Решение по делу № 2-392/2021 от 16.11.2020

Дело № 2-392/2021

УИД 59RS0004-01-2020-008874-81    

                

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федераци

г. Пермь                                  16 февраля 2021 года

Ленинский районный суд г.Перми в составе:

председательствующего судьи Гладковой О.В.,

при секретаре судебного заседания Апкиной А.А.,

с участием помощника прокурора Орджоникидзевского района г.Перми – Зырянова Г.С.,

представителя ответчика Департамента транспорта администрации г.Перми – Насибовой Ш.Г., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пермь гражданское дело по иску прокурора Орджоникидзевского района г.Перми в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации г.Перми, департаменту транспорта администрации г.Перми о возложении обязанности,

у с т а н о в и л:

прокурор Орджоникидзевского района г.Перми в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации г.Перми, департаменту транспорта администрации г.Перми о возложении обязанности обустроить в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 остановочный пункт на участке дороги по ул.Лянгасова г.Перми в створе с ул.Краснослудской по направлению из города. В обоснование заявленных исковых требований указал, что прокуратурой Орджоникидзевского района г.Перми проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения на территории Орджоникидзевского района г.Перми. В ходе проведенной проверки установлено, что в микрорайоне «Энергетик» на участке дороги по ул.Лянгасова г.Перми в створе с ул.Краснослудская по направлению из города отсутствует остановочный пункт общественного городского транспорта. В противоположном направлении на том же участке дороги по ул.Лянгасова остановочный пункт обустроен. По указанному участку дороги, в том числе в обоих направлениях пролегают маршруты общественного транспорта, а именно маршруты автобусов №№21,24. Автомобильная дорога по ул.Лянгасова г.Перми является автомобильной дорогой общего пользования местного значения г.Перми 2 эксплуатационной категории содержания. Согласно ответу Департамента транспорта администрации г.Перми план работ по обустройству нового остановочного пункта городского пассажирского транспорта на участке дороги по ул.Лянгасова г.Перми в створе с ул.Краснослудская по направлению из города запланировано в перспективном плане работ в период 2021-2023 годы. Полагает, что несоблюдение в настоящее время требований законодательства на данном участке автодороги создает угрозу безопасности дорожного движения или здоровью человека, причинения вреда имущества граждан, препятствует доступу граждан к пользованию общественным городским транспортом. Для обустройства остановочного пункта на указанном участке дороги по ул.Лянгасова необходимо провести ряд мероприятий, а именно: обустройство остановочного пункта, обустройство тротуара по четной стороне ул.Лянгасова, нанесение горизонтальной дорожной разметки, обустройство пешеходных переходов на въезде и выезде с АГНСК (АГЗС), обустройство пешеходного перехода с островком безопасности через дорогу по ул.Лянгасова, обустройство искусственных неровностей на участке дороги по ул.Лянгасова перед нерегулируемым пешеходным переходом. Считает, что с учетом выявленных нарушений конституционных прав граждан, а также в целях предупреждения реального причинения вреда жизни и здоровью, имуществу граждан, необходимо обустроить остановочный пункт в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 на указанном участке дороги.

Помощник прокурора Орджоникидзевского района г.Перми Зырянов Г.С. в судебном заседании на исковых требованиях настаивал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.    

Представитель ответчика Департамента транспорта администрации г.Перми – Насибова Ш.Г. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась. В письменном отзыве на исковое заявление указала, что организация нового остановочного пункта вне зависимости от эксплуатационного статуса проходит в несколько этапов производства работ: подготовка проектно-сметной документации, утверждение и согласование в установленном порядке, строительство и ввод в эксплуатацию. Департаментом транспорта администрации г.Перми запланировано обустройство указанного автобусного остановочного пункта в перспективном плане работ в период 2021-2023 годы. В связи со сложной дорожной планировкой предполагаемого участка под размещение нового остановочного пункта, проектным решением на его обустройство потребуется переустройство наземных коммуникаций, внесение изменений в проект организации дорожного движения. Проектной организацией должно быть определено техническое решение обустройства нового остановочного пункта, согласован данный проект в установленном порядке и определена сметная стоимость его реализации. В рамках доведенных лимитов бюджетных ассигнований г.Перми на 2021-2023 годы в рамках действующей муниципальной программы №775 от 19.10.2018 «Организация дорожного движения и развитие регулярных перевозок транспортом в г.Перми» департамент транспорта администрации г.Перми располагает целевым финансированием на проектирование остановочных пунктов в 2022 году, а на непосредственное обустройство вновь запроектированного остановочного пункта в 2023 году.

Представитель ответчика администрации г.Перми в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель третьего лица Департамента дорог и благоустройства администрации г.Перми – Ходырева Н.В., действующая на основании доверенности от 15.12.2020, в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие. В письменном отзыве на исковое заявление указала, что администрация г.Перми является ненадлежащим ответчиком. Полномочия по обеспечению обустройством автомобильных дорог общего пользования местного значения остановочными пунктами на муниципальных маршрутах регулярных перевозок г.Перми и их демонтаж, по организации и контролю функционирования и обустройства остановочных пунктов на муниципальных маршрутах регулярных перевозок г.Перми информационными табло, схемами маршрутов регулярных перевозок г.Перми, расписанием движения муниципальных маршрутов регулярных перевозок г.Перми осуществляет департамент транспорта администрации г.Перми. Просит в удовлетворении исковых требований к администрации г.Перми о возложении обязанности отказать в полном объеме.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – ФЗ «О безопасности дорожного движения») ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Как следует из ст. 21 ФЗ «О безопасности дорожного движения» мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.

Согласно п. 5 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 08.11.2007 №257-ФЗ) элементами обустройства автомобильных дорог являются сооружения, к которым относятся, в том числе остановочные пункты.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Орджоникидзевского района г.Перми проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения.

Из акта осмотра от 08.07.2020, составленного помощником прокурора Орджоникидзевского района г.Перми Зыряновым Г.С., государственным инспектором отделения дорожного надзора отдела ГИБДД Управления МВД России по г.Перми Семеновым П.В., следует, что в микрорайоне «Энергетик» на участке дороги по ул.Лянгасова г.Перми в створе с ул.Краснослудская по направлению из города отсутствует остановочный пункт общественного городского транспорта. В противоположном направлении движения остановочный пункт общественного транспорта обустроен. По ул.Лянгасова г.Перми в обе стороны проложены маршруты общественного транспорта №№21,24. В ходе проверки установлено, что имеются все необходимые условия для обустройства остановочного пункта на указанном участке дороги в районе строения №70 (АГЗС) (л.д. 10).

Согласно акту проверки дорожных условий на участке: г.Пермь, ул.Лянгасова, в районе строения №70 (АГЗС) от 08.07.2020, для обустройства остановочного пункта по четной стороне ул.Лянгасова необходимо выполнение ряда мероприятий: обустройство посадочной площадки, обустройство тротуара по четной стороне ул.Лянгасова, нанесение горизонтальной дорожной разметки 1.1, 1.11 ПДД РФ, обустройство пешеходных переходов на въезде и выезде с АГЗС, обустройство пешеходного перехода с островком безопасности через ул.Лянгасова, устройство искусственных неровностей по ул.Лянгасова перед нерегулируемым пешеходным переходом. Освещение на данном участке улично-дорожной сети имеется, находится в исправном состоянии (л.д. 11). По результатам проверки составлена фототаблица (л.д. 12-25).

В силу пп. 1, 6, 10 п. 1 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.

В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и осуществлением дорожной деятельности в Пермском крае, регулирует Закон Пермского края от 14.11.2008 №326-ПК «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности» (далее – Закон Пермского края от 14.11.2008 №326-ПК).

В силу п. 1 ст. 11 Закона Пермского края от 14.11.2008 №326-ПК размещение объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги должно осуществляться в соответствии с документацией по планировке территории и требованиями технических регламентов.

Объекты дорожного сервиса должны быть оборудованы стоянками и местами остановки транспортных средств, а также подъездами, съездами и примыканиями в целях обеспечения доступа к ним с автомобильной дороги. При примыкании автомобильной дороги к другой автомобильной дороге подъезды и съезды должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами и обустроены элементами обустройства автомобильной дороги в целях обеспечения безопасности дорожного движения (п. 2 ст. 11 Закона Пермского края от 14.11.2008 №326-ПК).

Согласно п. 6 ст. 11 Закона Пермского края от 14.11.2008 №326-ПК строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходно-скоростных полос осуществляются владельцем объекта дорожного сервиса или за его счет.

В соответствии с Перечнем автомобильных дорог общего пользования местного значения г.Перми, утв. Постановлением администрации г.Перми от 02.06.2009 №298, автомобильная дорога по ул.Лянгасова г.Перми является автомобильной дорогой общего пользования местного значения г.Перми 2-й эксплуатационной категории содержания (графа 109, идентификационный номер 57-401-ОП-МГ-0538).

Во исполнение Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании» Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии утвержден национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» с датой введения в действие 01.07.2008 (далее – ГОСТ Р 52766-2007).

ГОСТ Р 52766-2007 распространяется на элементы обустройства автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городских и сельских поселений, устанавливает общие требования к ним и правила их применения.

В разделе 5.3 ГОСТ Р 52766-2007 закреплены положения, регулирующие требования к остановочным пунктам маршрутных транспортных средств.

Согласно п. 5.3.1 ГОСТ Р 52766-2007 остановочные пункты маршрутных транспортных средств на дорогах и улицах должны размещаться в местах промежуточных остановок на маршруте следования в соответствии с требованиями данного стандарта и ГОСТ 33062.

В п. 5.3.3.1 ГОСТ Р 52766-2007 предусмотрено, что остановочный пункт на участках дорог в пределах населенных пунктов и на улицах должен состоять их следующих элементов: остановочная площадка, посадочная площадка, заездной «карман» на дорогах, боковая разделительная полоса, тротуары и/или пешеходные дорожки, пешеходный переход, автопавильон или навес по п 5.3.3.10, скамья, урна для мусора, технические средства организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, ограждения), освещение (с питанием от распределительных сетей или автономных источников).

Остановочные пункты на линиях троллейбуса и автобуса на магистральных улицах общегородского значения (с регулируемым движением) и на магистралях районного значения следует размещать за перекрестком или за наземным пешеходным переходом на расстоянии не менее 15 м и 5 м до посадочной площадки соответственно.

В соответствии с п. 5.3.4.1 ГОСТ Р 52766-2007 остановочные пункты оборудуют дорожными знаками по ГОСТ Р 52290 и дорожной разметкой по ГОСТ Р 51256, которые применяют по ГОСТ Р 52289.

Оценив в совокупности обстоятельства дела, представленные доказательства, руководствуясь ст. 12 ФЗ «О безопасности дорожного движения», п. 5 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ, пп. 5 п. 1 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пп. 2, 6 ст. 11 Закона Пермского края от 14.11.2008 №326-ПК, пп. 5.3.1, 5.3.3.1, 5.3.4.1 ГОСТ Р 52766-2007, суд приходит к выводу, что отсутствие остановочного пункта общественного городского транспорта в микрорайоне «Энергетик» на участке дороги по ул.Лянгасова г.Перми в створе с ул.Краснослудская по направлению из города является нарушением вышеприведенных правовых норм в сфере безопасности дорожного движения, влечет угрозу реального причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

Учитывая изложенное, исковые требования прокурора Орджоникидзевского района г.Перми в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о возложении обязанности обустроить остановочный пункт являются законными и обоснованными.

    Относительно органа, к компетенции которого находится выполнение указанной обязанности, суд приходит к следующим выводам.

В главе II Устава г.Перми закреплены положения, определяющие компетенцию Пермского городского округа.

Согласно п. 5 ст. 11 Устава г.Перми, утв. решением Пермской городской Думы от 25.08.2015 №150 (далее – Устав г.Перми), к вопросам местного значения Пермского городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах Пермского городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах Пермского городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.

Как следует из п. 7 ст. 11 Устава г.Перми, к вопросам местного значения Пермского городского округа также относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения и экстремизма в границах Пермского городского округа.

Согласно п. 3 ст. 36 Устава г.Перми администрация г.Перми осуществляет исполнительно-распорядительные полномочия по вопросам местного значения г.Перми.

Решением Пермской городской Думы от 25.06.2019 №141 утверждено Положение о департаменте транспорта администрации г.Перми.

В силу п. 1.2 указанного Положения департамент транспорта является функциональным органом администрации г.Перми.

Департамент транспорта администрации г.Перми обеспечивает обустройство автомобильных дорог общего пользования местного значения остановочными пунктами на муниципальных маршрутах регулярных перевозок г.Перми и их демонтаж; организует и контролирует функционирование и обустройство остановочных пунктов на муниципальных маршрутах регулярных перевозок г.Перми информационными табло, схемами маршрутов регулярных перевозок г.Перми, расписанием движения муниципальных маршрутов регулярных перевозок г.Перми (пп. 3.2.5, 3.2.6 Положения).

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что надлежащим ответчиком по требованию о возложении обязанности обустроить остановочный пункт является Департамент транспорта администрации г.Перми.

Администрация г.Перми является ненадлежащим ответчиком, так как полномочия по обустройству автомобильных дорог общего пользования местного значения остановочными пунктами на муниципальных маршрутах регулярных перевозок г.Перми не относятся к компетенции данного органа местного самоуправления.

    В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться указанными в ней способами, в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, иными способами, предусмотренными законом.

    Исковые требования прокурора Орджоникидзевского района г.Перми направлены на защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц в области безопасности дорожного движения.

Доказательств необоснованности иска ответчиком не представлено, в связи с чем суд полагает требования прокурора Орджоникидзевского района г.Перми, предъявленные к Департаменту транспорта администрации г.Перми, законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Доводы ответчика Департамента транспорта администрации г.Перми о плановом характере мероприятий по обустройству остановочного пункта, не являются основанием для его освобождения от обязанности устранения нарушений в области дорожной безопасности. Ответчик не лишен права осуществлять устранение выявленных нарушений с соблюдением положений Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и урегулировать свои финансовые взаимоотношения с участниками бюджетной системы.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, и если данные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 №7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», удовлетворяя требование кредитора о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено (части 2 статьи 206 ГПК РФ). При установлении указанного срока суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.

Поскольку необходимость установления судом срока для исполнения ответчиком возложенной обязанности прямо предусмотрена статьей 206 ГПК РФ, суд полагает необходимым установить такой срок.

Учитывая обстоятельства дела, принимая во внимание объем мероприятий, которые необходимо будет произвести ответчику в целях обустройства остановочного пункта, суд находит разумным установить срок исполнения возложенной на Департамент транспорта администрации г.Перми обязанности – 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Доводы представителя ответчика о том, что данный вид работ может быть реализован лишь к 2023 году, суд находит несостоятельными, поскольку установление столь длительного срока исполнения решения противоречило бы положениям статьи 13 ГПК РФ об обязательности судебных постановлений, необоснованно затягивало было приведение содержания автомобильных дорог в соответствии с требованиями технических регламентов, негативно влияло бы на организацию дорожного движения.

В случае, если в указанный срок решение ответчиком не сможет быть исполнено, при наличии к тому оснований ответчик не лишен возможности обратиться в суд в порядке статьи 203 ГПК РФ с заявлением об отсрочке его исполнения.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования прокурора Орджоникидзевского района г.Перми в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Департаменту транспорта администрации г.Перми о возложении обязанности удовлетворить.

Обязать Департамент транспорта администрации г.Перми обустроить в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 остановочный пункт на участке дороги по ул.Лянгасова г.Перми в створе с ул. Краснослудской по направлению из г.Перми.

Установить срок исполнения возложенной обязанности – 12 (двенадцать) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении исковых требований прокурора Орджоникидзевского района г.Перми в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации г.Перми о возложении обязанности – отказать.

На решение может быть принесена апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г.Перми в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

    Судья (подпись)      О.В. Гладкова

Копия верна. Судья

    Мотивированное решение изготовлено 20.02.2021.

Подлинник данного судебного акта находится в материалах дела Ленинского районного суда г.Перми № 2-392/2021.

2-392/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор Орджоникидзевского района г. Перми
Ответчики
Муниципальное образование город Пермь в лице Администрации города Перми
Департамент транспорта администрации г. Перми
Другие
Департамент дорог и благоустройства администрации г.Перми
Суд
Ленинский районный суд г. Перми
Судья
Гладкова О.В.
Дело на сайте суда
lenin.perm.sudrf.ru
16.11.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.11.2020Передача материалов судье
18.11.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.12.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
04.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.12.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.12.2020Судебное заседание
16.02.2021Судебное заседание
20.02.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.02.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.02.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее