Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
П. Качуг 26 декабря 2016 года
Качугский районный суд Иркутской области в составе председательствующей судьи Бутыриной Н. Н., при секретаре Прудских М. В., с участием прокурора-заместителя прокурора Качугского района Иркутской области Кармишина Ю.В., представителя ответчика, действующего на основании Устава, К. ., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Качугского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Бутаковского муниципального образования об устранении нарушений законодательства об охране труда,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Качугского района обратился в суд с иском в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к администрации Бутаковского муниципального образования об устранении нарушений законодательства об охране труда и возложении обязанности провести в администрации Бутаковского муниципального образования специальную оценку условий труда, а также разместить на официальном сайте администрации Бутаковского муниципального образования сводных данных о результатах проведения специальной оценки условий труда в части установления классов (подклассов) условий труда на рабочих местах и перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых производилась специальная оценка условий труда, в течение тридцати календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
Исковые требования обоснованы нарушениями, выявленными в результате проверки соблюдения трудового законодательства органами местного самоуправления поселенческого уровня во исполнение указания прокурора Иркутской области № 54/7у от 24 мая 2011 года «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства об охране труда и промышленной безопасности».
Так, в результате проверки установлено, что администрацией Бутаковского муниципального образования не обеспечено проведение специальной оценки условий труда в соответствии с Федеральным законом № 426-ФЗ от 28.12.2013 года «О специальной оценке условий труда», что является нарушением ст. 212 ТК РФ.
Наличие выявленных нарушений влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на гарантированное Конституцией РФ право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
В судебном заседании прокурор на исковых требованиях настаивал, просил удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика глава муниципального образования К.., действующий на основании Устава, исковые требования признал в полном объеме.
Судом, учитывая право сторон просить суд о рассмотрении дела в их отсутствии, дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.
Суд, заслушав прокурора, исследовав материалы дела, установил следующее.
В соответствии со ст. 37 Конституции РФ каждому гарантировано право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
В соответствии со ст. 21 Трудового кодекса РФ работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором.
В соответствии со ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан в том числе обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда;
Согласно ст. 212 Трудового кодекса РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель в частности обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда регулируются нормами Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», вступившим в силу с 01.01.2014 года.
В соответствии со ст. 3 указанного закона специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.
Согласно ч. 1, 4 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
Частью 6 ст. 15 Федерального закона от 28 ноября 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» установлено, что работодатель с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных и законодательства Российской Федерации о государственной и об иной охраняемой законом <данные изъяты> организует размещение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при наличии такого сайта) сводных данных о результатах проведения специальной оценки условий труда в части установления классов (подклассов) условий труда на рабочих местах и перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда, в срок не позднее, чем в течение тридцати календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
Судом установлено, что администрацией Бутаковского муниципального образования не обеспечено проведение специальной оценки условий суда, аттестация рабочих мест также не проводилась, что подтверждается информацией государственной инспекции труда в Иркутской области.
Сведения о проведении специальной оценки условий суда на официальном сайте Бутаковского муниципального образования в сети «Интернет» отсутствуют, что подтверждено данными мониторинга сайта.
Оценив в совокупности исследованные по делу доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Специальная оценка условий труда – процедура, призванная способствовать установлению в организации безопасных условий труда на каждом рабочем месте всех работников, которые его занимают или будут занимать. При этом специальная оценка условий труда не связана с деятельностью конкретного работника, а направлена на обеспечение безопасных условий труда в целом. Как установлено в судебном заседании аттестация рабочих мест и специальная оценка условий труда администрацией Бутаковского муниципального образования не проводилась. Неисполнение ответчиком требований закона о проведении в организации специальной оценки условий труда влечет нарушение прав граждан, поскольку итоги специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом РФ.
В связи с указанным, определенный круг лиц, чьи права нарушены, в защиту которых выступает прокурор района, индивидуализировать невозможно, поскольку в результате текучести кадров и по другим причинам на одном и том же рабочем месте в разное время могут работать разные лица.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, ч. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав может осуществляться путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, присуждения к исполнению обязанности в натуре, иным способами, предусмотренными законом.
В соответствии со ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.
Суд считает возможным принять признание иска ответчиком, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Согласно ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Поскольку исполнить решение суда вправе только ответчик, суд считает разумным установить срок исполнения решения суда, указанный прокурором в иске.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 206 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Удовлетворить исковые требования прокурора Качугского района в полном объеме.
Обязать администрацию Бутаковского муниципального образования провести специальную оценку условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать администрацию Бутаковского муниципального образования разместить на официальном сайте по адресу: <данные изъяты> сводных данных о результатах проведения специальной оценки условий труда в части установления классов (подклассов) условий труда на рабочих местах и перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых производилась специальная оценка условий труда, в течение тридцати календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение месяца со дня принятия решения.
Судья: