Дело № 2-115/2024 (2-3674/2023;)
УИД 39RS0001-01-2023-003063-82
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 января 2024 г. г. Калининград
Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Мануковской М.В.,
при секретаре Ачковской П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Комитета городского хозяйства и строительства администрации ГО «Город Калининград» к Славетской ФИО7 о продажи с публичных торгов самовольно переустроенного и (или) перепланированного жилого помещения,
третьи лица: Министерство регионального контроля (надзора) Калининградской области, Комлик ФИО8,
УСТАНОВИЛ:
Комитет городского хозяйства и строительства администрации ГО «Город Калининград» обратился в суд с иском, в котором указал, что Славетская С.С. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>.
В данном жилом помещении ответчик самовольно, в отсутствие необходимого согласования с органом местного самоуправления, выполнил работы по переустройству и перепланировке, что подтверждается актом проверки департамента жилищного контроля Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области от 14.01.2022 №.
В ходе проведения проверки были выявлены следующие выполненные работы: в двух помещениях установлены ванны (джакузи) с подведением сетей водоснабжения и канализации; в помещениях туалета установлен умывальник с подведением сетей водоснабжения и канализации.
Комитет городского хозяйства и строительства администрации ГО «Город Калининград» издал распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ № № приведении ответчиком самовольно перепланированного и переустроенного жилого помещения в прежнее состояние, обеспечении при производстве работ соблюдение требований Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, предоставлении в Комитет после завершения работ в срок до 24.11.2022 документов о приведении помещения в прежнее состояние.
14.04.2022 в адрес Славетской С.С. направлена копия вышеуказанного распоряжения, однако, до настоящего времени распоряжение ответчиком не исполнено, документы о приведении жилого помещения в прежнее состояние не предоставлены, в судебном порядке перепланировка не узаконена.
С учетом изложенного, Комитет просил принять решение о продаже с публичных торгов самовольно перепланированной и переустроенной квартиры по адресу: <адрес>, <адрес> с выплатой Славетской С.С. вырученных от продажи нежилого помещения средств, за вычетом расходов на исполнение судебного решения с возложением на нового собственника жилого помещения обязанности по приведению его в прежнее состояние.
В судебном заседании представитель администрации ГО «Город Калининград» по доверенности Красавина О.Г. поддержала исковые требования по изложенным в заявлении основаниям.
Ответчик Славетская С.С. и представитель ответчика по доверенности Айрапетов В.И. против удовлетворения требований возражали, по основаниям изложенным в письменной позиции (отзыве). Дополнительно пояснили, что Славетская С.С. предъявляла документы по узакониванию выполненных работ в административном порядке, но получила отказ. При этом, указали на то, что в помещении помимо переустройства, перепланировки, проведена реконструкция в ходе которой уменьшена общая площадь нежилого помещения и уменьшено общедомовое имущество. Ответчик приобрела помещение в реконструированном виде и не была осведомлена о незаконности действий. Просили также обратить внимание на то, что ранее истец не привлекал ответчика к ответственности за незаконную реконструкцию, а также направленное уведомление о приведении в нежилое помещение в первоначальное состояние не содержало требований о восстановлении помещения с учетом демонтированных элементов. Кроме того, продажа с публичных торгов принадлежащего собственнику жилого помещения предусмотрена законодателем в качестве исключительной меры ответственности за самовольное переустройство и (или) перепланирование жилого помещения, влекущие нарушение прав и законных интересов граждан, создающие угрозу их жизни или здоровью, которая может быть применена в тех случаях, когда все меры воздействия на собственника, самовольно перепланировавшего или переустроившего жилое помещение, исчерпаны.
Третье лицо, Министерство регионального контроля (надзора) Калининградской области просило рассмотреть дело без их участия.
Комлик С.В. пояснил, что продал Славетской С.С. по договору купли-продажи нежилое помещение. При продаже технические характеристики помещения не проверялись. Объект был приобретен у кредитного учреждения, ранее в указанном помещении располагался банк, определенное время он сдавал помещение Славетской С.С., после чего сторонами достигнуто соглашение о его продаже. Лично им реконструкция и перепланировка в помещении не производилась.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 35 Конституции РФ 1. Право частной собственности охраняется законом. 2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. 3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
В соответствии со ст. 40 ч. 1 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища.
На основании ст. 288 ГК РФ собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.
В соответствии с ч. 4 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии со ст. 293 ГК РФ если собственник жилого помещения использует его не по назначению, систематически нарушает права и интересы соседей, либо бесхозяйственно обращается с жильем, допуская его разрушение, орган местного самоуправления может предупредить собственника о необходимости устранить нарушения, а если они влекут разрушение помещения - также назначить собственнику соразмерный срок для ремонта помещения.
Если собственник после предупреждения продолжает нарушать права и интересы соседей или использовать жилое помещение не по назначению, либо без уважительных причин не произведет необходимый ремонт, суд по иску органа местного самоуправления может принять решение о продаже с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения.
В соответствии с положениями статьи 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Согласно части 1 статьи 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
В силу части 1 статьи 29 ЖК РФ самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 ЖК РФ.
Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое оборудование (п. 3 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ).
В силу положений части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, на крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных Жилищным кодексом Российской Федерации и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме (ч. 2 ст. 36 ЖК РФ).
Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции (ч. 3 ст. 36 ЖК РФ).
Подпунктами "в" и "г" пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее - Правила N 491) определено, что в состав общего имущества включаются: ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции); ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции).
Согласно пункту 10 Правила N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования (подпункты "а", "б").
Согласно ч. 2 ст. 40 ЖК РФ, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Исходя из положений приведенных выше правовых норм согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме является обязательным условием для проведения реконструкции, переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, влекущей присоединение к реконструированному (перепланированному) помещению части общего имущества многоквартирного дома.
Распоряжение общим долевым имуществом по соглашению всех ее участников предусмотрено пунктом 1 статьи 246 ГК РФ.
В случаях, когда речь идет об уменьшении размера общего имущества в многоквартирном доме путем его реконструкции или когда реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, для этого необходимо согласие всех собственников помещений в данном доме (часть 3 статьи 36 ЖК РФ).
Из содержания приведенных норм и положений акта легального толкования в их системном единстве усматривается, что реконструкция, а равно перепланировка и переустройство, затрагивающие общее имущество многоквартирного дома, к числу которого относятся и несущие конструкции, если в ее результате производится демонтаж таких конструкций (фактически уменьшение общего имущества), может производиться при соблюдении двух условий: обеспечение безопасности эксплуатации МКД по результатам проведения работ и наличие согласия всех собственников помещений многоквартирного дома. Последнее из условий введено законодателем в связи с принятием ЖК РФ, которым установлено наличие у всех собственников помещений в многоквартирном доме права общей долевой собственности на общее имущество многоквартирного дома, и носит императивный характер, поскольку направлено на защиту права собственности от посягательства любых лиц, в том числе других сособственников. Как следствие, требование о получении согласия всех собственников помещений многоквартирного дома на проведение реконструкции (перепланировки, переустройства) в виде демонтажа несущих конструкций должно исполняться и в том случае, когда по ее результатам не допущено нарушений технических, строительных и санитарных норм и правил.
В силу пункта 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - это изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов. Реконструкция объектов капитального строительства осуществляется в порядке, установленном Градостроительным кодексом РФ.
Частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
При этом реконструкцию жилого помещения следует отличать от переустройства и перепланировки, определяемых статьей 25 Жилищного кодекса Российской Федерации. Переоборудование (переустройство) жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Более подробно данное понятие раскрывается в постановлении Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 г. N 170 "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда".
Под перепланировкой жилого помещения понимается изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидацию темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров (постановление Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 г. N 170 "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда").
Учитывая, что переустройством и переоборудованием жилых помещений в многоквартирных домах могут быть затронуты публично-правовые интересы, интересы иных проживающих в доме граждан, законодатель в статье 26 ЖК РФ установил для собственника жилого помещения необходимость соблюдения процедуры согласования проведения соответствующих работ, определил пределы компетенции органа местного самоуправления или иного органа, наделенного административно-властными полномочиями, осуществляющего согласование данных работ, и предусмотрел негативные последствия перепланировки или переустройства, проведенных без соблюдения установленных законом требований.
В соответствии с пунктом 3 статьи 29 ЖК РФ собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.
Согласно подпункту 1 пункта 5 данной статьи, если соответствующее жилое помещение не будет приведено в прежнее состояние в указанный в части 3 настоящей статьи срок в установленном органом, осуществляющим согласование, порядке, суд по иску этого органа при условии непринятия решения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, принимает решение в отношении собственника о продаже с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи такого жилого помещения средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения с возложением на нового собственника такого жилого помещения обязанности по приведению его в прежнее состояние.
В то же время в соответствии с частью 4 статьи 29 ЖК РФ на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
По смыслу приведенных выше норм, подаче иска о прекращении права собственности на жилое помещение должно предшествовать предупреждение органа местного самоуправления о необходимости устранить нарушения с назначением срока для приведения жилого помещения в прежнее состояние.
Если собственник не прореагировал на предупреждение органа местного самоуправления, последний вправе обратиться в суд с иском о продаже данного жилого помещения с публичных торгов.
Из представленных суду материалов следует, что Славетская С.С. является собственником нежилого помещения расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается записью ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ №.
Судом установлено, что спорное нежилое помещение представляет собой встроенное нежилое помещение, расположенное на первом этаже трехэтажного с подвалом многоквартирного жилого дома до 1945 года постройки.
В соответствии с техническим паспортом на нежилое помещение, составленным по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, общая площадь объекта составляет № кв.м., и состоит из следующих помещений: «1» (основное) площадью №.м.; «1а» (вспомогательное) площадью №.м; «2» (кабинет) площадью № кв.м.; «2а» (коридор) площадью №.м.; «3» (вспомогательное) площадью №.м.; «3а» (вспомогательное) площадью № кв.м.; «4» (туалет) площадью №.; «4а» (вспомогательное) площадью №.м.
12.01.2022 в адрес Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области поступило обращение гражданина РФ о проверке по факту нарушения санитарно-технических норм эксплуатации жилищного фонда и объектов капитального строительства, указав, что общее имущество дома (стены) со смежным жилым помещением, принадлежащим Славетской С.С. постоянно насыщаются влагой, в следствии чего прогрессирует возникновение плесени, нежилое помещение эксплуатируется под салон, в котором установлено дополнительное оборудование (джакузи) с обустройством «мокрых» точек в не согласованных и не предусмотренных проектом местах.
12.01.2022 Министерство регионального контроля (надзора) Калининградской области осуществило выезд на место, в присутствии собственника был составлен акт выезда на место от 12.01.2022 № 6743-о, в котором установлено: водоснабжения и канализации; в помещениях туалета установлен умывальник с подведением сетей водоснабжения и канализации.
Протоколом Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области № №о от ДД.ММ.ГГГГ Славетская С.С. была привлечена к административной ответственности по ч.2 ст. 7.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В последующем, Комитет городского хозяйства и строительства администрации ГО «Город Калининград» издал распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ № № о приведении ответчиком самовольно перепланированного и переустроенного жилого помещения в прежнее состояние, обеспечении при производстве работ соблюдение требований Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, предоставлении в Комитет после завершения работ в срок до 24.11.2022 документов о приведении помещения в прежнее состояние.
14.04.2022 в адрес Славетской С.С. направлена копия вышеуказанного распоряжения.
До настоящего времени, требования распоряжения не исполнены.
Ответчиком заявлено ходатайство о назначении судебной экспертизы в целях выявления соответствия выполненных работ строительным нормам и правилам.
Определением Ленинградским районного суда г. Калининграда о назначении судебной экспертизы от 07.11.2023 по гражданскому делу назначена строительно-техническая экспертиза, производство по делу приостановлено.
Определением Ленинградским районного суда г. Калининграда от 13.12.2023 о возобновлении производства по гражданскому делу производство по делу возобновлено.
Экспертным заключением № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что фактическое состояние объекта не соответствует данным, отраженным в техническом паспорте по состоянию на 19.11.2003.
У объекта исследования произведены работы по: демонтажу стен, оконных блоков и дверного блока пристройки «1а», демонтажу перегородки с дверным блоком между помещениями «2а», «3а», демонтажу радиатора отопления в помещении «3а»; демонтажу перегородки между помещениями «3а» и «4а», демонтажу дверного блока между помещениями «3а» и «3» с последующим заложением проема, демонтажу раковины в помещении «3», устройству ванны в помещениях «2» и «3а», устройству радиаторов отопления в помещениях «2а» и «3а», устройство перегородки с дверным проемом между помещениями «2а» и «3а», устройству раковины и газового котла в помещении «3».
Кроме того, произведены работы по: реконструкции в виде демонтажа пристройки «1а», перепланировке в виде демонтажа перегородок между помещениями «2а», «3а», «3а» и «4а» с последующим устройством перегородки, образующей новые помещения «2а» и «3а», а также демонтажа дверного блока между помещениями «3а» и «3» с последующим заложением проема, переустройству (переоборудованию) в виде переноса радиатора отопления из помещения «3а» в помещение «2а», установки радиатора отопления в новообразованном помещении «3а», переноса раковины в помещении «3», установки газового котла в помещении «3», установки ванн в помещениях «2» и в новообразованном помещении «3а».
Таким образом, в результате произведённых мероприятий общая площадь нежилого помещения с холодными помещениями составляет 61,7 кв.м.
Произведенные работы по переустройству (переоборудованию) не соответствуют п. 7.8 СП 62.13330.2011 в части прокладки трубопровода газоснабжения к установленному в помещении «3» двухконтурному газовому котлу через вентиляционный канал, а также п. 4.8 и 5.1 СП 29.13330.2011 в части покрытия полов в помещениях «3а» и «2» в виде текстильного напольного покрытия (ковролина) и уровня полов в данных помещениях с уровнем смежного помещения «2а» (коридор).
Техническая возможность приведения реконструированных, переустроенных, переоборудованных, перепланированных помещений в первоначальное состояние имеется, необходимо произвести демонтаж возведенных перегородок и установленного оборудования с последующим устройством новых конструкций стен пристройки, перегородок, оконных и дверных проемов, а также оборудования.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющими принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих исковых требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, что переустройство, перепланировка, переоборудование, реконструкция нежилого помещения произведена без разрешительной документации, проект переустройства, переоборудования не разрабатывался.
Вместе с тем, распоряжение администрации от 12.04.2022 № КГХиС/р-25 о приведении ответчиком самовольно перепланированного и переустроенного жилого помещения в прежнее состояние, обеспечении при производстве работ соблюдение требований Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда внесено на следующие виды работ: в двух помещениях установлены ванны (джакузи) с подведением сетей водоснабжения и канализации; в помещениях туалета установлен умывальник с подведением сетей водоснабжения и канализации, однако в спорном помещении выполнены работы по демонтажу стен, оконных блоков и дверного блока пристройки «1а», демонтажу перегородки с дверным блоком между помещениями «2а», «3а», демонтажу радиатора отопления в помещении «3а»; демонтажу перегородки между помещениями «3а» и «4а», демонтажу дверного блока между помещениями «3а» и «3» с последующим заложением проема, демонтажу раковины в помещении «3», устройству ванны в помещениях «2» и «3а», устройству радиаторов отопления в помещениях «2а» и «3а», устройство перегородки с дверным проемом между помещениями «2а» и «3а», устройству раковины и газового котла в помещении «3».
Кроме того, произведены работы по: реконструкции в виде демонтажа пристройки «1а», перепланировке в виде демонтажа перегородок между помещениями «2а», «3а», «3а» и «4а» с последующим устройством перегородки, образующей новые помещения «2а» и «3а», а также демонтажа дверного блока между помещениями «3а» и «3» с последующим заложением проема, переустройству (переоборудованию) в виде переноса радиатора отопления из помещения «3а» в помещение «2а», установки радиатора отопления в новообразованном помещении «3а», переноса раковины в помещении «3», установки газового котла в помещении «3», установки ванн в помещениях «2» и в новообразованном помещении «3а», поскольку подаче иска о прекращении права собственности на нежилое помещение должно предшествовать предупреждение органа местного самоуправления о необходимости устранить нарушения с назначением срока для приведения нежилого помещения в прежнее состояние, то администрацией данное требование соблюдено не в полном объеме.
В вопросе, касающемся продажи с публичных торгов нежилого помещения, принадлежащего собственнику, речь фактически идет о принудительном изъятии жилья. Однако ст. 235 ГК РФ, которая содержит исчерпывающий перечень случаев принудительного изъятия жилья, такого случая не предусматривает. Статья 293 ГК РФ предусматривает принудительное изъятие жилого помещения, если оно используется не по назначению, если нарушаются права и интересы соседей, в случае бесхозяйственного обращения с жильем, что приводит к его разрушению (данный перечень является закрытым). При этом ст. 293 ГК РФ содержится в перечне случаев принудительного изъятия у собственника имущества, установленном ст. 235 ГК РФ. Перечень таких случаев тоже является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.
Как следует из материалов дела ответчиком произведена незаконная реконструкция нежилого помещения в виде демонтажа пристройки «1а», следствием чего стало уменьшение технических параметров объекта капитального строительства, а также обустройства входной группы, что повлекло уменьшения общего имущества дома в виде земельного участка. Согласие иных собственников в материалы дела не представлено.
Вместе с тем, положения ст. 29 ЖК РФ при незаконной реконструкции многоквартирного дома, изменении режима использования общего имущества в том числе земельного участка (под входной группой) не применимы. Поскольку факт реконструкции общего имущества собственников многоквартирного дома и изменение режима общего имущества - земельного участка нашел подтверждение, то в силу ст. п. 2 ч. 3 ст. 11 ЖК РФ на ответчика должна быть возложена обязанность по приведению в прежнее состояние общего имущества собственников многоквартирного дома.
Принимая во внимание, что ответчик в данный момент принимает меры к их узакониванию, выразил готовность устранить выявленные несоответствия, а продажа с публичных торгов принадлежащего собственнику нежилого помещения предусмотрена законодателем в качестве исключительной меры ответственности за самовольное переустройство и (или) перепланирование жилого помещения, влекущие нарушение прав и законных интересов граждан, создающие угрозу их жизни или здоровью, которая может быть применена в тех случаях, когда все меры воздействия на собственника, самовольно перепланировавшего или переустроившего жилое помещение, исчерпаны. Обратное противоречило бы ст. 35 Конституции РФ, предусматривающей охрану права частной собственности. Более того, законом не исключена возможность сохранения нежилого помещения в перепланированном состоянии в судебном порядке.
При этом администрация иные меры защиты гражданских прав и гражданско-правовой ответственности к собственнику спорного жилого помещения, не связанного с лишением владения, не применяла, в связи с чем, подача настоящего иска представляется суду преждевременной.
Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований администрации ГО «Город Калининград» о продажи с публичных торгов самовольно переустроенного и (или) перепланированного жилого помещения,
Руководствуясь ст. ст. 194–198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Комитета городского хозяйства и строительства администрации ГО «Город Калининград» (ИНН 3904094520, ОГРН 1023900783620) к Славетской №) о продаже с публичных торгов самовольно переустроенного и (или) перепланированного жилого помещения – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 19 января 2024 г.
Судья М.В. Мануковская