Дело № 2-1769/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 июня 2022 года г. Челябинск
Металлургический районный суд г. Челябинска в составе
председательствующего судьи Жилиной Н.С.,
при секретаре Кузнецовой К.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ершовой Валентины Александровны к Администрации г. Челябинска о включении имущества в наследственную массу, признании права собственности на наследственное имущество,
УСТАНОВИЛ:
Истец Ершова В.А. обратилась с иском к Администрации г. Челябинска и просит признать право собственности ЕВА, умершего 25.09.2021 г. на гараж, площадью 18,3 кв.м., расположенный по адресу: г. Челябинск, Металлургический район, у сада «Дружба», ГСК № 507, гараж № № земельный участок, площадью 610+/-17 кв.м., расположенный по адресу: Челябинская область, Сосновский район, ... с КН №, включив указанное имущество в наследственную массу, также просит признать за собой право собственности на указанное имущество.
В обоснование требований указала, что ЕВА являлся членом ГСК 507 и владельцем гаража №. Также ЕВА на основании Постановления Администрации Сосновского муниципального района Челябинской области был предоставлен земельный участок в СНТ «Надежда». Однако, право собственности на указанное имущество ЕВА при жизни не оформлено в установленном законом порядке. 25.09.2021 г. ЕВА умер. Указала, что является единственным наследником на имущество, оставшееся после смерти ЕВА Нотариусом в выдаче свидетельства о праве на наследство отказано, поскольку право собственности наследодателя при жизни на указанное имущество не зарегистрировано.
Истец Ершова В.А. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель истца Ершовой В.А. – Гусева И.А., действующая по доверенности, в судебном заседании настаивала на удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика Администрации г. Челябинска в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом (л.д.63).
Представители третьих лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области, Гаражно-строительного кооператива № 507 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом (л.д.64,65).
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 4 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество.
В силу приведенной нормы, обязательным условием возникновения права собственности на предоставленное кооперативом имущество является членство или наличие у лица права на паенакопления в кооперативе.
Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации (статья 219 Гражданского кодекса РФ).
В силу части 1 статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно пункту 1 статьи 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
В соответствии с частью 1 статьи 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня его открытия.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
В судебном заседании установлено, что ЕВА и Ершова В.А. состояли в зарегистрированном браке с хх.хх.хх (л.д.7).
25 сентября 2021 года ЕВА умер (л.д.5).
ЕВА являлся членом ГСК № 507, владельцем гаражного бокса №. Гараж построен в 1986 году за счет собственных средств, паевые взносы не вносились (л.д.8).
Согласно технического плана гаража №, расположенного по адресу: г. Челябинск, у сада «Дружба» ГСК №507 площадь гаража составляет 18,3 кв.м. (л.д.29-41).
Из представленного в материалы дела ответа нотариуса Челябинской областной нотариальной палаты ФВВ следует, что после смерти ЕВА, умершего 25.09.2021 г., заведено наследственное дело №. Нотариусом установлено, что на земельный участок, расположенный по адресу: ..., ..., государственная регистрация права собственности наследодателя произведена 28.10.2021 г., т.е. после его смерти. Кроме того, нотариусом отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону на гараж, расположенный по адресу: г. Челябинск, ГСК № 507, гараж №, так как не представлен правоустанавливающий документ, подтверждающий право собственности наследодателя на указанное имущество (л.д.27).
По сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о регистрации права собственности на указанный гараж (л.д.28).
Согласно ст.1152 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (если такая регистрация предусмотрена законом).
Согласно п.1 ст. 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования. В случае, если требование о признании права собственности в порядке наследования заявлено наследником в течение срока принятия наследства, суд приостанавливает производство по делу до истечения указанного срока.
В соответствии со статьей 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Пункт 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В силу статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации гараж является недвижимым имуществом, поскольку прочно связан с землей.
Регистрация права собственности на недвижимое имущество производится Управлением Росреестра по Челябинской области. Такой регистрации наследодатель при жизни не оформил и такая возможность им утрачена в связи с его смертью. Отсутствие же в Управлении Росреестра на день открытия наследства записей о регистрации права собственности на спорный гараж на имя наследодателя, фактически являвшегося при жизни собственником гаража, является препятствием для принятия истцом наследства.
Оценивая собранные доказательства в их совокупности суд приходит к выводу, что требования Ершовой В.А. о признании права собственности на гараж №, расположенный по адресу: г. Челябинск, у сада «Дружба», ГСК №507 за ЕВА, умершим 25.09.2021 года, возникшее при его жизни, являются законными, обоснованными, подлежащими удовлетворению.
Кроме того, разрешая требования о включении в наследственную массу ЕВА суд приходит к следующему.
На основании вышеуказанных норм, а также ст. 2,4 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» право собственности на недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
ЕВА при жизни на основании Постановления Администрации Сосновского муниципального района Челябинской области № 1405 от 07.10.2021 г. предоставлен в собственность земельный участок с КН №, расположенный по адресу: Челябинская область, Сосновский район, ... (л.д.12).
ЕВА при жизни зарегистрировать свое право на указанное имущество мог по своему усмотрению, однако, в связи с его смертью, эта возможность не реализована. Государственная регистрация права собственности произведена после смерти ЕВА Указанное свидетельствует о том, что воля наследодателя при жизни была направлена на регистрацию права собственности на указанное имущество, в связи с чем, защита наследственных прав истца должна быть осуществлена на основании ст. 12 Гражданского кодекса РФ путем признания за умершим права собственности на указанное имущество.
Поскольку суд пришел к выводу, что ЕВА при жизни являлся владельцем гаража №, расположенного по адресу: г. Челябинск, у сада «Дружба», ГСК №507, владельцем земельного участка, расположенного по адресу: Челябинская область, Сосновский район, ..., право собственности на указанное имущество не было зарегистрировано при жизни наследодателя, следовательно, требования Ершовой В.А. о включении в наследственную массу гаража, земельного участка, принадлежавших ЕВА при жизни, подлежат удовлетворению.
Также, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования в части признания права собственности на указанное имущество за истцом в порядке наследования по закону, поскольку споров по разделу наследственного имущества и притязаний третьих лиц на наследственное имущество не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ершовой Валентины Александровны удовлетворить.
Признать за ЕВА, умершим 25 сентября 2021 года, право собственности на гараж №, площадью 18,3 кв.м., расположенный по адресу: г. Челябинск, Металлургический район, у сада «Дружба», на земельный участок, площадью 610+/-17 кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Челябинская область, Сосновский район..., включив указанное имущество в наследственную массу.
Признать за Ершовой Валентиной Александровной право собственности на гараж №, площадью 18,3 кв.м., расположенный по адресу: г. Челябинск, Металлургический район, у сада «Дружба», на земельный участок, площадью 610+/-17 кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Челябинская область, Сосновский район, ..., в порядке наследования по закону после смерти ЕВА, умершего 25 сентября 2021 года.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Металлургический районный суд г. Челябинска.
Председательствующий Н.С. Жилина
Мотивированное решение составлено 23 июня 2022 года.