Решение по делу № 2а-1617/2017 от 28.06.2017

Дело № 2а-1617/2017

Мотивированное решение изготовлено 18 июля 2017 года

                    

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Верхняя Пышма                                 13 июля 2017 года

Верхнепышминский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи М.П. Вершининой,

при секретаре Максимовой А.С.,

с участием: административного истца Коробицыной Н.В., представителей административного истца Селиной В.Ю., Кантеева Д.В., представителя административного ответчика Пигалицына М.С., представителя заинтересованного лица – Яковлевой С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Коробицыной Натальи Владимировны о признании незаконным представления прокурора г. Верхняя Пышма от ДД.ММ.ГГГГ о досрочном прекращении полномочий депутата Думы городского округа Среднеуральск,

установил:

Коробицына Н.В. обратилась в Верхнепышминский городской суд Свердловской области с административным иском о признании незаконным представления прокурора г. Верхняя Пышма от ДД.ММ.ГГГГ о досрочном прекращении полномочий депутата Думы городского округа Среднеуральск.

    В обоснование требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ ей стало известно, что в отношении нее, как депутата Думы городского округа Среднеуральск шестого созыва, ДД.ММ.ГГГГ прокурором города Верхняя Пышма вынесено представление о досрочном прекращении полномочий депутата Думы городского округа Среднеуральск шестого созыва. Председателем Думы ДД.ММ.ГГГГ было проведено заседание постоянно действующей комиссии Думы городского округа Среднеуральск по вопросам местного самоуправления, связям с общественностью и средствам массовой информации, для принятия решения по включению в повестку дня вопроса по удовлетворению вышеуказанного представления прокурора, без уведомления и участия административного истца. Считает, что прокурор неверно толкует положения части 4 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации относительно момента возникновения права собственности на недвижимое имущество, поскольку право собственности возникает с момента государственной регистрации. Верхнепышминское бюро технической инвентаризации не обладает правом государственной регистрации права на недвижимое имущество, таким образом сведения СОГУП ОГЦТИРН СО «Верхнепышминское БТИ и РН» не подтверждают момент государственной регистрации ее права на гаражный бокс в ГСК .Кроме того, считает, что не был регламентирован порядок предоставления сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера депутатами представительного органа местного самоуправления, поскольку Указ Губернатора Свердловской области от 31.05.2016 № 306-УГ «Об утверждении порядка предоставления лицами, замещающими муниципальные должности в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области, сведений о доходах, расходах об имуществе и обязательствах имущественного характера» вступил в силу только ДД.ММ.ГГГГ и, соответственно, административным истцом не был нарушен порядок представления сведений о доходах и не нарушены требования статьи 12 Закона Свердловской области № 2-ОЗ «О противодействии коррупции в Свердловской области». Также к представлению не приложены обосновывающие материалы, послужившие основанием начала проверки и вынесению представления, его объяснения. Считает представление вынесенным с грубым нарушением требований действующего законодательства, поэтому оно не может служить основанием для досрочного прекращения депутатских полномочий.

Административный истец, его представители Селина В.Ю., Кантеев Д.В., действующие на основании доверенности <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ордеров и удостоверений адвоката, в судебном заседании требования и доводы, изложенные в административном исковом заявлении, поддержали, настаивали на его удовлетворении.

Представитель административного ответчика прокурора г. Верхняя Пышма - старший помощник прокурора г.Верхняя Пышма Пигалицын М.С., действующий на основании доверенности и служебного удостоверения, в судебном заседании требования Коробицыной Н.В. не признал, подержал доводы, изложенные в письменном возражении на административное исковое заявление.

Представитель заинтересованного лица - Думы городского округа Среднеуральск шестого созыва – Яковлева С.Н., действующая на основании доверенности и диплома, в судебном заседании полагала требования Коробицыной Н.В. не подлежащими удовлетворению.

При таких обстоятельствах суд, руководствуясь положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре) устанавливает, что прокурор при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов наделен правом вносить представление об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения (пункт 1 статьи 21, пункт 3 статьи 22, статьи 24, 28).

За невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении указанных лиц предусмотрена административная ответственность, что свидетельствует о том, что представление прокурора, являясь основанием для привлечения к административной ответственности, затрагивает права этих лиц.

Таким образом, представление прокурора содержит властное волеизъявление, его неисполнение порождает правовые последствия, в силу чего представления прокурора являются предметом обжалования в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений (преамбула).

Согласно части 4 статьи 12.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Часть 1 статьи 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ содержит основные термины и понятия, используемые в указанном Федеральном законе. В частности, определяет понятие «лицо, замещающее муниципальную должность» - депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса.

Согласно части 7.1 статьи 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ и другими федеральными законами.

Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ, Федеральным законом «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» от 03.12.2012 № 230-ФЗ, Федеральным законом «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» от 07.05.2013 №79-ФЗ.

Пункт 4 статьи 5 Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ предусматривает, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.

Согласно статье 12.1 Закона Свердловской области от 20.02.2009 № 2-ОЗ «О противодействии коррупции в Свердловской области» (в редакции Закона Свердловской области от 09.06.2017 № 53-ОЗ) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей представляются до 1 апреля года, следующего за отчетным, лицами, замещающими муниципальные должности (за исключением муниципальных должностей глав) в муниципальных образованиях, расположенных на территориях управленческих округов Свердловской области, - в администрации соответствующих управленческих округов Свердловской области.

Сведения, указанные в части первой настоящего пункта, представляются гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области, в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Законом.

Указанные сведения представляются по форме, утвержденной нормативным правовым актом Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 23.06.2014 № 460 «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации» установлено, что лица, претендующие на замещение должностей и замещающие должности, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, представляют такие сведения по форме справки, утвержденной настоящим Указом.

Согласно пункту 11 статьи 26 Устава ГО Среднеуральск полномочия депутата могут быть досрочно прекращены в том числе, в иных случаях, установленных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и иными федеральными законами. К ним относится неисполнение обязанности, установленной Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Как следует из материалов дела, прокуратурой города Верхняя Пышма была проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции.

По итогам проверки председателю Думы ГО Среднеуральск ФИО10 внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленных нарушений действующего законодательства, поскольку был установлен факт нарушения депутатом Думы ГО Среднеуральск Коробицыной Н.В. законодательства о противодействии коррупции – в справках о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за <данные изъяты> год указаны недостоверные сведения, а именно:

- в разделе 3, подраздел 3.1 Недвижимое имущество в составе собственности не указан гараж и не указаны сведения о доходе от реализации имущества в разделе 1 справки. Согласно сведениям СОГУП ОГЦТИРН СО «Верхнепышминское БТИ и РН» Коробицыной Н.В. на праве собственности принадлежит гаражный бокс в ГСК в <адрес>.

В соответствии с протоколом заседания комиссии Думы городского округа Среднеуральск по местному самоуправлению, связям с общественностью и средствам массовой информации от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрение указанного представления прокурора было вынесено на очередное заседании Думы ДД.ММ.ГГГГ.

На момент рассмотрения спора решение Думы ГО Среднеуральск по оспариваемому представлению прокурора не принято.

Поскольку административный истец является депутатом Думы ГО Среднеуральск, на него распространяются установленные вышеперечисленными нормативными актами обязанности по представлению сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Вместе с тем, суд, разрешая спор, оценив все представленные доказательства и установленные по делу обстоятельства, приходит к выводу о том, что Коробицыной Н.В. не соблюдены ограничения, запреты, и обязанности, возложенные федеральными законами в связи с неполным и недостоверным представлением справки о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за 2016 год, что подтверждено материалами надзорного производства , в частности:

- сведениями СОГУП «Областной Центр недвижимости» филиал «Верхнепышминское БТИ и РН», согласно которым по данным учетной регистрации документов о правах, осуществляемой в период до начала деятельности органа по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (до ДД.ММ.ГГГГ) на основании постановления главы администрации города Среднеуральск от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ за Коробицыной Н.В. зарегистрированы сведения о наличии в собственности объекта недвижимости – гаражного бокса по адресу: <адрес>, в микрорайоне Пихтовый, ГСК , дата регистрации сведений ДД.ММ.ГГГГ, Коробицыной Н.В. выдано регистрационное удостоверением . Вместе с тем, согласно справки о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за <данные изъяты> год ФИО3 в разделе 3.1. «Недвижимое имущество» указанный гаражный бокс не указан, сведения о доходах от реализации недвижимого имущества также не отражены в разделе 1 «Сведения о доходах», при том, что указанный объект недвижимости отражен в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставленной Коробицыной Н.В. за <данные изъяты> год, в качестве основания приобретения указано на непосредственное участие в строительстве ГСК в 1996 году.

Таким образом, выявленные нарушения, содержащиеся в представлении прокурора, являются законными и обоснованными.

В соответствии со статьей 1 Федерального Закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.

На основании пункта 1 статьи 21 Федерального Закона от 17.01.1992 № 2202-1 при реализации возложенных функций прокурор вправе проверять исполнение законов органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами контроля, их должностными лицами, а также вносить представления об устранении выявленных нарушений закона в соответствии со статьей 22 указанного федерального закона.

В пункте 3 статьи 22 Федерального Закона от 17.01.1992 № 2202-1 указано, что прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона.

Согласно пункту 1 статьи 24 Федерального Закона от 17.01.1992 № 2202-1 представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Из текста представления следует, что прокурор требует рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий депутатов Думы ГО Среднеуральск, допустивших нарушение федерального законодательства.

В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1, прокурор или его заместитель вправе требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к установленной законом ответственности.

Вместе с тем, статья 5 указанного выше Федерального закона закрепляет принцип недопустимости вмешательства в осуществление прокурорского надзора.

Доводы административного истца сводятся к несогласию с принятыми мерами прокурорского реагирования, однако принятие таких мер относится к исключительной компетенции прокуратуры и выбор мер прокурорского реагирования осуществляется при наличии оснований к этому с учетом конкретных обстоятельств.

При этом в представлении не содержится императивного требования о необходимости прекращения полномочий депутатов, а указывается лишь на возможность реализации Думой ГО Среднеуральск дискреционного права на привлечение виновных в нарушение закона депутатов к соответствующему виду юридической ответственности.

Учитывая изложенное, требования административного истца, суд полагает не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

в удовлетворении требований ФИО3 о признании незаконным представления прокурора г. Верхняя Пышма от ДД.ММ.ГГГГ о досрочном прекращении полномочий депутата Думы городского округа Среднеуральск, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд путем подачи апелляционный жалобы через Верхнепышминский городской суд Свердловской области в течение месяца с момента вынесения решения в окончательном виде.

Судья                                              М.П. Вершинина

2а-1617/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Коробицына Н.В.
Ответчики
Прокуратура г.Верхняя Пышма
Другие
Дума ГО Среднеуральск
Суд
Верхнепышминский городской суд Свердловской области
Дело на сайте суда
verhnepyshminsky.svd.sudrf.ru
28.06.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
28.06.2017[Адм.] Передача материалов судье
28.06.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
07.07.2017[Адм.] Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
07.07.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.07.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.07.2017[Адм.] Судебное заседание
18.07.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.07.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.07.2017[Адм.] Дело оформлено
19.09.2017[Адм.] Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее