Судья Ашев М.М. Дело № 33-742/2024
(I инст. № 2-37/2023
УИД 01RS0001-01-2022-000874-17)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Майкоп 19 сентября 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея в составе
председательствующего Тхагапсовой Е.А.,
судей Тачахова Р.З., Аутлева Ш.В.,
при секретаре судебного заседания Самоговой Д.Т.,
с участием помощника прокурора по Республике Адыгея – Яриджанова А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-37/2023 по апелляционной жалобе истца ФИО2 на решение Гиагинского районного суда Республики Адыгея от 16 февраля 2023 года, которым постановлено:
в удовлетворении искового заявления ФИО2 к Совету народных депутатов МО «Гиагинский район» о признании незаконным действий Совета народных депутатов муниципального образования «Гиагинский район» по включению на рассмотрение очередной 2-й сессии Совета народных депутатов муниципального образования «Гиагинский район», прошедшей 27.10.2022, вопроса «О назначении председателя Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Гиагинский район», признании незаконным решения Совета народных депутатов муниципального образования «Гиагинский район» от 27.10.2022 № 28 «О назначении председателя Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Гиагинский район», признании распоряжения председателя Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Гиагинский район» от 28.10.2022 № 27 «О прекращении полномочий председателя Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Гиагинский район» ФИО2» недействительным (ничтожным), обязать Совет народных депутатов муниципального образования «Гиагинский район» устранить допущенные нарушения прав ФИО2, восстановив ФИО1 в должности председателя Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Гиагинский район», отказать.
Заслушав доклад судьи Тхагапсовой Е.А., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО2 обратилась в суд с административным иском к Совету народных депутатов муниципального образования «Гиагинский район» о признании незаконным действий ответчика по включению на рассмотрение очередной 2-й сессии Совета народных депутатов муниципального образования «Гиагинский район» вопроса о назначении председателя Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Гиагинский район»», о признании незаконным решения от 27 октября 2022 года № 28 о назначении председателя Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Гиагинский район»», о признании недействительным распоряжения председателя Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Гиагинский район» от 28 октября 2022 года № 27, о прекращении полномочий председателя Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Гиагинский район» ФИО2, о возложении обязанности по устранению допущенных нарушений прав истца путем восстановления её в должности председателя Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Гиагинский район».
В обоснование заявленных требований ФИО2 пояснила, что решением Совета народных депутатов муниципального образования «Гиагинский район» от 26 сентября 2017 года № 24 она назначена на должность председателя Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Гиагинский район» сроком на пять лет.
Федеральным законом от 01 июля 2021 года № 255 - ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» были
В связи с внесением изменений в Федеральный закон от 02 июля 2011 года № 6-ФЗ и в Федеральный закон от 06 октября 2003года № 131-ФЗ, устанавливающим, что должности председателя, заместителей председателя и аудиторов контрольно-счетного органа муниципального образования относятся исключительно к муниципальным должностям, решением Совета народных депутатов муниципального образования «Гиагинский район» от 29 сентября 2021 года № 487, она досрочно освобождена от должности председателя Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Гиагинский район».
Решением Гиагинского районного суда Республики Адыгея от 07 декабря 2021 года указанное решение Совета народных депутатов муниципального образования «Гиагинский район» от 29 сентября 2021 года № 487 признано незаконным, и она восстановлена в должности председателя Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Гиагинский район» с момента незаконного увольнения, то есть с 30 сентября 2021 года.
В целях исполнения судебного решения, ответчик издал решение от 08 декабря 2021 года № 515 о восстановлении на работу ФИО12 в должности председателя Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Гиагинский район», замещающая должность муниципальной службы, однако правовых оснований для замещения муниципальными служащими должности председателя Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Гиагинский район» не имелось, так как данная должность в Реестре должностей муниципальной службы муниципального образования «Гиагинский район» отсутствует.
В связи с этим на протяжении нескольких месяцев решение Гиагинского районного суда Республики Адыгея от 07 декабря 2021 года не исполнялось, затем в решение от 08 декабря 202 года № 515 были внесены изменения о восстановлении истца в должности без указания на муниципальную должность.
На очередной 2-й сессии Совета народных депутатов муниципального образования «Гиагинский район» 27 октября 2022 года рассмотрен вопрос и принято решение о назначении с 01 ноября 2022 года на должность председателя Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Гиагинский район» ФИО7
С данным решением истец не согласна, поскольку полагает, что при восстановлении её в должности председателя Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Гиагинский район» на основании решения Совета народных депутатов муниципального образования «Гиагинский район» от 25 февраля 2022 года № 546 в статусе лица, замещающего муниципальную должность во исполнение решения Гиагинского районного суда Республики Адыгея от 07 декабря 2021 года и определения Гиагинского районного суда Республики Адыгея от 20 декабря 2021 года, возникли новые правоотношения, соответственно, установленный законом пятилетний срок её полномочий подлежит новому исчислению с даты её назначения на муниципальную должность, то есть с 30 сентября 2021 года.
Кроме того, указывает, что в оспариваемом решении Совета народных депутатов муниципального образования «Гиагинский район» от 27 октября 2022 года № 28 о назначении председателя Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Гиагинский район» сведения об освобождении её от должности не содержатся.
Просила суд признать незаконным действия Совета народных депутатов муниципального образования «Гиагинский район» по включению на рассмотрение очередной 2-й сессии Совета народных депутатов муниципального образования «Гиагинский район», прошедшей 27.10.2022, вопроса «О назначении председателя Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Гиагинский район»;признать незаконным решение Совета народных депутатов муниципального образования «Гиагинский район» от 27.10.2022 № 28 «О назначении председателя Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Гиагинский район»; признать распоряжение председателя Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Гиагинский район» от 28.10.2022 года № 27 «О прекращении полномочий председателя Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Гиагинский район» ФИО2» недействительным (ничтожным); обязать Совет народных депутатов муниципального образования «Гиагинский район» устранить допущенные нарушения прав ФИО13 восстановив ФИО14 в должности председателя Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Гиагинский район».
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции в соответствии с частью 5 статьи 16.1 КАС РФ прекращено производство по административному исковому заявлению ФИО2 к Совету народных депутатов муниципального образования «Гиагинский район» в связи с переходом к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства.
Решением Гиагинского районного суда Республики Адыгея от 16 февраля 2023 года, резолютивная часть которого приведена выше, в удовлетворении исковых требований ФИО2 отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от 14 июля 2023 года решение Гиагинского районного суда Республики Адыгея от 16 февраля 2023 года отменено полностью, принято по делу новое решение, которым исковые требования ФИО2 к Совету народных депутатов муниципального образования «Гиагинский район» удовлетворены (т.2, л.д. 71 - 81 оборот).
Определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 30 ноября 2023 года апелляционное определение Верховного суда Республики Адыгея от 14 июля 2023 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции (т.2, л.д. 134 - 150).
При повторном апелляционном рассмотрении дела определением Верховного суда Республики Адыгея от 26 марта 2024 года судебная коллегия перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. К участию в деле в качестве соответчика привлечена Контрольно-счетная палата муниципального образования «Гиагинский район» Республики Адыгея (т.2, л.д. 167 - 169 оборот).
В силу пункта 4 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае являются принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
При наличии оснований, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных настоящей главой (часть 5 статьи Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Разрешая спор по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав истца ФИО1 и ее представителя по ордеру - адвоката ФИО8, поддержавших исковое заявление в полном объеме, заключение прокурора ФИО5 о необоснованности исковых требований ФИО2, обсудив возможность рассмотрения дела в отсутствие ответчиков, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания в порядке части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, решением Совета народных депутатов муниципального образования «Гиагинский район» Республики Адыгея от 26 сентября 2017 года № 24, ФИО2 была назначена на должность председателя Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Гиагинский район» сроком на пять лет (т. 1, л.д. 8).
01 ноября 2017 года между ФИО2 и председателем Совета народных депутатов муниципального образования «Гиагинский район» Республики Адыгея был заключен срочный трудовой договор № 13, в котором согласно пункту 19 истец назначена на должность председателя Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Гиагинский район» сроком на пять лет (т. 1, л.д. 126 - 132).
Решением Совета народных депутатов муниципального образования «Гиагинский район» Республики Адыгея от 29 сентября 2021 года № 487 ФИО2 была досрочно освобождена от должности председателя Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Гиагинский район» Республики Адыгея (т. 1, л.д. 9).
Решением Гиагинского районного суда Республики Адыгея от 07 декабря 2021 года решение Совета народных депутатов муниципального образования «Гиагинский район» от 29 сентября 2021 года № 487 признано незаконным, ФИО2 восстановлена в должности председателя Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Гиагинский район» Республики Адыгея с момента незаконного увольнения, то есть с 30 сентября 2021 года (т.1, л.д. 13-22).
В связи с истечением срока действия трудового договора № 13, заключенного 01 ноября 2017 года, Совет народных депутатов муниципального образования «Гиагинский район» Республики Адыгея направил ФИО2 письмо от 04 октября 2022 года №, которым проинформировал её о том, что 27 октября 2022 года в 15 часов состоится очередная 2-ая сессия Совета народных депутатов муниципального образования «Гиагинский район», в проект повестки дня включен вопрос «О назначении председателя Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Гиагинский район»» (т.1, л.д. 176 - 177).
На очередной 2-й сессии Совета народных депутатов муниципального образования «Гиагинский район» 27 октября 2022 года, в соответствии с Порядком рассмотрения кандидатур на должность председателя и заместителя председателя Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Гиагинский район», утвержденным решением Совета народных депутатов муниципального образования «Гиагинский район» от 27 октября 2022 года № 22, рассмотрен вопрос о назначении на должность председателя Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Гиагинский район», на рассмотрение представлены кандидатуры ФИО2 и ФИО7 (т. 1, л.д. 57 - 67).
Как следует из выписки из протокола № 2 заседания счетной комиссии по выборам председателя Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Гиагинский район» от 27 октября 2022 года, на заседании принято решение считать избранным председателем Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Гиагинский район» ФИО7 Указанное решение опубликовало в Информационном бюллетене муниципального образования «Гиагинский район» и сетевом источнике публикаций МУН «Редакция газеты «Красное знамя», а также на официальном сайте администрации МО «Гиагинский район», и вступило в силу 01 ноября 2022 года.
ФИО7 27 октября 2022 года в администрацию главы Республики Адыгея и Кабинета министров Республики Адыгея представлены сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, представляемые лицами, замещающими муниципальные должности.
Председателем Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Гиагинский район» 28 октября 2022 года издано распоряжение № 27 «О прекращении полномочий председателя Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Гиагинский район» ФИО2 31 октября 2022 года и выплате ФИО2 денежного вознаграждения за фактически отработанное время по состоянию на 31 октября 2022 года и денежную компенсацию за 27 календарных дней неиспользованного отпуска. Сведения о трудовой деятельности (отчет формы СЗВ-ТД) направлены в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в Гиагинском районе в электронном виде 31 октября 2022 года (т. 1, л.д. 53).
Разрешая спор, судебная коллегия, учитывая указания кассационного суда, изложенные в определении от 30.11.2023, исходит из нижеизложенного.
В силу положений статьи 38 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях осуществления внешнего муниципального финансового контроля представительный орган муниципального образования вправе образовать контрольно-счетный орган муниципального образ звания (часть 1).
Порядок организации и деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования определяется Федеральным законом от 07 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными Правовыми актами. В случаях и порядке, установленных федеральными законами, правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований осуществляется также законами субъекта Российской Федерации (часть 2).
Согласно абзацу 20 части 1 статьи 2 указанного Закона в редакции действовавшей на дату назначения ФИО2 на должность председателя Контрольно-счетной палаты муниципального района «Гиагинский район» (01 ноября 2017 года), лицо, замещающее муниципальную должность, - депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса, работающий в комиссии на постоянной (штатной) основе. Должности председателя контрольно-счетного органа муниципального образования, заместителя председателя контрольно-счетного органа муниципального образования, аудитора контрольно-счетного органа муниципального образования могут быть отнесены к муниципальным должностям в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Федеральным законом от 01 июля 2021 года № 225-ФЗ указанный абзац Закона изложен в новой редакции, согласно которой лицо, замещающее муниципальную должность, - депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса, работающий в комиссии на постоянной (штатной) основе, председатель, заместитель председателя, аудитор контрольно-счетного органа муниципального образования.
В соответствии с Федеральным законом от 07 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, федеральных территорий и муниципальных образований» правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Бюджетным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. В случаях и порядке, установленных федеральными законами, правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований осуществляется также законами субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 2).
Контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования (часть 2 статьи 3).
Наименования, полномочия, состав и порядок деятельности контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации, контрольно-счетного органа муниципального образования устанавливаются соответственно конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом (часть 6 статьи 3).
Частью 3 статьи 5 указанного Закона в редакции, действовавшей на дату назначения ФИО2 на должность председателя Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Гиагинский район» (01 ноября 2017 года), предусматривалось, что должности председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетного органа могут быть отнесены соответственно к государственным должностям субъекта Российской Федерации или муниципальным должностям в соответствии с законом субъекта Российской Федерации или нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Федеральным законом от 01 июля 2021 года № 225-ФЗ часть 3 статьи 5 Закона изложена в новой редакции, согласно которой должности председателя, заместителей председателя и аудиторов контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации, муниципального образования относятся соответственно к государственным должностям субъекта Российской Федерации, муниципальным должностям.
По смыслу приведенных положений федерального законодательства, Федеральным законом от 01 июля 2021 года № 225-ФЗ установлена императивная норма об отнесении должностей председателя, заместителей председателя и аудиторов контрольно-счетного органа к государственным должностям субъекта Российской Федерации и муниципальным должностям.
С 30 сентября 2021 года (дня вступления в силу Федерального закона от 01 июля 2021 года № 255-ФЗ) правовых оснований для замещения названных должностей государственными гражданскими служащими субъекта Российской Федерации (далее - гражданские служащие) и муниципальными служащими не имеется.
Председатель, заместитель председателя и аудиторы контрольно-счетного органа, замещающие государственные должности субъекта Российской Федерации или муниципальные должности, имеют публично-правовой статус и с ними не должен заключаться трудовой договор, поскольку данные лица осуществляют свою деятельность в сфере регулирования публично-правовых, а не трудовых отношений.
Исполнение председателем контрольно-счетного органа муниципального образования полномочий по муниципальной должности не влечет возникновения трудовых правоотношений.
До вступления в силу изменений относительно правового статуса должностей председателей контрольно-счетных органов муниципальных образований, внесенных Федеральным законом от 01 июля 2021 года № 225-ФЗ в Федеральный закон от 06 октября 2003 октября № 131-Ф3 и Федеральный закон от 07 февраля 2011 года № 6-ФЗ, должность председателя контрольно-счетных палат муниципальных образований могла быть отнесена к муниципальной должности в соответствии с законом субъекта Российской Федерации или нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
В случае если должности председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетного органа в соответствии с законом субъекта Российской Федерации или нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации не были отнесены к муниципальным должностям, то такие лица наделялись статусом муниципальных служащих, и их должности относились к должностям муниципальной службы, должность председателя контрольно-счетной палаты муниципального образования могла замещаться на условиях срочного служебного контракта или срочного трудового договора. Соответственно, на таких лиц должно распространяться действие трудового законодательства, законодательства о муниципальной службе.
Поскольку нормы Федерального закона от 01 июля 2021 года № 225-ФЗ (в качестве переходных положений) и Федерального закона от 07 февраля 2011 года № 6-ФЗ (в качестве основных положений) не предусматривают основания для досрочного прекращения полномочий председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетного органа, назначенных на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и муниципальный службы, до вступления в силу Федерального закона от 01 июля 2021 года № 225-ФЗ, а также возможность их перевода на государственные должности субъекта Российской Федерации и муниципальные должности, данные лица осуществляют деятельность до истечения срока своих полномочий в качестве соответственно государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и муниципальных служащих в соответствии с условиями, установленными трудовым договором.
Аналогичная правовая позиция изложена в письмах Минтруда России от 27 августа 2021 года № 28-7/10/П-6439, от 09 января 2023 года № 28-5/В-5, разъяснениях Комитета Государственной Думы Российской Федерации по региональной политике и местному самоуправлению о порядке, условиях и сроке прекращения полномочий лиц, назначенных на должности муниципальной службы в контрольно-счетных органах муниципальных образований до 30 сентября 2021 года, а также возможности их перевода на муниципальные должности (опубликованы на официальном сайте http://www.komitet4.km.duma.gov.ru в разделе Вопрос-ответ //Комитет Госдумы по ФУиВМС. 2021. URL: (дата обращения: 29 сентября 2021 года), и согласуется с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в определении от 14 января 2014 года № 75-О, в постановлении от 27 июня 2013 года № 15-П, постановлении от 02 апреля 2002 года № 7-П.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ) под муниципальной службой понимается профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
Нормы статьи 6 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ предусматривают, что должностью муниципальной службы является должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность. Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 3 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными данным Федеральным законом.
Согласно части 6 статьи 16 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ поступление гражданина на муниципальную службу осуществляется в результате назначения на должность муниципальной службы, на условиях трудового договора в соответствии с трудовым законодательством с учетом особенностей, предусмотренных указанным Федеральным законом.
По смыслу статьи 394 Трудового кодекса Российской Федерации работник, уволенный без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения, подлежит восстановлению на прежней должности, то есть в занимаемой ранее должности (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 16 февраля 2006 года № 30-О). Как следует из Определения Верховного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2005 года № 55-В05-9признание увольнения незаконным и удовлетворение судом требования о восстановлении на работе означает, что трудовые отношения работодателя и работника продолжаются по той же должности и на тех же условиях, которые определены трудовым договором, заключенным ими до увольнения.
Из указанного следует, что суд, вынося решение о восстановлении на работе, не занимается трудоустройством работника на имеющейся у работодателя на данный момент вакантной должности, а восстанавливает нарушенное право.
Таким образом, решением Гиагинского районного суда Республики Адыгея от 07 декабря 2021 года ФИО2 была восстановлена в прежней должности - председателя Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Гиагинский район», в статусе муниципальной служащей на основании трудового договора № 13 от 01 ноября 2017 года на тех же условиях, заключенного сроком на 5 лет.
Соответственно, исходя из приведенных выше законоположений, судебная коллегия приходит к выводу о том, что новые правоотношения между истцом ФИО2 и Советом народных депутатов муниципального образования «Гиагинский район» Республики Адыгея с 30 сентября 2021 года не возникли.
В связи с изложенным, доказательств нарушения порядка освобождения истца от должности председателя контрольно-счетной палаты муниципального образования по делу не установлено, поскольку, в связи с истечением срока действия трудового договора (31.10.2022), Совет народных депутатов муниципального образования «Гиагинский район» Республики Адыгея направил ФИО2 письмо от 04.10.2022 №146, в котором проинформировал ее о том, что 27 октября 2022 года состоится очередная 2-я сессия Совета народных депутатов муниципального образования «Гиагинский район», в проект повестки которой также включен вопрос о рассмотрении кандидатур на должность председателя и заместителя председателя Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Гиагинский район».
При этом материалами настоящего дела подтверждается, что 27 октября 2022 года на очередной 2-ой сессии Совета народных депутатов муниципального образования «Гиагинский район» в результате № голосования, проведенного в соответствии с установленным Порядком, на основании протокола № 2 заседания счетной комиссии было принято решение № 28 считать избранной в должности председателя Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Гиагинский район» Поддубную И.Н., опубликованное на официальном сайте администрации муниципального образования «Гиагинский район» Республики Адыгея в телекоммуникационной сети «Интернет», а также в районном печатном органе МУП «Редакция газеты «Красное знамя» и вступившее в законную силу с 01 ноября 2022 года.
Отклоняя довод истца о нарушении порядка рассмотрения кандидатур на должность председателя Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Гиагинский район» в отношении ФИО7, а, именно, о ненадлежащем предоставлении последней сведений о своих доходах, судебная коллегия отмечает следующее.
Согласно пункту 2.2 «Порядка рассмотрения кандидатур на должности председателя, заместителя председателя Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Гиагинский район», предложения о кандидатурах на должность председателя Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Гиагинский район» вносятся инициаторами выдвижения с приложением документов, предусмотренных Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов РФ и муниципальных образований» а именно: 1) копия паспорта гражданина Российской Федерации или документа, заменяющего паспорт гражданина Российской Федерации; 2) копия документа о высшем образовании; 3) копия трудовой книжки и (или) сведения о трудовой деятельности, оформленные в установленном законодательством порядке, а также в случае необходимости иные документы, подтверждающие опыт работы, в том числе на руководящих должностях не менее пяти лет, в сфере государственного, муниципального управления, государственного, муниципального контроля (аудита), экономики, финансов, юриспруденции; 4) справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданная в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; 5) согласие на обработку персональных данных в письменной форме; 6) иные документы по инициативе кандидата (характеристики, рекомендации и другие).
Таким образом, требований о необходимости предоставления кандидатом на должность председателя Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Гиагинский район» сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своего супруга и несовершеннолетних детей в комиссию вышеуказанный Порядок не содержит.
При этом в деле имеются доказательства, свидетельствующие о том, что после избрания и назначения на должность председателя контрольно-счетной палаты муниципального образования «Гиагинский район», ФИО7 27.10.2022 года предоставила в Администрацию Главы Республики Адыгея и Кабинета Министров Республики Адыгея сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, представленных лицами, замещающими муниципальные должности.
Допустимых доказательств, опровергающих установленные обстоятельства, в нарушение положений части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, истцом в дело не представлено.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о неправомерности исковых требований ФИО2, основанных на неправильном истолковании норм материального права, регулирующего спорные правоотношения, и неверном определении истцом обстоятельств, имеющих юридическое значение для настоящего спора.
Отменяя решение суда первой инстанции по основаниям, предусмотренным частью 4 пункта 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ФИО2 к Контрольно-счетной палате, Совету народных депутатов муниципального образования «Гиагинский район» о признании незаконным действий Совета народных депутатов муниципального образования «Гиагинский район» отказать ввиду отсутствия доказательств нарушения прав и законных интересов истца действиями ответчиков.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
решение Гиагинского районного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ФИО2 к Контрольно-счетной палате муниципального образования «Гиагинский район» Республики Адыгея, Совету народных депутатов муниципального образования «Гиагинский район» Республики Адыгея о признании незаконным действий Совета народных депутатов муниципального образования «Гиагинский район» Республики Адыгея по включению на рассмотрение очередной 2-й сессии Совета народных депутатов муниципального образования «Гиагинский район» Республики Адыгея, прошедшей 27.10.2022, вопроса «О назначении председателя Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Гиагинский район» Республики Адыгея, признании незаконным решения Совета народных депутатов муниципального образования «Гиагинский район» Республики Адыгея от 27.10.2022 № 28 «О назначении председателя Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Гиагинский район», признании распоряжения председателя Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Гиагинский район» Республики Адыгея от 28.10.2022 № 27 «О прекращении полномочий председателя Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Гиагинский район» Республики Адыгея ФИО2» недействительным (ничтожным), обязать Совет народных депутатов муниципального образования «Гиагинский район» Республики Адыгея устранить допущенные нарушения прав ФИО2, восстановив ФИО1 в должности председателя Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Гиагинский район» Республики Адыгея, отказать.
Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения путем подачи кассационной жалобы (представления) через суд первой инстанции.
В окончательной форме апелляционное определение изготовлено 30 сентября 2024 года.
Председательствующий Е.А. Тхагапсова
Судьи Р.З. Тачахов
Ш.В. Аутлев