Дело № 2-71/2024 УИД № 58RS0023-01-2024-000101-68
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с.Наровчат 26 июля 2024 г.
Наровчатский районный суд Пензенской области
в составе председательствующего судьи Черновой О.Ю.
при секретаре судебного заседания Сумбуловой Т.Н.,
с участием помощника прокурора Наровчатского района Пензенской области Халитовой Г.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Наровчатского районного суда Пензенской области
гражданское дело по иску прокурора Наровчатского района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе с.Вьюнки о возложении обязанности по установке тактильно-контрастных наземных указателей перед лестницей в здание средней общеобразовательной школы,
У с т а н о в и л:
Прокурор Наровчатского района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе с.Вьюнки (далее – средняя общеобразовательная школа с.Вьюнки) о возложении обязанности по установке тактильно-контрастных наземных указателей перед лестницей в здание средней общеобразовательной школы, указав, что в ходе проведенной прокуратурой Наровчатского района Пензенской области проверки соблюдения ответчиком требований законодательства об образовании и о социальной защите прав инвалидов было выявлено нарушение требований статей 2, 14, 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», пункта 7 статьи 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», пункта 5.1.10 СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001, утвержденных приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 904/пр, выразившееся в отсутствии перед лестницей при входе в здание средней общеобразовательной школы с.Вьюнки информации для инвалидов с нарушениями зрения о приближении их к зонам повышенной опасности, а именно тактильно-контрастных наземных указателей. Выявленные нарушения вышеуказанного законодательства являются грубыми, влекущими нарушение прав инвалидов на беспрепятственный доступ к объекту социальной инфраструктуры, к услугам в сфере образования. Просит суд обязать среднюю общеобразовательную школу с.Вьюнки в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу разместить перед лестницей при входе в здание средней общеобразовательной школы, расположенного по адресу: Пензенская область, Наровчатский район, с.Вьюнки, ул. Молодежная, д.5, тактильно-контрастные наземные указатели.
В судебном заседании помощник прокурора Наровчатского района Пензенской области Халитова Г.Р. требования прокурора Наровчатского района Пензенской области о возложении на среднюю общеобразовательную школу с.Вьюнки обязанности в течение 6 месяцев со дня вступления решения по настоящему делу в законную силу разместить перед лестницей при входе в здание средней общеобразовательной школы тактильно-контрастные наземные указатели поддержала, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. В суде уточнила, что размещение тактильно-контрастных наземных указателей должно быть по ГОСТу.
Представитель ответчика – средней общеобразовательной школы с.Вьюнки, представитель третьего лица – администрации Наровчатского района Пензенской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, в своих заявлениях просят рассмотреть дело в их отсутствие. В соответствии с частями 3, 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) дело рассмотрено в их отсутствие.
В своем отзыве на исковое заявление представитель третьего лица – и.о. главы администрации Наровчатского района Пензенской области ФИО3 требования прокурора признал, просил установить срок для выполнения необходимых работ по размещению перед лестницей при входе в здание средней общеобразовательной школы с.Вьюнки тактильно-контрастных наземных указателей в течение 6 месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Заслушав помощника прокурора Халитову Г.Р., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ
«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Согласно статье 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон о социальной защите инвалидов) под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В силу пунктов 1 и 5 части 1 статьи 15 Закона о социальной защите инвалидов федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности.
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.
Приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи (далее - Порядок).
В соответствии с подпунктами «а», «е» пункта 3 указанного Порядка руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами: возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них; надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
Одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидов условиями для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения (пункт 3 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 7 статьи 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлено, что проектные решения зданий и сооружений в целях обеспечения доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должны обеспечивать: досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.
Согласно пункту 5.1.10 СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001, утвержденного и введенного в действие приказом Минстроя России от 30.12.2020 N 904/пр, информацию для инвалидов с нарушениями зрения о приближении их к зонам повышенной опасности (отдельно стоящим опорам, стойкам и другим препятствиям, лестницам, пешеходным переходам и т.д.) следует обеспечивать устройством тактильно-контрастных наземных указателей по ГОСТ Р 52875 или изменением фактуры поверхности пешеходного пути с подобными характеристиками.
Таким образом, вышеуказанными нормативными предписаниями установлена обязанность организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечить наличие перед лестницей при входе в объект образовательного учреждения наружных тактильных устройств в соответствии с пунктами 4.2.2 ГОСТ Р 52875.
Обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, и на владельцев зданий и сооружений, за которыми такое имущество закреплено на праве оперативного управления (статья 296 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Судом установлено и следует из материалов дела, что средняя общеобразовательная школа с.Вьюнки является некоммерческой организацией, осуществляющей в качестве основной цели деятельности образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам – образовательной программе начального общего образования, образовательной программе основного общего образования, образовательной программе среднего общего образования. Учредителем учреждения является Отдел образования администрации Наровчатского района Пензенской области. Собственником имущества является муниципальное образование Наровчатский район. Имущество учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. А значит, обязанность по обеспечению доступности здания для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается на среднюю общеобразовательную школу с.Вьюнки.
Из акта проверки, проведенной прокуратурой Наровчатского района Пензенской области 21.06.2024, следует, что в нарушение требований законодательства об образовании, о социальной защите прав инвалидов перед лестницей при входе в здание средней общеобразовательной школы с.Вьюнки отсутствуют тактильно-контрастные наземные устройства.
Данные обстоятельства не оспариваются ни ответчиком, ни третьим лицом, и подтверждаются фототаблицей, приложенной к акту..
Выявленные прокуратурой нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов нарушают права и законные интересы неопределенного круга несовершеннолетних, а также иных лиц, имеющих ограничения по зрению, на беспрепятственный доступ в образовательное учреждение – среднюю общеобразовательную школу с.Вьюнки.
Таким образом, суд находит требования прокурора о возложении на ответчика обязанности установить перед лестницей при входе в здание среднего общеобразовательного учреждения тактильно-контрастные наземные указатели по ГОСТ, законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд, с учетом мнения прокурора, третьего лица, а также времени, необходимого для выделения средств из бюджета для оплаты работ по устройству тактильно-контрастных наземных указателей, объема работ и согласований устанавливает срок исполнения данного решения в течение шести месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу.
В соответствии с частью 1 статьи 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
А потому с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей, поскольку иск прокурора удовлетворен полностью.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
иск прокурора Наровчатского района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе с.Вьюнки о возложении обязанности по установке тактильно-контрастных наземных указателей перед лестницей в здание средней общеобразовательной школы удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу с.Вьюнки, ИНН 5824002132, ОГРН 1025800974495, в течение шести месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу установить перед лестницей при входе в здание средней общеобразовательной школы, расположенной по адресу: Пензенская область, Наровчатский район, с.Вьюнки, ул.Молодежная, д.5, тактильно-контрастные наземные указатели в соответствии с пунктом 4.2.2 ГОСТ Р 52875.
Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с.Вьюнки, ИНН 5824002132, ОГРН 1025800974495, в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Наровчатский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья О.Ю.Чернова
Мотивированная часть решения изготовлена 26.07.2024