Дело № 2а-1078/2020
УИД: 16RS0050-01-2020-000274-74
Учет 208а
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
11 февраля 2020 года
Приволжский районный суд города Казани Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Д.И. Саматовой,
при ведении аудиопротоколирования и составлении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Э.Э. Тухбатуллиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Ново-Савиновского района города Казани Республики Татарстан, в интересах неопределённого круга лиц, к А.И. Галиуллову о прекращении действия права на управление транспортными средствами,
установил:
прокурор Ново-Савиновского района города Казани Республики Татарстан, в защиту интересов неопределённого круга лиц, обратился в суд с административным иском к А.И. Галиуллову о прекращении действия права на управление транспортными средствами, мотивируя тем, что в ходе проведенной проверки установлено, что административный ответчик имея водительское удостоверение № категории «В, В1 (AS)», выданное ДД.ММ.ГГГГ года не годен к управлению транспортными средствами по следующим основаниям. Согласно представленной информации Государственного автономного учреждения здравоохранения «Республиканский наркологический диспансер Министерства здравоохранения Республики Татарстан» (далее – ГАУЗ «РНД МЗ РТ») А.Р. Галиуллов состоит на диспансерном наблюдении (профилактическая группа) с ДД.ММ.ГГГГ года с диагнозом «Пагубное (с вредными последствиями) употребление алкоголя» (код заболевания по <данные изъяты>), стойкая ремиссия заболевания не установлена. Административный истец считает, что в связи с тем, что А.И. Галиуллов не снят с диспансерного наблюдения со стойкой ремиссией, он в настоящее время имеет медицинские противопоказания к управлению транспортным средством. Таким образом, проведенной проверкой установлено, что право А.И. Галиуллова на управление транспортными средствами подлежит прекращению, поскольку его наличие создает угрозу жизни и здоровью граждан.
На основании изложенного административный истец просит прекратить действие права А.И. Галиуллова, ДД.ММ.ГГГГ года рождения на управление транспортными средствами на основании водительского удостоверения № категории «В, В1 (AS)», выданное ДД.ММ.ГГГГ года до установления стойкой ремиссии (выздоровления), обязать А.И. Галиуллова вернуть водительское удостоверение № категории «В, В1 (AS)», выданное ДД.ММ.ГГГГ года в Управление государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Республики Татарстан.
Представитель административного истца в судебное заседание явился, исковые требования поддержал.
Административный ответчик в суд явился, с административными исковыми требованиями не согласен, считает, что привлечение его к административной ответственности по статье 6.9. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является незаконным.
Заинтересованное лицо ОГИБДД УМВД России по городу Казани о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, представитель в суд не явился.
Выслушав представителя административного истца, административного ответчика и исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Статьёй 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в городе Вене 8 ноября 1968 года, установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами, и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
Согласно части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации, осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В соответствии со статьей 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
В силу статьи 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения является, в том числе, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Согласно абзацу 9 статьи 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством, в том числе, проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу положений статьи 24 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Участники дорожного движения обязаны выполнять требования указанного Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.
Пунктом 1 статьи 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств. Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.
В пункте 1 статьи 23.1 названного закона указано, что медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством.
Постановлением Правительства Российской Федерации «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 28 апреля 1993 года № 377 утвержден Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, согласно которому противопоказанием к управлению транспортными средствами являются: лица, состоящие на учете с диагнозами: алкоголизм, наркомания, токсикомания; наркомания относится к заболеваниям, препятствующим управлению транспортным средством (согласно Международной классификации болезней МКБ-10, психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ имеют коды F10 - F19; в соответствии с Перечнем медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года № 1604, психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (коды заболеваний F10 - F16, F18, F19)), являются медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством.
Таким образом, законодательством Российской Федерации в области безопасности дорожного движения возникновение и реализация права на управление транспортным средством поставлены в прямую зависимость от состояния здоровья водителя.
Из системного толкования вышеприведенных правовых норм следует, что установление у гражданина наличия прямого противопоказания к управлению транспортными средствами безусловно свидетельствует о непосредственной угрозе для безопасности дорожного движения, пресечение которой необходимо для реализации основных принципов Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движения.
При установлении факта прямого запрета к управлению гражданином транспортными средствами продолжение действия права управления транспортными средствами противоречит основным принципам законодательства о безопасности дорожного движения, а потому такая деятельность подлежит прекращению.
Согласно пункту 1 статьи 28 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами является, в частности, выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.
На основании Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 декабря 2015 года № 1034н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи по профилю «Психиатрия-наркология» и Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ» диспансерному учету, то есть динамическому наблюдению, в том числе необходимому обследованию за состоянием здоровья пациентов в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострения заболевания, иных патологических состояний, их профилактики, осуществления лечения и медицинской реабилитации подлежат больные наркоманией и иные лица, обратившиеся за медицинской помощью по профилю «психиатрия-наркология».
Решение о прекращении диспансерного наблюдения принимается врачебной комиссией, в том числе при наличии подтвержденной стойкой ремиссии по истечении определенного времени в зависимости от диагноза больного.
В соответствии с пунктом 12 Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 декабря 2015 года № 1034н, решение о прекращении диспансерного наблюдения принимает врачебная комиссия в следующих случаях: наличие подтвержденной стойкой ремиссии не менее трех лет у пациентов с диагнозом «синдром зависимости» (код заболевания по МКБ-10 - F1x.2), в том числе граждан, находившихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, при предоставлении из них медицинской документации о прохождении лечения и подтверждении ремиссии; подтвержденной стойкой ремиссии не менее трех лет; подтвержденной стойкой ремиссии не менее двух лет при условии самостоятельного обращения пациента за оказанием медицинской помощи по профилю «психиатрия-наркология» и отсутствия возложенной судом обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ; наличие у пациентов с диагнозом «употребление с вредными последствиями» (код заболевания по МКБ-10 - F1x.1) подтвержденной стойкой ремиссии не менее года.
Материалами дела установлено, что А.И. Галиуллов имеет водительское удостоверение серии № категорий «В», В1(AS)», которое выдано ему ДД.ММ.ГГГГ года, что подтверждается сведениями отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел России по городу Казани.
Из заключений ГАУЗ «Республиканский наркологический диспансер Министерства здравоохранения Республики Татарстан» № от ДД.ММ.ГГГГ года следует, что А.И. Галиуллов состоит на диспансерном наблюдении (профилактическая группа) с ДД.ММ.ГГГГ года с диагнозом «Пагубное (с вредными последствиями) употребление алкоголя» (код заболевания <данные изъяты>). Обратился к врачу психиатру наркологу для прохождения обследования по статье 6.9. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях согласно постановлению мирового судьи судебного участка № по Советскому судебному району города Казани от ДД.ММ.ГГГГ года. Срок диспансерного наблюдения составляет один год. На текущую дату стойкая ремиссия не установлена. В связи с тем, что А.И. Галиуллов не прекратил диспансерное наблюдение в связи со стойкой ремиссией (выздоровление), он в настоящее время имеет медицинское противопоказания к управлению транспортными средствами.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года № 1604 «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством», лица, состоящие на учёте с диагнозом «психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ» (F.10 – F.16, F.18, F.19) имеют медицинские противопоказания к управлению транспортным средством до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровление).
Таким образом, как следует из материалов дела, административный ответчик состоит на диспансерном наблюдении у врача психиатра-нарколога, срок наблюдения не истек, здоровым он не признан, в настоящее время не годен к управлению транспортными средствами.
Доводы административного ответчика о незаконности привлечения его к административной ответственности по статье 6.9. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствуют об отсутствие у А.И. Галиуллова медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами.
При таких данных, разрешая требования прокурора, суд исходит из того, что административный ответчик имеет медицинские противопоказания к управлению транспортными средствами, ставит под угрозу жизнь и здоровье других участников дорожного движения, и с учетом данного обстоятельства приходит к выводу о наличии правовых оснований для их удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, подпунктом 6 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации и пунктом 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации с административного ответчика подлежит взысканию госпошлина в размере <данные изъяты> рублей.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление прокурора Ново-Савиновского района города Казани Республики Татарстан, в интересах неопределённого круга лиц, к А.И. Галиуллову о прекращении действия права на управление транспортными средствами удовлетворить.
Прекратить действие права А.И. Галиуллова, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, управления транспортными средствами на основании водительского удостоверения серия: № категория «B, B1 (AS)» выданное ДД.ММ.ГГГГ года до установления стойкой ремиссии (выздоровления).
Обязать А.И. Галиуллова, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сдать водительское удостоверение серия: № категория «B, B1(AS)» выданное ДД.ММ.ГГГГ года в Управление государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Республики Татарстан.
Взыскать с А.И. Галиуллова в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Приволжский районный суд города Казани Республики Татарстан.
Судья Д.И. Саматова
Справка: мотивированное решение суда изготовлено 11 февраля 2020 года.