Решение по делу № 2-260/2025 (2-3635/2024;) от 27.11.2024

УИД 26RS0030-01-2024-004806-59

Дело № 2-260/2025 (2-3635/2024)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 января 2025 года станица Ессентукская

Предгорный районный суд Ставропольского края, в составе председательствующего судьи Демина А.Н., при секретаре ФИО4, с участием:

представителя административного истца ФИО1ФИО2, действующего на основании доверенности <адрес>8 от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Предгорного районного суда <адрес> административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению муниципальным имуществом администрации Предгорного муниципального округа <адрес> о признании не законным решения, возложении обязанности устранить допущенные нарушения закона,

УСТАНОВИЛ:

    ФИО1 обратилась в суд с административными исковыми требованиями к Управлению муниципальным имуществом администрации Предгорного муниципального округа <адрес> о признании незаконным решения, возложении обязанности устранить допущенные нарушения закона.

В обоснование административных исковых требований указала, что ФИО1 обратилась в управление муниципальным имуществом администрации Предгорного муниципального округа <адрес> с заявлением о предоставлении в собственности на возмездной основе земельный участок с кадастровым номером 26:29:150720:348, земли населенных пунктов, для использования в целях: ведение огородничества, общей площадью 600 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, Предгорный муниципальный округ, <адрес>, земельный участок 104 А.

Согласно ответа от ДД.ММ.ГГГГ исх., Истцу отказано в продаже земельного участка без торгов. Ответчик мотивировал это следующим.

В соответствии с пунктом 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.

Считает данный отказ необоснованным и незаконным по следующим основаниям.

В соответствии с договором аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 владеет на праве аренды земельным участком с кадастровым номером 26:29:150720:348, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: ведение огородничества, общей площадью 600 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, земельный участок 104 А.

Согласно Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022-2024 годах» допускается наряду со случаями, предусмотренными Земельным кодексом Российской Федерации, продажа без проведения торгов земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, отдыха (рекреации), производственной деятельности, нужд промышленности и предоставленных в аренду, при условии отсутствия у уполномоченного органа, предусмотренного статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка.

Данное Постановление содержит прямое указание на тот факт, что земельный участки, имеющие вид разрешенного использования «для ведения огородничества» могут быть предоставлены в собственности. Не содержит прямого запрета или ссылку на Федеральный закон, которым запрещено продавать без проведения торгов земельные участки, находящиеся государственной или муниципальной собственности.

Важным обстоятельством в предоставлении муниципальной услуги служит отсутствие у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании данного земельного участка. Таких обстоятельств в ответе управления не содержится.

Из положений ч. 1 ст. 3 ГПК РФ следует, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

На основании вышеизложенного, а также руководствуясь ст. ст. 39.1, 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, просила суд:

Обязать управление муниципальным имуществом администрации Предгорного муниципального округа <адрес>, в течении тридцати дней со дня вступления решения суда в законную силу, подготовить проект договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов с кадастровым номером 26:29:150720:348, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: ведение огородничества, общей площадью 600 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, земельный участок 104 А, в трех экземплярах, с подписями и печатями и направить их для подписания ФИО1.

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, уведомлена надлежащим образом (80099004323976), воспользовался своим правом на ведение дела в суде через своего представителя.

Представитель административного истца ФИО1ФИО2 в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, просила суд их удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Управление муниципальным имуществом администрации Предгорного муниципального округа <адрес> в судебное заседание не явился извещался судом о времени и месте судебного заседания путем вручения разносной почтовой корреспонденции.

В связи с указанными обстоятельствами, суд, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из материалов дела, на основании постановления Администрации Предгорного муниципального округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ был предоставлен в аренду сроком на 3 (Три) года ФИО1 земельный участок площадью 600 кв.м. с кадастровым номером 26:29:150720:348, местоположение участка: Российская Федерация, <адрес>, Предгорный муниципальный округ, <адрес>, земельный участок 104 А (далее- Участок). Категория земель: земли населенных пунктов. Разрешенное использование: Ведение огородничества.

На основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Управлением муниципальным имуществом администрации Предгорного муниципального округа <адрес> (Арендодатель) и ФИО1 (Арендатор) следует, что Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает в аренду земельный участок из земель - земли населенных пунктов, с кадастровым номером 26:29:150720:348 по адресу: <адрес>, Предгорный муниципальный округ, <адрес>, земельный участок 104 А, с разрешенным использованием – Ведение огородничества (код 13.1) в границах, указанных в кадастровой выписке, прилагаемой к настоящему Договору и являющемся его неотъемлемой частью, общей площадью 600 кв.м.

Срок аренды участка устанавливается на 3 года с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Данный договор аренды земельного участка в установленном законом порядке зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии <адрес>, что следует из выписки ЕГРН за земельный участок с кадастровым номером 26:29:150720:348, расположенного по адресу: <адрес>, Предгорный муниципальный округ, <адрес>, земельный участок 86 В.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 обратился в Управление муниципальным имуществом администрации Предгорного муниципального округа <адрес> с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 26:29:140603:898, расположенного по адресу: <адрес>, Предгорный муниципальный округ, <адрес>, земельный участок 104 А, с видом разрешенного использования «ведение огородничества (код 13.1)».

ДД.ММ.ГГГГ Управление муниципальным имуществом администрации Предгорного муниципального округа <адрес> в адрес административного истца ФИО5 направило отказ, из содержания которого усматривается, что в соответствии с договором аренды от ДД.ММ.ГГГГ, вышеуказанный земельный участок предоставлен в аренду до ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, без проведения торгов осуществляется продажа земельный участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного Кодекса Российской Федерации.

Тогда как согласно классификатору видов разрешенного использования, утвержденного Приказом Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ №    П/0412 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков», вид разрешенного использования «Ведение огородничества» предусматривает собой осуществление отдыха и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур; размещение хозяйственных построек, не являющихся объектами недвижимости, предназначенных для хранения инвентаря и урожая сельскохозяйственных культур.

На основании вышеизложенного, Управлением принято решение в отказе о предоставлении запрашиваемой услуги.

В соответствии с подп. "а" п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 629 " Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 - 2024 годах, а также о случаях установления льготной арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в федеральной собственности, и размере такой платы" установлено, что в 2022-2024 годах предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом следующих особенностей: допускается наряду со случаями, предусмотренными Земельным кодексом Российской Федерации, продажа гражданину без проведения торгов земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства за границами населенного пункта, ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд и предоставленных в аренду этому гражданину, при условии отсутствия у уполномоченного органа, предусмотренного статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований административного истца административный ответчик со ссылками на разрешенное использование земельного участка, а также классификатор видов разрешенного использования указал, что правилами п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации не предусмотрена продажа без проведения торгов земельного участка, относящегося к землям населенных пунктов.

Суд не может согласиться с такими выводами административного ответчика, так как они основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.

Согласно сведениям ЕГРН испрашиваемый земельный участок имеет вид разрешенного использования «Ведение огородничества».

Согласно пп. а, п. 1 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 629 "Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022-2024 годах" установить, что в 2022-2024 годах предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом следующих особенностей:

а) допускается наряду со случаями, предусмотренными Земельным кодексом Российской Федерации, продажа гражданину без проведения торгов земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства за границами населенного пункта, ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд и предоставленных в аренду этому гражданину, при условии отсутствия у уполномоченного органа, предусмотренного статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка.

Учитывая изложенное, решение административного органа, подлежит отмене как противоречащее указанному правовому регулированию.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Поскольку предметом судебного разбирательства являлось только законность решения Управления муниципальным имуществом Администрации Предгорного муниципального округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, иные основания препятствующие предоставлению приобретению права истца на земельный участок судом не исследовались, то возложение обязанности на ответчика по удовлетворению требований ФИО1 изложенных в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ не возможно.

С учетом указанного, суд приходит к выводу о необходимости возложения на административного ответчика, обязанности устранить выявленные нарушения закона, путем повторного рассмотрения заявления ФИО1 о предоставлении ей в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 26:29:150720:348. При этом установив срок устранения выявленных нарушений закона в течении 30 дней с момента вступления в силу решения суда

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования ФИО1 к Управлению муниципальным имуществом администрации Предгорного муниципального округа <адрес> о признании не законным решения, возложении обязанности устранить допущенные нарушения закона, удовлетворить частично.

Признать решения Управлению муниципальным имуществом Администрации Предгорного муниципального округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении земельного участка в собственность за плату не законным.

Возложить на административного ответчика, в течении 30 дней с момента вступления в силу решения суда, обязанность устранить выявленные нарушения закона, путем повторного рассмотрения заявления ФИО1 о предоставлении ей в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 26:29:150720:348.

В остальной части заявленных требований, отказать.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 09 января 2025 года.

Судья:

2-260/2025 (2-3635/2024;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Смагина Наталья Геннадьевна
Ответчики
Управление муниципальным имуществом администрации Предгорного муниципального округа
Другие
Попандопуло Янис Александрович
Суд
Предгорный районный суд Ставропольского края
Дело на сайте суда
predgorny.stv.sudrf.ru
27.11.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.11.2024Передача материалов судье
28.11.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.12.2024Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
13.12.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.12.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.01.2025Судебное заседание
09.01.2025Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.01.2025
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее