Дело № 2а-387/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п.г.т. Погар 19 декабря 2017 года
Погарский районный суд Брянской области в составе председательствующего судьи Хромина А.О.,
при секретаре Скрипник И.А.,
с участием представителя административного истца - помощника прокурора Погарского района Брянской области Новикова К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Погарского района Брянской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Витемлянского сельского поселения Погарского района Брянской области о понуждении к совершению действий по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка под кладбищем,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Погарского района Брянской области обратился в суд с указанным иском в порядке статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, ссылаясь на то, что прокуратурой Погарского района Брянской области проведена проверка исполнения требований законодательства по содержанию мест захоронения на территории Витемлянского сельского поселения <адрес>, в ходе которой установлено, что на территории Витемлянского сельского поселения <адрес> по адресу: <адрес> расположено место захоронения – общественное кладбище, которое в нарушение действующего законодательства не поставлено на кадастровый учет. Реализация полномочий по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения закреплена за администрацией Витемлянского сельского поселения <адрес>.
Непринятие должных мер по содержанию кладбища может привести к загрязнению окружающей среды, созданию антисанитарных условий, способствующих в дальнейшем распространению различных видов заболеваний и к нарушению прав граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду.
На основании изложенного, просит суд признать незаконным бездействие администрации Витемлянского сельского поселения <адрес>, выразившееся в непринятии мер по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка под кладбищем по адресу: <адрес>, а также обязать администрацию Витемлянского сельского поселения <адрес> принять меры по постановке земельного участка под кладбищем по адресу: <адрес> на государственный кадастровый учет.
В судебном заседании представитель административного истца помощник Прокурора Погарского района Брянской области Новиков К.А. поддержал заявленные требования, просил суд их удовлетворить.
Представитель административного ответчика - администрации Витемлянского сельского поселения <адрес> в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, ходатайств о переносе дела слушанием не заявлял, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В заявлении на имя суда просил рассмотреть административное дело в отсутствие представителя, при этом административные исковые требования признал в полном объеме, и просил установить срок для исполнения решения суда 10 месяцев.
Суд, с учетом мнения представителя административного истца и в соответствии со ст. 150 КАС РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя административного ответчика.
Выслушав помощника Прокурора Погарского района Брянской области, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992г. № 2202-1, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Аналогичное положение содержится в ч. 1 ст. 39 КАС РФ.
Из материалов дела следует, прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения требований законодательства по содержанию мест захоронения на территории Витемлянского сельского поселения <адрес>, в ходе которой выявлены нарушения Федерального закона от 06.10.2003г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», и установлено, что на территории Витемлянского сельского поселения <адрес> по адресу: <адрес> расположено место захоронения – общественное кладбище, которое не состоит на кадастровом учете.
Согласно ст. 18 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.
Согласно п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Законом Брянской области № 80 от 05.12.2014 года «О вопросах местного значения сельских поселений в Брянской области» закреплены за сельскими поселениями в Брянской области вопросы местного значения из числа предусмотренных ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в том числе, в части организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения.
Согласно Устава Витемлянского сельского поселения <адрес> к вопросам местного значения сельского поселения отнесены организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Таким образом, реализация полномочий по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения возложена на административного ответчика.
Согласно ст. 17 Федерального закона № 8-ФЗ от 12 января 1996 «О погребении и похоронном деле» деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.
Согласно со ст. 3 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» определено погребение как обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших.
Санитарные правила и нормы «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» (СанПиН 2.1.2882-11), утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 84 от 28 июня 2011 года, устанавливают гигиенические требования к содержанию кладбищ.
Для осуществления деятельности по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения сельские поселения должны обладать правом пользования на земельный участок под кладбищем в соответствии с ч. 1 ст. 268 ГК РФ. При этом, реализация такой деятельности возможна только при установленных границах земельного участка под кладбищами.
На основании п.п. 4 и 5 ст. 16 Федерального закона № 8-ФЗ от 12 января 1996 «О погребении и похоронном деле» предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Отвод земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 27 Земельного кодекса РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Из ст. 15 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» следует, что места погребения могут быть по принадлежности только государственные и муниципальные; по обычаям - общественные, вероисповедальные и воинские.
В соответствии с ч. 1 ст. 130 ГК РФ, земельные участки, в том числе под кладбищами, относятся к недвижимым вещам, в связи с чем, в соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» подлежат постановке на государственный кадастровый учет.
Согласно ст. 42 Конституции РФ, ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2001 года «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья.
Как следует из материалов дела, на территории Витемлянского сельского поселения по адресу: <адрес> расположено кладбище, которое является открытым, общественным. Кладбище не состоит на учете в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество. В реестре муниципального имущества муниципального образования Витемлянского сельского поселения <адрес> кладбище не значатся.
Из уведомления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> следует, что сведения в отношении земельного участка под кладбищем, расположенного по адресу: <адрес> в государственном реестре недвижимости отсутствуют.
Действующим законодательством обязанность по постановке на учет земельного участка под кладбищем, расположенного по адресу: <адрес>, в органе осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество, возложена на администрацию Витемлянского сельского поселения <адрес>.
Вместе с тем, администрация Витемлянского сельского поселения <адрес> ненадлежащим образом осуществляет полномочия по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения на территории вышеуказанного кладбища. Меры по устранению допущенных нарушений не принимаются.
Само по себе заключение договора подряда на выполнение кадастровых работ не позволяет сделать вывод о надлежащем исполнении Витемлянским сельским поселением <адрес> обязанностей по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения, поскольку фактически каких-либо мероприятий по соблюдению законодательства в области погребения и похоронного дела на момент рассмотрения дела проведено не было.
Указанное бездействие административного ответчика, свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления возложенных на него обязанностей, о нарушении Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона № 8-ФЗ от 12 января 1996 года «О погребении и похоронном деле» и нарушении прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Не приведение территории кладбища в соответствие с нормами действующего земельного законодательства, кадастрового учета и его регистрации в установленном законом порядке, приведет к обезличиванию территории данного земельного участка под кладбищем, отсутствию его на кадастровом учете, а при осуществлении захоронений умерших - возможно нарушение санитарных правил и прав неограниченного круга лиц на благоприятную среду. Отсутствие определенных границ земельного участка препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местом погребения в целях безопасности жизни и здоровья населения.
В связи с чем, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для возложения на административного ответчика обязанности по совершению действий по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка под кладбищем, расположенного по адресу: <адрес>.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
С учетом положении п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ и характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод, объем материальных и временных затрат, требуемых для выполнения необходимых мероприятий для постановки на учет земельного участка под кладбищем, суд считает необходимым установить срок для выполнения возложенной обязанности, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В противном случае затягивание реального исполнения решения суда будет противоречить не только общим целям правосудия, но и нарушать права граждан, гарантированные Конституцией РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора <адрес> в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Витемлянского сельского поселения <адрес> о понуждении к совершению действий по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка под кладбищем удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Витемлянского сельского поселения <адрес> в непринятии мер по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка под кладбищем по адресу: <адрес>.
Обязать администрацию Витемлянского сельского поселения <адрес> в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, поставить на государственный кадастровый учет земельный участок под кладбищем по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Погарский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий А.О. Хромин
Мотивированное решение
изготовлено ДД.ММ.ГГГГ