Решение по делу № 8Г-8232/2020 [88-8388/2020] от 18.02.2020

I инстанция    – Ширшова Н.В.

II инстанция    – Насонова В.Н. (докладчик), Рогозина Н.И., Споршева С.В.

Дело № 88-8388/2020

Уникальный идентификатор дела 62RS0022-01-2019-000425-36

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 мая 2020 года    город Москва

Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Захаровой С.В.,

судей Бекловой Ж.В., Курчевской С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Полетаев Ю.И. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Сараевском районе Рязанской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости (номер дела, присвоенный судом первой инстанции, 2-231/2019)

по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Сараевском районе на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Рязанского областного суда от 18 декабря 2019 года.

Заслушав доклад судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции Бекловой Ж.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Полетаев Ю.И. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Сараевском районе Рязанской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости с
ДД.ММ.ГГГГ, включении в специальный стаж по Списку периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ судокорпускником-ремонтником на Таллинском морском заводе.

Требования мотивировал тем, что специальный трудовой стаж подтвержден представленными доказательствами, и не имеется оснований для отказа в назначении пенсии по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Ответчик иск не признал.

Решением Сараевского районного суда Рязанской области от
9 октября 2019 года в удовлетворении иска отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Рязанского городского суда от 18 декабря 2019 года решение суда первой инстанции отменено, постановлено новое решение о частичном удовлетворении иска. Суд обязал ответчика включить Полетаеву Ю.И. в специальный стаж по Списку период работы с ДД.ММ.ГГГГ по
ДД.ММ.ГГГГ судокорпускником-ремонтником на Таллинском морском заводе и назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости в связи с тяжелыми условиями труда с ДД.ММ.ГГГГ. В остальной части иска отказал.

В кассационной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Сараевском районе ставится вопрос об отмене апелляционного определения в связи с нарушениями норм материального права. Судом апелляционной инстанции неправильно истолкованы положения Договора между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14 июля 2011 года.

В порядке, предусмотренном частью 1 статьи 377 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная жалоба Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Сараевском районе подана через Сараевский районный суд Рязанской области и поступила вместе с делом во Второй кассационный суд общей юрисдикции 18 февраля 2020 года.

Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции Бекловой Ж.В. от ДД.ММ.ГГГГ кассационная жалоба принята к производству суда и передана с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

В заседание судебной коллегии кассационного суда стороны не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность судебных постановлений, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанций такого характера существенных нарушений норм материального и норм процессуального права не допущено и оснований к отмене принятого апелляционного определения не имеется.

Согласно пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Федеральный закон № 400-ФЗ) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ).

В целях реализации положений статьи 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

Согласно подпункта «б» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются: Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»; Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до
1 января 1992 года.

Списком № 2 от 26 января 1991 года №10 в разделе XIV предусмотрено, что право на досрочное пенсионное обеспечение предоставлено судокорпускникам-ремонтникам.

Списком № 2 от 22 августа 1956 года №1173 право на досрочное пенсионное обеспечение также предоставлено судокорпускникам-ремонтникам.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела,
Полетаев Ю.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ обратился в Государственное учреждение – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Сараевском районе с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости со снижением возраста.

Решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия специального стажа.

В специальный стаж, не включен период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ судокорпускником-ремонтником на Таллинском морском заводе, поскольку стаж был приобретен на территории бывшей Эстонской ССР и по Договору между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от
ДД.ММ.ГГГГ может быть зачтен только как обычный период работы. Разрешая спор и отказывая во включении в специальный стаж истца спорного периода работы, суд первой инстанции пришел к выводу, что отказ пенсионного органа в назначении истцу пенсии в связи с тяжелыми условиями труда является правильным.

Проверяя законность решения суда в апелляционном порядке, суд апелляционной инстанции не согласился с его выводами, исходя из следующего.

Согласно частям 2 и 3 статьи 2 Федерального закона № 400-ФЗ страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с названным федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в данный федеральный закон. В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные указанным федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

14 июля 2011 года между Российской Федерацией и Эстонской Республикой был заключен Договор о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения (далее также - Договор), ратифицированный Российской Федерацией Федеральным законом от 31 января 2012 года № 1-ФЗ и вступивший в силу с 1 апреля 2012 года.

Договор распространяется на отношения, относящиеся: 1) в Российской Федерации - к трудовым пенсиям по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца; социальным пенсиям; 2) в Эстонской Республике - к государственному пенсионному страхованию, включая народную пенсию (статья 2 Договора).

Данный Договор применяется к лицам, проживающим на территориях Договаривающихся Сторон и являющимся их гражданами или лицами без гражданства, на которых распространяется или ранее распространялось действие законодательства каждой из Договаривающихся Сторон в соответствии со статьей 2 Договора (статья 3 Договора).

При назначении пенсии в соответствии с Договором учитываются периоды пенсионного стажа, приобретенные на территориях Договаривающихся Сторон, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР (пункт 1 статьи 5 Договора).

Пунктом 1 статьи 6 Договора предусмотрено, что каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий пенсионному стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства. Периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории бывшего СССР, кроме территорий бывших РСФСР и ЭССР, не учитываются при определении размера пенсии.

Под пенсионным стажем понимаются: в Российской Федерации - период, учитываемый согласно законодательству Российской Федерации при определении права на пенсии и их размеров, а также конвертация пенсионных прав по законодательству Российской Федерации; в Эстонской Республике - период, учитываемый согласно законодательству Эстонской Республики при определении права на пенсии и их размеров (подпункт 4 пункта 1 статьи 1 Договора).

Вместе с тем, статьи 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Спорный период работы истца включает в себя период работы в Советском Союзе в Эстонской ССР.

Согласно пункта 2 статьи 6 Соглашения стран СНГ от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Указанное Соглашение Республика Эстония не подписала. Тем не менее, в соответствии с пунктом 2 Письма Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 года № 1-369-18 при назначении пенсий гражданам, прибывшим на территорию России из государств, не являющихся участниками Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 1 декабря 1991 года.

В соответствии с пунктом 8 Распоряжения Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года № 99р для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств-республик бывшего СССР, не заключивших соглашения с Российской Федерацией (Азербайджан, Латвия, Эстония), учитывается страховой (трудовой) стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 1 января 1991 года, независимо от уплаты страховых взносов (Письмо Минтруда России от 15 января 2003 года № 88-16).

Периоды работы после указанной даты включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Следовательно, исходя из смысла указанных правовых норм, заявленный в иске период должен учитываться как специальный стаж, приобретенный на территории бывшего СССР.

Таким образом, из анализа указанных Соглашений и рекомендаций следует, что периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и специальный стаж, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что период работы истца со ДД.ММ.ГГГГ (согласно записи в трудовой книжке) по ДД.ММ.ГГГГ (в соответствии с пунктом 8 Распоряжения Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от
22 июня 2004 года № 99р до 1 января 1991 года) подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда, который составляет 9 лет 1 месяц 29 дней, поскольку его трудовая деятельность осуществлялась на территории бывшего СССР (Эстонская ССР) и в соответствии с действующим законодательством, международными актами истец имеет право на пенсионное обеспечение по старости наравне с другими гражданами Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от № 400-ФЗ истец приобрел право на досрочное назначение страховой пенсии по старости с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 названного закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы.

Сведения об уплате Полетаевым Ю.И. страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации после ДД.ММ.ГГГГ в материалах дела отсутствуют, поэтому период его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не подлежит включению в страховой стаж.

Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Полетаев Ю.И. обратился в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости, представив необходимые документы, ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку установленный законом стаж работы, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости, на момент обращения истца в Пенсионный фонд установлен, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о возможности назначения льготной пенсии с ДД.ММ.ГГГГ - дня возникновения права на неё.

Выводы суда апелляционной инстанции являются верными, соответствующими представленным в дело доказательствам, которым дана надлежащая оценка в их совокупности по правилам статей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и не противоречащими требованиям действующего законодательства, регулирующего спорное правоотношение.

Приведенные в кассационной жалобе доводы не нуждаются в дополнительной проверке, они были предметом проверки суда апелляционной инстанции, а потому основанием к отмене апелляционного определения судебной коллегии не являются.

Ссылок на какие-либо иные процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, судебная коллегия не установила.

Существенных нарушений судом апелляционной инстанции норм процессуального права, а также норм материального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 3797, 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

ОПРЕДЕЛИЛА:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Рязанского областного суда от 18 декабря 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Сараевском районе Рязанской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

8Г-8232/2020 [88-8388/2020]

Категория:
Гражданские
Статус:
Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
Истцы
Полетаев Юрий Иванович
Ответчики
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Сараевском районе
Другие
Сорокин Сергей Владимирович
Илюкина Елена Владимировна
Суд
Второй кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Беклова Жанна Викторовна
Дело на странице суда
2kas.sudrf.ru
14.05.2020Судебное заседание
14.05.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее