Решение по делу № 4А-1351/2018 от 03.09.2018

44а-1351/2018

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Пермь 02 октября 2018 года

Заместитель председателя Пермского краевого суда Челомбицкий И.Р., рассмотрев жалобу старшего государственного инспектора Пермского края в области охраны окружающей среды К. на вступившее в законную силу решение судьи Пермского краевого суда от 12.07.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении Краевого государственного бюджетного учреждения «Управление автомобильных дорог и транспорта» Пермского края,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением старшего государственного инспектора Пермского края в области охраны окружающей среды от 07.02.2018 №75 Краевое государственное бюджетное учреждение «Управление автомобильных дорог и транспорта» Пермского края (далее КГБУ «УАДиТ») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб. (л.д. 5-10).

Решением судьи Пермского районного суда Пермского края от 15.05.2018, вынесенным по результатам рассмотрения жалобы защитника КГБУ «УАДиТ» Постояна П.В., данное постановление оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения (л.д. 62-66).

Решением судьи Пермского краевого суда от 12.07.2018 решение судьи Пермского районного суда Пермского края от 05.05.2018, постановление старшего государственного инспектора Пермского края в области охраны окружающей среды Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края от 07.02.2018 отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено (л.д. 90-91).

В жалобе, поступившей в Пермский краевой суд 03.09.2018, заявитель ставит вопрос об отмене решения судьи Пермского краевого суда от 12.07.2018, и приводит доводы о его незаконности. Считает ошибочным вывод судьи краевого суда о том, что в действиях КГБУ «УАДиТ» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ. Указывает, что поскольку лица, виновные в сбросе на принадлежащем КГБУ «УАДиТ» земельном участке № ** и прилегающей к нему территории на площади около 400 кв.м отходов производства и потребления не установлены, размещенные на вышеуказанной территории отходы являются собственностью КГБУ «УАДиТ», которое обязано организовать их вывоз в целях соблюдения экологических и санитарно-экологических требований при обращении с отходами и охраны окружающей среды. Считает, что состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ, в действиях КГБУ «УАДиТ» имеется.

Дело об административном правонарушении истребовано 05.09.2018, поступило в Пермский краевой суд 13.09.2018.

Возражений относительно доводов жалобы в срок до 20.09.2018 от КГБУ «Управление автомобильных дорог и транспорта» Пермского края не поступило.

Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

Как следует из материалов дела, 27.10.2017 в ходе обследования земельного участка с кадастровым номером ** и прилегающей к нему территории, принадлежащих КГБУ «УАДиТ», зафиксированы сброшенные отходы производства и потребления (автомобильные покрышки, отходы древесины, полиэтиленовая тара, бытовые и строительные отходы), занимающие около 250 квадратных метров, высота навалов отходов от 0,2 до 1,1 метра.

По фактам выявленного нарушения 16.01.2018 старшим государственным инспектором Пермского края в области охраны окружающей среды государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края составлен протокол № 16/К1-01/18 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении КГБУ «УАДиТ», в связи с несоблюдением экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

Оставляя постановление от 07.02.2018 без изменения, судья районного суда исходил из доказанности совершения правонарушения юридическим лицом, непредставления Учреждением доказательств принятия всех зависящих от него мер, направленных на недопущение выявленного нарушения, а также наличия обстоятельств, объективно препятствующих соблюдению КГБУ «УАДиТ» экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства или иными опасными веществами.

Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Из толкования названной нормы следует, что объективной стороной состава данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Субъектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ, являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами.

В силу ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу (статья 26.11 КоАП РФ).

В силу статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления представляют собой вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным Федеральным законом; обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; размещением отходов является хранение и захоронение отходов; хранение отходов - это складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; под захоронением отходов понимается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; обезвреживание отходов - это уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; сбором отходов является прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; транспортирование отходов - это перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; накопление отходов представляет собой временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пунктом 1 статьи 8 Федерального закона № 89-ФЗ, пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений.

Пунктом 2 статьи 13 Федерального закона № 89-ФЗ предусмотрено, что организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом.

Из системного толкования приведенных выше законоположений следует, что органы местного самоуправления могут выступать, с одной стороны, как юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами, а, с другой стороны, являются органами, осуществляющими организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях соответствующих муниципальных образований.

Отменяя решение судьи районного суда и прекращая производство по делу, судья Пермского краевого суда исходил из того, что материалы дела не содержат доказательств того, что сброс отходов, допущенный КГБУ «УАДиТ» на находящемся в его пользовании земельном участке, относится именно к деятельности по обращению с отходами в силу приведенных положений Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ, а привлекаемое к административной ответственности юридическое лицо осуществляет хозяйственную деятельность в области обращения с отходами, поэтому пришел к выводу о недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ в отношении юридического лица и прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что вывод должностного лица о том, что КГБУ «УАДиТ» допустило сброс на принадлежащем ему земельном участке и прилегающей к нему территории на площади около 400 кв.м отходов производства и потребления, является необоснованным, в связи с чем судья краевого суда правомерно пришел к выводу о прекращении производства по делу об административном правонарушении по ст. 8.2 КоАП РФ в отношении КГБУ «УАДиТ» в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении.

Ссылка должностного лица на имеющиеся в материалах дела письменные доказательства (протокол об административном правонарушении от 16.01.2018, акт обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований с фототаблицей, выпиской из ЕГРН от 07.11.2017), подтверждающие, по мнению заявителя, наличие вины КГБУ «УАДиТ» в несоблюдении норм природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, не влияет на законность выводов судьи Пермского краевого суда о недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены постановление, решение судьи.

Оценка собранных по делу доказательств дана судьей в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, таким образом, оснований для их переоценки по доводам жалобы не усматривается.

При таких обстоятельствах жалоба старшего государственного инспектора Пермского края в области охраны окружающей среды на решение судьи Пермского краевого суда от 12.07.2018 удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ч. 2 ст. 30.13, п. 1. ч. 2 ст. 30.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

постановил:

решение судьи Пермского краевого суда от 12.07.2018 по делу об административном правонарушении в отношении Краевого государственного бюджетного учреждения «Управление автомобильных дорог и транспорта» Пермского края, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу старшего государственного инспектора Пермского края в области охраны окружающей среды К. - без удовлетворения.

Заместитель председателя

Пермского краевого суда подпись

4А-1351/2018

Категория:
Административные
Статус:
оставлены без изменения постановление и/или все решения по делу
Ответчики
КГБУ "Управление автомобильных дорог и транспорта"
Суд
Пермский краевой суд
Статьи

8.2

Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
02.10.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее