Решение по делу № 3а-163/2016 от 25.03.2016

дело № 3а-163/2016

                                            

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Казань 14 июня 2016 года                                 

Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Сафиной М.М. при секретаре судебного заседания Закировой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью административный истец к Кабинету Министров Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Исполнительному комитету муниципального образования города Казани об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «административный истец обратилось в суд с административным исковым заявлением к Кабинету Министров Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Исполнительному комитету муниципального образования города Казани об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости:

земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под складские сооружения) площадью .... квадратных метров с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес> (далее – земельный участок с кадастровым номером ....);

земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под складские сооружения) площадью .... квадратных метров с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес> (далее – земельный участок с кадастровым номером ....);

земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: строительство зданий и сооружений производственного назначения) площадью .... квадратных метров с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес> (далее – земельный участок с кадастровым номером ....);

земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: строительство административного здания) площадью .... квадратных метров с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес> (далее – земельный участок с кадастровым номером ....).

В обоснование требований административный истец указал, что является собственником земельных участков с кадастровыми номерами .... и .... и арендатором земельных участков с кадастровыми номерами .... и ..... Полагая, что утвержденная постановлением Кабинета Министров Республика Татарстан от 25 ноября 2013 года № 927 кадастровая стоимость земельных участков является завышенной и нарушает его права как плательщика земельного налога и арендной платы, просит установить кадастровую стоимость земельных участков равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2013 года в следующих размерах:

в отношении земельного участка с кадастровым номером ........ рублей;

в отношении земельного участка с кадастровым номером ........ рублей;

в отношении земельного участка с кадастровым номером ........ рублей;

в отношении земельного участка с кадастровым номером ........ рублей.

В судебном заседании представитель Кабинета Министров Республики Татарстан представитель административный иск не признал.

Общество с ограниченной ответственностью «административный истец», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Исполнительный комитет муниципального образования города Казани, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, представителей в суд не направили.

Выслушав объяснения представителя Кабинета Министров Республики Татарстан, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Пунктом 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков.

Как следует из постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 9 февраля 1995 года № 74 «Об арендной плате за землю», постановления Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 31 декабря 2015 года № 4726 «Об утверждении типовых форм договоров аренды, купли-продажи земельных участков, безвозмездного пользования землей на территории г. Казани», кадастровая стоимость также используется при расчете арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной (муниципальной) собственности.

Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон) предусмотрено право юридических лиц оспорить результаты определения кадастровой стоимости, если они затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Судом установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами .... и .... принадлежат обществу с ограниченной ответственностью «административный истец» на праве собственности, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 28 августа 2010 года (т. 1, л.д. 12-13). Общество также арендует у Республики Татарстан земельные участки с кадастровыми номерами .... и ...., о чем указано в свидетельствах о государственной регистрации права от 29 июля 2002 года (т. 1, л.д. 14-15). Актуальность данных сведений подтверждается письмом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан от 5 апреля 2016 года (т. 1, л.д. 157-158).

По данным кадастровых паспортов земельных участков (т.1, л.д. 168-182) земельные участки относятся к категории земель: земли населенных пунктов. Земельные участки с кадастровыми номерами .... и .... имеют вид разрешенного использования: под складские сооружения, земельный участок с кадастровым номером .... – строительство зданий и сооружений производственного назначения, а земельный участок с кадастровым номером .... – строительство административного здания.

Согласно кадастровым справкам о кадастровой стоимости земельных участков (т. 1, л.д. 164-167), кадастровая стоимость земельных участков определена в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25 ноября 2013 года № 927 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенного пункта г. Казани» по состоянию на 1 января 2013 года в следующих размерах:

в отношении земельного участка с кадастровым номером ........ рублей 90 копеек;

в отношении земельного участка с кадастровым номером ........ рублей;

в отношении земельного участка с кадастровым номером ........ рублей 60 копеек;

в отношении земельного участка с кадастровым номером ........ рубля.

Не согласившись с величиной кадастровой стоимости земельных участков, общество с ограниченной ответственностью «административный истец» обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Республики Татарстан с соответствующим заявлением, которое поступило в Комиссию 24 февраля 2016 года. 11 марта 2016 года Комиссией принято решение об отклонении заявления (т. 1, л.д. 28-31).

В силу статьи 62, части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основание своих требований и возражений. При этом обязанность доказывания оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости лежит на административном истце.

Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», на административного истца также возлагается обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой. Если административный ответчик возражает против удовлетворения заявления, он обязан доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.

При этом в случае возникновения у суда сомнений в обоснованности доводов административного истца эти обстоятельства выносятся на обсуждение, даже если административный ответчик на них не ссылался.

В подтверждение своих доводов административный истец представил отчет .... от 11 января 2016 года об оценке рыночной стоимости земельных участков площадью .... квадратных метров, кадастровый номер .... площадью .... квадратных метров, кадастровый номер ....; площадью .... квадратных метров, кадастровый номер ....; площадью .... квадратных метров, кадастровый номер ...., составленный <данные изъяты> (т. 1, л.д. 32-131).

Согласно отчету рыночная стоимость земельных участков определена в следующих размерах:

в отношении земельного участка с кадастровым номером ........ рублей;

в отношении земельного участка с кадастровым номером ........ рублей;

в отношении земельного участка с кадастровым номером ........ рублей;

в отношении земельного участка с кадастровым номером ........ рублей.

В отношении отчета экспертом саморегулируемой организации оценщиков – <данные изъяты> составлено положительное экспертное заключение от 18 декабря 2015 года ..../Казань (т. 1, л.д. 132-143).

Кабинетом Министров Республики Татарстан представлены замечания на отчет, в которых указано на имеющиеся, по его мнению, нарушения требований законодательства об оценочной деятельности, в частности: отсутствие информации о балансовой стоимости оцениваемого объекта; некорректный анализ сегмента рынка, к которому относится объект оценки; несопоставимость объектов-аналогов с объектом оценки по виду разрешенного использования; отсутствие анализа возможности использования экспертного мнения; отсутствие заверенных в установленном порядке копий документов, представленных заказчиком; использование правоустанавливающего документа, составленного после даты оценки.

Данные обстоятельства были вынесены судом на обсуждение. По ходатайству Кабинета Министров Республики Татарстан определением Верховного Суда Республики Татарстан от 13 апреля 2016 года назначена судебная экспертиза для проверки соответствия представленного административным истцом отчета об определении рыночной стоимости спорных земельных участков требованиям законодательства об оценочной деятельности, правильности определения их рыночной стоимости. Обязанность оплаты расходов по проведению экспертизы возложена на заявителя ходатайства, но в установленный судом срок им не исполнена.

Согласно части 5 статьи 77 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае уклонения стороны от участия в экспертизе, непредставления экспертам необходимых документов и материалов для исследования и в иных случаях, если по обстоятельствам административного дела без участия этой стороны экспертизу провести невозможно, суд в зависимости от того, какая сторона уклоняется от экспертизы, а также какое для данной стороны экспертиза имеет значение, вправе признать факт, для выяснения которого экспертиза была назначена, установленным или опровергнутым.

С учетом изложенных обстоятельств суд считает возможным рассмотреть дело по имеющимся в деле доказательствам установления рыночной стоимости спорных земельных участков.

В соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

При исследовании отчета об определении рыночной стоимости спорных земельных участков судом установлено, что составивший его оценщик соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности: имеет соответствующую квалификацию, является членом саморегулируемой организации оценщиков, его ответственность при осуществлении оценочной деятельности застрахована, о чем свидетельствуют приложенные к отчету документы (т. 1, л.д. 130-131).

В силу статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Статьей 17.1 Федерального закона предусмотрен специальный порядок проверки отчета на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, а в определенных случаях также и в целях подтверждения рыночной стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете, – путем проведения соответствующей экспертизы. Результатом экспертизы отчета является положительное или отрицательное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков.

Положительным экспертным заключением признается экспертное заключение, содержащее вывод о соответствии отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности), стандартов и правил оценочной деятельности, а в случае проведения экспертизы отчета об определении рыночной стоимости объекта оценки или в случаях, установленных федеральными стандартами оценки, также вывод о подтверждении стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете.

Как видно из материалов дела, в отношении отчета об определении рыночной стоимости спорных земельных участков проведена экспертиза на подтверждение стоимости, включающая в себя нормативно-методическую экспертизу, по результатам которой отчет признан соответствующим требованиям Федерального закона, федеральным стандартам оценки, стандартам саморегулируемой организации, заданию на оценку. Выводы оценщика о величине рыночной стоимости также признаны обоснованными.

Таким образом, доводы Кабинета Министров Республики Татарстан о нарушении оценщиком требований законодательства об оценочной деятельности опровергаются экспертным заключением, составленным уполномоченным лицом в специальном порядке, предусмотренном Федеральным законом.

Поскольку содержание отчета и положительного экспертного заключения в ходе судебного разбирательства не опровергнуто, допустимых доказательств иной величины рыночной стоимости спорных земельных участков административными ответчиками не представлено, у суда не имеется оснований считать недостоверной рыночную стоимость, определенную в отчете от 11 января 2016 года .... и подтвержденную экспертным заключением от 18 декабря 2015 года № ..../Казань.

При таких обстоятельствах требования общества с ограниченной ответственностью «административный истец» к Кабинету Министров Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об установлении кадастровой стоимости спорных земельных участков равной их рыночной стоимости подлежат удовлетворению.

Согласно части пятой статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

С учетом того, что общество с ограниченной ответственностью «административный истец» обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Республики Татарстан 24 февраля 2016 года, указанные сведения о кадастровой стоимости подлежат применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2016 года.

Как разъяснено в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», установленная судом кадастровая стоимость применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

Вместе с тем, требование об оспаривании кадастровой стоимости земельных участков предъявлено административным истцом также и к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани. Однако этот орган местного самоуправления в силу своих полномочий не является ни органом, утвердившим оспариваемые результаты определения кадастровой стоимости, ни органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, следовательно, не должен отвечать по требованиям административного истца.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «административный истец» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков удовлетворить частично.

Определить кадастровую стоимость земельных участков равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2013 года в следующих размерах:

в отношении земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: под складские сооружения), расположенного по адресу: <адрес> площадью .... квадратных метров с кадастровым номером ........ рублей;

в отношении земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: под складские сооружения), расположенного по адресу: <адрес>, площадью .... квадратных метров с кадастровым номером .... – в размере .... рублей.

в отношении земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: строительство зданий и сооружений производственного назначения), расположенного по адресу: <адрес> площадью .... квадратных метров с кадастровым номером ........ рублей;

в отношении земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: строительство административного здания), расположенного по адресу: <адрес> площадью .... квадратных метров с кадастровым номером ........ рублей.

Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2016 года на период до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 24 февраля 2016 года.

В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью административный истец» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, заявленных к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани, отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.

Судья Сафина М.М.

Справка: решение принято в окончательной форме 17 июня 2016 года.

Судья Сафина М.М.

3а-163/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
ООО "Урсал"
Ответчики
МЗИО РТ
ФГБУ ФКП Росреестра
Управление Росреестра
ИК МО г. Казани
КМ РТ
Другие
Зарипова Р.Р.
Суд
Верховный Суд Республики Татарстан
Дело на странице суда
vs.tat.sudrf.ru
25.03.2016[Адм.] Регистрация административного искового заявления
25.03.2016[Адм.] Передача материалов судье
28.03.2016[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
28.03.2016[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.03.2016[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.04.2016[Адм.] Судебное заседание
03.06.2016[Адм.] Производство по делу возобновлено
14.06.2016[Адм.] Судебное заседание
17.06.2016[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.06.2016[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее