03RS0007-01-2022-005914-49
№ 2-4467/2022 (33-3655/2023)
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Уфа 20 сентября 2023 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Сыртлановой О.В.,
судей Гафаровой Л.Ф., Науширбановой З.А.
при секретаре Каскиновой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционное представление прокуратуры г. Уфы Республики Башкортостан на решение Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 20 октября 2022 г. по гражданскому делу по исковому заявлению прокуратуры г. Уфы Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, муниципальному бюджетному учреждению «Служба по благоустройству Советского района» городского округа город Уфа Республики Башкортостан о возложении обязанности устранить нарушения при использовании земельного участка.
Заслушав доклад судьи Сыртлановой О.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокуратура г. Уфы Республики Башкортостан обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в обоснование заявленных требований указывая на то, что прокуратурой г. Уфы совместно с представителями Уфимского территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан проведена проверка исполнения природоохранного законодательства в деятельности муниципального бюджетного учреждения по результатам которой установлено, что согласно договору безвозмездного пользования № 519 БСП-20 от 18 ноября 2020 г. земельный участок, расположенный по адресу адрес. северо-восточнее от д. 8 закреплен за МБУ «Служба по благоустройству Советского района» городского округа город Уфа Республики Башкортостан для складирования снега. Осуществленным выездом 5 мая 2022 г. на указанный земельный участок установлено, что его территория не огорожена, не имеет твердого покрытия и обвалки. Правилами благоустройства территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденным решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 23 июня 2020 г. № 62/4, установлен порядок организации и проведения уборочных работ в зимнее время. Правилами предусмотрено, что для целей складирования снега должны отводиться специальные земельные участки (снежные полигоны). Указанными правилами установлено, что до 1 октября текущего года Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан и дорожными службами должны быть завершены работы по подготовке мест для приема снега: снежные полигоны, снегоплавильные камеры, площадки для вывода и временного складирования снега. Вопреки указанным требованиям законодательства спорный земельный участок используется для складирования снежных масс в отсутствие твердого покрытия и обваловки. Таяние снежных масс от уборки улиц может повлечь загрязнение почвенного покрова земельных участков на месте их складирования и прилегающей территории, в том числе, хлоридное засоление, в связи с чем нарушаются прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Приводя данные обстоятельства, истец просил суд обязать МБУ «Служба по благоустройству Советского района» городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан в срок до 1 октября 2022 г. привести земельный участок площадью 40024 кв. м. с кадастровым номером №...:234, расположенный по адресу адрес, в соответствии с требованиями пункта 34 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требовании к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, обметенных помещений, организации и проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 3, путем установки водонепроницаемого покрытия и обвалования сплошным земляным валом, запретить ответчикам складирование снежных масс на указанном земельном участке до приведения его в соответствие с пунктом 34 СанПиН 2.1.3684-21.
Советским районным судом г. Уфы 20 октября 2022 г. принято решение, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, прокуратура г. Уфы Республики Башкортостан в апелляционном представлении просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что складирование на земельном участке с кадастровым номером №...:234 отходов в виде снега, собранного в ходе санитарной очистки территории городского округа город Уфа, не противоречит виду разрешенного использования названного земельного участка. Судом не принято во внимание, что Правилами землепользования и застройки территориальная зона земельного участка №...:234 определена как «рекреационная зона» (Р-1). Требование прокурора о запрете складирования снежных масс на названном участке проигнорировано, решение по нему не принято, во вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частях решения отсутствуют какие-либо выводы относительно второй части требований прокурора.
На судебном заседании прокурор Белалов М.Р. поддержал доводы апелляционного представления.
Представитель Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Администрации Советского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан Сиразтдинова В.В. в судебном заседании указала на необоснованность доводов апелляционного представления, пояснив, что в настоящее время построен снегоплавительный завод.
Представитель муниципального бюджетного учреждения «Служба по благоустройству Советского района» городского округа город Уфа Республики Башкортостан Нохова Э.В. в судебном заседании указала на истечение срока договора действия договора.
Информация о принятии апелляционного представления к производству с указанием времени и места судебного разбирательства размещена в открытом доступе на официальном сайте Верховного суда Республики Башкортостан (vs.bkr.sudrf.ru) в информационно–телекоммуникационной сети «Интернет».
По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объём своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по собственному усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лиц, извещенных в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является их волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве.
Судебная коллегия, принимая во внимание отсутствие возражений, руководствуясь положениями статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело без участия неявившихся лиц.
Выслушав участников процесса, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционного представления, возражения на него, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, прокуратурой г. Уфы Республики Башкортостан совместно с представителями Уфимского территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан проведена проверка исполнения природоохранного законодательства в деятельности МБУ «Служба по благоустройству Советского района» городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
11 мая 2022 г. по результатам осмотра территории земельного участка, расположенного по адресу адрес, составлено заключение, согласно которому территория не огорожена, не имеет твердого покрытия, у въезда установлен металлический шлагбаум, аншлаг с информацией о том, что территория является снежным полигоном МБУ «Служба по благоустройству Советского района» городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Эксплуатируемая территория на момент осмотра захламлена твердыми коммунальными отходами в виде полиэтилена, картона, бумаги, пластмассы. Также в результате воздействия ветров указанными отходами захламлены прилегающие территории. Площадь захламления составляет 16900 кв. м., объем около 20 куб. м.
20 мая 2022 г. директором МБУ «Служба по благоустройству Советского района» городского округа город Уфа Республики Башкортостан Бургановым А.Р. даны объявления, согласно которым он вину в захламлении земельного участка площадью 40024 кв. м., в том числе, в период с 1 января 2022 г. по 5 мая 2022 г. признал полностью, указал, что в настоящее время большая часть мусора с участка вывезена, просил назначить минимальное наказание.
20 мая 2022 г. заместителем прокурора г. Уфы советником юстиции Латыповым Д.Р. вынесено постановление, которым возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ в отношении должностного лица – директора МБУ «Служба по благоустройству Советского района» городского округа город Уфа Республики Башкортостан Бурганова А.Р.
Согласно выписке из ЕГРН, правообладателем земельного участка с кадастровым номером №...:234 является муниципальное образование городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Вид разрешенного использования земельного участка – «объекты санитарной очистки территории».
Указанный земельный участок на основании договора от 18 января 2022 г. № 32 БСП-22, заключенного между Управлением земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан и МБУ «Служба по благоустройству Советского района» городского округа город Уфа Республики Башкортостан передан последнему в безвозмездное пользование под объекты санитарной очистки территории сроком с 8 октября 2021 г. по 3 октября 2022 г.
3 октября 2022 г. между Управлением земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан и МБУ «Служба по благоустройству Советского района» городского округа город Уфа Республики Башкортостан г. Уфы вновь заключен договор № 481 БСП-22 безвозмездного пользования земельным участком с кадастровым номером №...:234, срок использования участка устанавливается с 31 августа 2022 г. до 26 августа 2023 г.
Из пункта 3.5.2 договора безвозмездного пользования земельным участком следует, что МБУ «Служба по благоустройству Советского района» городского округа город Уфа Республики Башкортостан обязано пользоваться участком в соответствии с целевым (функциональным) использованием, указанным в пункте 1.1 договора (объекты санитарной очистки территории).
23 сентября 2022 г. Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан в адрес прокуратуры направлен ответ на запрос, согласно которому предоставлена информация о количестве полигонов для сбора снега, в том числе, указан земельный участок с кадастровым номером №...:234.
Согласно ответу МБУ «Служба по благоустройству Советского района» городского округа город Уфа Республики Башкортостан г. Уфы на судебный запрос, в зимний период 2021-2022 г. очищенный с автодорог Советского района г. Уфы снег размещался на территории Ленинского района г. Уфы, на Базисном проезде на земельном участке, выданном во временное пользование до 2 октября 2022 г., специальных полигонов под складирование снега у МБУ «Служба по благоустройству Советского района» городского округа город Уфа Республики Башкортостан г. Уфы не имеется.
19 октября 2022 г. произведен осмотр спорного земельного участка, составлено заключение по результатам осмотра, согласно которого выявлено, что на момент осмотра территория частично отсыпана смесью глины и асфальтной крошки, также имеется частичная земляная обвалка, снежный полигон не соответствует требованиям пункта 34 СанПиН 2.1.3684-21.
Из письма Управления коммунального хозяйства и благоустройства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 30 сентября 2022 г., адресованного первому заместителю главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, следует, что вывоз снежной массы с территории Советского района в осенне-зимний период 2022-2023 (при наличии договора на земельный участок, выданный МБУ по благоустройству и содержанию территории) осуществляется на временные места складирования снега с последующей очисткой и благоустройством согласно п. 16 ст. 66 Правил благоустройства территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан № 62/4 от 23 июня 2020 г. В настоящее время осуществляется работа по разработке проектной документации по объекту: «Строительство снегоплавильных установок на территории городского округа г. Уфа Республики Башкортостан». Под строительство выделена площадка на адрес. В настоящее время проектная документация разработана и направлена на прохождение государственной экспертизы. Срок прохождения экспертизы – до 20 октября 2022 г., после чего будут проведены конкурсные процедуры на выполнение строительно-монтажных работ. Работы по строительству одного снегоплавильного пункта будут выполнены до конца 2022 г.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что установленный в отношении земельного участка с кадастровым номером №...:234 вид разрешенного использования «объекты санитарной очистки территории» не предусматривает его использование для складирования снега, пришел к выводу о том, что на ответчиков не может быть возложена обязанность по осуществлению действий в соответствии с требованиями пункта 34 СанПиН 2.1.3684-21, а именно по установке водонепроницаемого покрытия и обвалования сплошным земляным валом, поскольку это приведет к фактическому изменению вида его разрешенного использования.
Вместе с тем с выводами суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований согласиться нельзя, поскольку они сделаны при неправильном применении норм материального права и несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Статья 42 Конституции Российской Федерации гарантирует право каждому на благоприятную окружающую среду.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы (пункт 1 статьи 4 ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Законодательство в области охраны окружающей среды в силу пункта 1 статьи 2 ФЗ «Об охране окружающей среды» основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из данного Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (пункт 11 части 1 статьи 16) и Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (пункт 2 статьи 7) организацию мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа относят к вопросам местного значения городского округа.
Пунктами 24 и 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесены участие в организации деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов; утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами.
Пункт 36 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации дает понятие благоустройства территории как деятельности по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленной на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе, территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
Пункт 27 статьи 4 Устава городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденного Решением Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 15 декабря 2005 г. № 3/6, указывает, что к вопросам местного значения городского округа относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
В соответствии с приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 г. № 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» к коммунальным, подобным коммунальным на производстве и предоставлении услуг населению, отходам относятся отходы от зимней уборки улиц (код 7 31 210 00 00 0), то есть снег.
Правовые основы обращения с отходами в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», предусматривающим, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1 статьи 13.4).
Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 12 Федерального закона № 89-ФЗ).
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 г. № 607-ст, являются несанкционированными свалками отходов.
Согласно пункта 34 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 3, собранный хозяйствующими субъектами, осуществляющими вывоз снега, снег должен складироваться на площадках с водонепроницаемым покрытием и обвалованных сплошным земляным валом или вывозиться на снегоплавильные установки.
Не допускается размещение собранного снега и льда на детских игровых и спортивных площадках, в зонах рекреационного назначения, на поверхности ледяного покрова водоемов и водосборных территориях, а также в радиусе 50 метров от источников нецентрализованного водоснабжения.
Настоящие санитарные правила и нормы являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами. Положения приведенного законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Иное распределение бремени доказывания следует из положений абз. 9 ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно которому при осуществлении хозяйственной и иной деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающей воздействие на окружающую среду такая деятельность осуществляется с учетом презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.
Исследованием материалов дела установлено, что 19 октября 2022 г. произведен осмотр спорного земельного участка, составлено заключение, согласно которого выявлено, что на момент осмотра территория частично отсыпана смесью глины и асфальтной крошки, также имеется частичная земляная обвалка, снежный полигон не соответствует требованиям пункта 34 СанПиН 2.1.3684-21.
Обращаясь в суд с исковыми требованиями, прокуратура указала на то, что спорный земельный участок используется для складирования снежных масс в отсутствие твердого покрытия и обваловки, таяние снежных масс от уборки улиц может повлечь загрязнение почвенного покрова земельных участков на месте их складирования и прилегающей территории, в том числе, хлоридное засоление, в связи с чем, нарушаются прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Соответственно, на ответчиков возлагается бремя доказывания того обстоятельства, что площадка для хранения снега соответствует обязательным требованиям, предусмотренным п. 34 СанПиН 2.1.3684-21.
В данном случае стороной ответчика не оспаривалось то обстоятельство, что территория земельного участка с кадастровым номером №...:234 используется в качестве полигона для сбора снега, что усматривается из неоднократных ответов Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан и МБУ «Служба по благоустройству Советского района» городского округа город Уфа Республики Башкортостан в адрес прокуратуры города.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, при рассмотрении дела суд обязан исследовать по существу фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться лишь формальным исследованием условий применения правовых норм, поскольку иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту, закрепленное ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации, оказалось бы существенно ущемленным (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12 июля 2007 г. № 10-П).
Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (часть 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Между тем, суд первой инстанции, формально сославшись на возможное изменение фактического вида разрешенного использования земельного участка в результате удовлетворения исковых требований, не определил в качестве юридически значимых обстоятельства использования участка в соответствии с требованиями санитарных правил, которые при имеющихся обстоятельствах дела являются обязательными для исполнения органом местного самоуправления, и нарушение которых имеет безусловное влияние на права и законные интересы неопределенного круга лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства. Дополнительные доказательства принимаются судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными. О принятии новых доказательств суд апелляционной инстанции выносит определение.
Между тем, согласно разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», судам необходимо учитывать, что по смыслу статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Если судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела (пункт 1 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), то суду апелляционной инстанции следует поставить на обсуждение вопрос о представлении лицами, участвующими в деле, дополнительных (новых) доказательств и при необходимости по их ходатайству оказать им содействие в собирании и истребовании таких доказательств.
В связи с тем, что вопрос соответствия фактического использования земельного участка в соответствии с санитарными правилами судом не разрешался, как следствие, вопрос о проведении по делу судебной экспертизы не был поставлен на разрешение сторон, судебная коллегия пришла в целях установления обстоятельств соответствия используемого для складирования снежных масс земельного участка с кадастровым номером №...:234 требованиям СанПиН 2.1.3684-21, соответствия фактического использования вышеуказанного земельного участка его целевому (функциональному) использованию пришла к выводу об удовлетворении ходатайства о назначении по делу экспертизы.
Согласно заключению ООО «Центр судебных экспертиз республики Башкортостан» № 0011/2023 от 28 августа 2023 г., объект недвижимости площадью 40024 кв. м расположен по адресу адрес (кадастровый номер №...:234).
Объект недвижимости представляет собой неогороженный земельный участок без построек, сложной формы площадью 40024 кв. м. Поверхность исследуемого земельного участка не имеет какого-либо обустроенного искусственного покрытия. Участок частично обустроен земляным валом. Вдоль восточной границы участка расположен лесной массив.
На исследуемом участке земли не выполнено водонепроницаемое покрытие. Поверхность площадки фактически – открытый грунт без покрытия. Обвалование сплошным земляным валом выполнено частично. При изучении характеристик исследуемого земельного участка экспертом установлено, что по части территории земельного участка с кадастровым номером №...:234 пролегает водоохранная зона реки Белой. Также, исследуемый земельный участок входит в зону затопления территории г. Уфа Республики Башкортостан, затапливаемая водами реки Белая, её притоков при половодьях и паводках 1% обеспеченности.
Согласно государственному рыбохозяйственному реестру, река Белая относится к высшей категории водных объектов рыбохозяйственного значения:
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2019 г. № 206 «Об утверждении Положения об отнесении водного объекта или части водного объекта к водным объектам рыбохозяйственного значения и определении категорий водных объектов рыбохозяйственного значения» водные объекты рыбохозяйственного значения подразделяются на высшую, первую и вторую категории.
Высшая категория устанавливается для водных объектов рыбохозяйственного значения, которые являются местами обитания, размножения, зимовки, нагула, путями миграций особо ценных и ценных видов водных биологических ресурсов (при наличии одного из показателей) и (или) используются для добычи (вылова) таких видов водных биологических ресурсов, а также которые могут быть использованы для сохранения и искусственного воспроизводства указанных водных биологических ресурсов.
Снежные массы, собираемые и вывозимые с территорий населенных пунктов в процессе очистки проезжей части, обычно содержат различные твердые остатки и вредные химические вещества. Присутствие данных веществ обусловлено использованием антигололедных реагентов при обработке улиц и действиями автотранспорта и специализированной техники.
В результате процесса таяния снежных масс, которые вывозятся с городских территорий, возникает высокий риск загрязнения окружающей среды химически опасными веществами. В случае, когда дно площадок для складирования снега не обладает должной гидроизоляцией, талая вода проникает в почву, вызывая её разрушение и представляя угрозу загрязнения грунтовых вод. Если площадки для складирования загрязненных снежных масс расположены в пределах водоохранных зон и прибрежных защитных полос, талая вода с растворенными в ней загрязняющими веществами естественным путем попадает в охраняемые водные объекты, таким образом, оказывая негативное влияние на экологическую среду.
Также талая вода, образованная от таяния снега на площадке для складирования снега, может попадать в реку при паводках и половодьях при смешивании с речной водой, так как исследуемая площадка для складирования снежных масс находится в затапливаемой зоне, прилегающей к реке Белой. Так, загрязненные снежные массы могут оказаться подвержены наводнению, и грязная вода, содержащая различные твердые отходы и химические вещества, смешивается с речной водой.
Таким образом, требования СанПиН 2.1.3684–21 по санитарно-эпидемиологическим требованиям к содержанию территорий городских и сельских поселений применительно к вывозу и складированию снега не выполнены, не соблюдена статья 65 Водного Кодекса Российской Федерации.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости исследуемый участок имеет вид разрешенного использования «предоставление коммунальных услуг».
При исследовании участка с кадастровым номером №...:234 экспертом установлено, что фактически на данном участке находятся:
– земляные насыпи (частичное обвалование сплошным земляным валом – обустройство площадки для складирования снега);
– строительный мусор (кирпичи, бетонная крошка, изолирующие материалы);
– бытовой мусор (обломки деревянных досок, мебели, листы ДСП, картон, полиэтиленовые упаковки, мелкие бытовые предметы).
Очистка населенных мест – это совокупность технических средств и санитарных мероприятий для сбора, удаления и обезвреживания скапливающихся на территории населенных мест мусора, твёрдых и жидких отбросов. Очистка населенных мест включает также летнюю и зимнюю уборку улиц, площадей и дворовых территорий.
Вышеперечисленные объекты, строительный и бытовой мусор, выявленные экспертом на исследуемом участке с кадастровым номером №...:234, относятся к мусору (твердым отбросам).
Таким образом, фактическое использование исследуемого участка соответствует целевому (функциональному) использованию, предусмотренному договором № 481 БСП-22 Безвозмездного пользования земельным участком от 3 октября 2022 г. (п. 1.1), определённому как объекты санитарной очистки территории.
В связи с отсутствием возможности проведения соответствующего лабораторного исследования с изъятием и исследованием почв (грунтов) на наличие веществ, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и представляющих экологическую опасность как следствие осуществляемой на территории земельного участка деятельности, дать ответ на данный вопрос не представляется возможным.
Судебная коллегия принимает указанное заключение экспертизы в качестве относимого и допустимого доказательства, заключение содержит подробное описание произведенных исследований, сделанные в результате их выводы и научно обоснованные ответы на поставленные вопросы, в заключении указаны данные о квалификации эксперта, образовании, стаже работы, выводы эксперта обоснованы документами, приобщенными к материалам дела. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Ходатайство в рамках состязательного процесса в соответствии со ст. 56, 59 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, о назначении повторной/дополнительной экспертизы сторонами не заявлено.
Таким образом, поскольку заключением проведенной по делу экспертизой установлено несоблюдение требований СанПиН 2.1.3684–21 по санитарно-эпидемиологическим требованиям к содержанию территорий городских и сельских поселений применительно к вывозу и складированию снега в отношении территории земельного участка с кадастровым номером №...:234, постольку судебная коллегия приходит к выводу о том, что администрация как орган местного самоуправления не обеспечила организацию мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа (п. 11 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 3 ст. 7 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»), поскольку не организовала искусственное водонепроницаемое покрытие земельного участка, которое бы исключало возможность отрицательного воздействия на окружающую среду (п. 34 СанПиН 2.1.3684-21).
В соответствии с решением Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 23 июня 2020 г. № 62/4 об утверждении Правил благоустройства территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан до 1 октября текущего года Администрацией городского округа и дорожными службами должны быть завершены работы по подготовке мест для приема снега (снежные полигоны, снегоплавильные камеры, площадки для вывоза и временного складирования снега).
В свете изложенного судебная коллегия приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований прокуратуры, как следствие, об отмене решения суда первой инстанции и принятии нового решения о частичном удовлетворении исковых требований – возложении на Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан обязанности привести земельный участок площадью 40024 кв. м. с кадастровым номером №...:234, расположенный по адресу адрес, в соответствии с требованиями пункта 34 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требовании к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, обметенных помещений, организации и проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 3, путем установки водонепроницаемого покрытия и обвалования сплошным земляным валом.
В то же время судебная коллегия, исходя из положений Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не усматривает правовых оснований для возложения указанной обязанности на МБУ «Служба по благоустройству Советского района» городского округа город Уфа Республики Башкортостан, поскольку организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа отнесена к вопросам местного значения городского округа, то есть органа местного самоуправления. Также принимая во внимание истечение срока договора № 32 БСП-22 безвозмездного пользования земельным участок от 18 января 2022 г.
Доводы представителя ответчика относительно того, что в настоящее время построен снегоплавительный завод, с учетом установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств приведенных выше, не может служить безусловным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Допустимых доказательств, опровергающих обоснованность заявленных истцом требований, ответчиком в рамках состязательного процесса в соответствии со ст. 56, 59 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено.
На основании ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Судебная коллегия, исходя из критериев разумности, принимая во внимание период зимней уборки - с 1 ноября, в целях исполнения настоящего решения, устанавливает Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан срок для исполнения вышеуказанных действий – до 1 ноября 2023 г.
В силу абзаца 2 пункта 2 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам.
Оценив собранные по делу доказательства, в том числе принятые судебной коллегией дополнительное (новое) доказательство в виде заключения проведенной по делу экспертизы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии достаточных правовых оснований для применения положений вышеуказанной нормы с учетом установленных обстоятельствах дела и возложения на ответчика обязанности устранить выявленные нарушения путем совершения определенных действий в течение установленного срока. С учетом указанных обстоятельств в данном случае, а также срока, установленного для устранения нарушений, судебной коллегией не усматривается достаточных доказательств, достоверно свидетельствующих о реальности наступления опасности причинения вреда неопределенному кругу лиц в будущем в результате осуществления фактической деятельности на земельном участке, с учетом приведенных обстоятельств, полагая данные требования заявленными преждевременно.
Согласно ст. 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся: суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам.
В соответствии с п. 2 ст. 85 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае отказа стороны от предварительной оплаты экспертизы эксперт или судебно-экспертное учреждение обязаны провести назначенную судом экспертизу и вместе с заявлением о возмещении понесенных расходов направить заключение эксперта в суд с документами, подтверждающими расходы на проведение экспертизы, для решения судом вопроса о возмещении этих расходов соответствующей стороной с учетом положений части первой статьи 96 и статьи 98 настоящего Кодекса.
ООО «Центр судебных экспертиз Республики Башкортостан» представило заявление о взыскании расходов, связанных с проведением судебной экспертизы, в размере 97200 руб. Доказательства оплаты судебной экспертизы не представлены, в связи с чем, руководствуясь положениями ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пользу ООО «Центр судебных экспертиз Республики Башкортостан» с Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан подлежат взысканию расходы, связанные с проведением судебной экспертизы, в размере 97200 руб.
Руководствуясь положениями статей 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 20 октября 2022 г. отменить.
Принять по делу новое решение.
Исковые требования прокуратуры г. Уфы Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (ИНН 0276097173) о возложении обязанности устранить нарушения при использовании земельного участка удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан в срок до 1 ноября 2023 г. привести земельный участок площадью 40024 кв. м. с кадастровым номером №...:234, расположенный по адресу адрес, в соответствии с требованиями пункта 34 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требовании к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, обметенных помещений, организации и проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 3, путем установки водонепроницаемого покрытия и обвалования сплошным земляным валом.
В удовлетворении исковых требований прокуратуры г. Уфы Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному учреждению «Служба по благоустройству Советского района» городского округа город Уфа Республики Башкортостан о возложении обязанности устранить нарушения при использовании земельного участка отказать.
В удовлетворении исковых требований прокуратуры г. Уфы Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к МБУ «Служба по благоустройству Советского района» городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о запрете складирования снежных масс на земельном участке с кадастровым номером №...:234 до приведения его в соответствие с п. 34 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 отказать.
Взыскать с Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в пользу общества с ограниченной ответственностью «Центр судебных экспертиз Республики Башкортостан» (ИНН 0276160379) расходы на проведение судебной экспертизы в размере 97200 руб.
Определение может быть обжаловано в трехмесячный срок в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированный судебный акт изготовлен 4 октября 2023 г.