Решение по делу № 33-97/2023 от 11.01.2023

Председательствующий – Иваныш И.В.

Дело № 33-97/2023

номер дела в суде первой инстанции 2-438/2022

УИД 02RS0009-01-2022-000871-62

строка статистической отчетности 2.211

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 февраля 2023 года г. Горно-Алтайск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи – Черткова С.Н.,

судей – Кокшаровой Е.А., Шнайдер О.А.,

при секретаре – Казаниной Т.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Чемальский район» на решение Чемальского районного суда Республики Алтай от 21 ноября 2022 года, которым

исковые требования прокурора Чемальского района в интересах жителей с. Узнезя к администрации МО «Чемальский район» о возложении обязанности в течение одного года с даты вступления в силу решения суда организовать техническую возможность подключения земельных участков, предоставленных льготной категории граждан на территории микрорайона «Селигур» села Узнезя Чемальского района Республики Алтай (улицы Новая, Горная, Радужная, Сосновая, Восточная) к сетям инженерной инфраструктуры: водоснабжения, водоотведения, а также организовать строительство дорог и подъездных путей к данным земельным участкам, предоставленным гражданам администрацией МО «Чемальский район» с обеспечением проведения в отношении дорог паспортизации, разработки и утверждения проекта организации дорожного движения и проекта содержания дорог, удовлетворены.

Возложена на Администрацию Чемальского района Республики Алтай обязанность в течение одного года с даты вступления в силу решения суда организовать техническую возможность подключения земельных участков, предоставленных льготной категории граждан на территории микрорайона «Селигур» села Узнезя Чемальского района Республики Алтай (улицы Новая, Горная, Радужная, Сосновая, Восточная) к сетям инженерной инфраструктуры: водоснабжения, водоотведения, а также организовать строительство дорог и подъездных путей к данным земельным участкам, предоставленным гражданам администрацией МО «Чемальский район» с обеспечением проведения в отношении дорог паспортизации, разработки и утверждения проекта организации дорожного движения и проекта содержания дорог.

Заслушав доклад судьи Черткова С.Н., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Чемальского района обратился в суд в интересах жителей с. Узнезя с иском к администрации МО «Чемальский район» (с учетом последующих уточнений) о возложении обязанности в течение одного года с даты вступления в силу решения суда организовать техническую возможность подключения земельных участков, предоставленных льготной категории граждан на территории микрорайона «Селигур» села Узнезя Чемальского района Республики Алтай (улицы Новая, Горная, Радужная, Сосновая, Восточная) к сетям инженерной инфраструктуры: водоснабжения, водоотведения, а также организовать строительство дорог и подъездных путей к данным земельным участкам, предоставленным гражданам администрацией МО «Чемальский район» с обеспечением проведения в отношении дорог паспортизации, разработки и утверждения проекта организации дорожного движения и проекта содержания дорог, мотивировав требования тем, что прокуратурой Чемальского района на основании обращения жителей МО «Узнезинское сельское поселение» проведена проверка исполнения земельного законодательства в части обеспечения инженерной инфраструктурой земельных участков, предоставленных администрацией МО «Чемальский район» гражданам, имеющим право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков. Установлено, что в с. Узнезя территориально сформировался новый микрорайон «Селигур». В период с 2011 года по 2017 год гражданам, относящимся к категориям «молодая семья», «многодетная семья», «инвалид», «ветераны боевых действий» администрацией МО «Чемальский район» были предоставлены земельные участки на территории указанного микрорайона, которые относятся к категории земель населенных пунктов с видами разрешенного использования «для жилищного строительства», «для строительства жилого дома». Вместе с тем, предоставленные для жилищного строительства земельные участки представляют собой поросшую древесно-кустарниковой растительностью местность, не обеспечены необходимой инженерно-технической инфраструктурой (коммуникациями): газовыми, электрическими, канализационными сетями, а также сетями водоснабжения, отсутствует дорожно-транспортная инфраструктура, а также возможность технологического присоединения к сетям водоснабжения, водоотведения. Обязанность по обеспечению объектами инфраструктуры земельных участков в целях предоставления на безвозмездной основе для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков, выполняется муниципальным образованием в порядке решения вопросов местного значения. В результате бездействия ответчика граждане, относящиеся к льготным категориям, лишены возможности строительства на указанных земельных участках жилых домов.

Суд вынес вышеуказанное решение, об отмене которого просит в апелляционное жалобе администрация МО «Чемальский район», указывая, что планирование дорожной деятельности осуществляется органами местного самоуправления на основании документации по организации дорожного движения, документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляется в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации. Данные программы разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления поселения на основании утвержденных генеральных планов поселения. Судом первой инстанции не учтено, что решением Верховного суда Республики Алтай от 27 июня 2022 года признаны недействующими решения Совета депутатов Узнезинского сельского поселения от 28 июня 2018 года «Об утверждении внесения изменений в Генеральный план МО «Узнезинское сельское поселение», решения Совета депутатов Узнезинского сельского поселения от 07 сентября 2018 года «Об утверждении внесения изменений в Правила землепользования и застройки МО «Узнезинское сельское поселение», что делает невозможным исполнить решение суда.

Прокурор Чемальского района Республики Алтай в возражениях на апелляционную жалобу администрации МО «Чемальский район» просил решение суда оставить без изменения.

Изучив материалы дела, выслушав представителя администрации МО «Чемальский район» Четвернину А.И., поддержавшую доводы жалобы, прокурора Дедина А.С. полагавшего решение подлежащим оставлению без изменения, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, обсудив доводы жалобы, поступивших относительно нее возражений, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Подпунктом 6 ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, бесплатно на основании решения уполномоченного органа, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статья 39.19 ЗК РФ предусматривает, что порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Такой порядок на территории Республики Алтай установлен в настоящее время установлен Законом Республики Алтай от 10 ноября 2015 года № 68-РЗ «О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков на территории Республики Алтай и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Алтай» (далее Закон № 68-РЗ). Ранее указанный порядок был урегулирован Законом Республики Алтай от 1 августа 2003 года № 13-1 «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан в Республике Алтай».

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона № 68-РЗ в случаях, установленных в статье 2 настоящего Закона, однократно бесплатно предоставляются в собственность гражданам, проживающим на территории соответствующего муниципального района или городского округа в Республике Алтай, не имеющим и не имевшим ранее в собственности или на ином праве земельных участков с разрешенным использованием - индивидуальное жилищное строительство, дачное строительство или ведение дачного хозяйства, ведение личного подсобного хозяйства, ведение садоводства, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и относящимся к следующим категориям: гражданам, имеющим трех и более детей в возрасте до 18 лет, совместно проживающих с родителями (усыновителями, приемными родителями, опекунами или попечителями) или с одним из них, а в случае обучения ребенка из такой семьи по очной форме обучения в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования - до окончания такого обучения, но не более, чем до достижения им возраста 23 лет (далее - многодетные семьи); молодым семьям, возраст супругов в которых не превышает 35 лет, включая неполные семьи, возраст родителя в которой не превышает 35 лет (далее также - молодые семьи, полные молодые семьи, неполные молодые семьи); гражданам, являющимся ветеранами боевых действий; инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов; лицам, проработавшим в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденным орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.

Судом установлено и из материалов дела следует, что в период с 2011 года по 2017 год гражданам, относящимся к категориям «молодая семья», «многодетная семья», «инвалид», «ветераны боевых действий» администрацией МО «Чемальский район» на территории микрорайона «Селигур» с. Узнезя Узнезинского сельского поселения Чемальского района Республики Алтай, были предоставлены следующие земельные участки, которые относятся к категории земель населенных пунктов с видами разрешенного использования «для жилищного строительства», «для строительства жилого дома»: .

Кроме того, в период с 2013 года по 2018 год администрацией МО «Чемальский район» было предоставлено 27 земельных участков на территории микрорайона «Селигур» по договорам аренды для целей личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства: .

Прокуратурой Чемальского района на основании обращения жителей МО «Узнезинское сельское поселение» проведена проверка исполнения земельного законодательства в части обеспечения инженерной инфраструктурой земельных участков, предоставленных администрацией МО «Чемальский район» гражданам, имеющим право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков, в ходе которой установлено, что земельные участки представляют собой поросшую древесно-кустарниковой растительностью местность, где отсутствуют объекты водоснабжения, (в том числе скважины, водопровод, водозаборные колонки), водоотведения, теплоснабжения, газоснабжения, автомобильные дороги и подъездные пути к земельным участкам. Жилищное либо иное строительство на земельных участках не ведется. Подъезд к микрорайону осуществляется по стихийно сложившимся полосам земли, имеющим многочисленные повреждения земляной поверхности, выбоины, просадки, колеи, канавы. К микрорайону проведена отпайка ВЛ-10, протяженностью 400 м., установлена КТП 15-3-118 и построено 32 пролета ВЛ-0,4 кВ, протяженностью 960 м.

Отсутствие инженерной инфраструктуры на предоставленных администрацией МО «Чемальский район» земельных участках подтверждается приложенными к акту выкопировкой из карт и фототаблицами и ответчиком не оспаривается.

Согласно информации ОМВД по Чемальскому району от 26 июля 2022 года, 26 июля 2022 года был осуществлен выезд в с. Узнезя Чемальского района в микрорайон «Селигур», установлено, что подъезд к микрорайону «Селигур» представлен грунтовой дорогой, которая не ремпрофилируется (отсыпка, грейдирование), а именно «накатанная» внедорожными транспортными средствами. На всем протяжении имеются ямы, выбоины, просадка грунта, пни от сваленных деревьев.

По информации Департамента строительства, дорожного хозяйства, транспорта и жилищно-коммунальной политики, в микрорайоне «Селигур» автомобильные дороги местного значения отсутствуют, так как не разработан проект планировки и проект межевания данной территории, а также проект строительства дорог.

Согласно ответу администрации МО «Чемальский район» № 6581 от 14 июля 2022 года, для проведения работ по устройству коммунальной и инженерной инфраструктуры финансирование в бюджете МО «Чемальский район» не предусмотрено, так как финансовых средств недостаточно для решения всех вопросов в соответствии с полномочиями. Бюджет сбалансирован, в первую очередь обеспечиваются первоочередные расходы. В целях эффективного использования денежных средств целесообразно сначала утвердить генеральный план. В случае его утверждения, гражданам будет предложено обратиться в суд для вынесения решения по обмену земельных участков.

Рассматривая требования прокурора Чемальского района, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что право на жилище обеспечивается не только формальным предоставлением земельного участка, но и созданием условий для жилищного строительства, обеспечением возможности реальной реализации этого права.

Из материалов дела усматривается и не опровергается доказательствами по делу, что с момента предоставления земельных участков (2011 – 2017 годы) до момента обращения прокурора в суд прошло значительное количество времени, между тем обязанность органа местного самоуправления по обеспечению земельных участков необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность пользования жилыми объектами, в целях строительства которых и были предоставлены земельные участки, в том числе льготной категории граждан, не выполнена.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованным выводам о необходимости организации ответчиком обеспечения коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой земельных участков в целях устранения нарушения прав граждан на реальное получение меры социальной поддержки.

Земельные участки, предоставленные льготной категории граждан, расположены на территории Узнезинского сельского поселения Чемальского района, данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются сторонами.

Как следует из правовой позиции, выраженной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 20 декабря 2010 года № 22-П, основная цель местного самоуправления - удовлетворение основных жизненных потребностей населения муниципальных образований.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в предел; полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 4) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранность автомобильных дорог местного значения в границах населенных пункте поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5).

На основании ч. 4 ст. 14 указанного Закона вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. Поскольку вопросы местного значения, предусмотренные п. 5 ч. 1 ст. 14 данного Закона не отнесены к вопросам местного значения сельского поселения данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в Определении от 09 ноября 2017 года № 2516-О, если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий с тем, чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.

В системе действующего правового регулирования органы местного самоуправления при определении земельных участков для предоставления в установленных субъектом Российской Федерации случаях в собственность гражданам, имеющим трех и более детей (а равно в иных случаях реализации в такой форме государственной поддержки семей, имеющих детей), должны исходить из оснащенности такого земельного участка объектами необходимой инфраструктуры, организация которой возложена, в частности, на органы местного самоуправления городских округов положениями п. 4 и 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу.

Доводы жалобы администрации о том, что решением Верховного суда Республики Алтай от 27 июня 2022 года признаны недействующими решение Совета депутатов Узнезинского сельского поселения от 28 июня 2018 года «Об утверждении внесения изменений в Генеральный план МО «Узнезинское сельское поселение», решение Совета депутатов Узнезинского сельского поселения от 07 сентября 2018 года «Об утверждении внесения изменений в Правила землепользования и застройки МО «Узнезинское сельское поселение», что делает невозможным исполнить решение суда, не могут быть приняты во внимание, поскольку как следует из материалов дела Генеральный план и Правила землепользования и застройки МО «Узнезинское сельское поселение» предусматривал жилую застройку указанного микрорайона с 2011 года по настоящее время, земельные участки представлялись ответчиком с 2011 года по 2017 год, доказательств обеспечения вышеуказанных земельных участков в районе жилищного строительства района «Селигур» объектами инженерной инфраструктуры за период с 2011 года по настоящее время не представлено, в то время как данная обязанность в качестве меры социальной поддержки льготной категории граждан, возложена на орган местного самоуправления, каких-либо мер по созданию инженерной инфраструктуры и строительству дорог ответчиком не принято, что свидетельствует о нарушении ответчиком законных прав и интересов лиц, в том числе и лиц, которым предоставлены земельные участки, в интересах которых прокурор обратился в суд с иском.

Само по себе осуществление в настоящее время МО «Узнезинское сельское поселение» мероприятий по подготовке проекта Генерального плана МО «Узнезинское сельское поселение» в новой редакции вопреки доводам жалобы не препятствует исполнению решения суда, в том числе и в осуществления строительства дорог, поскольку из материалов дела усматривается, что в целях обслуживания улиц и хозяйственных проездов в указанном микрорайоне сформированы и поставлены на кадастровый учет соответствующие земельные участки.

Ссылка представителя ответчика, что в решении суда не конкретизирована форма водоснабжения населения также не может быть принята во внимание, поскольку организация органом местного самоуправления водоснабжения, как и иным инфраструктурным оснащением осуществляется в соответствии с законодательством, в частности, в предусмотренном Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» порядке, что относится к компетенции органа, организующего водоснабжение.

При этом судом первой инстанции администрации МО «Чемальский район» установлен достаточный срок для исполнения обжалуемого решения.

Доводы апелляционной жалобы по существу аналогичны, тем которые были рассмотрены судом первой инстанции, и не содержат правовых оснований к отмене решения суда, основаны на ошибочном толковании норм материального права, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными.

Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Чемальского районного суда Республики Алтай от 21 ноября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Чемальский район» - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу судебного постановления в порядке, предусмотренном главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Объявление в судебном заседании суда апелляционной инстанции только резолютивной части апелляционного определения и отложение составления мотивированного апелляционного определения в пределах пятидневного срока для соответствующей категории дел не изменяют дату его вступления в законную силу.

Председательствующий судья С.Н. Чертков

Судьи Е.А. Кокшарова

О.А. Шнайдер

Мотивированное апелляционное определение составлено 17 февраля 2023 года

Председательствующий – Иваныш И.В.

Дело № 33-97/2023

номер дела в суде первой инстанции 2-438/2022

УИД 02RS0009-01-2022-000871-62

строка статистической отчетности 2.211

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 февраля 2023 года г. Горно-Алтайск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи – Черткова С.Н.,

судей – Кокшаровой Е.А., Шнайдер О.А.,

при секретаре – Казаниной Т.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Чемальский район» на решение Чемальского районного суда Республики Алтай от 21 ноября 2022 года, которым

исковые требования прокурора Чемальского района в интересах жителей с. Узнезя к администрации МО «Чемальский район» о возложении обязанности в течение одного года с даты вступления в силу решения суда организовать техническую возможность подключения земельных участков, предоставленных льготной категории граждан на территории микрорайона «Селигур» села Узнезя Чемальского района Республики Алтай (улицы Новая, Горная, Радужная, Сосновая, Восточная) к сетям инженерной инфраструктуры: водоснабжения, водоотведения, а также организовать строительство дорог и подъездных путей к данным земельным участкам, предоставленным гражданам администрацией МО «Чемальский район» с обеспечением проведения в отношении дорог паспортизации, разработки и утверждения проекта организации дорожного движения и проекта содержания дорог, удовлетворены.

Возложена на Администрацию Чемальского района Республики Алтай обязанность в течение одного года с даты вступления в силу решения суда организовать техническую возможность подключения земельных участков, предоставленных льготной категории граждан на территории микрорайона «Селигур» села Узнезя Чемальского района Республики Алтай (улицы Новая, Горная, Радужная, Сосновая, Восточная) к сетям инженерной инфраструктуры: водоснабжения, водоотведения, а также организовать строительство дорог и подъездных путей к данным земельным участкам, предоставленным гражданам администрацией МО «Чемальский район» с обеспечением проведения в отношении дорог паспортизации, разработки и утверждения проекта организации дорожного движения и проекта содержания дорог.

Заслушав доклад судьи Черткова С.Н., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Чемальского района обратился в суд в интересах жителей с. Узнезя с иском к администрации МО «Чемальский район» (с учетом последующих уточнений) о возложении обязанности в течение одного года с даты вступления в силу решения суда организовать техническую возможность подключения земельных участков, предоставленных льготной категории граждан на территории микрорайона «Селигур» села Узнезя Чемальского района Республики Алтай (улицы Новая, Горная, Радужная, Сосновая, Восточная) к сетям инженерной инфраструктуры: водоснабжения, водоотведения, а также организовать строительство дорог и подъездных путей к данным земельным участкам, предоставленным гражданам администрацией МО «Чемальский район» с обеспечением проведения в отношении дорог паспортизации, разработки и утверждения проекта организации дорожного движения и проекта содержания дорог, мотивировав требования тем, что прокуратурой Чемальского района на основании обращения жителей МО «Узнезинское сельское поселение» проведена проверка исполнения земельного законодательства в части обеспечения инженерной инфраструктурой земельных участков, предоставленных администрацией МО «Чемальский район» гражданам, имеющим право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков. Установлено, что в с. Узнезя территориально сформировался новый микрорайон «Селигур». В период с 2011 года по 2017 год гражданам, относящимся к категориям «молодая семья», «многодетная семья», «инвалид», «ветераны боевых действий» администрацией МО «Чемальский район» были предоставлены земельные участки на территории указанного микрорайона, которые относятся к категории земель населенных пунктов с видами разрешенного использования «для жилищного строительства», «для строительства жилого дома». Вместе с тем, предоставленные для жилищного строительства земельные участки представляют собой поросшую древесно-кустарниковой растительностью местность, не обеспечены необходимой инженерно-технической инфраструктурой (коммуникациями): газовыми, электрическими, канализационными сетями, а также сетями водоснабжения, отсутствует дорожно-транспортная инфраструктура, а также возможность технологического присоединения к сетям водоснабжения, водоотведения. Обязанность по обеспечению объектами инфраструктуры земельных участков в целях предоставления на безвозмездной основе для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков, выполняется муниципальным образованием в порядке решения вопросов местного значения. В результате бездействия ответчика граждане, относящиеся к льготным категориям, лишены возможности строительства на указанных земельных участках жилых домов.

Суд вынес вышеуказанное решение, об отмене которого просит в апелляционное жалобе администрация МО «Чемальский район», указывая, что планирование дорожной деятельности осуществляется органами местного самоуправления на основании документации по организации дорожного движения, документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляется в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации. Данные программы разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления поселения на основании утвержденных генеральных планов поселения. Судом первой инстанции не учтено, что решением Верховного суда Республики Алтай от 27 июня 2022 года признаны недействующими решения Совета депутатов Узнезинского сельского поселения от 28 июня 2018 года «Об утверждении внесения изменений в Генеральный план МО «Узнезинское сельское поселение», решения Совета депутатов Узнезинского сельского поселения от 07 сентября 2018 года «Об утверждении внесения изменений в Правила землепользования и застройки МО «Узнезинское сельское поселение», что делает невозможным исполнить решение суда.

Прокурор Чемальского района Республики Алтай в возражениях на апелляционную жалобу администрации МО «Чемальский район» просил решение суда оставить без изменения.

Изучив материалы дела, выслушав представителя администрации МО «Чемальский район» Четвернину А.И., поддержавшую доводы жалобы, прокурора Дедина А.С. полагавшего решение подлежащим оставлению без изменения, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, обсудив доводы жалобы, поступивших относительно нее возражений, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Подпунктом 6 ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, бесплатно на основании решения уполномоченного органа, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статья 39.19 ЗК РФ предусматривает, что порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Такой порядок на территории Республики Алтай установлен в настоящее время установлен Законом Республики Алтай от 10 ноября 2015 года № 68-РЗ «О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков на территории Республики Алтай и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Алтай» (далее Закон № 68-РЗ). Ранее указанный порядок был урегулирован Законом Республики Алтай от 1 августа 2003 года № 13-1 «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан в Республике Алтай».

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона № 68-РЗ в случаях, установленных в статье 2 настоящего Закона, однократно бесплатно предоставляются в собственность гражданам, проживающим на территории соответствующего муниципального района или городского округа в Республике Алтай, не имеющим и не имевшим ранее в собственности или на ином праве земельных участков с разрешенным использованием - индивидуальное жилищное строительство, дачное строительство или ведение дачного хозяйства, ведение личного подсобного хозяйства, ведение садоводства, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и относящимся к следующим категориям: гражданам, имеющим трех и более детей в возрасте до 18 лет, совместно проживающих с родителями (усыновителями, приемными родителями, опекунами или попечителями) или с одним из них, а в случае обучения ребенка из такой семьи по очной форме обучения в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования - до окончания такого обучения, но не более, чем до достижения им возраста 23 лет (далее - многодетные семьи); молодым семьям, возраст супругов в которых не превышает 35 лет, включая неполные семьи, возраст родителя в которой не превышает 35 лет (далее также - молодые семьи, полные молодые семьи, неполные молодые семьи); гражданам, являющимся ветеранами боевых действий; инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов; лицам, проработавшим в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденным орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.

Судом установлено и из материалов дела следует, что в период с 2011 года по 2017 год гражданам, относящимся к категориям «молодая семья», «многодетная семья», «инвалид», «ветераны боевых действий» администрацией МО «Чемальский район» на территории микрорайона «Селигур» с. Узнезя Узнезинского сельского поселения Чемальского района Республики Алтай, были предоставлены следующие земельные участки, которые относятся к категории земель населенных пунктов с видами разрешенного использования «для жилищного строительства», «для строительства жилого дома»: .

Кроме того, в период с 2013 года по 2018 год администрацией МО «Чемальский район» было предоставлено 27 земельных участков на территории микрорайона «Селигур» по договорам аренды для целей личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства: .

Прокуратурой Чемальского района на основании обращения жителей МО «Узнезинское сельское поселение» проведена проверка исполнения земельного законодательства в части обеспечения инженерной инфраструктурой земельных участков, предоставленных администрацией МО «Чемальский район» гражданам, имеющим право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков, в ходе которой установлено, что земельные участки представляют собой поросшую древесно-кустарниковой растительностью местность, где отсутствуют объекты водоснабжения, (в том числе скважины, водопровод, водозаборные колонки), водоотведения, теплоснабжения, газоснабжения, автомобильные дороги и подъездные пути к земельным участкам. Жилищное либо иное строительство на земельных участках не ведется. Подъезд к микрорайону осуществляется по стихийно сложившимся полосам земли, имеющим многочисленные повреждения земляной поверхности, выбоины, просадки, колеи, канавы. К микрорайону проведена отпайка ВЛ-10, протяженностью 400 м., установлена КТП 15-3-118 и построено 32 пролета ВЛ-0,4 кВ, протяженностью 960 м.

Отсутствие инженерной инфраструктуры на предоставленных администрацией МО «Чемальский район» земельных участках подтверждается приложенными к акту выкопировкой из карт и фототаблицами и ответчиком не оспаривается.

Согласно информации ОМВД по Чемальскому району от 26 июля 2022 года, 26 июля 2022 года был осуществлен выезд в с. Узнезя Чемальского района в микрорайон «Селигур», установлено, что подъезд к микрорайону «Селигур» представлен грунтовой дорогой, которая не ремпрофилируется (отсыпка, грейдирование), а именно «накатанная» внедорожными транспортными средствами. На всем протяжении имеются ямы, выбоины, просадка грунта, пни от сваленных деревьев.

По информации Департамента строительства, дорожного хозяйства, транспорта и жилищно-коммунальной политики, в микрорайоне «Селигур» автомобильные дороги местного значения отсутствуют, так как не разработан проект планировки и проект межевания данной территории, а также проект строительства дорог.

Согласно ответу администрации МО «Чемальский район» № 6581 от 14 июля 2022 года, для проведения работ по устройству коммунальной и инженерной инфраструктуры финансирование в бюджете МО «Чемальский район» не предусмотрено, так как финансовых средств недостаточно для решения всех вопросов в соответствии с полномочиями. Бюджет сбалансирован, в первую очередь обеспечиваются первоочередные расходы. В целях эффективного использования денежных средств целесообразно сначала утвердить генеральный план. В случае его утверждения, гражданам будет предложено обратиться в суд для вынесения решения по обмену земельных участков.

Рассматривая требования прокурора Чемальского района, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что право на жилище обеспечивается не только формальным предоставлением земельного участка, но и созданием условий для жилищного строительства, обеспечением возможности реальной реализации этого права.

Из материалов дела усматривается и не опровергается доказательствами по делу, что с момента предоставления земельных участков (2011 – 2017 годы) до момента обращения прокурора в суд прошло значительное количество времени, между тем обязанность органа местного самоуправления по обеспечению земельных участков необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность пользования жилыми объектами, в целях строительства которых и были предоставлены земельные участки, в том числе льготной категории граждан, не выполнена.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованным выводам о необходимости организации ответчиком обеспечения коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой земельных участков в целях устранения нарушения прав граждан на реальное получение меры социальной поддержки.

Земельные участки, предоставленные льготной категории граждан, расположены на территории Узнезинского сельского поселения Чемальского района, данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются сторонами.

Как следует из правовой позиции, выраженной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 20 декабря 2010 года № 22-П, основная цель местного самоуправления - удовлетворение основных жизненных потребностей населения муниципальных образований.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в предел; полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 4) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранность автомобильных дорог местного значения в границах населенных пункте поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5).

На основании ч. 4 ст. 14 указанного Закона вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. Поскольку вопросы местного значения, предусмотренные п. 5 ч. 1 ст. 14 данного Закона не отнесены к вопросам местного значения сельского поселения данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в Определении от 09 ноября 2017 года № 2516-О, если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий с тем, чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.

В системе действующего правового регулирования органы местного самоуправления при определении земельных участков для предоставления в установленных субъектом Российской Федерации случаях в собственность гражданам, имеющим трех и более детей (а равно в иных случаях реализации в такой форме государственной поддержки семей, имеющих детей), должны исходить из оснащенности такого земельного участка объектами необходимой инфраструктуры, организация которой возложена, в частности, на органы местного самоуправления городских округов положениями п. 4 и 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу.

Доводы жалобы администрации о том, что решением Верховного суда Республики Алтай от 27 июня 2022 года признаны недействующими решение Совета депутатов Узнезинского сельского поселения от 28 июня 2018 года «Об утверждении внесения изменений в Генеральный план МО «Узнезинское сельское поселение», решение Совета депутатов Узнезинского сельского поселения от 07 сентября 2018 года «Об утверждении внесения изменений в Правила землепользования и застройки МО «Узнезинское сельское поселение», что делает невозможным исполнить решение суда, не могут быть приняты во внимание, поскольку как следует из материалов дела Генеральный план и Правила землепользования и застройки МО «Узнезинское сельское поселение» предусматривал жилую застройку указанного микрорайона с 2011 года по настоящее время, земельные участки представлялись ответчиком с 2011 года по 2017 год, доказательств обеспечения вышеуказанных земельных участков в районе жилищного строительства района «Селигур» объектами инженерной инфраструктуры за период с 2011 года по настоящее время не представлено, в то время как данная обязанность в качестве меры социальной поддержки льготной категории граждан, возложена на орган местного самоуправления, каких-либо мер по созданию инженерной инфраструктуры и строительству дорог ответчиком не принято, что свидетельствует о нарушении ответчиком законных прав и интересов лиц, в том числе и лиц, которым предоставлены земельные участки, в интересах которых прокурор обратился в суд с иском.

Само по себе осуществление в настоящее время МО «Узнезинское сельское поселение» мероприятий по подготовке проекта Генерального плана МО «Узнезинское сельское поселение» в новой редакции вопреки доводам жалобы не препятствует исполнению решения суда, в том числе и в осуществления строительства дорог, поскольку из материалов дела усматривается, что в целях обслуживания улиц и хозяйственных проездов в указанном микрорайоне сформированы и поставлены на кадастровый учет соответствующие земельные участки.

Ссылка представителя ответчика, что в решении суда не конкретизирована форма водоснабжения населения также не может быть принята во внимание, поскольку организация органом местного самоуправления водоснабжения, как и иным инфраструктурным оснащением осуществляется в соответствии с законодательством, в частности, в предусмотренном Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» порядке, что относится к компетенции органа, организующего водоснабжение.

При этом судом первой инстанции администрации МО «Чемальский район» установлен достаточный срок для исполнения обжалуемого решения.

Доводы апелляционной жалобы по существу аналогичны, тем которые были рассмотрены судом первой инстанции, и не содержат правовых оснований к отмене решения суда, основаны на ошибочном толковании норм материального права, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными.

Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Чемальского районного суда Республики Алтай от 21 ноября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Чемальский район» - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу судебного постановления в порядке, предусмотренном главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Объявление в судебном заседании суда апелляционной инстанции только резолютивной части апелляционного определения и отложение составления мотивированного апелляционного определения в пределах пятидневного срока для соответствующей категории дел не изменяют дату его вступления в законную силу.

Председательствующий судья С.Н. Чертков

Судьи Е.А. Кокшарова

О.А. Шнайдер

Мотивированное апелляционное определение составлено 17 февраля 2023 года

33-97/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Чемальского района
Ответчики
Администрация МО ""Чемальский район"
Другие
МБУ "Департамент строительства, дорожного хозяйства, транспорта и жилищно-каммунальной политики"
Суд
Верховный Суд Республики Алтай
Судья
Чертков Сергей Николаевич
Дело на странице суда
vs.ralt.sudrf.ru
12.01.2023Передача дела судье
08.02.2023Судебное заседание
13.02.2023Судебное заседание
13.02.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее