Дело № 33-2302/2016
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Санкт-Петербург 27 апреля 2016 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Горбатовой Л.В.,
судей Пучковой Л.В., Хрулевой Т.Е.,
при секретаре Рюмине А.А.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Рысевой ФИО8 на решение Лужского городского суда Ленинградской области от 15 февраля 2016 года по делу №2-147/2016 по иску Рысевой ФИО9 к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по гор.Санкт-Петербургу и Ленинградской области и Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в Лужском районе Ленинградской области о признании права на получение пенсии по случаю потери кормильца.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Хрулевой Т.Е., выслушав Рысеву С.Е., поддержавшую доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
07.12.2015 Рысева С.Е. обратилась в суд с иском к Управлению пенсионного фонда РФ в Лужском районе Ленинградской области ( далее-УПФ в Лужском районе Ленинградской области) о признании права на получение пенсии на льготных условиях по случаю потери кормильца.
В обоснование требований указала, что является вдовой пенсионера МВД, инвалида Балашова В.Н., умершего ДД.ММ.ГГГГ от заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел. Ссылаясь на ст.30 Закона РФ от 12.02.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», свидетельство о болезни №1040 от 13.06.1991, справку МСЭ-2007 <данные изъяты> от 05.02.2009 о причине инвалидности «заболевание получено в период прохождения службы в органах внутренних дел», справку №1от 17.04.2015 по результатам медико-социальной экспертизы по вопросу установления причины смерти инвалида, полагала, что относится к кругу лиц, имеющих право на получение пенсии по случаю потери кормильца по достижении 50 лет. Однако, решением УПФ в Лужском районе Ленинградской области от 01.12.2015 в получении пенсии по случаю потери кормильца отказано в виду недостижения возраста 55 лет, отсутствия инвалидности. Считала отказ незаконным, просила судебной защиты.
Определением суда от 25.01.2016 в качестве соответчика привлечено Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по гор.Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее-ГУ МВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области).
Решением Лужского городского суда Ленинградской области от 15.02.2016 в удовлетворении исковых требований Рысевой С.Е. отказано.
В апелляционной жалобе Рысева С.Е. просит решение суда первой инстанции отменить, указывая на неправильность выводов суда, основанных на акте медико-социальной экспертизы от 17.04.2015, а также отсутствии указания в решении суда на правовые последствия по достижении истцом возраста 55 лет.
Представители ГУ МВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, УПФ в Лужском районе Ленинградской области, третьего лица ФКУЗ «Медико-санитарная часть МВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области» в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о дате, времени и месте слушания дела по правилам ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, сведений об уважительности причин неявки суду апелляционной инстанции не представили, просьбы об отложении слушания дела не заявляли, в связи с чем, судебная коллегия полает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в порядке ч. 3 и ч.4 ст. 167, ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Рысева С.Е. являлась супругой Балашова В.Н., уволенного со службы в органах внутренних дел по п. «г» ст.67 «Положения о прохождении службы рядовым и начальствующим составом органов внутренних дел» (по ограниченному состоянию здоровья) на основании приказа 4 Управления ГУВД Ленгорисполкома от 01.08.1991 №35л/с, имевшего инвалидность третьей группы с причиной «заболевание, полученное в период прохождения службы в органах внутренних дел (справка МСЭ-2007 <данные изъяты> от 05.02.2009), умершего 10.03.2013.
17.04.2015 бюро МСЭ№9 – филиал ФКУ ГБ МСЭ по Ленинградской области Минтруда Росии на основании рассмотренных документов: свидетельства о болезни <данные изъяты> от 13.06.1991, медицинского свидетельства о смерти серии <данные изъяты> от 11.03.2013, карты патологоанатомического исследования №76/66с от 11.03.2013 установил причину связи смерти инвалида Балашова В.Н. –да, связана с прохождением службы в органах внутренних дел (акт МСЭ <данные изъяты>).
27.11.2015 Рысева С.Е. обратилась в УПФ в Лужском районе Ленинградской области с заявлением о назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца в соответствии со ст.10 Федерального закона РФ от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением УПФ в Лужском районе Ленинградской области от 01.12.2015 №4/540 отказано в назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца в виду недостижения необходимого возраста.
Отказывая в удовлетворении исковых требований о призвании права на получении пенсии по случаю потери кормильца суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком УПФ в Лужском районе Ленинградской области правомерно отказано в назначении пенсии в соответствии со ст. ст. 30 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12.02.1993 №4468-1, поскольку установленная актом МСЭ ФКУ «ГБ МСЭ по Ленинградской области» от 17.04.2015 №324.0.47/2015 причина смерти Балашова В.Н. основанием для назначения данной пенсии не является.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции.
Федеральный закон от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.
Страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с названным Федеральным законом Пенсионным Фондом Российской Федерации (пункт 2 статьи 2, пункт 1 статья 21).
Так, статьей 10 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено право на страховую пенсию по случаю потери кормильца для нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца, состоявших на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке).
Между тем как видно из иска, Рысева С.Е. обращаясь в суд, просила признать право на получение пенсии по потери кормильца на льготных условиях, ссылалась на положения статьи 30 Закона РФ от 12.02.1993 №4468-1.
Согласно пункту 5 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» порядок назначения и порядок выплаты пенсий, финансируемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, регулируются Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Действительно, пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей регулируется Законом РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Статьей 30 Закона РФ №4468-1 установлено, что супруги лиц, указанных в статье 1 названного Закона, в том числе лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, в Государственной противопожарной службе, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте "б" настоящей статьи, и их семей), умерших вследствие причин, перечисленных в пункте "а" статьи 21 настоящего Закона, имеют право на пенсию по случаю потери кормильца по достижении ими 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), а занятые из них уходом за ребенком умершего, не достигшим 8-летнего возраста, имеют право на указанную пенсию независимо от возраста, трудоспособности и от того, работают они или нет, в том числе независимо от того, проходят они военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы или нет.
В соответствии с п. "а" ст. 21 Закона РФ инвалиды из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, в зависимости от причины инвалидности подразделяются на следующие категории, в том числе, согласно п. "а": инвалиды вследствие военной травмы - лица, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе полученных в связи с пребыванием на фронте, прохождением службы за границей в государствах, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
Согласно ст. 51 данного Закона лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, в том числе лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, в Государственной противопожарной службе, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте "б" настоящей статьи, и их семей), с заявлениями о назначении пенсий обращаются в пенсионные органы Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и Федеральной службы безопасности Российской Федерации.
Заявления о назначении пенсий представляются в пенсионные органы вместе с соответствующими документами, необходимыми для решения данного вопроса.
Приказом МВД Российской Федерации от 27.05.2005 № 418 утверждена Инструкция об организации работы по пенсионному обеспечению в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Пунктом 6 данной Инструкции предусмотрено, что пенсии, пособия и компенсации пенсионерам и их семьям назначаются соответствующими пенсионными органами МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации по месту увольнения со службы.
Документы для назначения пенсии по случаю потери кормильца семьям умерших пенсионеров оформляются пенсионными органами по месту нахождения пенсионного дела или пенсионным органом по месту жительства семьи (абзац 2 пункта7).
Согласно пункту 13 Инструкции на основании представленных документов пенсионным органом составляются заключения о назначении пенсии (приложения N 3, 4, 5) или пособия (приложение N 6), которые утверждаются уполномоченным должностным лицом МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации.
По смыслу названных положений Закона РФ №4468-1 и Инструкции под пенсионными органами, компетентными для решения вопроса о назначении и выплате пенсии по случаю потери кормильца в соответствии со ст.30 Закона РФ от 12.02.1993 №4468-1, понимаются пенсионный орган МВД, ГУВД, УВД субъекта Российской Федерации по месту нахождения пенсионного дела (умершего пенсионера) или пенсионный орган МВД, ГУВД, УВД субъекта Российской Федерации по месту жительства семьи.
Следовательно, УПФ в Лужском районе Ленинградской области не является компетентным органом для назначения и выплаты спорной льготной пенсии по случаю потери кормильца, и в удовлетворении иска к указанному ответчику надлежало отказать по данному основанию.
Следует отметить, что обращаясь в УПФ в Лужском районе Ленинградской области, Рысева С.Е. просила назначить страховую пенсию по потери кормильца в соответствии со ст.10 Федерального закона №400-ФЗ, а не пенсию в соответствии со ст.30 Закона РФ №4468-1. Следовательно, вывод суда о правомерности отказа в назначении пенсии по случаю потери кормильца на льготных условиях в соответствии со ст.30 Закона РФ №4468-1 является неправильным.
В соответствии со ст.3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Как следует из материалов дела, Рысева С.Е. с заявлением и необходимыми документами для назначения пенсии по потере кормильца на льготных условиях в соответствии со ст.30 Закона РФ №4468-1 в пенсионный орган ГУ МВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, не обращалась. Доказательств обратного суду истцом не представлено.
При таком положении в удовлетворении исковых требований к ГУ МВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области должно быть отказано, поскольку в силу ст.3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации защите в судебном порядке подлежат нарушенные права и законные интересы. Кроме того, суд не вправе предрешать существо решения, которое должно быть принято соответствующим компетентным органом.
Указанное требование закона не было соблюдено судом первой инстанции.
При разрешении спора по существу, суд первой инстанции не установил обстоятельства, имеющие значения для дела, пришел к неправильному выводу о том, что ответчик правомерно отказал в назначении оспариваемой пенсии, вошел в обсуждение вопроса о назначении льготной пенсии до вынесения суждения компетентным органом.
Допущенное судом нарушение норм материального и процессуального права являются существенным и непреодолимым, в связи с чем может быть исправлено только посредством отмены решения Лужского городского суда Ленинградской области от 15 февраля 2016 года с вынесением нового решения.
Руководствуясь статьями п.2 ст.328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
Решение Лужского городского суда Ленинградской области от 15 февраля 2016 года отменить с вынесением нового решения.
В удовлетворении исковых требований Рысевой ФИО10 к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по гор.Санкт-Петербургу и Ленинградской области и к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в Лужском районе Ленинградской области о признании права на получение пенсии на льготных условиях по случаю потери кормильца – отказать.
Председательствующий:
Судьи: