УИД 35RS0021-01-2022-000089-74
Гражданское дело № 2-60/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Тарногский Городок 04 июля 2022 года
Тарногский районный суд Вологодской области в составе судьи Еиной Н.Н.,
при секретаре Дмитриевской В.Н.,
с участием истца прокурора Тарногского района Догадаева Э.В.,
представителя Департамента здравоохранения Вологодской области Полозовой Н.В., участвовавшей посредством видеоконференц-связи,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Тарногского района в интересах неопределенного круга лиц к БУЗ ВО «Тарногская ЦРБ», Департаменту здравоохранения Вологодской области, Территориального управления Росимущества в Вологодской области, Департамента имущественных отношений Вологодской области о понуждении устранить нарушения в области гражданской обороны,
установил:
Прокурор Тарногского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к БУЗ ВО «Тарногская ЦРБ», Департаменту здравоохранения Вологодской области о понуждении устранить нарушения в области гражданской обороны, указав в обоснование иска, что БУЗ ВО «Тарногская ЦРБ» эксплуатирует защитное сооружение гражданской обороны второй категории (инв. № 868-36) (далее – ЗС ГО), находящееся в подвальном помещении лечебного корпуса учреждения здравоохранения, расположенного по адресу: Вологодская обл., Тарногский район, с. Тарногский Городок, ул. Пограничная, д. 2-а.
В обоснование иска указано, что согласно уставу, утвержденному приказом Департамента здравоохранения Вологодской области от 19.10.2012 № 706, БУЗ ВО «Тарногская ЦРБ» осуществляет, в том числе, организацию мероприятий по мобилизационной подготовке, гражданской обороне и экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях, учреждение обязано обеспечивать выполнение мероприятий по гражданской обороне (п. 2.3.1 Устава).
В реестре защитных сооружений гражданской обороны, находящихся на территории Вологодской области, ЗС ГО расположенное по адресу: Вологодская обл., Тарногский район, с. Тарногский Городок, ул. Пограничная, д. 2-а, состоит, инв. № 868-36.
В соответствии с паспортом защитного сооружения № 36/868, защитное сооружение, принадлежащее Департаменту здравоохранения Вологодской области и находящееся в эксплуатации БУЗ ВО «Тарногская ЦРБ», с назначением – процедурные кабинеты, подсобные помещения, дата приемки в эксплуатацию 22.12.1982, с технической характеристикой: вместимость – 300 человек, общая площадь 330 кв.м., общий объем 990 м3.Отделением надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Вологодской области 16.10.2021 в отношении БУЗ ВО «Тарногская ЦРБ» проведена проверка исполнения требований в области гражданской обороны, в ходе которой выявлены нарушения Федерального закона № 28-ФЗ от 12.02.1998 «О гражданской обороне», Положения о подготовке населения в области гражданской обороны, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 № 841, Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом от 14.11.2008 № 687 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, Федерального закона № 28-ФЗ; Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 27.04.2000 № 379, Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 804 от 26.11.2007, Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий № 583 от 15.12.2002, Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309, Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 № 583, а именно: в БУЗ ВО «Тарногская ЦРБ» не создана учебная материально-техническая база для подготовки работников организации в области гражданской обороны, отсутствуют утвержденные руководителем организации программы курсового обучения в области гражданской обороны для личного состава формирований и служб организаций, а также работников организации в области гражданской обороны, не проводятся для отработки практических вопросов и повышения уровня знаний в области гражданской обороны объектовые тренировки; отсутствуют подтверждающие документы, определяющие номенклатуру и объём создаваемых запасов гражданской обороны; на объекте БУЗ «Тарногская ЦРБ» отсутствует журнал оценки технического состояния защитного сооружения гражданской обороны (инвентарный номер 36/868 по адресу: Вологодская область, Тарногский район, с. Тарногский Городок, ул. Пограничная, д. 2-а); не осуществляется поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию защитного сооружения гражданской обороны; не планируются мероприятия по техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонту защитного сооружения гражданской обороны; не проводится техническое обслуживание технических систем защитного сооружения гражданской обороны в полном объеме и с установленной периодичностью. БУЗ ВО «Тарногская ЦРБ» не поддерживается в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению защитное сооружение гражданской обороны инв. № 868-36, что нарушает законные интересы неопределенного круга лиц на защиту от последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Прокурор просит обязать БУЗ ВО «Тарногская ЦРБ» в срок до 31.12.2022 устранить нарушения в области гражданской обороны, направленные на поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу: Вологодская обл., Тарногский район, с. Тарногский Городок, ул. Пограничная, д. 2-6, инвентарный № 868-36., а именно: организовать выполнить следующие мероприятия: создать учебную материально-техническую базу для подготовки работников организации в области гражданской обороны; разработать и утвердить программы курсов обучения в области гражданской обороны для личного состава формирований и служб организаций, а также работников организации в области гражданской обороны; провести объектовые тренировки для отработки практических вопросов и повышения уровня знаний в обладает гражданской обороны; разработать документы, определяющие номенклатуру и объём создаваемых запасов гражданской обороны; завести журнал оценки технического состояния защитного сооружения гражданской обороны (инвентарный номер 36/868 по адресу: Вологодская область, Тарногский район, с. Тарногский Городок, ул. Пограничная, д. 2-а); обеспечить поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию защитного сооружения гражданской обороны (инвентарный номер 36/868 по адресу: Вологодская область, Тарногский район, с. Tapногский Городок, ул. Пограничная, д. 2-а); организовать и провести мероприятия по техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонту защитного сооружения гражданской обороны; организовать и провести техническое обслуживание технических систем; защитного сооружения гражданской обороны в полном объеме и с установленной периодичностью; организовать и провести планово-предупредительный ремонт технических систем и строительных конструкций защитного сооружения гражданской обороны в полном объеме и с установленной периодичностью.
В дальнейшем требования прокурором изменены, просил обязать БУЗ ВО «Тарногская центральная районная больница» в срок до 01 июля 2023 года устранить нарушения требований при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны (инв. № 868-36), находящееся в подвальном помещении лечебного корпуса учреждения здравоохранения, расположенного по адресу: Вологодская обл., Тарногский район, с. Тарногский Городок, ул. Пограничная, д. 2-б, а именно: 1.Выполнить при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны в режиме повседневной деятельности: требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их на режим защитного сооружения; условия для безопасного пребывания укрываемых в военное время; условия для безопасного пребывания укрываемых в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени; провести мероприятия по оценке технического состояния ограждающих конструкций и защитных устройств, систем фильтровентиляции и герметичности, фильтров – поглотителей, систем водоснабжения и канализации, энергетических устройств; провести техническое обслуживание технических систем защитных сооружений гражданской обороны, а также планово-предупредительный ремонт в полном объеме и с установленной периодичностью.2. Осуществить подготовку к проведению мероприятий по приведению защитного сооружения гражданской обороны в готовность к приему укрываемых, в том числе: обеспечить обозначение защитного сооружения гражданской обороны в соответствии с требованиями п. 6.2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС РФ от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»; обеспечить обозначение маршрутов движения укрываемых к защитному сооружению гражданской обороны в соответствии с требованиями п. 6.2.3 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС РФ от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»; разработать порядок заполнения защитного сооружения гражданской обороны укрываемыми в соответствии с требованиями п. 1 ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне»; п. 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 № 804; п. 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 14.11.2008 № 687; пунктов 6.1.1 - 6.1.4, 6.2.1 - 6.2.6, 6.3.1 - 6.3.6, 6.4.1 - 6.4.5 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденные приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 № 583);3. Обеспечить: постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их к использованию по предназначению; условия для безопасного пребывания укрываемых в защитном сооружении гражданской обороны в военное время; условия для безопасного пребывания укрываемых в защитном сооружении гражданской обороны, в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени в соответствии с требованиями п. 1 ст. 9 Федерального законаот 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне»; п. 13 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309; п.п. 2 - 15 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 21.07.2005 № 575.
Определением суда от 13.04.2022 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Территориальное управление Росимущества в Вологодской области, Департамент имущественных отношений Вологодской области, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора администрацию Тарногского муниципального района, Главное Управление МЧС России по Вологодской области, Отдел надзорной деятельности и профилактической работы по Нюксенскому и Тарногскому районам Управления МЧС России по Вологодской области.
В судебном заседании прокурор Тарногского района Вологодской области Догадаев Э.В. исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в иске основаниям с учетом их уточнения. Пояснил, что прокурором избран способ защиты прав, предусмотренный ст. 12 ГК РФ - исполнение обязанности в натуре. Из материалов дела следует и актом подтверждается, что объект ЗС ГО находится по адресу: Вологодская область, с. Тарногский Городок, ул. Пограничная, д. 2б. Иск направлен на защиту интересов неопределенного круга лиц, конкретный интерес направлен на обеспечение безопасности неопределенного круга лиц в области гражданской обороны.
Представитель ответчика БУЗ ВО «Тарногская ЦРБ» в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен.
Из возражений БУЗ ВО «Тарногская ЦРБ» следует, что ЗС ГО, стоящий на учете в Главном управлении МЧС России по Вологодской области, инв. номер 868-36 по адресу: Вологодская область, с. Тарногский Городок, ул. Пограничная, д. 2а, до определения в установленном порядке собственника, продолжает оставаться в федеральной собственности, при этом ссылается на п.п. 1-3 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации» на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, п. 2.1.37 Положения к Указу Президента РФ от 24.12.1993 № 2284 «О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации». Собственником в сфере управления имуществом Российской Федерации на территории Вологодской области является Территориальное управление Росимущества в Вологодской области. Вопросы поддержания в состоянии постоянной готовности, содержания и обслуживания ЗС ГО (ПРУ), либо снятии их с учета, может быть разрешен только собственником этих помещений. Учредителем БУЗ ВО «Тарногская ЦРБ» и собственником имущества является в силу Устава Вологодская область. Полномочия собственника имущества учреждения осуществляет Департамент имущественных отношений Вологодской области. Сведений о передаче ЗС ГО, указанного в иске, Учреждению отсутствует. Согласно свидетельству о регистрации права собственности от 30.01.2014 учреждению передано в оперативное управление здание больницы по адресу: Вологодская область, Тарногский район, с. Тарногский Городок, ул. Пограничная, д. 2б, ограничение (обременение) права не зарегистрировано. Договор о передаче прав и обязанностей в отношении ЗС ГО, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны с учреждением не заключался. Паспорт ЗС ГО, оформленный в соответствии с требованиями, установленным приказом МЧС России от 12.12.2002 № 583, отсутствует. Кроме того территория Тарногского муниципального района не отнесена к группе территорий по гражданской обороне, а зона возможного радиоактивного заражения исключена из зон возможных опасностей на территории Вологодской области (письма Главного управления МЧС России по Вологодской области от 22.01.2021 № ИВ-128-248, от 06.09.2019 № 5599-5-1), поэтому на территории района отсутствует потребность в ЗС ГО для защиты категорий населения, установленных Порядком. Ответчик просит в удовлетворении иска отказать в полном объеме.
Представитель ответчика Департамента здравоохранения Вологодской области Полозова Н.В. в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, указанным в возражениях на исковое заявления и дополнениях к нему. Просила в иске отказать и к учреждению и к департаменту.
Из возражений Департамента здравоохранения Вологодской области следует, что согласно разъяснениям оснований и порядка отнесения защитных сооружений гражданской обороны к федеральной, региональной и муниципальной собственности, подготовленными МЧС России совместно с Росимуществом и направленными в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации 20.01.2022 № 43-233-11, все ЗС ГО находятся в федеральной собственности до момента их передачи в установленном порядке в собственность субъекта Российской Федерации (муниципальную собственность), в том числе и в случаях, когда здания, в которых расположены ЗС ГО, были ранее переданы в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность. Таким образом, инженерные сооружения, предназначенные для укрытия людей, техники и имущества от опасностей военного и мирного времени, которые расположены в зданиях и сооружениях, используемых органами исполнительной государственной власти области. органами местного самоуправления области и подведомственными им организациями, относятся к ЗС ГО, и в силу закона являются федеральной собственностью., следовательно, ЗС ГО, состоящее на учете в Главном управлении МЧС России по Вологодской области, инв. № 36-868 по адресу: Вологодская область, Тарногский район, с. Тарногский Городок, ул. Пограничная, д. 2а, до определения в установленном законом порядке собственника, продолжает оставаться в федеральной собственности. На территории Вологодской области полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации осуществляет Территориальное управление Росимущества в Вологодской области. Вопросы поддержания в состоянии постоянной готовности, содержания и обслуживания ЗС ГО, либо снятие их с учета, может быть разрешен только собственником этих помещений. В данном случае можно говорить о ведомственной принадлежности здания учреждению – пользователем объекта капитального строительства, в цокольных и подземных помещениях которого числится (расположен) объект гражданской обороны. Обеспечение готовности и использования ЗС ГО по предназначению обеспечивают руководители гражданской обороны организаций, в собственности которых они находятся. Рассматриваемый объект и объект капитального строительства, в котором расположен объект гражданской обороны, не может относится к объектам гражданской обороны, поскольку к таковым могут быть отнесены лишь отдельные помещения в них (при этом в технической документации на объект недвижимости должны быть сделаны соответствующие отметки), а также должен быть оформлен паспорт на ЗС ГО, соответствующий требованиям Приказа № 583. Ссылаясь на положение, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации № 359 от 23.04.1994 указывает, что учредителем БУЗ ВО «Тарногская ЦРБ» и собственником имущества является в силу Устава Вологодская область. Полномочия собственника имущества учреждения осуществляет Департамент имущественных отношений Вологодской области. Сведений о передаче ЗС ГО, указанного в иске, Учреждению передано в оперативное управление здание больницы по адресу: Вологодская область, Тарногский район, с. Тарногский Городок, ул. Пограничная, д. 2б, существующих ограничений (обременения) права не зарегистрировано. Паспорт ЗС ГО, инв. № 36/868, составлен на объект гражданской обороны, расположенный по адресу: Вологодская область, Тарногский район, с. Тарногский Городок, ул. Пограничная, д. 2а. Дата заполнения паспорта ЗС ГО – июль 2016 г. На момент составления паспорта действовали требования Приказа № 583, в соответствии с которыми обязательными приложениями к паспорту являются копии поэтажных планов и экспликаций помещений объекта ГО. Отсутствует подпись ответственного представителя организаций, эксплуатирующей ЗС ГО. Адрес ЗС ГО, инв. № 36/868 не совпадает с адресом здания учреждения, переданного на праве оперативного управления. Факт передачи учреждению ЗС ГО, указанного в иске как самостоятельного объекта из представленных документов не следует. Территория Тарногского муниципального района не отнесена к группе территорий по гражданской обороне, а зона возможного радиоактивного заражения исключена из зон возможных опасностей на территории Вологодской области, поэтому на территории района отсутствует потребность в ЗС ГО для защиты категорий населения, установленных Порядком. Имеется ответ администрации района об отсутствии потребности в ЗС ГО от 02.07.2021 № 1683. В соответствии с Федеральным законом № 28-ФЗ предоставление населению средств коллективной защиты не относится к полномочиям учреждения и Департамента. Учреждение располагается в безопасном районе. У учреждения снята категория по гражданской обороне. Просят в иске к учреждению и Департаменту отказать.
В дополнениях к возражениям указано, что требование об устранении нарушений не относится к способу защиты прав, предусмотренных ст.12 ГК РФ. Паспорт ЗС ГО на объект по адресу: Вологодская область, Тарногский район, с. Тарногский Городок, ул. Пограничная, д. 2б, акта ввода в эксплуатацию ЗС ГО, исходные данные, подтверждающие его планирование, договор о передаче и пользовании не представлены. В паспорте не отражено состояние ЗС ГО, в котором оно находилось на момент ввода в эксплуатацию. Защитные сооружения гражданской обороны относятся к федеральной собственности.
Представитель ответчика Территориального управления Росимущества в Вологодской области, Департамента имущественных отношений Вологодской области в судебное заседание не явился. В отзыве ТУ Росимущества в Вологодской области территориальное управление на исковое заявление указано, что ненадлежащим ответчиком по делу не являются, поскольку вопросы защиты и здоровья граждан, проживающих на территории административно-территориальных образований, в случае возникновения чрезвычайных ситуациях, являются расходными обязательствами соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что принято решение о создании в здании ЦРБ помещения убежища, не доказан факт расположения в подвальном помещении спорного объекта. Просят в иске к территориальному управлению отказать, дело рассмотреть без участия представителя управления.
Департаментом имущественных отношений Вологодской области в отзыве на иск указано, что в реестре собственности Вологодской области в составе объектов недвижимого имущества, находящихся в оперативном управлении БУЗ ВО «Тарногская ЦРБ» учитывается 31 объект, в том числе здание больницы площадью 4 467,6 кв.м по адресу: Вологодская область, с. Тарногский Городок, ул. Пограничная, д. 2-б. информация об объекте, являющемся ЗС ГО по указанному адресу в составе имущества БУЗ ВО «Тарногская ЦРБ» в реестре отсутствует. БУЗ ВО «Тарногская ЦРБ» является областным государственным учреждением, имущество которого является собственностью Вологодской области и принадлежит учреждению на праве оперативного управления. Учредителем учреждения и собственником его имущества является Вологодская область, от имени которой выступают соответствующие органы государственной власти в рамках своей компетентности: департамент здравоохранения Вологодской области – функции и полномочия учредителя учреждений и Департамент имущественных отношений Вологодской области – исключительно как орган по управлению имуществом области осуществляет полномочия собственника имущества учреждений, при этом Департамент не осуществляет финансирование деятельности бюджетных учреждений здравоохранения, не несет ответственности по их обязательствам. Департамент не располагает документами, свидетельствующими об отнесении какого-либо объекта недвижимости, закрепленного на праве оперативного управления за учреждением, к защитному сооружению гражданской обороны. Департамент полагает, что является ненадлежащим ответчиком по делу. Просят в иске к Департаменту отказать, вопрос об удовлетворении остальных исковых требований оставляет на усмотрение суда, дело рассмотреть в отсутствие представителя.
Представитель третьего лица Главного Управления МЧС России по Вологодской области в судебное заседание не явился в представленном отзыве, ссылаясь на ст.1,3 Закона о гражданской обороне, п.10 Порядка создания убежищ, п. 10 Положения о гражданской обороне, в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 №804, п.1.2, 1.7, 3.2.1, 3.6 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, п.9 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного приказом МЧС России от 21.07.2005 №575 просили исковые требования прокурора удовлетворить.
Представитель третьего лица Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Нюксенскому и Тарногскому районам Управления МЧС России по Вологодской области Кузнецова Н.С. просила иск удовлетворить по основаниям, указанным в отзыве Главного Управления МЧС России по Вологодской области.
Представитель третьего лица администрации Тарногского муниципального района в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
Заслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" под требованиями в области гражданской обороны понимаются специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статье 6 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", Правительство Российской Федерации определяет порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309.
Пунктом 2 Порядка N 1309 предусмотрено, что к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
Организации в числе прочего обеспечивают сохранность объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны (пункт 10 Порядка N 1309).
В мирное время объекты гражданской обороны в установленном порядке могут использоваться в интересах экономики и обслуживания населения, а также для защиты населения от поражающих факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению (пункт 13 Порядка N 1309).
Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583 (далее - Правила) установлены требования к эксплуатации защитных сооружений, которые должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
На основании пунктов 1.3, 1.6, 1.7 и 1.8 Правил обязанность по обеспечению своевременного технического обслуживания и ремонта защитных сооружений гражданской обороны; их содержанию в состоянии, пригодном к использованию по предназначению, в соответствии с требованиями нормативных технических документов возложена на организации, эксплуатирующие защитные сооружения.
Согласно п.3 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. №804 организации, наряду с иными субъектами, в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с установленными полномочиями создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне.
В силу п.10 Положения №804 указано, что одним из основных мероприятий по гражданской обороне, осуществляемых в целях предоставления населению убежищ, является поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание ЗС ГО и их технических систем.
Пунктом 16.4 Положения №687 предусмотрено, что организации в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют мероприятия по предоставлению населению убежищ и средств индивидуальной защиты, а именно: поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание ЗС ГО находящихся в ведении организаций; строительство убежищ гражданской обороны для укрытия наибольшей работающей смены организаций, продолжающих производственную деятельность в городах и населенных пунктах, отнесенных к группам по гражданской обороне, в населенных пунктах, имеющих организации, отнесенные к категории особой важности по гражданской обороне, и железнодорожные станции первой категории, и населенных пунктах, расположенных в зонах возможного катастрофического затопления в пределах 4-часового добегания волны прорыва при разрушении гидротехнических сооружений.
Согласно пункту 1.2 Правил №583 требования данных Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ЗС ГО - убежищ и ПРУ, которые являются объектами гражданской обороны.
Статус ЗС ГО как объекта ГО определяется наличием паспорта убежища (ПРУ), заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений ЗС ГО, заверенных органами технической инвентаризации.
В соответствии с п.2.1 Правил №583 учет ЗС ГО ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе ЗС ГО, в журнале учета ЗС ГО.
В силу п.2.2 Правил №583 документальным основанием для ведения учета ЗС ГО является паспорт сооружения, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Обязательными приложениями к паспорту ЗС ГО являются копии поэтажных планов и экспликаций помещений объекта ГО, согласованные и заверенные органами технической инвентаризации, организацией - балансодержателем ЗС ГО и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
Паспорт ЗС ГО оформляется после ввода защитного сооружения в эксплуатацию или по итогам инвентаризации ЗС ГО.
Согласно Уставу БУЗ ВО "Тарногская ЦРБ", утвержденному приказом департамента здравоохранения Вологодской области от 19.10.2012 № 706 учредителем учреждения и собственником его имущества является Вологодская область. Полномочия собственника имущества осуществляет Департамент имущественных отношений Вологодской области (п.1.3). БУЗ ВО "Тарногская ЦРБ", в том числе, осуществляет организацию мероприятий по мобилизационной подготовке, гражданской обороне и экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях (п.2.3.1).
Исходя из п. 4.4 учреждение обязано обеспечивать выполнение мероприятий по энергосбережению, гражданской обороне, противопожарной безопасности и мобилизационной подготовке.
Из материалов дела следует, что БУЗ ВО «Тарногская ЦРБ» на праве оперативного управления имеет в собственности здание больницы (назначение нежилое, 3-этажный, подземных этажей – 1)общей площадью 4467,6 кв.м по адресу: Вологодская область, Тарногский район, с. Тарногский Городок, ул. Пограничная, д. 2 б.
Постановлением Правительства Вологодской области № 1161 от 05.10.2012 муниципальные учреждения и имущество Тарногского муниципального района, предназначенное для осуществления деятельности в сфере здравоохранения передано в собственность Вологодской области. В перечне, утвержденном данным постановлением, поименовано здание больницы по адресу: Вологодская область, Тарногский район, с. Тарногский Городок, ул. Пограничная, д. 2 б, общая площадь 4467,6 кв. м.
По информации Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области по состоянию на 21.07.2021 в территориальной базе данных реестра федерального имущества отсутствует информация в части подвальных помещений учреждений по адресу: Вологодская область, Тарногский район, с. Тарногский Городок, ул. Пограничная, д. 2 б. БУЗ ВО «Тарногская ЦРБ».
По выписке из Реестра собственности Вологодской области №162 от 16.07.2021 на объекте учета – недвижимое имущество учтено здание больницы, форма собственности - государственная собственность Вологодской области, номер записи в ЕГРП 35-35-17/008/2012-133 от 19.11.2012. кадастровый номер 35:08:0106004:110 Вологодская область, Тарногский район, с. Тарногский Городок, ул. Пограничная, д.2-б, правообладателем на праве оперативного управления значится БУЗ ВО «Тарногская центральная районная больница» реестровый номер 0939, свидетельство №001523 от 12.12.2013, вид права - оперативное управление.
В материалах дела представлен паспорт противорадиационного укрытия от 30.08.1983. В паспорте указано, что противорадиационное укрытие принадлежит Центральной районной больнице, расположено по адресу: с. Тарногский Городок, ЦРБ, Пограничная, д. 2 а. Данное укрытие встроено в здание из трех этажей. Установлено назначение противорадиационного укрытия в мирное время - для хозяйственных целей. Дата приемки в эксплуатацию – 22.12.1982.
Согласно инвентаризационной карточке защитного учреждения гражданской обороны №36/868, заполненной 29.01.2014 адрес месторасположения ЗС ГО с. Тарногский Городок, ул. Пограничная, д.2а, эксплуатирующая организация - БУЗ ВО «Тарногская ЦРБ», дата ввода в эксплуатацию -22.12.1982, назначение ЗСО в мирное время - процедурные кабинеты, подсобное помещение, готовность ЗС ГО –ограниченно готово- требует текущего ремонта.
В соответствии с актом проверки содержания ЗС ГО от 29.01.2014 ЗС ГО, проведенном на основании распоряжения Губернатора Вологодской области от 12.09.2013 №2155-р «Об организации и проведении инвентаризации защитных учреждений гражданской обороны Вологодской области» и плана-графика проведения инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны в Вологодской области, утвержденного заместителем Губернатора области 18.11.2013, указанное защитное учреждение признано к приему укрываемых ограниченно готовым. В указанном распоряжении предписано осуществлять инвентаризацию в порядке и сроки, установленные Методическим рекомендациями по проведению инвентаризации ЗС ГО от 17.05.2013 №2-7-87-5-14.
Согласно пунктам 3, 4, 5.1 методических рекомендаций основными целями и задачами инвентаризации являются, в том числе: выявление фактического наличия ЗС ГО, их характеристик и сопоставление последних с учетными данными; сверка учетных сведений (наличие паспорта ЗС ГО), определение перечней ЗС ГО (п.3).
Инвентаризация осуществляется по месту нахождения ЗС ГО территориальными и объектовыми инвентаризационными комиссиями, создаваемыми в каждом субъекте Российской Федерации в соответствии с распоряжениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (п.4).
Проверка наличия и состояния паспортов и журналов учета ЗС ГО, их соответствие реестрам учета государственного и муниципального имущества органов, осуществляющих управление имуществом. Фактическое наличие ЗС ГО, его состав и основные характеристики определяются путем обязательной сверки всей необходимой правовой и технической документации (5.1)
Согласно п.5.3 и п.5.5. методических рекомендаций осмотр ЗС ГО проводится визуально, при проведении инвентаризации каждая комиссия заполняет инвентаризационную карточку.
На ЗС ГО составлен паспорт № 36/868, дата заполнения паспорта – июль 2016 г.. В паспорте указано, что ЗС ГО принадлежит Департаменту здравоохранения Вологодской области, адрес расположения объекта – Вологодская область, с. Тарногский Городок, ул. Пограничная, д. 2а. Организация, эксплуатирующая ЗС ГО: БУ ВО «Тарногская ЦРБ». Также в паспорте приведены технические характеристики ЗС ГО, согласно которым: вместимость объекта – 300, общая площадь, 330 кв.м, сооружение встроено в здание из трех этажей, количество выходов – один, количество аварийных выходов – один, класс ЗС ГО – встроенное (ВУ), П-4. Паспорт содержит подпись представителя органа управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, подпись ответственного представителя организации, эксплуатирующей организации – отсутствует. Копий поэтажного плана и экспликации помещений ЗС ГО в качестве приложений к паспорту не имеется.
В соответствии с распоряжением Губернатора Вологодской области от 06.07.2018 №2559-р «Об организации и проведении инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны на территории Вологодской области в 2018 году» была проведена инвентаризация ЗС ГО, расположенных на территории Вологодской области, в том числе в отношении ЗС ГО №36/868.
По итогам инвентаризации составлен акт от 25.07.2018. Согласно акту инвентаризации от 25.07.2018 на объект ЗС ГО по адресу: с.Тарногский Городок, ул. Пограничная, д.2-б, инв. №36/868 организация не имеет потребности в ЗС ГО. Угроза радиоактивного заражения отсутствует. ЗС ГО более 7 лет не готово к приему укрываемых. Не соответствует требованиям, предъявляемым к ПРУ, не соответствует СНИП II-11-77 «Защитное сооружение гражданской обороны». Защитное сооружение предлагается снять с учета. Руководитель учреждения подписал акт без замечаний.
В соответствии с выпиской из журнала учета защитных сооружений гражданской обороны Вологодской области по состоянию на 31.05.2022 БУЗ ВО «Тарногская ЦРБ» Департамент здравоохранения Вологодской области значится ЗС ГО по адресу Вологодская область, Тарногский Городок, ул. Пограничная, д,2б, инвентарный номер 868-36, относящегося к ПРУ П-4 типу, классу ЗС ГО, площадью 330 м2, годом ввода в эксплуатацию 1982, с готовностью ввода в эксплуатацию –НГ.
То обстоятельство, что в объекте в паспорте ЗС ГО №36/868 имеются разночтения в указании буквы в номере здания №2 («а» вместо «б») правового значения не имеет, поскольку согласно акту инвентаризации от 25.07.2018 по итогам инвентаризации объект ЗС ГО указан по адресу: с. Тарногский Городок, ул. Пограничная, д.2-б, БУЗ ВО «Тарногская ЦРБ», он находится по адресу Вологодская область, Тарногский Городок, ул. Пограничная, д,2б, указанное здание находится в оперативном управлении БУЗ ВО «Тарногская ЦРБ» и значится на его балансе, по выписке из журнала учета защитных сооружений гражданской обороны Вологодской области по состоянию значится ЗС ГО по адресу Вологодская область, Тарногский Городок, ул. Пограничная, д.2б, т.е. в помещении БУЗ ВО «Тарногская ЦРБ». Указанное здание находится на балансе БУЗ ВО «Тарногская ЦРБ». Также с учетом совокупности представленных материалов дела, технических характеристик следует, что ЗС ГО, имеющее одинаковый инвентарный номер, указанное в паспорте противорадиационного укрытия №7№36/868 (заполненном 30.08.1983), паспорте ЗС ГО №36/868 (заполненном в июле 2016), зарегистрированное в журнале учета защитных сооружений гражданской обороны Вологодской области - это один и тот же объект ЗС ГО.
С учетом порядка инвентаризации, её целей и задач, установленных методическими рекомендациями, оснований для выводов о фактическом отсутствии ЗС ГО и его ненадлежащем документальном оформлении не имеется. Неполное предоставление документов лицами, участвующими в деле не свидетельствует об отсутствии ЗС ГО. Инвентаризационной комиссией с участием представителей учреждения в инвентаризации указанного ЗС ГО, актами проверки его содержания и использования, последовательно отражался факт нахождения данного объекта в пользовании учреждения на праве оперативного управления.
Поскольку в материалах дела доказательства снятия с учета указанного ЗС ГО в порядке, предусмотренном Правилами №583, отсутствует, то учреждение обязано обеспечить готовность и использование объекта ЗС ГО по предназначению. При этом сведения о нецелесообразности эксплуатации ЗС ГО сами по себе не свидетельствуют об основаниях, освобождающих учреждение от выполнения требований, установленными правилами №583.
Из акта выездной проверки № 105 от 29.11.2021 следует, что в период с 16.11.2021 по 29.11.2021 в отношении БУЗ ВО «Тарногская ЦРБ» отделом надзорной деятельности и профилактической работы по Нюксенскому и Тарногскому районам была проведена выездная проверка в рамках государственного надзора в области гражданской обороны. В период проверки был произведены осмотр сооружения, составлен акт осмотра от 29.11.2021 и опрос, составлен протокол опроса от 29.11.2021. По результатам проверки были установлены следующие нарушения: отсутствуют утвержденные руководителем организации программы курсового обучения в области гражданской обороны для личного состава формирований и служб организаций, а также работников организации в области гражданской обороны в нарушение п. 1 ст. 9 ФЗ № 28-ФЗ от 12.02.1998 «О гражданской обороне», пп.«г», «д» п. 5 Положения о подготовке населения в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 № 841, п. 7 Положения о гражданской обороне, п. 16.1 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом от 14.11.2008 № 687 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны; не создана учебная материально-техническая база для подготовки работников организации в области гражданской обороны в нарушение п. 1 ст.9 ФЗ № 28-ФЗ от 12.02.1998 «О гражданской обороне», п.п.«г», «д» п. 5 Положения о подготовке населения в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 № 841, п. 7 Положения о гражданской обороне, п. 16.1 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом от 14.11.2008 № 687 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны; не проводятся для отработки практических вопросов и повышения уровня знаний в области гражданской обороны объектовые тренировки в нарушение п. 1 ст. 9 ФЗ № 28-ФЗ от 12.02.1998 «О гражданской обороне», п.п. «г», «д» п. 5 Положения о подготовке населения в области гражданской обороны, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 № 841, пункта 7 Положения о гражданской обороне, п. 16.1 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом от 14.11.2008 № 687 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, п. 13 Инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок; отсутствуют подтверждающие документы, определяющие номенклатуру и объём создаваемых запасов гражданской обороны в нарушение п. 1 ст. 9 ФЗ № 28-ФЗ; п. 2 - 4, п.п. «в» п. 6, п.п. «а» п. 8 Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.04.2000 № 379 п. 10 - 21 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 804 от 26.11.2007, пунктов 7, 16.3 - 16.14 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, пунктов 1.6, 3.4.4, 6.3.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий № 583 от 15.12.2002; отсутствует журнал оценки технического состояния защитного сооружения гражданской обороны (инвентарный номер 36/868 по адресу: Вологодская область, Тарногский район, с. Тарногский Городок, ул. Пограничная, д. 2-а) в нарушение п. 4.1.6 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны; не осуществляется поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию защитного сооружения гражданской обороны в нарушение п. 1 ст. 9 ФЗ № 28-ФЗ; п. 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации; пункта 2, 3 - 6, 10 - 12 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309, п. 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях; в БУЗ ВО «Тарногская ЦРБ»; не планируются мероприятия по техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонту защитного сооружения гражданской обороны в нарушение п. 1 ст. 9 ФЗ № 28-ФЗ, п. 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, п. 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, п. 4.1.7, п. 5.1 – 5.3 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 № 583; не проводится техническое обслуживание технических систем защитного сооружения гражданской обороны в полном объеме и с установленной периодичностью, в нарушение п. 1 ст.9 ФЗ № 28-ФЗ, п. 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, п. 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, пунктов 5.1.1 - 5.1.7, 5.2.1 - 5.2.4, 5.3.1 - 5.3.4 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны; не проводится планово-предупредительный ремонт технических систем и строительных конструкций защитного сооружения гражданской обороны в полном объеме и с установленной периодичностью в нарушение п. 1 статьи 9 ФЗ № 28-ФЗ, п. 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, п. 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, п. 5.1.1 - 5.1.7, 5.2.1 - 5.2.4, 5.3.1 - 5.3.4 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны. Выдано предписание №105 об устранении выявленных нарушений.
Постановлениями мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 55 от 09.02.2022 должностное лицо БУЗ ВО «Тарногская ЦРБ» и само юридическое лицо освобождены от административной ответственности по ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ на основании ст. 2.9 КАП РФ с объявлением устного замечания.
Указанные выше обстоятельства послужили основанием для обращения в суд прокурора Тарногского района Вологодской области в защиту Российской Федерации и неопределенного круга лиц к БУЗ ВО «Тарногская ЦРБ», Департаменту здравоохранения Вологодской области, о понуждении устранить нарушения в области гражданской обороны, в связи с тем, что не поддержание учреждением защитного сооружения гражданской обороны в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению, нарушает законные интересы неопределенного круга лиц на защиту от последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно акту обследования защитного сооружения гражданской обороны инвентарный № 868-36 от 03.06.2022 с фото-таблицей, составленному по результатам осмотра ЗС ГО, проведенного заместителем начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Нюксенскому и Тарногскому районам УНД и ПР ГУ МЧС России по Вологодской области Кузнецовой Н.С. и прокурором Догадаевым Э.В. в присутствии представителя БУЗ ВО «Тарногская ЦРБ» Блохина А.В. входе осмотра ЗС ГО выявлены многочисленные нарушения Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденные приказом МЧС Российской Федерации от 15.12.2002 №583, при эксплуатации ЗС ГО, а именно: не выполняются при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны в режиме повседневной деятельности: требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их на режим защитного сооружения; условия для безопасного пребывания укрываемых в военное время; условия для безопасного пребывания укрываемых в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени (требования п. 1 ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне»; п. 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 № 804; п. 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 14.11.2008 № 687; п.п. 3.2.1, 3.2.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 № 583); не проводятся мероприятия по оценке технического состояния ограждающих конструкций и защитных устройств, систем фильтровентиляции и герметичности, фильтров – поглотителей, систем водоснабжения и канализации, энергетических устройств (абзац 2 пункта 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, пункты 4.1.1, 4.1.2, 4.1.3, 4.1.4, 4.1.5, 4.1.6, 4.1.7, 4.2.1, 4.2.2, 4.2.3, 4.2.4, 4.2.5, 4.2.6, 4.3.1, 4.3.2, 4.3.3, 4.3.4, 4.3.5, 4.3.6, 4.3.7, 4.3.8, 4.3.9, 4.3.10, 4.3.11, 4.4.1, 4.4.2, 4.4.3, 4.4.4, 4.4.5, 4.5.1, 4.5.2, 4.5.3, 4.5.4, 4.5.5 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны); не проводится техническое обслуживание технических систем защитных сооружений гражданской обороны, а также планово-предупредительный ремонт в полном объеме и с установленной периодичностью (абз.2 п. 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации; абзац второй подпункта 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях; пункты 5.1.1, 5.1.2, 5.1.3, 5.1.4, 5.1.5, 5.1.6, 5.1.7, 5.2.1, 5.2.2, 5.2.3, 5.2.4, 5.3.1, 5.3.2, 5.3.3, 5.3.4 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны; не осуществлена подготовка к проведению мероприятий по приведению защитного сооружения гражданской обороны в готовность к приему укрываемых, в том числе отсутствуют: обозначение защитного сооружения гражданской обороны (требования п. 6.2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС Российской Федерации от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»); маршруты движения укрываемых к защитному сооружению гражданской обороны (требования п. 6.2.3 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС Российской Федерации от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»); порядок заполнения защитного сооружения гражданской обороны укрываемыми (требования п. 1 ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне»; п. 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 № 804; п. 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 14.11.2008 № 687; пунктов 6.1.1 - 6.1.4, 6.2.1 - 6.2.6, 6.3.1 - 6.3.6, 6.4.1 - 6.4.5 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденные приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 № 583); не обеспечиваются: постоянная готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их к использованию по предназначению; условия для безопасного пребывания укрываемых в защитном сооружении гражданской обороны в военное время; условия для безопасного пребывания укрываемых в защитном сооружении гражданской обороны, в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени (требования п. 1 ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне»; п. 13 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309; п.п. 2 - 15 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 21.07.2005 № 575).
Согласно ст. 8 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" органы государственной власти субъектов Российской Федерации создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию технические системы управления гражданской обороны, системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны; определяют перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий регионального уровня по гражданской обороне. Органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны; определяют перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий местного уровня по гражданской обороне.
В соответствии с пунктами 9 и 10 Постановления Правительства РФ от 29.11.1999 года N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления на соответствующих территориях: в мирное время создают, сохраняют существующие объекты гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию;
Организации обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, в том числе сооружений метрополитенов, используемых в качестве защитных сооружений гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию;
Таким образом, обязанность по принятию мер, направленных на поддержание объекта гражданской обороны в состоянии готовности, возложена на организации, на балансе которых они находятся, и которые вправе использовать их в мирное время по двойному назначению.
Тот факт, что поддержание объекта гражданской обороны в состоянии готовности может являться обязательством федерального органа государственной власти, субъекта РФ или органа местного самоуправления, не свидетельствует о том, что указанная обязанность реализуется ими не через организацию, в чьем оперативном управлении находится соответствующий объект гражданской обороны.
Учитывая, что защитные сооружения находятся в ненадлежащем состоянии, препятствующем их использованию для целей защиты укрываемых, поскольку сооружения находятся в оперативном управлении ответчика, именно он должен нести обязанность по надлежащему их содержанию.
С учетом изложенного суд полагает, что БУЗ ВО «Тарногская ЦРБ» является юридическим лицом, ответственным за содержание и поддержание в постоянной готовности защитного сооружения гражданской обороны, находящегося в здании стационара больницы. В связи с этим на ответчика следует возложить обязанность по устранению выявленных нарушений.
Доводы ответчика о том, что необходимости в содержании защитного сооружения гражданской обороны не имеется в виду того, что Тарногский район включен в перечень безопасных районов, судом не учитывается, так как защитное сооружение, расположенное в помещении больницы в настоящее время числиться в реестре защитных сооружений области, доказательств принятия надлежащих мер для его исключения из данного реестра суду не представлено. В связи с этим к данному защитному сооружению должны быть применены общие правила эксплуатации, установленные законодательством.
На основании абз. 8 ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты нарушенных гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Заявленные в интересах неопределенного круга лиц требования прокурора направлены на понуждение ответчика в судебном порядке исполнить, возложенные на него законом обязанности по созданию условий для защиты населения и обеспечения безопасности в области гражданской обороны.
С учетом изложенного, прокурором избран предусмотренный законом способ защиты прав и интересов неопределенного круга лиц. Непринятие данных мер нарушает права и интересы граждан в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от военных конфликтов, чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, в современных геополитических условиях и нарушает право граждан на благоприятные условия жизни, безопасность.
Судом установлено, что противорадиационные укрытия, принадлежащие на праве оперативного управления ответчику, находятся в ненадлежащем состоянии и не соответствуют требованиям законодательства, исковые требования прокурора к БУЗ ВО «Тарногская ЦРБ» подлежат удовлетворению.
В удовлетворении требований к Департаменту здравоохранения Вологодской области, Территориальному управлению Росимущества в Вологодской области, Департаменту имущественных отношений Вологодской области суд полагает отказать.
Прокурором предложено установить срок для исполнения решения – до 01.07.2023, однако с учетом объема выявленных нарушений, подлежащих устранению, необходимости изыскания дополнительного финансирования для этих целей, апелляционного срока на обжалование, суд полагает необходимым установить срок для устранения нарушений в один год с момента вступления решения в законную силу.
Руководствуясь ст.ст.194–199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.
Обязать Бюджетное учреждение здравоохранения Вологодской области «Тарногская центральная районная больница» (ИНН 3517001214) в течение года с момента вступления данного решения в законную силу устранить нарушения требований при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны (инв. № 868-36), находящееся в подвальном помещении лечебного корпуса учреждения здравоохранения, расположенного по адресу: Вологодская обл., Тарногский район, с. Тарногский Городок, ул. Пограничная, д. 2-б, а именно:
Выполнить при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны в режиме повседневной деятельности:
-требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их на режим защитного сооружения;
-условия для безопасного пребывания укрываемых в военное время;
- условия для безопасного пребывания укрываемых в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
- провести мероприятия по оценке технического состояния ограждающих конструкций и защитных устройств, систем фильтровентиляции и герметичности, фильтров – поглотителей, систем водоснабжения и канализации, энергетических устройств.
- провести техническое обслуживание технических систем защитных сооружений гражданской обороны, а также планово-предупредительный ремонт в полном объеме и с установленной периодичностью.
Осуществить подготовку к проведению мероприятий по приведению защитного сооружения гражданской обороны в готовность к приему укрываемых, в том числе:
- обеспечить обозначение защитного сооружения гражданской обороны в соответствии с требованиями п. 6.2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС РФ от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»;
- обеспечить обозначение маршрутов движения укрываемых к защитному сооружению гражданской обороны в соответствии с требованиями п. 6.2.3 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС РФ от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»;
- разработать порядок заполнения защитного сооружения гражданской обороны укрываемыми в соответствии с требованиями п. 1 ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне»; п. 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 № 804; п. 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 14.11.2008 № 687; пунктов 6.1.1 - 6.1.4, 6.2.1 - 6.2.6, 6.3.1 - 6.3.6, 6.4.1 - 6.4.5 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденные приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 № 583);
Обеспечить:
- постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их к использованию по предназначению;
- условия для безопасного пребывания укрываемых в защитном сооружении гражданской обороны в военное время;
- условия для безопасного пребывания укрываемых в защитном сооружении гражданской обороны, в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени в соответствии с требованиями п. 1 ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне»; п. 13 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309; п.п. 2 - 15 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 21.07.2005 № 575.
В удовлетворении требований к Департаменту здравоохранения Вологодской области, Территориальному управлению Росимущества в Вологодской области, Департаменту имущественных отношений Вологодской области отказать.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Тарногский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.Н. Еина
Решение в окончательной форме изготовлено 06.07.2022.
Судья Н.Н. Еина