения границ и площади лесного земельного участка с кадастровым номером в части пересечения с границами земельного участка с кадастровым номером 91:01:058002:1 в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка с кадастровым номером , содержащимся в ЕГРН; обязать Управление осуществить государственную регистрацию права собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером , площадью 1000 кв.м., по адресу: <адрес> документы на которую были представлены 23.04.2019 с заявлением под номером путем внесения в ЕГРН записи о праве З.С. на недвижимое имущество.

Суд постановил указанное выше решение.

В апелляционной жалобе административный ответчик ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, как постановленного с нарушением и неправильным применением норм материального и процессуального права, и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований З.С. В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что 23.04.2019 в Управление поступило заявление от З.С. о государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок, по результатам рассмотрения которого государственным регистратором было вынесено уведомление о приостановлении государственной регистрации от 06.05.2019 , так как согласно сведениям ЕГРН границы земельного участка по вышеуказанному адресу пересекают границы земельного участка с кадастровым номером , право собственности на который зарегистрировано за городом федерального значения Севастополя 04.12.2017. 24.12.2019 в адрес административного истца вынесено сообщение об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества в связи с истечением 24.12.2019 срока приостановления, указанного в направленном уведомлении от 06.05.2019, и неустранением приведенной в данном уведомлении причины, препятствующей осуществлению права собственности, в том числе той, что согласно сведениям ЕГРН границы земельного участка по вышеуказанному адресу пересекают границы земельного участка с кадастровым номером . При этом заявитель указывает на то, что 07.06.2019 Управлением было принято решение о необходимости устранения реестровой ошибки в сведениях ЕГРН, которое было направлено в Главное управление природных ресурсов и экологии г. Севастополя и Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя. 07.06.2019 было выявлено, что в схеме может содержаться ошибка в сведениях о местоположении лиц земельного участка с кадастровым номером , так как согласно сведениям ЕГРН границы земельного участка с кадастровым номером пресекают границы земельных участков с кадастровыми номерами Таким образом, заявитель полагает, что для исправления реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером собственнику данного участка или уполномоченному лицу необходимо представить заявление об исправлении реестровой ошибки и необходимые в соответствии со статьей 14 Закона о регистрации документы, в том числе межевой план, подготовленный на основании соответствующего распоряжения о внесении изменений в Схему. При этом заявитель указывает на то, что на момент постановки на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером в ЕГРН отсутствовали сведения о местоположении границ вышеуказанного земельного участка, при его формировании не было учтено наличие иных земельных участков, расположенных в границах образуемого земельного участка, а также наличие землеустроительной документации в отношении таких земельных участков. Помимо изложенного, заявитель ссылается на пропуск административным истцом срока обжалования оспариваемого отказа.

Возражений на указанную апелляционную жалобу от лиц, участвующих в деле, не поступило.

Административный истец З.С. и заинтересованные лица в судебное заседание судебной коллегии не явились, о дате, месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, ходатайств об его отложении в суд апелляционной инстанции не направили.

Учитывая надлежащее извещение указанных лиц о времени и месте судебного заседания, руководствуясь положениями части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие с участием представителей административного истца и административного ответчика.

Исследовав материалы административного дела в порядке статьи 308 КАС РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения явившихся лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

В соответствии с частью 2 статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются, в том числе, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений судьей районного суда, вопреки доводам апелляционной жалобы, не было допущено.

Правоотношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, урегулированы Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ).

В силу ст. 14 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты.

В соответствии с ч. 1 ст. 29 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя: прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; возврат прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения при наличии оснований, установленных статьей 25 настоящего Федерального закона; проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; внесение в Единый государственный реестр недвижимости установленных настоящим Федеральным законом сведений, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; выдачу документов после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после прекращения государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Согласно п. 20 ч. 1 ст. 26 Закона № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если границы земельного участка, о государственном кадастровом учете которого и (или) государственной регистрации прав на который представлено заявление, пересекают границы другого земельного участка, сведения о котором содержатся в ЕГРН (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости, а также случаев, предусмотренных пунктом 20.1 настоящей части и частями 1 и 2 статьи 60.2 настоящего Федерального закона).

Статьей 27 названного Закона предусмотрено, что в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

Из материалов дела следует и установлено судьей районного суда, что согласно свидетельству о праве собственности от 13.08.2013, выданному государственными органами Украины, З.С. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый , площадью 0,1 га.

В 2014 году указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера , правообладателем указан З.С. на основании свидетельства о праве собственности от 13.08.2013 .

