Судья Хусаинов Р.Г. УИД 16RS0049-01-2024-004835-88
Дело № 5-327/2024
Дело № 7-604/2024
Решение
8 мая 2024 года город Казань
Судья Верховного Суда Республики Татарстан А.Ф. Давлетшина,
при помощнике судьи О.А. Разваловой,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Захарова В. на постановление Ново-Савиновского районного суда города Казани Республики Татарстан от 11 апреля 2024 года, вынесенное в отношении заявителя по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Захарова В. и его защитника – Васильева А.В., поддержавших доводы жалобы,
УСТАНОВИЛ:
10 апреля 2024 года в 14 часов 00 минут в ходе проверки документов по адресу: <адрес> установлено, что гражданин Республики Украина – Захаров В. въехал на территорию Российской Федерации 8 августа 2022 года с целью визита «частная», состоял на миграционном учете до 5 ноября 2022 года по адресу: <адрес> однако с 5 ноября 2022 года по настоящее время находится на территории Российской Федерации (Республики Татарстан) с нарушением режима пребывания (отсутствие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации), по истечении срока пребывания не покинул территорию Российской Федерации, тем самым нарушив требования Федерального Закона Российской Федерации от 25 июля 2002 года № 115 - ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Постановлением Ново-Савиновского районного суда города Казани Республики Татарстан от 11 апреля 2024 года, Захаров В. привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме самостоятельного контролируемого выезда за пределы Российской Федерации.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Татарстан, Захаров В., не оспаривая событие и состав административного правонарушения, просит постановление суда первой инстанции изменить, исключив из него наказание в виде выдворения за пределы Российской Федерации. Указывается на юридическую неграмотность, послужившую основанием нарушения миграционного учета, длительное нахождения автора жалобы на территории Российской Федерации, намерение приобрести гражданство Российской Федерации, а также на наличие гражданства Российской Федерации у его матери, отца, жены и сына, которые также проживают на территории Российской Федерации. Заявитель полагает, что судом первой инстанции при назначении наказания не учтены положения подпунктов «а, б» пункта 7 Указа Президента Российской Федерации от 27 августа 2022 года № 585 «О временных мерах по урегулированию правового положения лиц, состоявших в гражданстве Донецкой Народной Республике или Луганской Народной Республике и граждан Украины в Российской Федерации», где указано, что в отношении граждан Украины не принимаются решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации. Кроме того, выдворение за пределы территории Российской Федерации влечет вмешательство на право уважения семейной жизни, при этом, Захаров В. К административной и уголовной ответственности не привлекался, не представляет угрозы для общества.
В судебном заседании лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Захаров В. и его защитника – Васильева А.В., поддержали жалобу, по изложенным в ней доводам в полном объеме.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства, однако в судебное заседание не явились, о причинах неявки не известили, ходатайство об отложении судебного заседания не представили.
Проверив в полном объеме материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав объяснения, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Согласно статье 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 5 названного Федерального закона срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных данным законом. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с названным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного данным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев перечисленных в пункте 2 статьи 5 Федерального закона № 115-ФЗ.
В силу статьи 25.10 Федерального закона № 114-ФЗ иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что 10 апреля 2024 года в 14 часов 00 минут в ходе проверки документов по адресу: <адрес> установлено, что гражданин Республики Украина – Захаров В. въехал на территорию Российской Федерации 8 августа 2022 года с целью визита «частная», состоял на миграционном учете до 5 ноября 2022 года по адресу: <адрес>, однако с 5 ноября 2022 года по настоящее время находится на территории Российской Федерации (Республики Татарстан) с нарушением режима пребывания (отсутствие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации), по истечении срока пребывания не покинул территорию Российской Федерации, тем самым нарушив требования Федерального Закона Российской Федерации от 25 июля 2002 года № 115 - ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», о чём составлен протокол об административном правонарушении от 11 апреля 2024 года № 190 (л.д.18).
Данное обстоятельство подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 11 апреля 2024 года № 190 (л.д.18); объяснением Захарова В. (л.д.4); рапортом сотрудника полиции (л.д.12); данными ФМС России АС ЦБДУИГ в отношении Захарова В., а также другими доказательствами, допустимость и достоверность которых не вызывает сомнений.
Указанные доказательства были оценены судом первой инстанции в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Действия Захарова В. правильно квалифицированы по части 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ.
Совершенное Захаровым В. деяние, выразившееся в нарушении режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ.
Захаров В. требования миграционного законодательства Российской Федерации, выразившиеся в уклонении в отсутствие уважительных причин от выезда из Российской Федерации после истечения срока временного пребывания (проживания) не исполнял продолжительное время. Эти обстоятельства фактически не оспариваются заявителем и подтверждаются вышеуказанными доказательствами.
Вместе с тем с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела имеются основания для изменения обжалуемого судебного постановления в части назначенного наказания.
Санкция части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в качестве административного наказания предусматривает административный штраф в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (части 1 и 2 статьи 4.1 названного Кодекса).
При этом согласно статье 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.
Назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках производства по делам об административных правонарушениях.
В соответствии с подпунктом «а,б» пункта 7 Указа Президента Российской Федерации от 27 августа 2022 года № 585 «О временных мерах по урегулированию правового положения граждан Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины в Российской Федерации» в отношении граждан Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины (за исключением лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, или создающих угрозу национальной безопасности Российской Федерации, в том числе выступающих за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, или финансирующих, планирующих террористические (экстремистские) акты, оказывающих содействие в совершении таких актов либо совершающих их, а равно иными действиями поддерживающих террористическую (экстремистскую) деятельность, или посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, в том числе участвующих в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании) не принимаются решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения или контролируемого самостоятельного выезда за пределы Российской Федерации.
Принимая во внимание то обстоятельство, что Захаров В. не относится к числу лиц, в отношении которых пунктом 7 Указа Президента Российской Федерации от 27 августа 2022 года № 585 «О временных мерах по урегулированию правового положения граждан Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины в Российской Федерации» предусмотрены исключения, при этом сведений о привлечении Захарова В. к административной и уголовной ответственности на территории Российской Федерации материалы дела не содержат, принятый по настоящему делу судебный акт подлежит изменению, путем исключения из него указания на назначение названному лицу административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
В силу пункта 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
При таких обстоятельствах, с учетом приведенных выше правовых норм и конкретных обстоятельств дела, постановление Ново-Савиновского районного суда города Казани Республики Татарстан от 11 апреля 2024 года подлежит изменению путем исключения из него указания на назначение Захарову В. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Изложенное в настоящем решении не противоречит правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 7 июня 2023 года по делу № 89-АД23-4-К7.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Р Е Ш И Л:
постановление Ново - Савиновского районного суда города Казани Республики Татарстан от 11 апреля 2024 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Захарова В. изменить, исключив из него указание на назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения в форме контролируемого самостоятельного выезда за пределы Российской Федерации.
В остальной части постановление Ново - Савиновского районного суда города Казани Республики Татарстан от 11 апреля 2024 года оставить без изменения.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12 - 30.14 КоАП РФ.
Судья А.Ф. Давлетшина