Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
по делу № 2-3591/18
г. Наро-Фоминск 13.11.2018
Наро-Фоминский городской суд Московской области в лице председательствующего Козленковой Е.В. при секретаре Катюхиной Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Воробьева В.А., Воробьевой И.В. к Министерству обороны Российской Федерации, Министерству имущественных отношений Российской Федерации, Администрации Наро-Фоминского городского округа Московской области о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, признании утратившим силу постановления,
установил:
Воробьев В.А. Воробьева И.В. обратились в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, Министерству имущественных отношений Российской Федерации, Администрации Наро-Фоминского городского округа Московской области и, уточнив иск, просят: признать за истцами право пользования на условиях социального найма жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, признать за истцами право общей долевой собственности по 1/2 доли в праве на указанное жилое помещение в порядке приватизации; признать утратившим силу постановление Главы Администрации Наро-Фоминского района Московской области от 10.06.1999 № в части внесения в разряд служебной жилой площади спорной квартиры.
Истцы и их представитель в судебном заседании просят удовлетворить исковые требования. В обоснование своих требований Воробьевы указывают, что Воробьеву В.А. и членам его семьи (жена Воробьева И.В., дочь Воробьева М.В.) на основании служебного ордера от 04.06.2003, выданного № КЭЧ района, предоставлено вышеуказанное жилое помещение (ранее адрес: <адрес>). Спорное жилое помещение отнесено к числу служебных помещений постановлением Главы Администрации Наро-Фоминского района Московской области от 10.06.1999 №. Воробьев В.А. заключил контракт о прохождении военной службы до 01.01.1998 и как военнослужащий, продолживший военную службу свыше пяти лет, имел право на предоставление жилого помещения на общих основания. 21.03.2005 при увольнении с военной службы Воробьеву В.А. как военнослужащему имеющему право на жилищное обеспечение предоставлено указанное жилое помещение. Истцы ранее в приватизации жилых помещений не участвовали, другого жилого помещения не имеют.
Министерство обороны Российской Федерации в судебное заседание не явилось, представило в суд возражения на иск, в которых просит отказать в удовлетворении иска, рассмотреть дело без участия своего представителя. В обоснование возражений указывает, что решение о предоставлении спорного жилого помещения Воробьеву В.А. на условиях социального найма уполномоченным органом не принималось. Спорное жилое помещение предоставлено Воробьеву В.А. по служебному ордеру на период прохождения военной службы. Понуждения собственника жилищного фонда к передаче служебных жилых помещений в собственность граждан не допустимо.
Третье лицо по делу Воробьева М.В. в судебном заседании просит удовлетворить иск. В своих объяснениях Воробьева М.В. подтвердила, что от приватизации спорного жилого помещения отказывается, ее позиция по делу аналогична позиции истцов.
В судебное заседание ответчик Министерство имущественных отношений Российской Федерации, третье лицо ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации не явились, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Воробьеву В.А. на семью в составе 3 человек (он, жена Воробьева И.В., дочь Воробьева М.В.) на основании служебного ордера от 04.06.2003, выданного № КЭЧ района, предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>.
Спорное жилое помещение отнесено к числу служебных помещений постановлением Главы Администрации Наро-Фоминского района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № до предоставления семье Воробьева В.А.
Согласно выписке из домовой книги, выданной ООО «УК ЖКХ» от 30.08.2017, в вышеуказанном жилом помещении зарегистрированы по месту жительства Воробьев В.А., Воробьева И.В., Воробьева М.В. с 31.07.2003.
Истцы обращались в Министерство обороны Российской Федерации с заявлением по вопросу приватизации спорного жилого помещения. В ответе от 11.07.2017 им было сообщено, что отсутствуют основания для передачи жилого помещения собственность в порядке приватизации, поскольку служебные жилые помещения не подлежат приватизации.
В соответствии со ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ.
В соответствии с п. 12 ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии с ч. 1 ст. 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Занимаемое истцами жилое помещение является федеральной собственностью. Право государственной собственности или оперативного управления на спорное жилое помещение в ЕГРН не зарегистрировано.
Согласно ответу Комитета по управлению имуществом Наро-Фоминского городского округа от 01.11.2018 вышеуказанная квартира в муниципальную собственность не принималась.
Спорное жилое помещение предоставлено истцам как служебное жилое помещение. Правовой режим спорного жилого помещения на момент предоставления служебного жилого помещения и по настоящее время не менялся.
В соответствии со ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся служебные жилые помещения.
В соответствии со ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
Согласно ст. 100 ЖК РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем. Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения. В договоре найма специализированного жилого помещения определяются предмет договора, права и обязанности сторон по пользованию специализированным жилым помещением. В договоре найма специализированного жилого помещения указываются члены семьи нанимателя.
Согласно ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Согласно ч. 1 ст. 103 ЖК РФ, в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
Согласно ч. 3 ст. 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
По смыслу приведенных выше положений ч. 1 ст. 103 и ч. 3 ст. 104 ЖК РФ, что нашло отражение в Определении Верховного Суда РФ от 07.02.2017 N 78-КГ16-81, прекращение трудовых отношений с работодателем, предоставившим жилое помещение, служит лишь основанием для прекращения договора найма специализированного жилого помещения, но не влечет за собой автоматическое прекращение договора в момент увольнения работника. Договор найма специализированного жилого помещения сохраняет свое действие вплоть до его добровольного освобождения нанимателем, при отказе от которого гражданин подлежит выселению в судебном порядке с прекращением прав и обязанностей в отношении занимаемого жилья.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
21.05.2005 Воробьев В.А. уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта (подпункт «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О военной обязанности и военной службе»). Выслуга лет Воробьева В.А. на 23.07.2004 составляет в календарном исчислении 12 лет 06 месяцев. Воробьев В.А. к указанной в ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ категории военнослужащих не относится.
Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований ЖК РФ решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 ЖК РФ).
Решения о предоставлении спорного жилого помещения истцам на условиях социального найма уполномоченным органом не принималось. Спорное жилое помещение не относится к жилищному фонду социального использования. Спорная квартира предоставлена во временное пользование в качестве служебного жилья на строго определенный период - на время военной службы.
Спорное жилое помещение было предоставлено истцу и членам его семьи без учета очередности предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма. Удовлетворение исковых требований нарушит принцип очередности и права других граждан, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В соответствии со ст. 101 Жилищного кодекса РСФСР жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Постановление Главы Администрации Наро-Фоминского района Московской области от 10.06.1999 № принято в соответствии с нормами законодательства, действовавшего на момент его принятия по ходатайству командования в/ч №. Предусмотренных законом оснований для признания постановления утратившим силу не усматривается.
В соответствии со ст. ст. 1, 2 Закона от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее - Закон от 04.07.1991 № 1541-1) приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде на условиях социального найма. Граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного и муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и нормативными актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних лиц в возрасте от 14 до 18 лет.
Согласно ст. 4 Закона от 04.07.1991 № 1541-1 не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Приватизация служебных жилых помещений не допускается. Истцы не имеют право на приватизацию спорного жилого помещения, поскольку оно предоставлено как служебное жилое помещение, а не на условиях социального найма.
Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным доказательствам, суд признает исковые требования не подлежащими удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Воробьева В.А., Воробьевой И.В. к Министерству обороны Российской Федерации, Министерству имущественных отношений Российской Федерации, Администрации Наро-Фоминского городского округа Московской области о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, признании утратившим силу постановления отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Наро-Фоминский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.В. Козленкова