Дело №2-723/2019 УИД №
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
18 декабря 2019 года <адрес>
Моргаушский районный суд Чувашкой Республики в составе председательствующего судьи Ярусовой А.Н.,
при секретаре судебного заседания Ивановой С.Ю.,
с участием заместителя прокурора Моргаушского района Чувашской Республики Семенова Ю.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Моргаушского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес> сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики о признании недвижимой вещи бесхозяйной, обязании обратиться с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества,
установил:
Прокурор Моргаушского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к администрации <адрес> сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики о признании недвижимой вещи – автомобильной дороги, расположенной на территории муниципального образования <адрес> сельского поселения Моргаушского района, проходящей по <адрес>, протяженностью <данные изъяты> метров, бесхозяйной, обязании администрации <адрес> сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество – Управление Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества – автомобильной дороги, проходящей по <адрес>, протяженностью <данные изъяты> метров, в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Моргаушского района Чувашской Республики проведена проверка соблюдения законодательства по распоряжению государственным и муниципальным имуществом на территории <адрес> сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики и безопасности дорожного движения.
В ходе проведенной проверки установлено, что автомобильная дорога, расположенная на территории муниципального образования – <адрес> сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики, проходящая по <адрес>, протяженностью <данные изъяты> метров, является бесхозяйной. Данный участок дороги является автомобильной дорогой общего пользования местного значения и имеет общественную значимость. По указанной дороге осуществляется движение автомобильного транспорта, в том числе жителей, проживающих в близлежащих индивидуальных жилых домах, расположенных по <адрес>. В настоящее время данная автомобильная дорога не находится в муниципальной собственности, в реестр муниципального имущества не включена, является бесхозяйной. Указанные обстоятельства не позволяют в полной мере реализовать полномочия владельца дорог при осуществлении дорожной деятельности, не обеспечивают соблюдение установленного порядка использования полос отвода автомобильных дорог местного значения, а также не позволяют осуществлять учет дорог, в том числе, в части обязательного присвоения идентификационного номера дороги, что негативно сказывается на обеспечении безопасности дорожного движения и решении вопросов местного значения. Кроме того, данное обстоятельство не обеспечивает надлежащую охрану жизни и здоровья граждан, защиту их прав и законных интересов, защиту интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Статус автомобильных дорог в качестве бесхозяйных свидетельствует о ненадлежащем исполнении законодательства о транспортной безопасности в области дорожной деятельности и автомобильного транспорта, и создает повышенную опасность для населения и окружающей среды. Бездействием администрации <адрес> сельского поселения Моргаушского района нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, в том числе жителей <адрес>.
Ссылаясь на положения статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 8 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» (далее Федерального закона №257-ФЗ), Федерального закона от 6 октября 2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федерального закона №131-ФЗ) просит признать недвижимую вещь – автомобильную дорогу, проходящую по <адрес>, протяженностью <данные изъяты> метров, расположенную на территории муниципального образования <адрес> сельского поселения Моргаушского района, бесхозной. Обязать администрацию <адрес> сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество – Управление Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением о постановке на учет бесхозного недвижимого имущества – автомобильной дороги, проходящей по <адрес>, протяженностью <данные изъяты> метров.
В судебном заседании заместитель прокурора Моргаушского района Чувашской Республики ФИО3 поддержал исковые требования в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске, вновь привел их суду.
Представитель ответчика – администрации <адрес> сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики в судебное заседание не явился, причина неявки суду не известна, извещены надлежащим образом.
Третье лицо - Управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ по Чувашской Республике, надлежащим образом извещенное о времени и месте разбирательства дела, явку своих представителей на судебное заседание не обеспечили, об уважительных причинах неявки суду не сообщили.
С учетом мнения участников судебного разбирательства, суд считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке в заочном порядке.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Статьей 130 Конституции Российской Федерации установлено, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Согласно пункта 1 статьи 3 Федерального закона №257-ФЗ автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В силу пунктов 1 и 6 части 1 статьи 13 Федерального закона №257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения и осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В соответствии с частью 2 статьи 13 Федерального закона №257-ФЗ полномочия в области дорожной деятельности, установленные частью 1 настоящей статьи, реализуются органами местного самоуправления сельских поселений в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов.
При этом согласно пункта 6 статьи 3 Федерального закона №257-ФЗ под дорожной деятельностью понимается - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
На основании пункта 5 части 1 статьи 14 Федерального закона №131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона №131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона №131-ФЗ иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
В соответствии с частью 5 статьи 8 Закона Чувашской Республики от 18 октября 2004 года №19 «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике» (далее Закона об организации местного самоуправления) к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 8 Закона об организации местного самоуправления к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 4 (за исключением организации в границах поселения электро- и газоснабжения населения), 5, 7.1, 7.2, 8 - 10, 12, 15, 16, 18, 19, 20 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21 (за исключением резервирования земель и изъятия земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществления муниципального земельного контроля в границах поселения), 22, 23, 29, 31, 31.1, 31.7 части 1 настоящей статьи.
В силу требований части 1 статьи 5 Федерального закона №257-ФЗ автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на: автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги.
Как установлено части 1 статьи 6 Федерального закона №257-ФЗ автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.
Согласно части 8 статьи 6 Федерального закона №257-ФЗ к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В силу пункта 7 статьи 3 Федерального закона №257-ФЗ под владельцем автомобильных дорог понимаются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьями 17, 18 Федерального закона №257-ФЗ предусматривается обязанность владельца по оценке технического состояния автомобильных дорог и проведения их ремонта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Федерального закона №131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
Исходя из положений статьи 51 Федерального закона №131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В судебном заседании установлено, что автомобильная дорога, расположенная на территории муниципального образования <адрес> сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики, проходящая по <адрес>, протяженностью <данные изъяты> метров, в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной собственности не значится. Таким образом, указанная автомобильная дорога является бесхозяйным имуществом.
Обязанность по осуществлению мер по приведению указанной автодороги в состояние, обеспечивающее безопасность жизни и здоровья населения, охрану окружающей среды, возложена на местную администрацию.
В соответствии со статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (п.1). Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности (п.3).
Исходя из смысла пунктов 1 и 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 16 Федерального закона №131-ФЗ, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан обратиться с таким заявлением в силу возложенных на него законом полномочий.
Как установлено в судебном заседании и не оспаривается участниками процесса, данный участок является автомобильной дорогой общего пользования местного значения и имеет общественную значимость, по указанному участку дороги осуществляется регулярное движение автомобильного транспорта, в том числе транспорта лиц, проживающих в близлежащих индивидуальных жилых домах, расположенных по <адрес>.
Отсутствие собственника автомобильной дороги влечет невозможность исполнения предусмотренной Федеральным законом №131-ФЗ, Федеральным законом №257-ФЗ обязанности муниципального образования по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильной дороги местного значения.
Следовательно, бездействие администрации <адрес> сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики по принятию мер по постановке на муниципальный баланс данной автомобильной дороги местного значения, свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления возложенных на него обязанностей.
При таких обстоятельствах, поскольку объект недвижимости – автомобильная дорога, расположенная на территории муниципального образования <адрес> сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики, проходящая по <адрес>, протяженностью <данные изъяты> метров, является бесхозяйной дорогой, что может причинить вред неопределенному кругу лиц, суд считает, что данные обстоятельства влекут обязанность органа местного самоуправления, на территории которого находится данный объект, по постановке данной автомобильной дороги на учет в государственный регистрирующий орган как бесхозяйного имущества.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, вышеизложенные нормы права, учитывая, что при рассмотрении дела было установлено отсутствие собственника спорного имущества, и что данное имущество в реестре имущества муниципального образования не значится, при этом доказательств, опровергающих указанные выше обстоятельства, не представлено, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований прокурора о признании автомобильной дороги, проходящей <адрес>, протяженностью <данные изъяты> метров, расположенной на территории муниципального образования <адрес> сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики, бесхозяйной и обязании администрации <адрес> сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество – Управление Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской республике – Чувашии, с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества – автомобильной дороги, проходящей по <адрес>, протяженностью <данные изъяты> метров.
В связи с тем, что исполнение решения суда связано с совершением определенных действий (подача заявления компетентным органам), суд полагает возможным в соответствии с частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определить срок исполнения - в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Суд считает указанный срок разумным и достаточным для надлежащего исполнения данной обязанности.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 193-199, 235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,
решил:
Признать недвижимую вещь – автомобильную дорогу, проходящую по <адрес>, протяженностью <данные изъяты> метров, расположенную на территории муниципального образования <адрес> сельского поселения Моргаушского района, бесхозяйной.
Обязать администрацию <адрес> сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество – Управление Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике – Чувашии, с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества – автомобильной дороги, проходящей по <адрес>, протяженностью <данные изъяты> метров, расположенной на территории муниципального образования <адрес> сельского поселения <адрес>, в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья А.Н. Ярусова