Дело № 2а-369/2021
УИД № 65RS0004-01-2021-000580-94
Решение
Именем Российской Федерации
город Долинск 01 июля 2021 года
Долинский городской суд Сахалинской области в составе:
председательствующего судьи Портнягиной А.А.,
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Данилёнок О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Долинского городского суда административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Специализированное агентство аналитики и безопасности" к судебному приставу-исполнителю отделения судебных приставов по Долинскому району управления Федеральной службы судебных приставов России по Сахалинской области ФИО1, отделению судебных приставов по Долинскому району управления Федеральной службы судебных приставов России по Сахалинской области, управлению Федеральной службы судебных приставов России по Сахалинской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности принять меры принудительного исполнения,
установил:
ДД.ММ.ГГГГ общество с ограниченной ответственностью "Специализированное агентство аналитики и безопасности" (далее ООО "СААБ", общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю отделения судебных приставов по Долинскому району управления Федеральной службы судебных приставов России по Сахалинской области ФИО1, управлению Федеральной службы судебных приставов России по Сахалинской области (далее УФССП России по Сахалинской области) о признании незаконным бездействия, выразившееся в непринятии мер принудительного исполнения для своевременного исполнения требований, содержащихся в документе, и возложении обязанности применить меры принудительного характера, а именно обратить взыскание на пенсию должника.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ в ОСП по Долинскому району УФССП России по Сахалинской области предъявлен исполнительный документ № ФС № от ДД.ММ.ГГГГ, выданный Долинским городским судом, о взыскании с должника ФИО6 задолженности по кредитному договору в пользу взыскателя. ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство, которое находится на исполнении у судебного пристава-исполнителя ФИО1 Меры принудительного характера, предусмотренные законодательством об исполнительном производстве, направленные на исполнение требований исполнительного документа, судебным приставом-исполнителем длительное время не принимаются, меры по обращению взыскания на пенсию должника не применены, денежные средства из доходов не удерживаются.
Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено ОСП по Долинскому району УФФСП России по Сахалинской области.
В судебное заседание представители административного истца и административных ответчиков – ОСП по Долинскому району УФССП России по Сахалинской области, УФССП России по Сахалинской области, судебный пристав-исполнитель ОСП по Долинскому району УФФСП России по Сахалинской области ФИО1, заинтересованное лицо ФИО6 не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представитель УФССП России по Сахалинской области Гулеватый К.Ю., заинтересованное лицо ФИО6 представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
Руководствуясь положениями части 2 статьи 150, частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участвующих в деле лиц.
Изучив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, проверив законность и обоснованность действий должностного лица, суд приходит к следующему.
На основании статьи 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Статьей 360 Кодекса административного судопроизводства РФ предусмотрено, что постановления судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 Кодекса административного судопроизводства РФ.
Аналогичные положения закреплены в части 1 статьи 50, части 1 статьи 121, части 1 статьи 128 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Согласно статье 1 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» настоящий Федеральный закон определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц (далее также - граждане), юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (далее также - организации) обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.
В силу статьи 2 Федерального закона № 229-ФЗ задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Статьей 4 Федерального закона закреплены принципы исполнительного производства, к которым относится, в том числе, и принцип своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.
Согласно части 1 статьи 5 Закона принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
Частью 2 статьи 5 предусмотрено, что непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов (далее - подразделения судебных приставов).
Полномочия судебных приставов-исполнителей определяются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «О судебных приставах» и иными федеральными законами (часть 3 статьи 5).
Пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» принятие мер по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов возлагается на судебного пристава-исполнителя.
В компетенцию названного должностного лица входит совершение любых не противоречащих закону действий, необходимых для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов (пункт 17 части 1 статьи 64 Федерального закона № 229-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 36 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
В силу закона судебному приставу-исполнителю предоставлено право самостоятельно определять вид исполнительных действий, подлежащих применению в конкретной ситуации.
Так, положениями статьи 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ предусмотрено, что исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия:
1) вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
2) запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки;
3) проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов;
5) входить в нежилые помещения, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов;
6) с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника - без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником;
7) в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение;
10) производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел;
14) обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним (далее - регистрирующий орган), для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;
15) устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации;
15.1) устанавливать временные ограничения на пользование должником специальным правом, предоставленным ему в соответствии с законодательством Российской Федерации;
16) проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица, а также правильности списания с лицевого счета должника в системе ведения реестра и счетах депо в депозитариях, открытых профессиональным участником рынка ценных бумаг в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее - лицевой счет и счет депо), и зачисления на лицевой счет или счет депо взыскателя эмиссионных ценных бумаг по заявлению взыскателя или по собственной инициативе, в том числе по исполнительным документам, предъявленным в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 8, частью 1 статьи 8.1 и частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона. При проведении такой проверки организация или иное лицо, указанные в части 1 статьи 8, части 1 статьи 8.1 и части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, обязаны представить судебному приставу-исполнителю соответствующие бухгалтерские и иные документы;
17) совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
В силу части 1 статьи 68 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.
Меры принудительного исполнения указаны в части 3 статьи 68 Федерального закона № 229-ФЗ, к ним относятся, в том числе:
1) обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги;
2) обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений;
3) обращение взыскания на имущественные права должника, в том числе на право получения платежей по исполнительному производству, в котором он выступает в качестве взыскателя, на право получения платежей по найму, аренде, а также на исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, права требования по договорам об отчуждении или использовании исключительного права на результат интеллектуальной деятельности и средство индивидуализации, право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, принадлежащее должнику как лицензиату;
4) изъятие у должника имущества, присужденного взыскателю, а также по исполнительной надписи нотариуса в предусмотренных федеральным законом случаях;
5) наложение ареста на имущество должника, находящееся у должника или у третьих лиц, во исполнение судебного акта об аресте имущества;
11) иные действия, предусмотренные федеральным законом или исполнительным документом.
Из материалов дела следует, что решением Долинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № с ФИО6 в пользу ООО «СААБ» взыскана задолженность по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ № в размере 75 927,04 руб., судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 478 руб., а всего 78 405,04 руб.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП по Долинскому району УФССП России по Сахалинской области ФИО1 возбуждено исполнительное производство №-ИП, должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
В рамках данного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем с целью установления имущественного положения должника ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ направлены запросы о месте проживания должника, получения пенсии, наличии в собственности последней имущества, автомоторанспортных средств, маломерных судов и самоходной техники, об открытых счетах в кредитных организациях, о получении пенсионных выплат, у операторов сотовой связи истребованы сведения об оформленных должником абонентских номерах с указанием персональных данных.
Установив наличие открытых счетов на имя ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем обращено взыскание на денежные средства должника, находящиеся в ПАО «Азиатско-Тихоокеанский Банк», АО «Почта Банк», ООО «ХКФ Банк», о чем вынесены соответствующие постановления.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем обращено взыскание на пенсию ФИО6, о чем вынесено соответствующее постановление.
Согласно справке УПФР по Долинскому району Сахалинской области (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ, предоставленной ФИО6 с пенсии последний с января 2021 года производятся удержания в пользу ООО «СААБ» по исполнительному документу 2-178, общий размер удержанных средств по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составил 28 493,76 руб.
Указанное свидетельствует о своевременном принятии судебным приставом-исполнителем ФИО1 с момента возбуждения исполнительного производства №-ИП мер принудительного исполнения.
Таким образом, доводы административного истца в части не принятия мер по обращению взыскания на пенсию должника опровергаются материалами дела, свидетельствующими о своевременности и принятии административным ответчиком в полном объеме мер к исполнению требований судебного решения.
Применительно к рассматриваемым правоотношениям судебным приставом-исполнителем получены сведения о том, что ФИО6 является получателем пенсии, на которую обращено взыскание.
Иных доказательств, свидетельствующих о нарушении прав ООО «СААБ», как взыскателя, в материалах дела не имеется и судом не установлено.
Кроме того, судом учитывается, что само по себе нарушение установленного статьей 36 Федерального закона № 229-ФЗ срока исполнения требований исполнительного документа не свидетельствует о допущенном незаконном бездействии, нарушающим права взыскателя, поскольку указанный срок не является пресекательным.
Как в течение этого периода времени, так и после него, судебным приставом-исполнителем в достаточном объеме совершались предусмотренные законом действия, направленные на исполнение требований исполнительного документа. При этом в выборе тех или иных исполнительных действий и мер принудительного исполнения судебный пристав-исполнитель самостоятелен.
Оснований сделать вывод о том, что судебным приставом-исполнителем допущено незаконное бездействие по исполнительному производству в рамках настоящего дела, не имеется.
Проанализировав установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что судебным приставом-исполнителем ОСП по Долинскому району УФФСП Росси по Сахалинской области ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не допущено бездействия при исполнении исполнительного производства №-ИП, и, как следствие, об отсутствии какого-либо нарушения прав взыскателя ООО «СААБ», в связи с чем, оснований для признания незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя ФИО1 по неисполнению судебного решения № от ДД.ММ.ГГГГ не имеется.
Равным образом отсутствуют основания для возложения на судебного пристава-исполнителя обязанности принять меры принудительного характера, направленные на исполнение требований исполнительного документа.
При таких обстоятельствах, суд отказывает в удовлетворении административных исковых требований ООО «СААБ» в полном объеме.
Руководствуясь статьями 177-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Специализированное агентство аналитики и безопасности" к судебному приставу-исполнителю отделения судебных приставов по Долинскому району управления Федеральной службы судебных приставов России по Сахалинской области ФИО1, отделению судебных приставов по Долинскому району управления Федеральной службы судебных приставов России по Сахалинской области, управлению Федеральной службы судебных приставов России по Сахалинской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности принять меры принудительного исполнения – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Долинский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий судья А.А. Портнягина
Мотивированное решение составлено 15 июля 2021 года.