Председательствующий – Беспалова Т.Е. Дело № 33-68
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 января 2016 года г. Горно-Алтайск
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего – Сарбашева В.Б.,
судей – Имансакиповой А.О., Красиковой О.Е.,
при секретаре – Слабодчиковой А.И.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Кармакова ФИО1 на решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 15 октября 2015 года, которым
отказано Кармакову ФИО1 в удовлетворении исковых требований к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда за ненадлежащие условия содержания под стражей.
Заслушав доклад судьи Сарбашева В.Б., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кармаков Ы.Г. обратился в суд с исковыми требованиями к Минфину РФ о взыскании компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей за ненадлежащие условия содержания под стражей в ИВС Шебалинского РОВД, за этапирование в ИВС, за вред, причиненный здоровью. Исковые требования мотивированы тем, что в период с 31.01.2013г. по 18.07.2013 истец содержался в ИВС Шебалинского РОВД в условиях унижающих человеческое достоинство, причиняющих физические и нравственные страдания, с нарушением санитарных условий, что привело к болезни Кармакова Ы.Г. В подтверждение своих доводов истец прикладывает к иску медицинскую справку и заключение эндокринолога. В период с 09.02.2014г. по 27.05.2014г. истца этапировали из ФКУ СИЗО-1, с. Кызыл-Озек в Шебалинский районный суд, что сказалось на состоянии его здоровья. Указанными обстоятельствами Кармакову Ы.Г. причинен моральный вред и вред здоровью, оцененный истцом в размере <данные изъяты> рублей.
Суд принял вышеуказанное решение, об отмене которого просит Кармаков Ы.Г. указывая, что решение суда незаконно. При рассмотрении искового заявления Горно-Алтайским городским судом не было обеспечено присутствие Кармакова Ы.Г., в связи с чем судебное заседание проведено в одностороннем порядке без участия истца, чем нарушена ст. 15 УПК РФ. Указывает, что суд не учел то, что ИВС не был оборудован, условия содержания не соответствовали требованиям. Кроме того, условия созданные в ИВС ОП №3 МО МВД России «Онгудайский» способствовали ухудшению состояния здоровья, о чем свидетельствует запись журнала медицинского осмотра. В жалобе также просит рассмотреть жалобу с его участием.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Алтай Светоносова К.А., полагавшего, что жалоба не подлежит удовлетворению, проверив законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Судебная коллегия отклоняет ходатайство об обеспечении его участия в судебном заседании, поскольку суд не обязан этапировать лиц, находящихся в местах лишения свободы обвиняемых, к месту разбирательства гражданского дела с целью обеспечения их личного участия в судебных заседаниях.
В соответствии со ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В силу ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Статьей 1069 ГК РФ предусмотрено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
При рассмотрении возникшего спора действует общее правило распределения обязанностей по доказыванию - каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений (ч. 1 ст. 56 ГПК РФ), то есть бремя доказывания наличия морального вреда ложится на истца, а ответчики должны доказать отсутствие вины в причинении морального вреда, правомерность своих действий или бездействия.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела с 31 января 2013 года по 03 июля 2013 года Кармаков Ы.Г. содержался в ИВС Отделения полиции №3 МО «Онгудайский» по Республике Алтай.
Согласно имеющимся записям журнала медицинского осмотра лиц, содержащихся в ИВС, Кармаков Ы.Г. в период содержания в ИВС жаловался на рану в области правого бедра, полученную от огнестрельного ранения 01 января 2013года, а также от Кармакова Ы.Г. периодически поступали жалобы на головные боли, врачом поставлен диагноз: гипертоническая болезнь.
Из медицинской справки, выданной фельдшером МЧ ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Алтай от 20 апреля 2014 года, следует, что Кармаков Ы.Г. взят на диспансерный учет с диагнозом: <данные изъяты>. Получает патогенетическое и симптоматическое лечение по назначению врача-невролога, кардиолога, проводится контроль артериального давления, глюкозы.
Отказывая в удовлетворении заявленных Кармаковым Ы.Г. требований о компенсации морального вреда, суд первой инстанции исходил из того, что объективными доказательствами, подтверждающими как факт ухудшения состояния здоровья, так и наличие причинно-следственной связи между ухудшением состояния здоровья и условиями содержания в ИВС, не подтвержден. Кроме того не представлены медицинские документы свидетельствующие об ухудшении состояния здоровья Кармакова Ы.Г. в связи с этапированием из ФКУ СИЗО-1 с. Кызыл-Озек в Шебалинский районный суд, а также истцом не представлено доказательств нарушения условий содержания в ИВС ОП №3 МО МВД России «Онгудайский», а выявленные заболевания не связаны с пребыванием в ИВС.
Этот вывод суда соответствует предписаниям ст. 56 ГПК РФ, обязывающим сторону доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией РФ, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
Согласно ч. 1 ст. 15 данного Федерального закона в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных УПК РФ.
В силу ст. 23 названного Федерального закона подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
Материалами дела подтверждается, что нарушений прав граждан при их содержании в ИВС не имелось, бытовые условия соответствовали требованиям действующего законодательства.
Судом первой инстанции данные доказательства исследованы и им дана надлежащая оценка. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам.
Доводы жалобы о том, что судом первой инстанции было нарушено его право на непосредственное участие в судебном заседании, не может служить основанием для отмены судебного решения.
Гражданский процессуальный кодекс РФ и другие федеральные законы не представляют лицам, содержащимся под стражей, право на личное участие в разбирательстве судами их гражданских дел (по которым они являются истцами, ответчиками, третьими лицами или другими участниками процесса). Следовательно, суды не обязаны этапировать указанных лиц к местам разбирательства гражданских дел с целью обеспечения их личного участия в судебных заседаниях.
Вместе с тем, Кармаков Ы.Г. был надлежащим образом извещен о дате и времени судебного заседания. Об организации его участия в судебном заседании суда первой инстанции посредством видеоконференцсвязи истец не просил, своего представителя в судебное заседание не направил.
Доводы Кармакова Ы.Г. о том, что ИВС не был оборудован, условия содержания не соответствуют требованиям, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и своего подтверждения, исходя из представленных доказательств, не нашли.
Доводы истца относительно ухудшения состояния его здоровья после нахождения в ИВС не нашли своего подтверждения. Истец не представил суду доказательств, что именно в результате ненадлежащих условий содержания в указанном ИВС у него ухудшилось состояние здоровья или он приобрел какие-либо заболевания.
Поскольку иных доводов, влияющих на законность решения суда, апелляционная жалоба не содержит, у судебной коллегии отсутствуют основания для отмены решения суда по доводам жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 15 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Кармакова ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий В.Б. Сарбашев
Судьи А.О. Имансикипова
О.Е. Красикова