Решение по делу № 2-675/2021 от 12.01.2021

47RS0011-01-2021-000118-07

Дело № 2-675/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Ломоносов                                                                     18 ноября 2021 года

Ломоносовский районный суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Яковлевой М.В.,

с участием помощника прокурора Полугрудовой М.В.,

при секретаре Добряковой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора к садоводческому некоммерческому товариществу «Кировец-2» (СНТ «Флора») об обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Ломоносовский районный суд Ленинградской области с иском, в котором просил обязать СНТ «Флора» согласовать с местной администрацией муниципального образования Оржицкое сельское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области создание мест (площадки) накопления твердых коммунальных отходов; обязать СНТ «Флора» оборудовать контейнерную площадку для сбора твердых коммунальных отходов на территории товарищества в соответствии с требованиями природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства; обязать СНТ «Флора» заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что СНТ «Флора» не исполняет требования законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, на территории объединения отсутствуют контейнерные площадки для сбора и накопления отходов, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами товариществом с региональным оператором не заключен. Вместе с тем, обязательное наличие специально оборудованных площадок для сбора и накопления отходов потребления на территории садоводческих некоммерческих объединений граждан предусмотрено действующим федеральным и региональным законодательством.

В соответствии с Дополнительным соглашением № 2, заключенным между Ленинградской областью и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами от 5 марта 2019 года региональный оператор АО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области» приступил к деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО на территории Приозерского района Ленинградской области с 1 апреля 2019 года, на территории Выборгского района с 1 июня 2019 года, на территории Лужского района с 1 июля 2019 года, на территории Всеволожского района с 1 октября 2019 года, на территории остальных муниципальных районов Ленинградской области с 1 ноября 2019 года.

Предложение АО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области» о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами опубликовано в установленном порядке, размещено на Интернет-странице регионального оператора.

СНТ «Флора», вместе с тем, не заключило с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, что не допустимо.

Прокурор указал на то, что ненадлежащее обращение СНТ «Флора» с твердыми коммунальными отходами приводит к образованию несанкционированных свалок на территории массива и прилегающей территории, создает реальную угрозу ухудшения состояния окружающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки, а также заболевания населения, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и среду обитания.

Представитель истца - помощник прокурора Ломоносовского района Ленинградской области - Полугрудова М.В. в судебном заседании поддержала заявленные требования по доводам и основаниям, изложенным в иске (л.д.3-7).

Представитель ответчика, СНТ «Флора» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен судом в установленном законом порядке, однако направленные в адрес ответчика судебные извещения возвращены в суд с отметкой об истечении срока хранения, возражений по иску не представил, об отложении слушания дела не просил.

Представитель третьего лица АО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области» в судебное заседание также не явился, о месте и времени слушания дела извещен судом надлежащим образом (л.д. 70). Ранее в судебном заседании представитель АО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области» Новосельцева И.А., действующая на основании доверенности от 29 октября 2020 года сроком до 31 декабря 2021 года (л.д.64), доводы искового заявления поддержала.

Руководствуясь положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд пришел к выводу о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, выслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности, приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что СНТ «Флора» зарегистрировано в качестве юридического лица 22 апреля 1993 года, 16 декабря 2002 года внесено в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1024702186794, адрес местонахождения: Ленинградская область, Ломоносовский район, городской деревня Оржицы, председателем товарищества является Шелепов Владислав Викторович (л.д.10-17).

22 декабря 2020 года региональный оператор направил в адрес и.о. природоохранного прокурора Ленинградской межведомственной природоохранной прокуратуры информационное письмо № УК-4852-12/20, указав, что СНТ «Флора» не заключило с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в связи отсутствием мест накопления твердых коммунальных отходов. В письме также указано, что с представителями товарищества неоднократно, но безрезультатно проводились переговоры по вопросу организации оказания услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до момента организации места накопления на территории СНТ (л.д.8).

В силу статей 9 и 42 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (пункт 1). Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (пункт 2).

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии с частью 2 статьи 12, частью 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» общественные объединения и некоммерческие организации при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды обязаны соблюдать требования в области охраны окружающей среды.

Отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

Статьей 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно пункту 5.11 СНиП 30-02-97 «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения» на территории садоводческих (дачных) объединений и за ее пределами запрещается организовывать свалки отходов. Бытовые отходы, как правило, должны утилизироваться на садовых (дачных) участках. Для неутилизируемых отходов (стекло, металл, полиэтилен и др.) на территории общего пользования должны быть предусмотрены площадки контейнеров для мусора.

Указанное правило предусмотрено также пунктом 5.10 СП 53.13330.2019. Свод правил. Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения.

Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (часть 4 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

В силу пунктов 3, 4 раздела 2 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 года №1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом.

Согласно части 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Подпунктами 5, 6 пункта 7 статьи 18 Федерального закона от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что к полномочиям правления товарищества относятся, в том числе, принятие решений о заключении договоров с организациями, осуществляющими снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение, благоустройство и охрану территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности и иную деятельность, направленную на достижение целей товарищества, а также о заключении договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Согласно пункту 8 (17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156, потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) – 8 (7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8 (8) – 8 (16) настоящих Правил.

Постановлением правительства Ленинградской области от 9 июля 2018 года № 232 «Об утверждении Правил осуществления деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ленинградской области» утверждены Правила осуществления деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ленинградской области, которые определяют порядок осуществления деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ленинградской области.

24 апреля 2018 года заключено соглашение с АО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области» о наделении статусом регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ленинградской области (л.д.55-61).

20 декабря 2018 года между Ленинградской областью и АО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области» заключено дополнительное соглашение № 1, согласно которому региональный оператор обязан приступить к организации деятельности по сбору, транспортированию, утилизации, обезвреживанию, захоронению твёрдых коммунальных отходов не позднее ноября 2019 года (л.д.62).

В соответствии с дополнительным соглашением № 2 от 5 марта 2019 года, заключенным между Ленинградкой областью и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор АО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области», последний приступил к деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории Приозерского района Ленинградской области с 1 апреля 2019 года, на территории Выборгского района с 1 июня 2019 года, на территории Лужского района с 1 июля 2019 года, на территории Всеволожского района с 1 октября 2019 года, на территории остальных муниципальных районов Ленинградской области с 1 ноября 2019 года (л.д.63)

АО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области» опубликовало предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в установленном законом порядке путем размещения на Интернет-странице регионального оператора.

Доказательств согласования ответчиком с местной администрацией муниципального образования Оржицкое сельское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области мест (площадки) накопления твердых коммунальных отходов суду не представлено.

При таких обстоятельствах требование прокурора об обязании СНТ «Флора» согласовать создание мест (площадки) накопления твердых коммунальных отходов подлежит удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что ответчик не заключил в установленные законом сроки договор с региональным оператором, что создает угрозу несанкционированных свалок, ухудшающих состояние окружающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки.

Таким образом, суд находит, что требование прокурора об обязании СНТ «Флора» заключить с региональным оператором АО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области» договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами подлежит удовлетворению.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 3 утвержден СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

Учитывая, что невыполнение СНТ «Флора» вышеуказанных требований действующего законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды может повлечь за собой наступление негативных последствий, а также приводит к нарушению прав и законных интересов граждан на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований, в том числе и в части обязания ответчика оборудовать контейнерную площадку для сбора твердых коммунальных отходов на территории товарищества в соответствии с требованиями природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно в соответствии с СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 3.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора к садоводческому некоммерческому товариществу «Флора» об обязании совершить действия - удовлетворить.

Обязать садоводческое некоммерческое товарищество «Флора» в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу согласовать с местной администрацией муниципального образования Аннинское городское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области создание мест (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с порядком установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года №1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра».

Обязать садоводческое некоммерческое товарищество «Флора» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать контейнерную площадку для сбора твердых коммунальных отходов на территории товарищества в соответствии с требованиями природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно в соответствии с СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 3.

Обязать садоводческое некоммерческое товарищество «Флора» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу заключить с региональным оператором АО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области» договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд через Ломоносовский районный суд Ленинградской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 25 ноября 2021 года

Судья                                                                                                  М.В. Яковлева

2-675/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
И.о. ленинградского межрайонного природоохранного прокурора
Ответчики
СНТ "Флора"
Другие
АО "Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области"
Суд
Ломоносовский районный суд Ленинградской области
Судья
Яковлева Мария Владимировна
Дело на странице суда
lomonosovsky.lo.sudrf.ru
12.01.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.01.2021Передача материалов судье
15.01.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.01.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.01.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
04.03.2021Предварительное судебное заседание
29.04.2021Судебное заседание
10.06.2021Судебное заседание
09.09.2021Судебное заседание
18.11.2021Судебное заседание
18.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее