Решение по делу № 2-328/2021 от 09.02.2021

Дело №2-328/2021 г. 37RS0023-01-2021-000261-65

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 марта 2021 года город Шуя Ивановской области

Шуйский городской суд Ивановской области в составе:

председательствующего судьи Козловой Л.В.,

при секретаре Павловой О.В.,

с участием истца Блескиной и.В. и ее представителя Чернова А.В.,

представителя ответчика ГУ УПФ в г.о.Шуе Ивановской области (межрайонное) Моцной О.Н., действующей по доверенности от 24.12.2020 г. сроком на 1 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Блескиной И.В. к ГУ УПФР в г.о.Шуе Ивановской области (Межрайонное) о признании незаконным отказ в назначении досрочной страховой пенсии, об обязании включить в страховой стаж периоды работы и назначить досрочную страховую пенсию,

У С Т А Н О В И Л:

Блескина И.В. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ в г.о.Шуе Ивановской области (Межрайонное), в котором просит признать Решение УПФР в г.о.Шуе Ивановской области (межрайонное) от 22.10.2020 г. №226653/20 об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости незаконным и отменить; обязать ГУ УПФР в г.о.Шуе Ивановской области (межрайонное) включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, Блескиной И.В. периоды:

- с 04.05.1990 г. по 22.09.1992 г. - отпуск по уходу за ребенком до 3 лет в льготном исчислении 1 год работы как 1 год и 3 месяца;

- с 24.05.1999 г. по 24.06.1999 г., с 24.05.2004 г. по 23.06.2004 г., с 18.05.2009 г. по 17.06.2009 г., с 14.04.2014 г. по 13.05.2014 г., с 04.03.2019 г. по 05.04.2019 г. – курсы повышения квалификации с сохранением средней заработной платы в календарном исчислении;

- с 25.09.2013 г. по 27.09.2013 г. – дополнительный оплачиваемый отпуск по коллективному договору,

и обязать установить ей досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.п.20 п.1 ст.30 ФЗ РФ от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с учетом 30 лет стажа на дату возникновения права, принимая во внимание переходные положения с учетом изменения срока назначения страховой пенсии по старости в соответствии с ФЗ РФ от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», п.15 ст.7, ч.3ст.10 ФЗ РФ от 03.10.2018 г. №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий».

Заявленные исковые требования обоснованы тем, что прохождение курсов повышения квалификации обязательно для медицинских работником один раз в пять лет в соответствии с законодательством, при этом за работником в данном случае сохраняется место работы, средняя заработная плата, производятся отчисления в УПФР. Что касается периода дополнительного оплачиваемого отпуска, то Верховный Суд РФ в своем определении от 15.08.2016 г. №18-КГ16-85 указал, что периоды нахождения работника в дополнительном отпуске с сохранением среднего заработка, представляемом работодателем работнику, совмещающему работу с обучением в образовательных учреждениях (учебные отпуска) являются периодами работы с сохранением среднего заработка, с которого работодатель должен производить отчисления страховых взносов в УПФР. Частью 1 ст.11 ФЗ РФ от 28.12.201 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего закона при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в пенсионный фонд России. Исходя из приведенного правового регулирования в случае предоставления работнику отпуска с сохранением среднего заработка в период работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и включаемой в специальный стаж, периоды таких отпусков также подлежат включению в специальный стаж, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Что касается периода отпуска по уходу за ребенком до 3 лет в льготном исчислении 1 год работы как 1 год и 3 месяца, то в соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении пленума ВС РФ от 11.12.2012 г. №30 «О судебной практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что, если указанный период имел место до 06 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 г. №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации» с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 06 октября 1992 года, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).

В судебном заседании истец Блескина И.В. и ее представитель Чернов А.В. заявленные исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям и доводам, изложенным в иске. Просили суд заявленные исковые требования удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика УПФ в г.о.Шуе Ивановской области (межрайонное) Моцная О.Н. по доверенности возражала против заявленных исковых требований, суду пояснила, что Решением УПФР в городском округе Шуе Ивановской области (межрайонное) №226653/20 от 22.10.2020 года истцу отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 ФЗ РФ от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемого специального стажа работы 30 лет при наличии 29 лет 00 месяцев 26 дней и изменением срока назначения страховой пенсии по старости в соответствии с п.15 ст.7 ФЗ РФ от 03.10.2018 г. №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», и в установлении федеральной социальной доплаты, предусмотренной ФЗ РФ от 17.07.1999 г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи». В специальный стаж истца не были включены оспариваемые в исковом заявлении следующие периоды: с 04.05.1990 г. по 22.09.1992 г. - отпуск по уходу за ребенком до 3 лет в льготном исчислении 1 год работы как 1 год и 3 месяца, так как данный период не может рассматриваться как соответствующая профессиональная деятельность, связанная с повышенной интенсивностью, сложностью, психоэмоциональной, физической и прочей нагрузкой, ведущей к утрате профессиональной пригодности. При этом не осуществляется лечебная или иная деятельность по охране здоровья населения, то есть отсутствует факт работы в соответствующей должности. В период отпуска по уходу за ребенком сохраняются только трудовые отношения. Период с 24.05.1999 г. по 24.06.1999 г., с 24.05.2004 г. по 23.06.2004 г., с 18.05.2009 г. по 17.06.2009 г., с 14.04.2014 г. по 13.05.2014 г., с 04.03.2019 г. по 05.04.2019 г. – курсы повышения квалификации с сохранением средней заработной платы в календарном исчислении; период с 25.09.2013 г. по 27.09.2013 г. – дополнительный оплачиваемый отпуск по коллективному договору, т.к на основании пункта 5 «Правил» исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516, в специальный стаж засчитываются периоды работы, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Данный перечень построен по принципу исчерпывающего перечня периодов, включаемых в специальный стаж и расширительному толкованию не подлежит. Такого наименования периода как «курсы повышения квалификации» данный перечень не содержит, следовательно спорные периоды не могут быть включены в специальный стаж. Указанные периоды не могут рассматриваться как соответствующая профессиональная деятельность, связанная с повышенной интенсивностью, сложностью, психоэмоциональной физической и прочей нагрузкой ведущей к утрате профессиональной пригодности. При этом не осуществляется лечебная или иная деятельность по охране здоровья населения, то есть отсутствует факт работы в соответствующей должности в учреждении. В указанные периоды за работником сохраняются только трудовые отношения. Поскольку в данном случае отсутствует соответствующая профессиональная деятельность по охране здоровья населения, т.е. факт работы в соответствующей должности в соответствующем учреждении, оспариваемый период не подлежит включению в специальный стаж истца. На основании вышеизложенного, УПФР в городском округе Шуе Ивановской области (межрайонное) просило в удовлетворении исковых требований отказать.

Заслушав стороны, свидетелей, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Согласно ст.15 Конституции РФ основной закон государства имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.

В соответствии с пп.20 п.1 ст. 30 ФЗ РФ от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» досрочная страховая пенсия по старости назначается лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа, либо только в городах независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

С 01.01.2019 г. вступил в силу Федеральный закон РФ от 03.10.2018 г. №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», которым внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации, направленные на повышение возраста отдельных категорий граждан, в частности, в статью 30 ФЗ РФ от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Согласно новой части 1.1 статьи 30 ФЗ РФ от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста, в частности, согласно п.20 ч.1 указанной статьи, назначается не ранее сроков, указанных в Приложении 7 к ФЗ РФ «О страховых пенсиях».

Согласно приложению №7 к ФЗ РФ от 28.12.2013 г. №400-ФЗ в случае возникновения права на страховую пенсию по старости в соответствии с п.п.20 ч.1ст.30 ФЗ РФ от 28.12.2013 г. №400-ФЗ в 2019 году установлен срок назначения страховой пенсии по старости – не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости, в 2020 году - не ранее чем через 24 месяца со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.

Начиная с 01.01.2019 г. для лиц, которым право на досрочную пенсию предоставляется независимо от возраста, срок реализации права на досрочное назначение будет постепенно увеличен на 60 месяцев (5 лет) в зависимости от года возникновения права на такую пенсию. При этом, если указанные граждане в период с 01.01.2019 г. по 31.12.2020 г. приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, то досрочная пенсия может быть назначена на 6 месяцев раньше достижения событий, предусмотренных Приложением 7 к ФЗ РФ от 03.10.2018 №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий».

При этом, согласно ч.3 ст.10 ФЗ РФ от 03.10.2018 №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19-21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 01 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 01 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 ст.30 ФЗ РФ от 28.12.2013 г. №400-ФЗ, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 ФЗ РФ №400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30).

Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее - постановление Правительства РФ от 16.07.2014 N 665) определены подлежащие применению при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст.30 Закона РФ №400-ФЗ Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.

Пунктами 1 (подп. "н") и 3 (абзац 1) постановления Правительства РФ от 16.07.2014 №665 ко всем периодам работы, независимо от времени выполнения, предусмотрено применение Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 №781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Список N 781), а также Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 №781 (далее Правила N 781).

Кроме того, предусмотрено применение Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 №1066, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно; Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464, с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно; Перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства") и Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 (далее Положение N 1397), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.

С учетом изложенного, для оценки пенсионных прав истца подлежит применению как законодательство, действующее на момент обращения ее в Управление с заявлением о назначении пенсии (Список N 781 и Правила N 781), так и законодательство, действовавшее в спорные периоды работы истца (Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. №1066; Список, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. №464).

Как следует из подпунктов "а", "б" пункта 5 Правил №781, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городе, сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца; а лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и шесть месяцев. Исчисление стажа работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), производится с применением льготного порядка исчисления стажа, предусмотренного как подпунктом "а", так и подпунктом "б" настоящего пункта. При этом льготный порядок исчисления стажа работы применяется к календарному периоду работы.

Судом установлено и из обстоятельств дела следует, что Решением УПФР в городском округе Шуе Ивановской области (межрайонное) №226653/20 от 22.10.2020 года истцу отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 ФЗ РФ от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемого специального стажа работы 30 лет при наличии 29 лет 00 месяцев 26 дней, и изменением срока назначения страховой пенсии по старости в соответствии с п.15 ст.7 ФЗ РФ от 03.10.2018 г. №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», и в установлении федеральной социальной доплаты, предусмотренной ФЗ РФ от 17.07.1999 г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

В специальный стаж истца не были включены оспариваемые в исковом заявлении следующие периоды:

- с 04.05.1990 г. по 22.09.1992 г. - отпуск по уходу за ребенком до 3 лет в льготном исчислении 1 год работы как 1 год и 3 месяца, так как данный период не может рассматриваться как соответствующая профессиональная деятельность, связанная с повышенной интенсивностью, сложностью, психоэмоциональной, физической и прочей нагрузкой, ведущей к утрате профессиональной пригодности. При этом не осуществляется лечебная или иная деятельность по охране здоровья населения, то есть отсутствует факт работы в соответствующей должности. В период отпуска по уходу за ребенком сохраняются только трудовые отношения;

- с 24.05.1999 г. по 24.06.1999 г., с 24.05.2004 г. по 23.06.2004 г., с 18.05.2009 г. по 17.06.2009 г., с 14.04.2014 г. по 13.05.2014 г., с 04.03.2019 г. по 05.04.2019 г. – курсы повышения квалификации с сохранением средней заработной платы в календарном исчислении; период с 25.09.2013 г. по 27.09.2013 г. – дополнительный оплачиваемый отпуск по коллективному договору, т.к на основании пункта 5 «Правил» исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516, в специальный стаж засчитываются периоды работы, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня.

В отношении требований о включении периода с 04.05.1990 г. по 22.09.1992 г. - отпуска по уходу за ребенком до 3 лет в льготном исчислении 1 год работы как 1 год и 3 месяца установлено следующее.

Согласно п.5 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 (далее Положение N 1397), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г., если часть работы врачей и других работников здравоохранения протекала в сельской местности и поселках городского типа, а часть в городах, то пенсию назначать при стаже работы не менее 30 лет. При этом месяц работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за 1,2 месяца.

Таким образом, как действующим в настоящее время пенсионным законодательством (Список N 781 и Правила N 781), так и действовавшим в спорный период работы истца Положением N 1397 было предусмотрено льготное исчисление работы в сельской местности лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и в городе, и в сельской местности.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22.01.1981 «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет.

В соответствии с п. 2 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 N 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 01.12.1989 повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста 3-х лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет, было предусмотрено Законом СССР от 22.05.1990 N 1501-I «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства», которым внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15.07.1970. При этом ст. 71 Основ изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет.

До введения в действие Закона РФ от 25.09.1992 N 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» статья 167 Кодекса законов о труде РСФСР предусматривала включение в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периодов нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком. С принятием указанного Закона, вступившего в силу 6 октября 1992 г., период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в специальный трудовой стаж в случае назначения пенсии на льготных основаниях.

Согласно разъяснениям, содержащихся в п.27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25.09.1992 N 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

При этом, в соответствии с действовавшим в период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком совместным постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов от 29.11.1989 N 375/24-11, время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены указанные отпуска (пункт 7).

Таким образом, поскольку спорный период отпуска по уходу за ребенком до трех лет, имевшего место до 6 октября 1992 г., включается в специальный стаж, на указанный период распространяются установленные правила исчисления периодов работы.

Как следует из материалов дела, истец находилась в отпуске по уходу за ребенком с 04.05.1990 г. по 22.09.1992 г. в период ее работы в должности медицинской сестры стационара в Вознесенской участковой больнице на 1 ставку (до декрета с 02.03.1990 г. по 03.05.1990 г.), который включен Управлением в специальный стаж в льготном исчислении как один год работы за один год и три месяца.

При указанных обстоятельствах, период отпуска истца по уходу за ребенком с 04.05.1990 г. по 22.09.1992 г. подлежит включению в специальный стаж в льготном исчислении в том же порядке, что и работа, в период которой он предоставлен.

В отношении курсов повышения квалификации и дополнительного оплачиваемого отпуска по коллективному договору, установлено следующее.

В соответствии с правовыми позициями, изложенными Конституционным Судом Российской Федерации в постановлениях от 24 мая 2001 г. №8-П и от 29 января 2004 г. №2-П, оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года при установлении трудовой пенсии, в том числе подтверждение и исчисление трудового стажа может осуществляться по нормам законодательства, действующего на момент осуществления трудовой деятельности.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п.14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях», Закон СССР от 15 мая 1990 года «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).

Согласно ч.1 ст.22 ФЗ РФ от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных ч.5 и 6, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. В соответствии со ст.30 указанного федерального закона, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.8 закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Данной нормой предусмотрено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. №781 Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Согласно п.2 ст.30 ФЗ РФ от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

В обоснование не включения в специальный стаж периода нахождения истца на курсах повышения квалификации, в дополнительном оплачиваемом отпуске по коллективному договору, УПФ РФ в г.о.Шуе Ивановской области (Межрайонное) в решении №277408/20 от 27.01.2020 г. сослалась на п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года №516. Однако ни эти Правила, ни Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781, не содержат положений, предусматривающих, что в периоды работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, не включаются периоды повышения квалификации и дополнительный оплачиваемый отпуск по коллективному договору

Суд полагает, что при невозможности придти к однозначному выводу относительно включения или не включения периода повышения квалификации, дополнительного оплачиваемого отпуска по коллективному договору в специальный стаж в связи с отсутствием в Правилах прямых предписаний на этот счет, ответчику следовало руководствоваться ст.11 ФЗ РФ от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», согласно которой в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 указанного Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Согласно данной норме период повышения квалификации, дополнительный оплачиваемый отпуск по коллективному договору, по мнению суда, подлежит безусловному включению в специальный страховой стаж наряду с периодами временной нетрудоспособности, ежегодных отпусков и другими, упомянутыми в тексте Правил.

В судебном заседании на основе объяснений истца установлено, что в период повышения квалификации, дополнительного оплачиваемого отпуска по коллективному договору истец получала в полном объеме заработную плату. Согласно должностным обязанностям истец обязана один раз в пять лет повышать свою квалификацию. Курсы повышения квалификации проводятся на базе лечебных учреждений. В период прохождения курсов медицинские работники также осуществляют лечебную деятельность по преподаваемому курсу, выполняя фактически те же обязанности, что и на своем рабочем месте. Заработную плату за этот период получают в том же размере. Без курсов повышения квалификации медицинские работники не допускаются к работе. За этот период за ними сохранялось место работы и заработная плата, с которой произведены все необходимые отчисления по уплате страховых взносов в УПФР.

Указанные обстоятельства подтверждаются также показаниями свидетелей.

Так, из показаний свидетеля Р.И.В. следует, что она работала вместе с Блескиной И.В. с ноября 1999 года в должности перевязочной медсестры взрослой поликлиники травматологического кабинета ОБУЗ «Шуйская ЦРБ», работали целый день, в кабинете работало два врача, по времени работали на целую ставку. Также вместе были на курсах повышения квалификации в 2004 г. и в 2009 г. В это время за ними сохранялось место работы, заработная плата, производились отчисления в УПФР. На курсах они слушали лекции, а затем выполняли практические задания. Иногда после курсов шли на работу, так как работать было некому.

Свидетель Б.В.А. суду пояснила, что работала вместе с Блескиной И.В. в 1999 г. в травматологическом кабинете взрослой поликлиники ОБУЗ «Шуйская ЦРБ», работали целый день на полную ставку. Также вместе ходили на курсы повышения квалификации в 2004 г. и в 2009 г. Слушали лекции, выполняли практические задания, шли на работу. В это время за ними сохранялось место работы, заработная плата, производились отчисления в УПФР.

Свидетель Б.Е.А. суду пояснила, что она работала вместе с Блескиной И.В. в 1999 г., 2014 г., 2019 г., вместе ходили на курсы повышения квалификации в 2004 г. и в 2009 г. Слушали лекции, выполняли практические задания, шли на работу. В это время за ними сохранялось место работы, заработная плата, производились отчисления в УПФР.

Суд доверяет показаниям указанных свидетелей, поскольку они логичны, последовательны, согласуются с материалами дела, свидетели предупреждены судом об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний по ст.307 УК РФ.

В соответствии со ст.112 КЗоТ РСФСР и аналогичной ей по смыслу и содержанию ст.187 ТК РФ, работники направляются для повышения квалификации работодателем. Названные нормы трудового права не определяют повышение квалификации как учебу или иную деятельность, не связанную непосредственно с исполнением работником своих функциональных обязанностей и выполняемую им в неких облегченных по сравнению с основной работой условиях. Как установлено в судебном заседании в силу ст. 54 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья» медицинский работник один раз в пять лет обязан по направлению администрации пройти последипломное дополнительное образование на сертификационном цикле для получения сертификата специалиста.

Из материалов дела следует, что на курсы повышения квалификации в указанные периоды истец была направлена на основании приказов работодателя. Фактически, по логике ответчика, добросовестное исполнение работником должностных обязанностей должно влечь для него неблагоприятные последствия.

Суд считает, что с учетом указанных обстоятельств не включение в специальный стаж периодов повышения квалификации и дополнительного оплачиваемого отпуска по коллективному договору, необоснованно ухудшает положение работников, направленных работодателем для повышения квалификации, по отношению к другим работникам, ведет к нарушению принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, провозглашенного ст.19 Конституции РФ и гарантируемого государством, и, следовательно, недопустимо.

Верховный Суд РФ в обзоре законодательства и судебной практики ВС РФ за первый квартал 2006 г. (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 7 и 14 июня 2006 г.) также указал, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

В связи с изложенным, периоды работы с 24.05.1999 г. по 24.06.1999 г., с 24.05.2004 г. по 23.06.2004 г., с 18.05.2009 г. по 17.06.2009 г., с 14.04.2014 г. по 13.05.2014 г., с 04.03.2019 г. по 05.04.2019 г. – курсы повышения квалификации с сохранением средней заработной платы в календарном исчислении; период с 25.09.2013 г. по 27.09.2013 г. – дополнительный оплачиваемый отпуск по коллективному договору, подлежат включению в специальный стаж истца в календарном исчислении.

На момент обращения к ответчику 02.10.2020 г. специальный стаж истца составил более 30 лет. Однако в соответствии с положениями ч.1.1 ст.30 ФЗ РФ от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с п.п.19-21 ч.1ст.30, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к названному федеральному закону, а также с учетом положений ч.3 ст.10 ФЗ РФ от 03.10.2018 г. №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», согласно которым гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194–199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Блескиной И.В. к ГУ УПФР в г.о.Шуе Ивановской области (Межрайонное) о признании незаконным отказ в назначении досрочной страховой пенсии, об обязании включить в страховой стаж периоды работы и назначить досрочную страховую пенсию, удовлетворить.

Признать Решение УПФР в г.о.Шуе Ивановской области (межрайонное) от 22.10.2020 г. №226653/20 об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости незаконным и отменить.

Обязать ГУ УПФР в г.о.Шуе Ивановской области (межрайонное) включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, Блескиной И.В. периоды:

- с 04.05.1990 г. по 22.09.1992 г. - отпуск по уходу за ребенком до 3 лет в льготном исчислении 1 год работы как 1 год и 3 месяца;

- с 24.05.1999 г. по 24.06.1999 г., с 24.05.2004 г. по 23.06.2004 г., с 18.05.2009 г. по 17.06.2009 г., с 14.04.2014 г. по 13.05.2014 г., с 04.03.2019 г. по 05.04.2019 г. – курсы повышения квалификации с сохранением средней заработной платы в календарном исчислении;

- с 25.09.2013 г. по 27.09.2013 г. – дополнительный оплачиваемый отпуск по коллективному договору,

и обязать установить ей досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.п.20 п.1 ст.30 ФЗ РФ от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с учетом 30 лет стажа на дату возникновения права, принимая во внимание переходные положения с учетом изменения срока назначения страховой пенсии по старости в соответствии с ФЗ РФ от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», п.15 ст.7, ч.3ст.10 ФЗ РФ от 03.10.2018 г. №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Шуйский городской суд Ивановской области в течение одного месяца со дня принятия данного решения суда в окончательной форме.

Судья Л.В. Козлова.

В окончательной форме решение суда изготовлено 17 марта 2021 года.

Судья Л.В. Козлова.

2-328/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Блескина Ирина Владимировна
Ответчики
УПФР в г.о.Шуя
Другие
Чернов Алексей Владимировнич
Суд
Шуйский городской суд Ивановской области
Судья
Козлова Любовь Вячеславовна
Дело на странице суда
shuisky.iwn.sudrf.ru
09.02.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.02.2021Передача материалов судье
10.02.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.02.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.02.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.03.2021Судебное заседание
10.03.2021Судебное заседание
17.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.03.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее