Дело № 2-107/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Камешково 20 марта 2017 года
Камешковский районный суд Владимирской области в составе:
председательствующего, судьи Стеций С.Н.,
при секретаре Михеевой Т.И.,
с участием:
представителя истца администрации Камешковского района Евдокимовой Л.Н., действующей на основании доверенности № от {Дата обезл.},
ответчиков: Калашникова Б.В., представителя Калашникова Б.В. - Желудова С.Е., действующего по устному ходатайству, занесенному в протокол судебного заседания, представителей администрации МО Пенкинское Камешковского района Бритвина В.И., действующего на основании доверенности от {Дата обезл.}, распоряжения администрации МО Пенкинское Камешковского района от {Дата обезл.} №, Кулакова А.Г., действующего на основании доверенности от {Дата обезл.},
третьего лица Малюшкиной В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Камешково гражданское дело по исковому заявлению администрации Камешковского района к администрации МО Пенкинское Камешковского района, Калашникову Б.В. о признании договора аренды земельного участка недействительным,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Камешковского района обратилась в суд с иском, в котором просит:
- признать договор аренды земельного участка с кадастровым №1191 от {Дата обезл.} №, заключенный между администрацией МО Пенкинское Камешковского района и Калашников Б.В., - недействительным;
- применить последствия недействительности сделки в виде возврата земельного участка администрации Камешковского района по акту приема-передачи.
В обоснование иска указала, что {Дата обезл.} администрацией МО Пенкинское Камешковского района предоставлен Калашникову Б.В. в пользование на праве аренды земельный участок с кадастровым №1191, общей площадью .... кв.м, расположенный по адресу: ...., при этом были нарушены порядок и сроки предоставления данного земельного участка.
В связи с чем, ссылаясь на п.1 ст. 168 ГК РФ, администрация Камешковского района просит признать договор аренды недействительным.
В судебном заседании представитель администрации Камешковского района Евдокимова Л.Н. на требованиях настаивала, дополнительно указала, что {Дата обезл.} Калашников Б.В. обратился в администрацию МО Пенкинское с заявлением о предоставлении земельного участка, к которому приложил предварительную схему земельного участка и копию паспорта.
Однако, в нарушение требований п.1 ст.39.15 ЗК РФ, в своем заявлении Калашников Б.В. не указал основания для предоставления земельного участка без торгов, цель использования земельного участка, площадь земельного участка.
В соответствии с п. 3 ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган по предоставлению земельных участков должен был в течение десяти дней с момента обращения, в случае если заявление не соответствует требованиям, вернуть его обратившемуся гражданину на доработку.
В случае, если заявление было бы составлено верно, администрация МО Пенкинское должна была, в соответствии с п. 7 ст. 39.15 ЗК РФ, в течение тридцати дней рассмотреть его, проверить наличие либо отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании. В пункте 8 данной статьи перечислены основания для отказа гражданину в выдаче разрешения на предварительное согласование. Согласно подпункту 1 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ основанием для отказа является отсутствие схемы расположения земельного участка. То есть, до вынесения уполномоченным органом решения о согласовании предоставлении земельного участка должна быть предоставлена схема расположения земельного участка, оформленная в соответствии с требованиями законодательства.
Заявление Калашникова Б.В. администрацией МО Пенкинское было рассмотрено с нарушением установленного законом срока. Ответ ему был дан {Дата обезл.}, исх. №. В ответе администрация МО Пенкинское дала согласие на проведение землеустроительных работ по формированию земельного участка в ...., учитывая беспрепятственный доступ к земельному участку с кадастровым №40. То есть тот земельный участок, который указывал Калашников Б.В. в заявлении от {Дата обезл.}. На основании этого ответа Калашников Б.В. должен был начать межевые работы в отношении запрашиваемого земельного участка, то есть обратиться в межевую организацию, которая должна была подготовить схему вновь формируемого земельного участка. Данная схема формируется в соответствии с приказом Минэкономразвития от {Дата обезл.} №.
Не имея оформленной надлежащим образом схемы земельного участка, {Дата обезл.} администрация МО Пенкинское публикует извещение о намерениях предоставить в аренду земельный участок для целей использования - индивидуального жилищного строительства, площадью .... кв.м, в д.....
{Дата обезл.} администрация МО Пенкинское принимает постановление № о предварительном согласовании предоставления земельного участка Калашникову Б.В.
Представитель истца считает, что администрация МО Пенкинское не вправе была принимать решение о согласовании предоставления земельного участка Калашникову Б.В., так как имелись основания для отказа в предоставлении данного земельного участка по подпункту 1 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ, в связи с несоответствием схемы земельного участка установленным требованиям.
Кроме того, {Дата обезл.} в администрацию МО Пенкинское обратилась Малюшкина В.Н. с заявлением о предоставлении в порядке присоединения земельного участка, расположенного за принадлежащим ей на праве собственности земельным участком с кадастровым №40, который был указан в заявлении Калашникова Б.В. Ответ на данное заявление Малюшкина В.Н. не получала.
Таким образом, администрация МО Пенкинское на момент рассмотрения заявления Калашникова Б.В. о предоставлении ему земельного участка знала о конфликте интересов двух граждан.
В связи с чем полагает, что в соответствии с ч. 1 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды спорного земельного участка должен был заключаться по результатам аукциона.
Также отметила, что в соответствии с кадастровым паспортом земельного участка, спорный земельный участок имеет ограничение, предусмотренное пп. 1 п. 2 ст. 56 ЗК РФ, - особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах. Что также должно было учитываться при решение вопроса о возможности предоставления земельного участка гражданам.
Представители ответчика администрации МО Пенкинское Камешковского района Бритвин В.И., Кулаков А.Г. с иском не согласились. Из представленного письменного отзыва на исковое заявление следует, что {Дата обезл.} Калашников Б.В. обратился в администрацию МО Пенкинское с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного в ...., кадастровый №40.
С аналогичным заявлением {Дата обезл.} Калашников Б.В. обратился в администрацию Камешковского района.
{Дата обезл.} администрация МО Пенкинское вынесла постановление № «О публикации сообщения о наличии земельного участка, предназначенного для передачи гражданам для индивидуального жилищного строительства».
Извещение о приеме заявлений о намерении участвовать в аукционе опубликовано в сети Интернет {Дата обезл.} и {Дата обезл.} в районной газете «....».
Согласно извещению, начало приема заявок - {Дата обезл.}, срок окончания приема заявок - {Дата обезл.}. В извещении указаны характеристики земельного участка: западнее домовладения № в кадастровом квартале №.
С момента начала приема заявок - {Дата обезл.} никаких заявлений о предоставлении земельного участка в аренду от других лиц не поступало, поэтому постановлением администрации МО Пенкинское {Дата обезл.} № предварительно согласовано предоставление Калашникову Б.В. в аренду сроком на 20 лет земельного участка, площадью .... кв.м, расположенного по адресу: ...., в кадастровом квартале №.
После проведения кадастровым инженером формирования земельного участка, было принято постановление администрации МО Пенкинское от {Дата обезл.} № об утверждении схемы вновь образованного земельного участка.
{Дата обезл.} Калашниковым Б.В. было подано заявление в администрацию МО Пенкинское о заключении договора аренды земельного участка с кадастровым №1191.
Договор аренды был заключен на основании постановления администрации МО Пенкинское от {Дата обезл.} № «О предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду Калашникову Б.В.».
Договор аренды земельного участка с кадастровым № от {Дата обезл.} № не нарушает требования законов и иных правовых актов.
В судебном заседании представители дополнительно пояснили, что истец не является стороной оспариваемого договора аренды земельного участка.
В исковом заявлении не указано в защиту интересов каких третьих лиц администрация Камешковского района оспаривает заключенный между Калашниковым Б.В. и администрацией МО Пенкинское договор аренды земельного участка.
Администрацией Камешковского района не представлено документов, подтверждающих факта обращения третьих лиц с просьбой к администрации Камешковского района об обращении в суд с иском в защиту прав и законных интересов третьего лица.
Считают, что у администрации Камешковского района отсутствуют правовые основания для оспаривания договора аренды.
Отметили, что при формировании участка были учтены все требования, содержащиеся в документах территориального планирования и правилах землепользования и застройки.
Полагают, что договор аренды заключен с соблюдением порядка предоставления земельного участка в соответствии с Земельным кодексом РФ, не нарушает требований законодательства, а также не нарушает права и законные интересы третьих лиц.
Стороны договора аренды от {Дата обезл.} на протяжении года исполняют свои обязанности по договору аренды, Калашников Б.В. своевременно и в полном объеме оплачивает арендную плату. Оснований для признания договора аренды недействительным не имеется.
Администрация МО Пенкинское, изучив заявление и схему земельного участка, посчитала, что данные, указанные в заявлении и схеме участка, являются достаточными для рассмотрения вопроса о предварительном согласовании земельного участка.
Все доводы истца, по которым он оспаривает заключенный договор аренды, основаны только на якобы допущенных нарушениях по предварительному согласованию предоставления земельного участка.
Однако, предварительное согласование предоставления земельного участка осуществлялось в соответствии с Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка», утвержденным постановлением администрации МО Пенкинское от {Дата обезл.} №.
Никаких жалоб на нарушение процедуры предоставления муниципальной услуги в администрацию МО Пенкинское не поступало.
В результате предоставления муниципальной услуги было принято постановление администрации МО Пенкинское {Дата обезл.} № «О предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду Калашникову Б.В.».
С заявлением об оспаривании постановления администрации МО Пенкинское {Дата обезл.} №, на основании которого был заключен договор аренды, никто не обращался.
По их мнению, обжалование администрацией Камешковского района только порядка соблюдения процедуры предварительного согласования земельного участка не может являться основанием для признания договора аренды недействительным.
В соответствии с Регламентом по взаимодействию между МО Пенкинское и отделом имущественных и земельных отношений ...., заключенным с {Дата обезл.}, документы по рассмотрению заявления Калашникова Б.В. о предварительном согласовании земельного участка готовил Отдел имущественных и земельных отношений администрации Камешковского района.
Данный факт подтверждает отсутствие оснований у администрации Камешковского района для обжалования заключенного договора аренды.
Кроме того, по факту предоставления земельного участка в аренду Калашникова Б.В. проводилась проверка прокуратурой Владимирской области, по результатам которой никаких нарушений не выявлено.
Ответчик Калашников Б.В. исковые требования не признал, представил письменный отзыв, из которого следует, что {Дата обезл.} он обратился в администрацию МО Пенкинское с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в д. .... по ул. .... для индивидуального жилищного строительства, согласно прилагаемой схеме. Поскольку он выразил желание самостоятельно за счет собственных средств поучаствовать в формировании испрашиваемого земельного участка, администрация МО Пенкинское дала ему на это свое согласие при условии, что участок будет сформирован с учетом беспрепятственного доступа к земельному участку с кадастровым №40, принадлежащему Малюшкиной В.Н.
В соответствии с порядком управления земельными ресурсами МО Пенкинское, утвержденным решением Совета народных депутатов МО Пенкинское Камешковского района от {Дата обезл.} №, принятие решение о предоставлении права на вышеуказанный земельный участок для заявленной цели администрацией МО Пенкинское предварительно было согласовано с администрацией Камешковского района.
{Дата обезл.} администрацией МО Пенкинское подготовлено постановление «О публикации сообщения о наличии земельного участка, предназначенного для передачи гражданам для индивидуального жилищного строительства», на основании которого была осуществлена публикация в утвержденных средствах массовой информации.
В течении 30 дней с момента выхода извещения других заявлений на предоставление вышеуказанного земельного участка не поступало. В соответствии с действующим порядком это послужило основанием для принятия постановления о предварительном согласовании предоставления земельного участка ему в аренду, как единственному заявителю.
Полагает, что в соответствии со ст.39.15 ЗК РФ данное решение является конечным результатом предоставления муниципальной услуги, а также основанием для предоставления земельного участка в порядке, установленном ст. 39.18 ЗК РФ.
В соответствии с указанным постановлением, им заказаны и оплачены работы по образованию земельного участка в соответствии с утвержденной схемой расположения и постановке его на кадастровый учет.
{Дата обезл.} им и администрацией МО Пенкинское был подписан договор аренды земельного участка, площадью .... кв.м, кадастровый №1191, местоположение которого определено как .... для индивидуального жилищного строительства.
Отмечает, что оспаривая договор аренды земельного участка, истцом не представлено ни одной ссылки на действующие нормы права, свидетельствующие о недействительности данного договора аренды. Кроме того, из искового заявления и пояснений представителя истца не понятно, чьи права и законные интересы нарушены заключением договора аренды земельного участка.
Документом, дающим право на заключение договора аренды в соответствии со ст. 39.15 ЗК РФ, послужило решение органа местного самоуправления о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Оспаривание только лишь договора аренды не влечет за собой признание недействительным данного решения. Однако истец не обжалует постановление администрации МО Пенкинское о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Считает, что администрация действует недобросовестно, злоупотребляет правом, поскольку на первоначальном этапе предоставления муниципальной услуги согласовала схему размещения, а непосредственно после заключения договора аренды по её земельному участку выдало ему градостроительный план для предстоящего строительства жилого дома на испрашиваемом земельном участке, утвержденный постановлением № от {Дата обезл.}, после чего обратилась в суд с иском о признании договора аренды недействительным.
Также полагает, что оспариваемый договор аренды земельного участка права и законные интересы Малюшкиной В.Н. не нарушает. Заявление Малюшкиной В.Н. о предоставлении ей земельного участка путем присоединения к основному земельному участку было подано после подачи его заявления. При этом в период публикации сообщения о наличии свободного земельного участка, предназначенного для строительства, Малюшкина В.Н. с заявлением в администрацию не обращалась. По заявлению Малюшкиной В.Н. о нарушении её прав при предоставлении ему земельного участка с предварительным согласованием были даны ответы, в том числе главным контролирующим органом - прокуратурой, которая не нашла в действиях администрации МО Пенкинское состава нарушений.
Представитель Калашникова Б.В. - Желудов С.Е. поддерживает доводы своего доверителя, считает, что у администрации Камешковского района отсутствуют правовые основания для обращения в суд с исковым заявлением о признании недействительным договора от {Дата обезл.} № аренды земельного участка с кадастровым №1191.
Третье лицо Малюшкина В.Н. требования администрации Камешковского района поддержала, пояснила, что в д. .... она имеет в собственности два земельных участка с кадастровыми №0058 и №40, который в настоящее время разделен на два земельных участка №1220, №1221, расположенные по адресу: .... Подъезд к земельному участку с кадастровым №40 она осуществляет с южной стороны (сзади участка). В {Дата обезл.} года она обратилась в администрацию МО Пенкинское с заявлением о предоставлении земельного участка, по которому осуществляла проезд, в порядке присоединения к основному земельному участку. Ответа на свое заявление она не получила до настоящего времени. В {Дата обезл.} года она узнав, что земельный участок, расположенный сзади её земельного участка предоставлен на праве аренды Калашникову Б.В., обращалась с жалобами во многие инстанции, но положительного результата так и не получила.
Согласно положениям ч.1 ст.39.6 ЗК РФ, администрация МО Пенкинское, заведомо зная, что на предоставление испрашиваемого земельного участка, прилегающего к её земельному участку, имеется много желающих, должна была надлежащим образом уведомить заявителей о намерениях предоставить испрашиваемый земельный участок на торгах.
На заявление Калашникова Б.В. от {Дата обезл.} администрацией МО Пенкинское Камешковского района был дан ответ от {Дата обезл.} о возможности формирования земельного участка, но с учетом беспрепятственного доступа к земельному участку с кадастровым №40. Однако Калашников Б.В. проигнорировал требования администрации, сформировал земельный участок напрямую примыкающий к её земельному участку.
Полагает, что администрация МО Пекинское, предоставив земельный участок Калашникову Б.В. без проведения торгов, тем самым нарушила её право на приобретение в собственность земельного участка.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, допросив свидетеля И.В.В., подтвердившего факт обращения Малюшкиной В.Н. в администрацию с заявлением о предоставлении ей земельного участка, приходит к следующему.
В соответствии с ч.ч.1,2 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ в редакции, действовавшей на момент предоставления земельного участка, в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются:
1) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);
2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
3) кадастровый номер земельного участка, заявление о предварительном согласовании предоставления которого подано (далее - испрашиваемый земельный участок), в случае, если границы такого земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости»;
4) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории, если образование испрашиваемого земельного участка предусмотрено указанным проектом;
5) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков предусмотрено образование испрашиваемого земельного участка, в случае, если сведения о таких земельных участках внесены в государственный кадастр недвижимости;
6) основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований;
7) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка возможно на нескольких видах прав;
8) цель использования земельного участка;
9) реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд;
10) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных указанными документом и (или) проектом;
11) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
К заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются:
1) документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия;
2) схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
3) проектная документация о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления лесного участка;
4) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обращается представитель заявителя;
5) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
6) подготовленные некоммерческой организацией, созданной гражданами, списки ее членов в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование указанной организации для ведения огородничества или садоводства.
Судом установлено, что {Дата обезл.} Калашников Б.В. обратился в администрацию МО Пенкинское с заявлением, в котором просил предварительно согласовать предоставление земельного участка в соответствии со ст. 39.18 ЗК РФ, расположенного в ...., с кадастровым №40, в аренду на 20 лет (л.д.68).
Как следует из заявления, поданного Калашниковым Б.В. в администрацию МО Пенкинское, в нем не было указано ни цель использования земельного участка, ни основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа оснований, предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 ЗК РФ.
Также, к заявлению Калашникова Б.В. о предварительном согласовании предоставления земельного участка от {Дата обезл.} был приложен скриншот публичной кадастровой карты, на котором изображен испрашиваемый земельный участок в виде заштрихованного четырехугольника, с указанием площади 25 соток (л.д.69). Схема расположения земельного участка, подготовленная в соответствии с требованиями законодательства, к заявлению не прилагалась.
В соответствии с п.3 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ, в течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.
Несмотря на имеющиеся основания для возврата Калашникову Б.В. заявления, {Дата обезл.} администрация МО Пенкинское направляет в межевую организацию письмо, в котором выражает согласие на проведение землеустроительных работ по формированию земельного участка в ...., учитывая беспрепятственный доступ к участку с кадастровым №40.
Согласно ст. 11.10 Земельного кодекса РФ, в редакции действовавшей на момент предоставления земельного участка, схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (п.1).
Форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п.12).
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (п.13).
В решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются:
1) площадь земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка;
2) адрес земельного участка или при отсутствии адреса земельного участка иное описание местоположения земельного участка;
3) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии со схемой расположения земельного участка предусмотрено образование земельного участка, в случае его образования из земельного участка, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости;
4) территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участоёк действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка;
5) категория земель, к которой относится образуемый земельный участок (п.14).
Согласно п.6 Требований к подготовке схемы расположения земельного участка и земельных участков на кадастровом плане территории, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 27 ноября 2014 г. N 762, в схеме расположения земельного участка приводятся:
условный номер каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка (в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков);
проектная площадь каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка;
список координат характерных точек границы каждого образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка в системе координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости;
изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков, изображение границ учтенных земельных участков, в том числе исходных земельных участков, надписи (включая кадастровые номера земельных участков, условные номера образуемых участков, кадастровый номер кадастрового квартала, систему координат), условные обозначения, примененные при подготовке изображения (далее - графическая информация);
сведения об утверждении схемы расположения земельного участка: в случае утверждения схемы расположения земельного участка решением уполномоченного органа указываются наименование вида документа об утверждении схемы расположения земельного участка (приказ, постановление, решение и тому подобное), наименование уполномоченного органа, дата, номер документа об утверждении схемы расположения земельного участка; в случае утверждения схемы соглашением между уполномоченными органами указываются наименование вида документа об утверждении схемы расположения земельного участка (соглашение), наименования уполномоченных органов, дата (даты), номер (номера) соглашения о перераспределении земельных участков (п.6).
В приложенном к заявлению Калашникова Б.В. скриншоте публичной кадастровой карты перечисленных выше сведений не приводится, в нем не указано месторасположение границ испрашиваемого земельного участка, не определены его координаты характерных точек.
То есть, к заявлению Калашникова Б.В. о предварительном согласовании предоставления земельного участка была приложенная схема расположения земельного участка, которая не соответствует ни форме, ни требованиям, установленным в приказе Минэкономразвития России от 27 ноября 2014 N 762.
В силу п.16 ст.11.10 Земельного кодекса РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи.
В подпункте 1 п.8 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ указано, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
Вопреки указанным требованиям закона, администрация МО Пенкинское Камешковского района, в силу подпункта 1 пункта 1 ст. 39.18 ЗК РФ, выносит постановление № от {Дата обезл.} «О публикации сообщения о наличии земельного участка, предназначенного для передачи гражданам для индивидуального жилищного строительства» (л.д.70).
Из материалов дела следует, что соответствующее извещение о предоставлении земельного участка было размещено в сети «Интернет», на сайте администрации МО Пенкинское Камешковского района и в районной газете «....».
Учитывая отсутствие заявлений иных лиц в течение тридцати дней со дня опубликования сообщения о наличии земельного участка, предназначенного для передачи гражданам для ведения личного подсобного хозяйства в аренду сроком на 20 лет, руководствуясь подпунктом 2 п.5 ст.39.18 ЗК РФ, главой МО Пенкинское Трифоновым С.В. вынесено постановление № от {Дата обезл.} «О предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду Калашникову Б.В.», площадью .... кв.м, расположенного по адресу: ...., в кадастровом квартале № (западнее домовладения №) (л.д.71).
На основании данного постановления, после проведения кадастровых работ испрашиваемого земельного участка, {Дата обезл.} между администрацией МО Пенкинское Камешковского района и Калашниковым Б.В. был заключен договор аренды № указанного земельного участка, который был зарегистрирован в установленном законом порядке в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним за № от {Дата обезл.} (77-82).
В силу п.11 ст.39.15 Земельного кодекса РФ в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на утверждение схемы его расположения. В этом случае обязательным приложением к решению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, направленному заявителю, является схема расположения земельного участка.
В постановлении № от {Дата обезл.} о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду, главой МО Пенкинское Трифоновым С.В. предложено Калашникову Б.В. обеспечить проведение кадастровых работ по образованию земельного участка в соответствии со схемой расположения земельного участка, согласованной администрацией МО Пенкинское (согласно приложению) и его постановку на кадастровый учет (л.д.71).
Однако схема расположения вновь образуемого земельного участка в .... Калашниковым Б.В. была согласована только - {Дата обезл.}, поэтому никак не могла быть приложена к постановлению № от {Дата обезл.} (л.д.73).
Кроме того, в постановлении № в первом абзаце указано, что земельный участок предназначен для передачи гражданам, для ведения личного подсобного хозяйства. По факту земельный участок предоставлен для индивидуального жилищного строительства.
В соответствии п. 1 ст. 166 Гражданского Кодекса РФ сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В соответствии со ст. 168 Гражданского кодекса РФ, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Применительно к статьям 166 и 168 Гражданского кодекса РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, окружающей природной среды (п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 г. «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского Кодекса РФ»).
Процедура предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства является публичной процедурой, порядок и сроки осуществления которой устанавливаются ст. 39.15, 39.18 ЗК РФ, а также иными нормативными правовыми актами федерального и регионального уровня.
Одним из основных условий законности предоставления земельных участков следует назвать максимальное обеспечение равных возможностей гражданам и юридическим лицам при приобретении участков, а также условие предоставления достаточно полной и достоверной информации.
Исходя из изложенного следует, что у администрации МО ...., не имеющей надлежащим образом оформленного заявления, необходимых документов, а именно схемы расположения испрашиваемого земельного участка, оснований для принятия решения о предварительном согласовании испрашиваемого Калашниковым Б.В. земельного участка не имелось.
Следовательно, не имелось и оснований для заключения договора аренды земельного участка № от {Дата обезл.}.
Учитывая, что оспариваемая истцом сделка была совершена в нарушение закона и публичных интересов, она считается ничтожной, поэтому договор аренды земельного участка с кадастровым №1191 от {Дата обезл.} №, заключенный между администрацией МО Пенкинское Камешковского района и Калашниковым Б.В., подлежит признанию недействительным с исключением из ЕГРП сведений о регистрации земельного участка.
В силу требований ч.3 ст. 166 Гражданского кодекса РФ, требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо. По смыслу приведенной с такими требованиями могут обратиться лица, имеющие к спорным отношениям материально-правовой интерес, чьи имущественные права и (или) охраняемые законом интересы будут непосредственно восстановлены в результате приведения сторон ничтожной сделки в первоначальное фактическое положение.
Абзацем 4 п.2 ст. 3.3. Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 334-ФЗ) предусмотрено, что предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Таким образом, доводы ответчиков о том, что администрация не вправе обращаться в суд с иском о признании сделки недействительной и применении последствий её недействительности не основаны на законе.
Ссылка ответчиков на злоупотребление правом администрацией Камешковского района, является несостоятельной, поскольку право распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в период предоставления земельного участка была наделена администрация МО Пенкинское. Поэтому именно администрация МО Пенкинское должна была выполнить все требования закона при рассмотрении заявления Калашникова Б.В. о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Ссылки Калашникова Б.В. на то, что он понес существенные материальные затраты при заключении оспариваемого договора аренды земельного участка, не является основанием для отказа истцу в удовлетворении требований, поскольку он не лишен возможности защищать свои права в ином порядке.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования администрации Камешковского района к администрации МО Пенкинское Камешковского района, Калашникову Б.В. удовлетворить.
Признать договор аренды земельного участка с кадастровым №1191, площадью .... кв.м, расположенного по адресу: ...., от {Дата обезл.} №, заключенный между администрацией МО Пенкинское Камешковского района и Калашников Б.В., недействительным.
Аннулировать в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним регистрационную запись за № от {Дата обезл.}, о регистрации указанного договора аренды земельного участка.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Камешковский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий С.Н. Стеций
В окончательной форме решение суда изготовлено 27 марта 2017 года