Решение по делу № 2а-47/2022 от 29.12.2021

УИД 29RS0025-01-2021-001072-54

Дело № 2а- 47/2022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

25 января 2022 года пос. Октябрьский

Устьянский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Шерягиной С.Н.,

при секретаре судебного заседания Федоровой Н.В.,

с участием ст. помощника прокурора Устьянского района Злобина Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Устьянского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Шангальское» о признании незаконным бездействия, о возложении обязанности организовать работы по спиливанию (вырубке) деревьев,

установил:

прокурор Устьянского района Архангельской области обратился в суд с административным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации МО «Шангальское» о признании незаконным бездействия по непринятию мер к организации работ по спиливанию (вырубке) деревьев, о возложении обязанности организовать работы по спиливанию (вырубке) до корневой шейки 2 деревьев породы «тополь», произрастающих на земельном участке с северо-восточной стороны возле д. № ....

Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Устьянского района проведена проверка по обращению ФИО1 по вопросу непринятия мер по спиливанию деревьев возле дома ..., в ходе которой выявлены нарушения законодательства в сфере благоустройства, допущенные администрацией МО «Шангальское». В ходе проверки установлено, что возле дома ... растут 2 дерева породы «тополь». Земельный участок, на котором произрастают указанные деревья, относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена. Администрация МО «Шангальское» каких-либо действий по спиливанию деревьев не предпринимает. Нахождение указанных деревьев в непосредственной близости от жилого дома представляет угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенному кругу лиц, в том числе их имуществу, нарушения целостности жилых домов. В связи с выявленными нарушениями в адрес главы администрации МО «Шангальское» прокурором Устьянского района 01 декабря 2020 г. вносилось представление, которое до настоящего времени не исполнено. Земельный участок под домом ... по ... в ... не сформирован, на государственный кадастровый учет не поставлен.

Ст. помощник прокурора Устьянского района Архангельской области Злобин Д.А. на судебном заседании заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в иске.

Представитель административного ответчика - администрации МО «Шангальское» - на судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания. В отзыве на административное исковое заявление просил отказать в удовлетворении требования прокурора, поскольку административным истцом не предоставлено сведений, указывающих на включение земельного участка со спорными деревьями в состав зеленых зон Шангальского муниципального образования, равно как и отнесения его к лесам, расположенным на землях населенных пунктов. Поскольку в правилах благоустройства территории Шангальского сельского поселения Устьянского муниципального района закреплены нормы и требования в сфере обеспечения чистоты, организации планово-регулярной системы и режима удаления отходов производства и потребления с территории Шангальского сельского поселения Устьянского муниципального района, а данные земельные участки не относятся к предмету ведения Шангальского сельского поселения, то руководствоваться этим документов администрация не вправе при разрешении вопроса о своде спорных насаждений. Полагает, что надлежащим ответчиком является администрация Устьянского района Архангельской области; заключение представителя ГКУ АО «Устьянское лесничество» не может являться доказательством ввиду того, что не представлено доказательств, подтверждающих образование представителя.

В соответствии с ч. 6 ст.226 КАС РФ, неявка на судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной. В связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя административного ответчика

Заслушав ст. помощника прокурора Злобина Д.А., изучив письменные доказательства и иные материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.

К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Судом установлено, что на основании обращения в прокуратуру Устьянского района 14 сентября 2020 г. ФИО1 по вопросу непринятия мер по спиливанию тополей возле д. ..., со стороны прокуратуры Устьянского района проведена проверка, в ходе которой осуществлен осмотр территории вблизи указанных домов.

Согласно акту осмотра от 09 октября 2020 г. на земельном участке возле домов № ... по ул. ... произрастают 18 деревьев породы «тополь», в том числе дерево ... (согласно схеме) диаметром ствола 0,78 м, расстояние от края ствола до оси автомобильной дороги по ... - 10,5 м., до стены жилого дома № ... - 4,9 м.; дерево ... (согласно схеме) диаметром ствола 0,65 м, расстояние от края ствола до стены жилого дома № ... - 9 м. Участвующий в осмотре участковый лесничий Октябрьского участкового лесничества ГКУ Архангельской области «Устьянское лесничество» ФИО2 пояснил, что возраст 18 деревьев породы «тополь» составляет 55-60 лет, деревья считаются старыми, имеют сухие ветви, тополь - дерево хрупкое, подвержено ветролому, поэтому при сильных порывах ветра возможно их обрушение на автомобильную дорогу, кровлю домов ... и ... по ..., имущество граждан, теплотрассу, линию воздушной электропередачи, в связи с чем указанные деревья считаются аварийными и необходим их спил до корневой шейки.

ФИО2 является должностным лицом, оснований не доверять его пояснениям в ходе осмотра у суда не имеется.

К акту осмотра составлена схема расположения 18 тополей, произрастающих вблизи указанных жилых домов, а также фототаблица.

В целях устранения выявленных нарушений прокурором района 01 декабря 2020 г. в адрес главы администрации МО «Шангальское» внесено представление ... с требованием безотлагательно рассмотреть представление, организовать работы по спиливанию (вырубке) до корневой шейки 8 деревьев породы «тополь» (..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ... согласно схеме), произрастающих на земельном участке непосредственно возле домов ... и ... по ....

Указанное представление рассмотрено на заседании комиссии администрации МО «Шангальское» 26 декабря 2020 г., по результатам которого принято решение представление прокурора Устьянского района удовлетворить частично, администрации МО «Шангальское» спланировать и организовать уборку аварийных деревьев в количестве 8 шт. в начале 2020 г. при наступлении благоприятных погодных условий.

Вместе с тем из рапорта помощника прокурора Устьянского района Мальцева В.С. следует, что 14 декабря 2021 г. при осуществлении осмотра территории вблизи дома ... установлено, что в непосредственной близости от указанного дома произрастают 2 дерева породы «тополь» (..., ... согласно схеме акта осмотра от 09 октября 2020 г.).

На судебном заседании ст. помощник прокурора Устьянского района Злобин Д.А. показал, что тополя, которые произрастали вдоль автомобильной дороги (...) (...- ...) в полосе отвода дороги, а также между домами ... и ..., убраны, остались не убраны 2 тополя с северо-восточной стороны дома № ... (..., ... согласно схеме акта осмотра от 09 ... 2020 г.).

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 в пунктах 66,67 Постановления от 29.04.2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснил судам, что согласно части 1 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества.

Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.

По смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме.

При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 ЖК РФ.

    Согласно материалам дела земельный участок под указанным многоквартирным жилым домом ... и прилегающей к нему территории, на котором расположены 2 тополя, не сформирован и не поставлен на кадастровый учет, земельный участок не конкретизирован, его план-схема отсутствует, доказательств обратного в материалах дела не имеется.

    В соответствии со статьями 40, 41 и 42 Земельного кодекса Российской Федерации правом на использование земельных участков наделены собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков, на которых возложена обязанность соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Из анализа приведенных правовых норм в их системном единстве с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", регулирующим отношения в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, статьями 37 - 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" следует, что федеральное законодательство не возлагает на граждан и юридических лиц обязанности по содержанию иных территорий, кроме земельных участков, находящихся в их собственности или владении. Возложение на собственников, владельцев, пользователей объектов недвижимости обязанности по содержанию территории, прилегающей к их земельным участкам, может быть осуществлено либо на основании федерального закона, либо на основании договора. Соответствующий правовой подход выражен Верховным Судом Российской Федерации в Обзоре судебной практики N 4 (2018) (пункт 7).

В силу ч.3 ст.14, ч.1 п. 19 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельских поселений относится утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории поселения, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.

Подпунктом 9 части 1 статьи 7 Устава МО «Шангальское» к вопросам местного значения Шангальского сельского поселения отнесены аналогичные полномочия.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правила благоустройства территории муниципального образования - муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения.

Решением Собрания депутатов МО «Шангальское» от 26 октября 2017 г. ... утверждены Правила благоустройства территории МО «Шангальское» (далее по тексту - Правила).

В соответствии с п. 1.3 Правил к объектам благоустройства относятся территории различного функционального назначения, на которых осуществляется деятельность по благоустройству, в том числе: детские площадки, спортивные и другие площадки отдыха и досуга; площадки для выгула и дрессировки собак; площадки автостоянок; улицы (в том числе пешеходные) и дороги; парки, скверы, иные зеленые зоны; площади, набережные и другие территории; технические зоны транспортных, инженерных коммуникаций, водоохранные зоны; контейнерные площадки и площадки для складирования отдельных групп коммунальных отходов.

Согласно п. 1.6 Правил одним из основных принципов обеспечения качества при реализации проектов благоустройства территории МО «Шангальское» является принцип комфортной организации пешеходной среды -создание на территории МО «Шангальское» условий для приятных, безопасных, удобных пешеходных прогулок. Обеспечение доступности пешеходных прогулок для различных категорий граждан, в том числе для маломобильных групп граждан при различных погодных условиях.

На основании п. 1.8 данных Правил «благоустройство территории» -комплекс мероприятий по инженерной подготовке и обеспечению безопасности, озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства, «объекты благоустройства территории» – территории МО Шангальское», на которых осуществляется деятельность по благоустройству: площадки, дворы, кварталы, функционально-планировочные образования, территории, выделяемые по принципу единой градостроительной регламентации (охранные зоны) или визуально-пространственного восприятия (площадь с застройкой, улица с прилегающей территорией и застройкой), другие территории муниципального образования.

Из п. 3.2.9 Правил следует, что благоустройство территорий за границами отведенных и прилегающих территорий осуществляется администрацией МО «Шангальское» в соответствии с установленными полномочиями и в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете МО «Шангальское».

Законом Архангельской области от 23.09.2004 N 259-внеоч.-ОЗ "О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере правового регулирования организации и осуществления местного самоуправления" (далее - Областной закон) установлен порядок определения границ прилегающих территорий в целях организации благоустройства территорий городских и сельских поселений Архангельской области, городских округов Архангельской области, в частности, установлены максимальные значения, в пределах которых за хозяйствующими субъектами могут быть закреплены прилегающие территории.

Согласно пункту 2 статьи 7.5.1 Областного закона установленный главой VII.5 порядок определения границ прилегающих территорий не распространяется на собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов.

Поскольку земельный участок под многоквартирным домом, расположенным по адресу: ..., не образован, то у данного дома отсутствует собственная прилегающая территория.

Согласно п. 8.5.1, 8.5.2 Правил озеленение территории, работы по содержанию и восстановлению парков, осуществляются специализированными организациям по договорам с администрацией МО «Шангальское» в пределах средств, предусмотренных в бюджете МО «Шангальское» на эти цели. Физические и юридические лица, в собственности или в пользовании которых находятся земельные участки, обеспечивают содержание и сохранность насаждений, находящихся на этих участках.

На основании п. 8.5.4 Правил лица, указанные в пунктах 8.5.1 и 8.5.2 Правил, осуществляют обрезку и вырубку сухостоя и аварийных деревьев, вырезку сухих и поломанных сучьев и вырезку веток, ограничивающих видимость технических средств регулирования дорожного движения.

В силу п.8.5.6, п.8.5.7, п. 8.5.8 Правил категорически запрещается самовольная вырубка деревьев и кустарников, вырубка сухостоя и аварийных деревьев осуществляется только на основании разрешения, выданного администрацией МО «Шангальское».

В соответствии с п. 8.5.14 Правил уход за деревьями и кустарниками осуществляется в течение всего года и включает в себя уход за кроной и стволом (обрезка и др.).

Из п. 10.1, п. 10.2 Правил следует, что администрация МО «Шангальское» и должностные лица осуществляют контроль в пределах своей компетенции за соблюдением физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями Правил. В случае выявления фактов нарушений Правил уполномоченные должностные лица вправе: выдать предписание об устранении нарушений по форме, согласно Приложению к Правилам; составить протокол об административном правонарушении в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

На основании анализа вышеизложенных правовых норм и обстоятельств, установленных в судебном заседании, требований нормативно-правовых актов, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований прокурора к администрации МО «Шангальское», поскольку в силу установленных законом полномочий органов местного самоуправления по вопросам благоустройства территории сельского поселения обязанность организовать работы по спиливанию (вырубке) деревьев лежит на данном административном ответчике.

В силу положений п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение, а именно предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района.

Обязанности по благоустройству таких участков на органы местного самоуправления муниципального района законом не возложены.

При таких обстоятельствах довод административного ответчика о том, что надлежащим ответчиком по данному делу является администрация МО «Устьянский муниципальный район», несостоятелен.

Непринятие администрацией МО «Шангальское» мер к спиливанию деревьев, представляющих угрозу жизни, здоровья и имущества граждан, влечет ненадлежащее выполнение обязанностей по предупреждению чрезвычайных ситуаций и организации благоустройства, нарушает права жителей муниципального образования на благоприятную и безопасную среду жизнедеятельности и указывает на незаконное бездействие со стороны администрации МО «Шангальское».

При указанных обстоятельствах исковые требования прокурора Устьянского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Шангальское» подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление прокурора Устьянского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Шангальское» об оспаривании бездействия, о возложении обязанности произвести работы по спиливанию (вырубке) деревьев удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Шангальское» по непринятию мер к организации работ по спиливанию (вырубке) до корневой шейки двух деревьев породы «тополь», произрастающих на земельном участке с северо-восточной стороны вблизи дома д. ....

Возложить обязанность на администрацию муниципального образования «Шангальское» организовать работы по спиливанию (вырубке) до корневой шейки двух деревьев породы «тополь», произрастающих на земельном участке с северо-восточной стороны вблизи дома д. ....

Обязать администрацию МО «Шангальское» в течении одного месяца с даты окончания исполнения обязательства сообщить об исполнении решения суда прокурору Устьянского района и в Устьянский районный суд Архангельской области.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельском областном суде в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Устьянский районный суд Архангельской области.

Председательствующий С.Н. Шерягина

Мотивированное решение изготовлено 25 января 2022 г.

2а-47/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Пом.прокурора Злобин Д.А.
Ответчики
Администрация МО "Шангальское"
Суд
Устьянский районный суд Архангельской области
Судья
Шерягина Светлана Николаевна
Дело на странице суда
ustyansud.arh.sudrf.ru
29.12.2021Регистрация административного искового заявления
29.12.2021Передача материалов судье
10.01.2022Решение вопроса о принятии к производству
10.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.01.2022Подготовка дела (собеседование)
20.01.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.01.2022Судебное заседание
25.01.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.01.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.01.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее