Решение.
Именем Российской Федерации.
17 марта 2015 года. г.Иркутск.
Иркутский районный суд Иркутской области в составе
судьи Лозневой Н.В.,
при секретаре Полубенцевой М.Н.,
с участием:
истицы МММ,
представителей истцов ЮЮЮ, ААА,
ответчиков ИИИ, ЩЩЩ,
представителя ответчиков ЯЯЯ,
представителя 3-его лица СНТ «Сельстрой» ВВВ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску МММ к ИИИ, ЩЩЩ о сносе самовольно возведенного строения –дома,
установил:
МММ, являясь собственником земельного участка № в СНТ «Сельстрой», площадью ~~~ кв.м., обратилась в суд с исковыми требованиями к ИИИ, ЩЩЩ- собственникам смежного с ней земельного участка № ~~~, и просит суд обязать ответчиков нести самовольно возведенный дом по адресу- ....
В обоснование исковых требований истица указала, что при строительстве дома на земельном участке № собственники земельного участка самовольно возвели строение с нарушениями СНиП РФ в части п.6.5 табл.2 СП 53.13130.2011 планировки и застройки территории садоводческих (дачных) объединениях граждан, зданий и сооружений, создали угрозу в части противопожарной безопасности, а также ухудшило положение истицы как члена СНТ, угрожает безопасности жизни, здоровья и имущества граждан.
В судебном заседании истица МММ исковые требования поддержала, суду пояснила, что в соответствии с Генеральным планом застройки садоводства «Сельстрой» все постройки в садоводстве должны располагаться так, чтобы были соблюдены противопожарные нормы. Предусмотренное 15-метровое расстояние между жилыми домами ответчиками не соблюдено. Весной ~~~ г., вернувшись из загранкомандировки, она обнаружила, что на соседнем участке (№ ~~~), принадлежащем ИИИ построен дом вопреки плану, площадью ~~~ м2, высотой ~~~ м. с прямой козырьковой крышей длиной ~~~ м в непосредственной близости к её участку таким образом, что создает угрозу возгорания.
Ответчики ИИИ, ЩЩЩ, представитель истцов ЯЯЯ исковые требования не признали, и далее ИИИ суду пояснила, что она является членом СНТ с ~~~ года, участок был ~~~ сотки; в ~~~ году они начали строить дом в соответствии с планом застройки, в ~~~ году закончили строительство дома. Дом по настоящее время не перестраивался. Дочь приобрела соседний с ней участок у ФИО11 в ~~~, после чего они участок объединили и оформили право собственности по ? доле как на участок, так и на жилой дом.
Представитель 3-его лица СНТ «Сельстрой» ВВВ в судебном заседании с исковыми требованиями МММ не согласился и суду пояснил, что жилой дом на участке ответчиков не создает никакой угрозы для жизни и здоровья; построен таким образом, что в случае пожара, препятствий для проезда пожарных машин к очагу возгорания не будет.
Заслушав истицу, представителей истца, ответчиков, представителя ответчиков, изучив и оценив в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, допросив свидетеля, суд приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела, истица МММ является собственником земельного участка № площадью ~~~ кв.м. в СНТ «Сельстрой»; право собственности зарегистрировано **/**/****- л.д19.
Ответчики ЩЩЩ, ИИИ являются собственниками земельного участка № в этом же товариществе, и жилого дома, расположенного на участке № ~~~ по ? доле.
Исковые требования истца основаны на том, что возведенный ответчиком дом возведен с нарушением противопожарных норм и правил и является самовольной постройкой.
В соответствии со ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения свои имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении своего имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц (ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 260 Гражданского кодекса Российской Федерации лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.
На основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением (п. 2 ст. 260 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Статьей 263 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п. 2 ст. 260 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил является самовольной постройкой в силу ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Однако, достоверно установлено, что спорный дом расположен на земельном участке в пределах границ СНТ «Сельстрой».
В соответствии со ст. 19 Федерального Закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» № 66-ФЗ, член садоводства имеет право на строительство садового дома на своем земельном участке.
В соответствии с п. 17 ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ, выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства.
В связи с чем, доводы истицы о применении ст. 222 ГК РФ не подлежат применению, соответственно, доводы истицы о том, что жилой дом является самовольной постройкой, являются необоснованными.
Согласно разъяснений, изложенных в пунктах 45, 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в силу статей 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.
При рассмотрении исков об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, путем возведения ответчиком здания, строения, сооружения суд устанавливает факт соблюдения градостроительных и строительных норм и правил при строительстве соответствующего объекта.
Несоблюдение, в том числе незначительное, градостроительных и строительных норм и правил при строительстве может являться основанием для удовлетворения заявленного иска, если при этом нарушается право собственности или законное владение истца.
Таким образом, исковые требования МММ о сносе жилого дома могут быть удовлетворены только при наличии достаточных доказательств нарушения права собственности истца на принадлежащий ей земельный участок. Материалы дела таких доказательств не содержат.
Так, в качестве доказательств истицей представлены ответ на заявление, подготовленный отделом пожарной деятельности по Иркутскому району ( л.д ~~~) и консультацию этого же отдела ( л.д ~~~), из содержания которых следует, что расстояние между жилыми домами составляет 8 метров, что противоречит требованиям п.6.5 Табл. 2 Свод правил 53.13330.2011. Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 30-02-97*, в соответствии с которым минимальные противопожарные расстояния между крайними жилыми строениями следует принимать равным 15 м.
Невыполнение данного условия является следствием нарушения владельцами земельных участков № и уч. № размещения жилых жомов и хозяйственных построек.
Допускается уменьшать противопожарные расстояния между указанными типами зданий до ~~~ метров при условии, что стены зданий, обращенные друг к другу, не имеют оконных проемов, выполнены из негорючих материалов или подвергнуты огнезащите, а кровля и карнизы выполнены не из горячих материалов.
Данное обстоятельство было подтверждено в судебном заседании ФФФ
Доводы ответчика о том, что она раз в год производит огнезащиту стен спорного дома, истцом не опровергнуты.
Кроме того, с **/**/**** противопожарные расстояния при строительстве были установлены в СНиП 2.07.01-89. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений.
С **/**/**** вступил в силу Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", который стал основным нормативно-правовым актом, регулирующим отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям (далее - продукция), или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг.
Согласно п. 1 ст. 46 Федерального закона "О техническом регулировании" со дня вступления его в силу впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, в том числе: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений.
Поскольку согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров (пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства), то обязательные требования СНиП 2.07.01-89 в части противопожарных расстояний сохранили свое действие после вступления в силу Федерального закона "О техническом регулировании".
С 30.04.2009 вступил в силу Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
В соответствии с ч. 1 ст. 151 данного Федерального закона со дня вступления его в силу до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам защиты (продукции), процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (вывода из эксплуатации), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям настоящего Федерального закона.
Положения указанного Закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты (п. 1 ч. 2 ст. 1 Федерального закона).
С момента вступления в силу (30.04.2009) до 12.07.2012 Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" содержал обязательные требования к противопожарным расстояниям между зданиями, сооружениями и строениями, а также к противопожарным расстояниям на территориях садовых, дачных и приусадебных земельных участков (ст. 69, 75, таблица 11).
С 12.07.2012 ст. 75 Федерального закона и таблица 11, содержащая конкретные противопожарные расстояния, утратили силу, ст. 69 (Противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями и строениями) изложена в новой редакции, не предусматривающей конкретные противопожарные расстояния и порядок их определения (Федеральный закон от 10.07.2012 N 117-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности").
С 30.06.2010 вступил в силу Федеральный закон от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Согласно ч. 6 ст. 3 данного Федерального закона он устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), в том числе требования пожарной безопасности.
В ч. 3 - 4 ст. 42 указанного Закона установлено, что Правительство Российской Федерации не позднее чем за тридцать дней до дня вступления в силу настоящего Федерального закона утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона. Национальный орган Российской Федерации по стандартизации не позднее чем за тридцать дней до дня вступления в силу настоящего Федерального закона утверждает, опубликовывает и размещает в соответствии с ч. 7 ст. 6 настоящего Федерального закона перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Распоряжением Правительства РФ от 21.06.2010 N 1047-р утвержден Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", в который был включен, в том числе, СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений". Разделы 1 - 5, 6 (пункты 6.1 - 6.4, таблица 10), 7 - 9; приложение 2.
Приказом Ростехрегулирования от 01.06.2010 N 2079 (ред. от 18.05.2011) утвержден Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
В него включены следующие своды правил:
СП 54.13330.2011 "СНиП 31-01-2003 Здания жилые многоквартирные", кроме разделов 4 (пунктов 4.1, 4.4 - 4.9, 4.16, 4.17), 5, 6, 8 (пунктов 8.1 - 8.11, 8.13, 8.14), 9 - 11.
СП 55.13330.2011 "СНиП 31-02-2001 Дома жилые одноквартирные", кроме разделов 4, 5, 7 - 9.
СП 42.13330.2011 "СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", кроме разделов 1 - 5, 6 (пунктов 6.1 - 6.4, таблицы 10), 7 - 9; приложения 2.
СП 4.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям".
Согласно примечанию в настоящем перечне указанные после слова "Кроме:" разделы, части и пункты нормативного документа включены в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
С 20.05.2011 начал действовать СП 42.13330.2011 (актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*) Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений, положения которого в части разделов 1 - 5, 6 (пунктов 6.1 - 6.4, таблицы, 10), 7 - 9; приложения 2 носят обязательный характер.
Раздел 7 СП 42.13330.2011, носящий обязательный характер, называется "Параметры застройки жилых и общественно-деловых зон".
В п. 7.1 СП 42.13330.2011 указано, что расстояния между жилыми зданиями, жилыми и общественными, а также производственными зданиями следует принимать на основе расчетов инсоляции и освещенности в соответствии с требованиями, приведенными в разделе 14 (Охрана окружающей среды) настоящих норм, нормами освещенности, приведенными в СП 52.13330, а также в соответствии с противопожарными требованиями, приведенными в разделе 15 настоящего свода правил.
При этом разделы 14 и 15 СП 42.13330.2011 не носят обязательного характера.
В разделе 15 СП 42.13330.2011 (Противопожарные требования) указано, что противопожарные требования следует принимать в соответствии с главой 15 "Требования пожарной безопасности при градостроительной деятельности" раздела II "Требования пожарной безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации поселений и городских округов" Технического регламента о требованиях пожарной безопасности (Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ).
В главе 15 указанного Федерального закона конкретные противопожарные расстояния не приведены, следовательно, СП 42.13330.2011 не содержит сведений о противопожарных расстояниях, которые бы подлежали обязательному применению.
После актуализации СНиП 2.07.01-89 и издании его в редакции СП 42.13330.2011 он не утратил свое действие, поскольку, как указано в письме Минрегиона РФ от 15.08.2011 N 18529-08/ИП-ОГ, в целях переходного периода актуализированные своды правил не отменяют действия предыдущих сводов правил. Их замена будет произведена путем внесения соответствующих изменений в указанные перечни (Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 1047-р) и Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований данного Федерального закона (утвержденный приказом Ростехрегулирования от 01.06.2010 N 2079).
В этой связи СНиП 2.07.01-89 продолжает действовать до настоящего времени в части, не противоречащей требованиям технических регламентов, однако приложение 1 (Противопожарные требования) СНиП 2.07.01-89*, содержащее сведения о противопожарных расстояниях, уже не носит обязательного характера (п. 57 Перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений").
На основании изложенного с 12.07.2012 не действуют нормативные документы, содержащие обязательные требования к противопожарным расстояниям (кроме объектов, на которые распространяется специальное регулирование), в связи с чем, доводы истицы о нарушении её прав являются необоснованными.
Учитывая, что истцом не представлено бесспорных доказательств, подтверждающих реальную (а не возможную) угрозу жизни и здоровью граждан и, в частности истца, суд приходит к выводу об отсутствии нарушения прав в результате возведения ответчиками на своем земельном участке строения.
При этом, суд принимает во внимание тот факт, что истец, заявивший в качестве способа устранения нарушения его права собственности о сносе указанного выше строения, вопреки положениям ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не представил доказательств того, что данный способ является единственным способом устранения данного нарушения и соразмерен нарушению.
Доказательств невозможности сохранения спорной пристройки с учетом фактически сформировавшихся противопожарных разрывов до дома истца, при условии выполнения противопожарных мероприятий путем доведения объекта ответчика до большей степени огнестойкости, либо проведение иных противопожарных мероприятий, в материалы дела не представлено.
Вместе с тем, в силу ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Таким образом, суд, с учетом установленных по делу фактических обстоятельств, не находит правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд
решил:
В удовлетворении исковых требований МММ к ИИИ, ЩЩЩ о сносе самовольно возведенного строения –дома по адресу- ...., СНТ «Сельстрой», участок № -отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 1 месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья: Н.В.Лозневая.
~~~
~~~
Судья: Н.В.Лозневая