При этом, как указано в решении Севреестра от 07.06.2019 , сведения о местоположении границ, в том числе, названного земельного участка, перенесены в ГКН в рамках переноса в ГКН сведений о ранее учтенных земельных участках, расположенных на территории города Севастополя, в соответствии с Федеральной целевой программой «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости 2014-2020 годы)», утвержденной постановлением Правительства РФ от 10.10.2013 № 903.

Апелляционным определением Севастопольского городского суда от 21.03.2019 решение Балаклавского районного суда г. Севастополя от 26.10.2018 об отказе З.С. в удовлетворении исковых требований о признании права собственности на земельный участок отменено, принято новое решение, которым за З.С. признано право собственности на земельный участок с кадастровым номером , площадью 1000 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, относящийся к землям лесного фонда, ранее находившийся в постоянном пользовании Государственного предприятия «Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство».

23.04.2019 административный истец обратился через МФЦ в Управление с заявлением о государственной регистрации прав на данный земельный участок, приложив к нему указанное выше апелляционное определение суда.

06.05.2019 государственным регистратором вынесено уведомление о приостановлении государственной регистрации прав от 06.05.2019 , поскольку согласно сведениям ЕГРН границы земельного участка по вышеуказанному адресу пересекают границы земельного участка с кадастровым номером .

Во исполнение вынесенного уведомления административный истец обратился в Севреестр с заявлением об устранении реестровой ошибки в описании местоположения границ лесного земельного участка с кадастровым номером .

07.06.2019 Севреестром принято решение о необходимости устранения реестровой ошибки в сведениях ЕГРН в части местоположения границ земельного участка с кадастровым номером , сведения о границах которого содержатся в ЕГРН, поскольку при его формировании не было учтено наличие иных земельных участков, расположенных в границах образуемого земельного участка, а также наличие землеустроительной документации в отношении таких земельных участков.

Данный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 25.05.2016 на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости от 23.05.2016 и межевого плана от 23.05.2016, подготовленного кадастровым инженером Я.В., на основании схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, утвержденной распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношения города Севастополя от 05.05.2016 -РДЗ (далее - Схема).

07.06.2019 выявлено, что в Схеме может содержаться ошибка в сведениях о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером ввиду пересечения его границ с границами иных ранее учтенных земельных участков, в том числе, с кадастровым номером .

На основании вышеизложенного, в соответствии с протоколом выявления реестровой ошибки от 07.06.2019 согласно ч. 6 ст. 61 Закона № 218-ФЗ Сереестром принято решение о необходимости устранения реестровой ошибки в сведениях государственного реестра недвижимости о местоположении границ неземельного участка с кадастровым номером , указав при этом, что для исправления реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером собственнику данного земельного участка необходимо представить заявление об исправлении реестровой ошибки и необходимые в соответствии со статьей 14 Закона о регистрации документы, в том числе межевой план, подготовленный на основании соответствующего распоряжения о внесении изменений в Схему.

Данное решение, направленное Севреестром в Главное управление природных ресурсов и экологии г. Севастополя и Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя (собственнику), им в установленный законом срок исполнено не было, реестровая ошибка в части пересечения земельных участков с КН и КН устранена не была.

В связи с этим, обжалуемым решением Севреестра, оформленным Сообщением от 24.12.2019 , истцу отказано в государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок, поскольку последним не устранены приведенные в уведомлении о приостановлении государственной регистрации прав от 06.05.2019 причины, препятствующие осуществлению права собственности - пересечение границ земельного участка, в отношении которого подано заявление о государственной регистрации права, с границами земельного участка с кадастровым номером .

Разрешая данное дело и удовлетворяя частично заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что вопрос о праве на земельный участок истца разрешен вступившим в законную силу судебным актом, которым за З.С. признано право собственности на него, исправление реестровой ошибки не повлечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект. При этом суд пришел к выводу, что выявленная при обращении истца с заявлением о государственной регистрации права реестровая ошибка в силу прямого указания положений Закона № 218-ФЗ подлежит исправлению административным ответчиком, что им не было сделано.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции как основанными на правильном применении норм материального права и при верном установлении фактических обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела.

Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами по делу, спорный земельный участок является ранее учтенным, при его постановке на кадастровый учет в 2014 году пересечений границ с какими-либо земельными участками не было выявлено. Кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером осуществлен позднее - 25.06.2016, право собственности на него субъекта РФ – города Севастополя зарегистрировано 04.12.2017.

В соответствии с ч.ч. 3, 4, 6, 7 ст. 61 Закона № 218-ФЗ, в редакции, действующей на дату принятия Севреестром решения о необходимости устранения реестровой ошибки, воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном названным Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в ЕГРН, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.

Орган регистрации прав при обнаружении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган регистрации прав не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки.

Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа регистрации прав, вправе принять решение об исправлении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков.

По истечении шести месяцев со дня направления указанным в части 6 названной статьи лицам решения о необходимости устранения реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельного участка орган регистрации прав вправе внести изменения в сведения ЕГРН о местоположении границ и площади такого земельного участка без согласия его правообладателя.

Изменение в ЕГРН сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки в случае, указанном в названной статье Закона № 218-ФЗ, осуществляется органом регистрации прав с учетом сведений, содержащихся в правоустанавливающих документах, с использованием картографической основы в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования.

Федеральным законом от 17.06.2019 № 150-ФЗ в ч. 6 ст. 61 Закона № 218-ФЗ внесены изменения, которые действовали на момент принятия оспариваемого отказа.

Так, частями 6, 6.1 статьи 61 Закона № 218-ФЗ установлено, что орган регистрации прав при обнаружении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков, муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств, наличие которой является в том числе причиной пересечения границ земельных участков, границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств с границами земельного участка, принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган регистрации прав не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки. Порядок и способы направления органом регистрации прав данного решения в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа регистрации прав, вправе принять решение об исправлении такой реестровой ошибки.

По истечении трех месяцев со дня направления в предусмотренные частью 6 настоящей статьи органы решения о необходимости устранения реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости в описании местоположения границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств орган регистрации прав вносит изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств в порядке, установленном статьей 34 настоящего Федерального закона (ч. 6.1).

Таким образом, приведенными выше нормами законодатель установил обязанность органа регистрации прав внести изменения в ЕГРН сведения о местоположении границ земельного участка и его площади при исправлении реестровой ошибки на основании решения о необходимости устранения реестровой ошибки, подготовленного государственным регистратором прав, и при наличии документов, необходимых для устранения реестровой ошибки, без согласия его правообладателя.

Данная позиция согласуется с выводами, изложенными в определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 21.03.2018 № 51-КГ18-1.

Правила распределения бремени доказывания обстоятельств, имеющих значение для административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, установлены частями 2 и 3 статьи 62, частями 9 - 11 статьи 226 КАС РФ.

Как пояснил в суде апелляционной инстанции представитель административного ответчика, в Севреестре на момент принятия решения о необходимости устранения реестровой ошибки в органе имелись сведений, содержащиеся в правоустанавливающих документах на спорные земельные участки, картографическая основа, межевые планы.

Доказательств наличия препятствий, в том числе, в связи с отсутствием каких-либо конкретных документов, для устранения реестровой ошибки без согласия его правообладателя, административным органом не представлено.

Кроме того, в настоящее время действует порядок изменения в ЕГРН сведений о местоположении границ муниципального образования, населенного пункта, территориальной зоны, лесничества при исправлении реестровой ошибки в соответствии с частями 9 - 17 статьи 34, частью 6.1 статьи 61 Закона о недвижимости регламентирован Порядком изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка, муниципального образования, населенного пункта, территориальной зоны, лесничества при исправлении реестровой ошибки, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 № 943 (в редакции приказа Минэкономразвития России от 03.12.2019 № 775 «О внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 г. № 943», вступившего в силу 03.03.2020; далее - Порядок).

Согласно пункту 5 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 № 943 (далее - Порядок № 943), сведения в реестры ЕГРН вносятся посредством формирования, в частности, в реестре границ предусмотренных Порядком № 943 данных при внесении сведений о границах; формирование данных в реестре границ ЕГРН осуществляется в виде электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица, уполномоченного на внесение в него соответствующих сведений.

При этом пунктом 1.1 приказа Росреестра от 18.10.2016 № П/0515 «О наделении федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» отдельными полномочиями органа регистрации прав» предусмотрено, что ФГБУ «ФКП Росреестра» наделено полномочиями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, по ведению ЕГРН в части внесения сведений о границах в том числе муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств.

Учитывая изложенное, внесение изменений в сведения реестра границ ЕГРН о местоположении границ муниципального образования, населенного пункта, территориальной зоны, лесничества при исправлении реестровой ошибки должно осуществляться ФГБУ «ФКП Росреестра» (его филиалами) на основании решения о необходимости устранения реестровой ошибки, подготовленного государственным регистратором прав, и документов, предусмотренных пунктом 22 Порядка (письмо Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 03.03.2020 @ (вх. от 20.04.2020 /ЦА).

В силу п. 22 Порядка изменение сведений ЕГРН о местоположении границ и площади земельных участков (их частей), границ (частей границ) муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств при исправлении выявленных органом регистрации прав реестровых ошибок, указанных в части 6 статьи 61 Закона, осуществляется соответственно на основании решения о необходимости устранения реестровой ошибки и одного из следующих документов: Отчета, представленного с заявлением межевого плана, представленных в установленном статьей 34 Закона порядке документов.

Согласно ст. 34 Закона № 218-ФЗ орган регистрации прав в срок не позднее пятнадцати рабочих дней с даты поступления в порядке межведомственного информационного взаимодействия документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в ЕГРН, вносит соответствующие сведения в ЕГРН в соответствии с порядком ведения ЕГРН, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Изложенное свидетельствует, что у органа регистрации прав при наличии соответствующих документов и на основании решения о необходимости устранения реестровой ошибки наличествует возможность вносить изменение сведений ЕГРН о местоположении границ и площади земельных участков (их частей), границ (частей границ) муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств.

Как указывалось выше, сведений о том, что у административного ответчика отсутствовали документы, исключающие исправление реестровой ошибки, а также возможность получить соответствующие документы в порядке межведомственного запроса, заявителем не приведено и из материалов дела не усматривается, иные причины отказа в осуществлении государственной регистрации права обжалуемый отказ не содержит.

При этом, как правомерно отметил суд в обжалуемом решении, исправление реестровой ошибки не повлечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированных прав на объекты.

Довод представителя административного органа регистрации о том, что в рассматриваем случае исправление реестровой ошибки подлежит исправление путем подачи соответствующего иска либо на основании собственника земельного участка с кадастровым номером с предоставлением необходимых в соответствии со ст. 14 Закона № 218-ФЗ документов, в том числе межевого плана, подготовленного на основании соответствующего распоряжения о внесении изменений в Схему, не принимается во внимание судебной коллегий, поскольку основан на неверном толковании приведенных выше норм.

Коллегия судей отмечает, что право собственности на спорный земельный участок признано за административным истцом вступившим в законную силу апелляционным определением Севастопольского городского суда от 21.03.2019, что свидетельствует о том, что спор о правах на последний разрешен, в том числе, о его фактических границах. При этом из содержания данного судебного акта следует, что он был принят судебной коллегией в разрезе положений действующего лесного и земельного законодательства, с учетом наличия пересечения спорного земельного участка с землями лесного фонда, указанным судебным актом судебная коллегия фактически признала право собственности истца на земельный участок, находящейся на территории лесного фонда, что, по мнению последней, не отменяет ограничение, использование территории государственного природного ландшафтного заказника регионального значения «Ласпи».

Вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации (часть 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», часть 8 статьи 5 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», часть 2 статьи 13 ГПК, часть 1 статьи 16 КАС РФ).

В частности, судебные акты являются основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в течение 5 рабочих дней с даты поступления в орган регистрации прав вступившего в законную силу судебного акта, установившего обязанность осуществить государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав (пункт 5 части 2 статьи 14, пункт 7 части 1 статьи 16, часть 1 статьи 58 Закона № 218-ФЗ).

Таким образом, судебная коллегия, руководствуясь выше указанными положениями законодательства и установленными фактическими обстоятельствами дела, приходит к выводу о правомерности выводов суда первой инстанции.

Поскольку выводы суда первой инстанции о незаконности решения и бездействия административного ответчика соответствуют фактическим обстоятельствам дела, имеющимся в деле доказательствам, решение суда постановлено при правильном применении норм материального права, то оснований для отмены решения суда судебная коллегия не усматривает.

Ссылка в апелляционной жалобе на то, что административным истцом пропущен процессуальный срок на обращения с настоящим иском, является несостоятельной и правомерно отклонена районным судом при вынесении обжалуемого решения, с выводами которого соглашается суд апелляционной инстанции.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к изложению правовой позиции, выраженной в суде первой инстанции и являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда, основаны на ошибочном толковании норм материального права, направлены на иную оценку обстоятельств дела, установленных и исследованных судом.

При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене не усматривается.

Руководствуясь ст. ст. 307, 308, 309, 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам,

определила:

решение Балаклавского районного суда города Севастополя от 26 мая 2020 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя – без удовлетворении.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и оно может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение, в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий

Судьи

33а-2210/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Хисамов Захар Сергеевич
Ответчики
Управление государственной регистрации права и кадастра города Севастополя
Другие
Главное управление природных ресурсов и экологии города Севастополя
Усов Роман Сергеевич
Государственное казенное учреждение г. Севастополя Севастопольское лесничество
Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя
Суд
Севастопольский городской суд
Судья
Артамонова Татьяна Александровна
Дело на странице суда
gs.sev.sudrf.ru
24.07.2020Передача дела судье
01.09.2020Судебное заседание
14.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.09.2020Передано в экспедицию
01.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее