Решение по делу № 2-819/2021 от 29.10.2021

    № 2-1-819/2021

    64RS0015-01-2021-001479-40

    РЕШЕНИЕ

    Именем Российской Федерации

    06 декабря 2021 г.                                                                                                      г. Ершов

        Ершовский районный суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Лукьяновой Ж.Г.,

    при секретаре Яковлевой Н.Н.,

    с участием истца – старшего помощника прокурора Ершовского района Горбатова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению первого заместителя прокурора области в защиту интересов Российской Федерации в лице Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области, а также неопределённого круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Дорожный ремонтно-строительный участок» о возложении обязанности исполнить требования природоохранного законодательства,

    установил:

первый заместитель прокурора области в защиту интересов Российской Федерации в лице Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области, а также неопределённого круга лиц обратился в Ершовский районный суд Саратовской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Дорожный ремонтно-строительный участок» о возложении обязанности исполнить требования природоохранного законодательства.

    Требования мотивировал тем, что прокуратурой Саратовской области организована проверка исполнения природоохранного законодательства в деятельности Общества с ограниченной ответственностью «Дорожный ремонтно-строительный участок» (далее – ООО «ДРСУ»), в ходе которой выявлены нарушения требований природоохранного законодательства.

Совместно со специалистом министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области с 20 по 23 сентября 2021 года проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в деятельности ООО «ДРСУ».

Согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства основным видом деятельности ООО «ДРСУ» является строительство автомобильных дорог и автомагистралей.

В соответствии с Критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398 асфальтобетонный завод ООО «ДРСУ», расположенный по адресу: Саратовская область, г. Ершов, у. Прирельсовая, д. 5, относится к III категории.

Согласно сведениям, представленным ООО «ДРСУ», на предприятии имеется 21 источник выбросов загрязняющих веществ в атмосферу: 7-организованных, 14-неорганизованных.

Предприятием ООО «ДРСУ» эксплуатируется асфальтобетонный завод, оснащенный газоочистным оборудованием (далее - ГОУ), состоящим из двух ступеней: блока циклонов и агрегата мокрой газоочистки.

С учетом того, что нарушения природоохранного законодательства могут оказать неблагоприятное воздействие на окружающую природную среду, что, в свою очередь, может отразиться на здоровье граждан, условиях их проживания просят суд возложить на ООО «Дорожный ремонтно-строительный участок» обязанность разработать и согласовать с министерством природных ресурсов Саратовской области план мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, программу производственного экологического контроля, паспорт газоочистительного оборудования, программу проведения технического обслуживания, технического осмотра, проверки показателей работы и планово-предупредительного ремонта газоочистительного оборудования.

Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, эксплуатируемые ООО «ДРСУ», не поставлены на государственный учет в государственном реестре объектов негативного воздействия на окружающую среду.

    В судебном заседании старший помощник прокурора Горбатов А.В., просил удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

Представитель истца Министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области в судебное заседание не явились, о дне слушании извещены надлежащим образом, заявлений, ходатайств не представили.

Представитель ответчика ООО «ДРСУ» в судебное заседание не явились, о дне слушании извещались надлежащим образом, в материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела в их отсутствии и о признании исковых требований в полном объёме.

Исследовав материалы дела, выслушав старшего помощника прокурора Ершовского района Саратовской области Горбатова А.В., суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду.

По требованию ст. 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду.

Конституционные права граждан обеспечиваются соблюдением хозяйствующими субъектами установленных экологических требований                         и нормативов, при нарушении которых гражданам не гарантируется благоприятная среда обитания, что создает угрозу причинения вреда здоровью человека.

    Согласно п. 1 ст. 19 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в городских и иных поселениях органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления организуют работы по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее – НМУ).

    В соответствии с п. 3 ст. 19 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.

Порядок представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требования к составу и содержанию такой информации утвержден приказом Минприроды Российской Федерации от 17.11.2011 № 899 (далее – Порядок).

Согласно п. 2 Порядка, он предназначен для использования заинтересованными лицами при регулировании выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в городских и иных поселениях в период НМУ.

В соответствии с п. 3 Порядка заинтересованными лицами являются, в том числе юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, которые обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.

В соответствии с п. 6 Порядка проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории Саратовской области, утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 12.11.2012 № 671-П, при получении прогнозов о НМУ юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ в зависимости от степени опасности ожидаемых НМУ в соответствии с согласованными планами мероприятий.

Порядок, сроки и последовательность действий (административных процедур) при предоставлении государственной услуги по согласованию плана мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу в периоды неблагоприятных метеорологических условий для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, расположенных на территории Саратовской области, установлен соответствующим административным регламентом, утвержденным приказом министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 17.06.2014 № 275.

Из материалов дела усматривается, что согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства основным видом деятельности ООО «ДРСУ» является строительство автомобильных дорог и автомагистралей.

В соответствии с Критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398 асфальтобетонный завод ООО «ДРСУ», расположенный по адресу: Саратовская область, г. Ершов, у. Прирельсовая, д. 5, относится к III категории.

На предприятии ООО «ДРСУ» имеется 21 источник выбросов загрязняющих веществ в атмосферу: 7-организованных, 14-неорганизованных.

Предприятием ООО «ДРСУ» эксплуатируется асфальтобетонный завод, оснащенный газоочистным оборудованием (далее - ГОУ), состоящим из двух ступеней: блока циклонов и агрегата мокрой газоочистки.

В нарушение указанных требований законодательства ООО «ДРСУ» План мероприятий по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условиях не разработан и с министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области не согласован.

Кроме того, согласно ч. 2 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.

В нарушении указанной нормы права у ООО «ДРСУ» отсутствует программа производственного экологического контроля.

Согласно ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

В соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны: соблюдать правила эксплуатации установок очистки газа и предназначенного для контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух оборудования.

В силу п. 18 Правил эксплуатации установок очистки газа, утвержденных приказом Минприроды России от 15.09.2017 № 498, хозяйствующий субъект, эксплуатирующий ГОУ, должен разработать и утвердить паспорт ГОУ, программу проведения технического обслуживания, технического осмотра, проверки показателей работы ГОУ и планово-предупредительного ремонта, руководство (инструкцию) по эксплуатации ГОУ, а также определить должностное лицо, ответственное за эксплуатацию ГОУ и ведение паспорта ГОУ.

Пунктом 21 Правил предусмотрено, что технический осмотр ГОУ и проверка показателей работы ГОУ, подлежащих контролю и указанных в паспорте ГОУ, включая проведение лабораторных измерений при необходимости, должны проводиться не реже двух раз в год, если документацией изготовителя ГОУ или руководством (инструкцией) по эксплуатации не предусмотрено иное.

В нарушение указанных требований законодательства на предприятии ООО «ДРСУ» отсутствуют паспорта ГОУ, программа проведения технического обслуживания, технического осмотра, проверки показателей работы ГОУ и планово-предупредительного ремонта.

Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

В нарушение указанной нормы права объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, эксплуатируемые ООО «ДРСУ», не поставлены на государственный учет в государственном реестре объектов негативного воздействия на окружающую среду.

Согласно статье 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности; приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды и др.

В связи с тем, что нарушения природоохранного законодательства могут оказать неблагоприятное воздействие на окружающую природную среду, что в свою очередь, может отразиться на здоровье граждан, условиях их проживания. суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.

В силу ч.ч. 1, 2 ст. 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

В соответствии со ст. 173 ГПК РФ заявление о признании иска ответчиком заносится в протокол судебного заседания и подписывается ответчиком. Суд разъясняет ответчику последствия признания иска. При признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Согласно абзацу второму ч. 4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

Удовлетворяя уточненные истцом исковые требования, суд руководствуется положениями ст. 39, ч. 3 ст. 173 ГПК РФ и исходит из того, что в данном случае признание иска не противоречит закону, не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц.

Поскольку признание иска в силу ст. 39 ГПК РФ является правом ответчика, последствия признания иска, предусмотренные ст. 173 ГПК РФ, ответчику были разъяснены и понятны, признание иска не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, совершено ответчиком добровольно в письменной форме, суд принимает признание иска.

    На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 193-198 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковое заявление первого заместителя прокурора области в защиту интересов Российской Федерации в лице Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области, а также неопределённого круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Дорожный ремонтно-строительный участок» о возложении обязанности исполнить требования природоохранного законодательства, удовлетворить.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Дорожный ремонтно-строительный участок» разработать и согласовать с министерством природных ресурсов Саратовской области план мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Дорожный ремонтно-строительный участок» разработать и утвердить программу производственного экологического контроля.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Дорожный ремонтно-строительный участок» разработать и утвердить паспорта газоочистного оборудования, программу проведения технического обслуживания, технического осмотра, проверки показателей работы и планово-предупредительного ремонта газоочистного оборудования.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Дорожный ремонтно-строительный участок» поставить на государственный учет в государственном реестре объектов негативного воздействия на окружающую среду объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, эксплуатируемые предприятием.

Принятое по делу решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд путем подачи апелляционной жалобы лицами, участвующими в деле, через Ершовский районный суд Саратовской области в течение одного месяца со дня принятия решения судом.

Председательствующий

2-819/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Первый заместитель прокурора области
Ответчики
ООО "Дорожный ремонтно-строительный участок"
Суд
Ершовский районный суд Саратовской области
Судья
Лукьянова Жанна Георгиевна
Дело на сайте суда
ershovsky.sar.sudrf.ru
29.10.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.10.2021Передача материалов судье
29.10.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.11.2021Подготовка дела (собеседование)
18.11.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.12.2021Судебное заседание
06.12.2021Судебное заседание
06.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее